Урок географии в 7 классе по теме «Страны Восточной Азии. Япония»
план-конспект урока (7 класс) по теме

Сафина Наталья Владимировна

Урок поможет интересно и просто сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;  пробудит познавательный интерес к "стране Восходящего Солнца".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе по теме «Страны Восточной Азии. Япония»

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;  
  2. Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
  3. Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес;
  5. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, «Строение земной коры», климатические карты, «Плотность населения и народы», компьютер.

Ход урока

Учитель   (на фоне тихо звучащей японской мелодии)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. На доске представлен план урока по которому рассмотрим особенности Японии. Что вы знаете о Японии?

План:

1. Географическое положение Японии

2.Рельеф Японии

3. Геологическое строение

4.Полезные ископаемые страны

5. Климат страны

6. Хозяйственные особенности Японии

7.Достопремичательности Японии.

1.Географическое положение страны.

Учащиеся работают по рисункам в учебнике. Отвечают на вопросы представленные на рисунке. Делают выводы.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.  

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов.  Столица  - Токио.

2. Рельеф Японии. По атласу учащиеся определяют и делают выводы о рельефе страны. . Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте.  Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м.

3. Геологическое строение.

Работа с картой  «Строение земной коры»

Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов,  следовательно,  для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. В тесте учебника учащиеся находят какие стихийные бедствия происходят в стране.

4. Полезные ископаемые Японии. Работа с картой атласа.

Учащиеся определяют наличие полезных ископаемых. В Японии малое количество полезных ископаемых.

5. Климат Японии.

Задание для работы в парах.

По климатической карте в учебнике дать характеристику климата страны, по климатограмме определить наибольшую и наименьшую температура и минимальное и максимальное количество осадков.

6. Хозяйственное освоение Японии. По карте атласа определить :

-крупнейшие города;

-промышленность;

- развитие сельского хозяйства

- виды электростанций.

Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

7.Достопримечательности Японии. Учащиеся в ходе сообщений записывают  в тетрадь основные понятия: икебана, чайная церемония, бонсай, татами, сумо, ханами, кимоно, хаси , хасибукуро, аоймацури.

 Закрепление

В качестве закрепления ребятам предлагается заполнить небольшую таблицу.

Китай

Япония

2,3,5,6,8,9

1,2,4,6,7,10

Учитель зачитывает характеристики стран, а ученики должны поставить цифру в

 соответствующую страну.

Высказывания:

1.эта страна островное государство

2.страна имеет выход в Японское море

3. страна имеет сухопутную границу

4. страна бедна полезными ископаемыми

5.страна имеет засушливый климат

6. страна разнообразна по рельефу

7. страна расположена в сейсмическом поясе.

8. в стране хорошо развита легкая промышленность

9.многонациональная страна мира

10.в стране высокая продолжительность жизни

Учитель задает вопрос ученикам «Что нового узнали о Японии?»

Домашнее задание: § 76-прочитать, показать на карте все географические объекты представленные в параграфе.



Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5 класса

Цели: познакомить с классным руководителем, с новыми предметами; определить  мотивации к учёбе; адаптировать пятиклассников к новой системе обучения; создать благоприятную атмосферу в классе.

Оборудование:

  1. На парту каждому ученику положить листок из школьной тетради (на этом листке каждый ученик напишет поздравление своему классу).
  2. На большом листке ватмана нарисовать схематического человечка (лицо будет нарисовано в процессе классного часа); слева в столбик записать пункты характеристики, которые будут заполняться в процессе урока; отдельно заготовить две рожицы из бумаги: весёлую и грустную; одну из них учитель потом прикрепит к фигурке человечка.

Рост____________________

Вес _____________________

Физическая форма_________

Увлечения________________

Учёба____________________                        

Характер_________________

Дисциплина_______________

         

  1. Музыкальное оформление: детские песни.

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Пресс-конференция учителя.
  3. Создание автопортрета класса.
  4. Игра «Путешествие по планете знаний».
  5. Шуточные советы от учителей.
  6. Игра «Микрофон».
  7. Сочинение-миниатюра «Поздравление».
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.

Вступительное слово.

Когда-то на Руси Новый год встречали не первого января, а первого сентября. Сегодня мы тоже празднуем своеобразный Новый год – только не календарный, а учебный.

1 сентября – это также и День знаний, и День мира. Одним словом, этот первый осенний день, обычно солнечный и погожий, всегда отмечен некоторой торжественностью, даже для тех, кто уже давно покинул школьный двор.

      Вот и закончилось лето, остались далеко беззаботные деньки и вы вновь собрались все вместе, чтобы начать новый учебный год. Я надеюсь, он будет еще более плодотворным в плане учебы и творчества. Вы переступили порог начальной школы, 4 года вместе со Светланой Владимировной вы штурмовали азы программ начальной школы, и освоили их успешно! Теперь вас называют учащимися среднего звена вы – пятиклассники и дальше по школьной жизни мы пойдем с вами вместе, я надеюсь, наш путь будет не извилистой тропинкой, а широкой ровной дорогой, по которой мы пойдем взявшись за руки, помогая друг - другу, поддерживая…. . Вместе мы могучая сила. Поздравляю вас с началом нового пути, с праздником 1 сентября!

         Пресс-конференция

      Для того, чтобы нам стало понятно, с кем же мы начинаем такой длинный путь, я предлагаю вам еще раз представиться. Просто называть себя не интересно и не содержательно, поэтому предлагаю добавлять к своему имени и фамилии слово или несколько слов, характеризующих вас. Позвольте представиться: Наталья Владимировна: активная, творческая, неунывающая! Если вы хотите узнать больше, то задавайте вопросы.

     Вопросы детей.

А теперь представьтесь вы!

     Дети представляются.

Вот мы и познакомились!

На этом пресс-конференция закончена. Спасибо всем!

Создание автопортрета класса.

Впереди у нас много трудных и интересных дел, я надеюсь, мы с вами познакомимся поближе. Но теперь бы мне хотелось узнать о таинственном незнакомце по имени 5 класс. (Лист ватмана, прикреплен к доске)

Помогите мне, ребята, разузнать что-нибудь об этом загадочном 5 классе. Какие у него глаза, рост, вес, физическая форма? Чем он увлекается? Какая у него дисциплина? Как он относится к учебе? Ну и, наконец, какое у него лицо? Всё это мы будем сейчас выяснять и записывать рядом с этим портретом. А поможет мне тот, у кого самый красивый и разборчивый почерк. Есть среди вас такие?

К доске выходит один из учеников, берёт фломастер.

Первый вопрос, самый лёгкий – это рост 5 класса. Средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в эту графу? Какой рост у нашего класса? Высокий или низкий? А может быть средний?

Дети хором называют рост. Ученик записывает.

Теперь вес – нормальный, недостаточный, а может быть излишний?

Физическое развитие _ занимается ли наш 5 класс спортом? И каким?

Ну что ж, запишем: физическая форма – отличная! А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у 5 класса увлечения?

Дети рассказывают о своих увлечениях.

Так и запишем: увлечения разносторонние.

А как у нашего 5 класса с дисциплиной? Хорошо или плохо?

А вот что касается учебы, тут мы ничего пока написать не можем. Как вы думаете, почему?

Осталось только написать, какой характер у нашего 5 класса. Характеристика должна состоять только из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. Итак, какой он, 5 класс?

Дети по очереди поднимают руки и говорят качества на все буквы алфавита.

А – аккуратный

Б – бережливый…

…..

Я – яркий

Чтобы закончить портрет класса, надо нарисовать лицо. Как вы думаете, какое у него лицо?

Дети выбирают лицо-смайлик.

Вот и получился портрет 5 класса. Спасибо всем, кто помог составить портрет. Теперь мы можем наблюдать, как наш 5 класс растет, развивается, становится умнее, лучше. А вместе с ним и растет наш портрет.

Но мы будем не просто расти, а путешествовать по Планете Знаний.

Четыре учебных четверти с увлекательными уроками, классными часами, внеклассными мероприятиями и т.д, радостные каникулы – осенние, зимние, весенние и,  конечно,  опять летние.

Итак начинаем наше путешествие.

Путешествие по стране знаний.

И конечно у вас появятся новые предметы и новые учителя. Давайте проверим, все ли предметы, которые изучали, вы помните, может, уже и новые знаете.

                 Давайте я вам помогу:

  1. Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить! (Русский язык)

  1. Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать …(математика)

  1. Учитель задал мне вопрос…

«Где расположен Канин Нос?»

А я не знал, который Канин,

И показал на свой и Ванин! (Природоведение-география)

  1. Без нее ни ты, ни я

Никогда бы не узнали

Как возникла и откуда

Наша русская земля (История).

  1. Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык …(иностранный язык)

  1. Укрепит мускулатуру

Всем детишкам …(физкультура)

  1. Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит …(изобразительное искусство)

  1. Мастерить, работать с увлеченьем –

Для этого  нужно …(трудовое обучение)

  1. В мир компьютерной грамматики

Нас ведут уроки …(информатики)

«Шуточные советы» от ваших учителей:

  1. Вот пришел желанный час:

Ты зачислен в пятый класс.

Ты, дружок, послушай нас,

Мы даем тебе наказ.

  1. Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать.

  1. Приучай себя к порядку:

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

  1. Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай.

  1. Не дразнись, не зазнавайся

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься. Будь смелей.

И найдешь себе друзей.

  1. Вот и все наши советы.

Их мудрей и проще нету.

Ты, дружок, их не забудь

На уроках. В добрый путь!

    Игра «Микрофон»

А зачем нужно изучать школьные предметы?

Дети передают микрофон и отвечают на вопрос, для чего изучают школьные предметы.

Сочинение – миниатюра «Поздравление»

Что-то заскучал наш 5 класс. А ведь сегодня у него День рождения. А его до сих пор никто не поздравил. Что же мы будем делать?

Давайте напишем нашему 5 классу поздравление с началом учебного года и пожелания на весь учебный год. У вас на партах лежат листочки, всего за 5 минут попробуйте придумать несколько красивых и добрых слов своему классу.

Подведение итогов.

А что же вас ждет в пятом классе?

Парта ждет тебя, во-первых,

Ждут уроки, ждут друзья!

Будет в школе не до лени.

Без труда, друзья, нельзя

Здесь ты в новую страну

Дел и Знаний и Умений

Путешествие начнешь.

Много важного поймешь!

Ждут тебя пятерки в школе.

Ждет тебя твой  пятый класс!

И конечно у вас появятся новые предметы и новые учителя. Давайте проверим, все ли предметы, которые изучали, вы помните, может, уже и новые знаете.

 Вы – ученики средней школы. Пройдет совсем немного времени, и для вас прозвенит последний школьный звонок. Вы войдёте во взрослую жизнь, но школа на всю жизнь останется в вашем сердце.

Я верю, что в нашем классе будут только отличники и ударники, лучшие спортсмены и художники, певцы и музыканты, которые заставят заговорить о себе в стенах нашей школы.  ….

Клянётесь ли вы и обещаете ли вы, что в учебном году не будете лениться…

Клянётесь ли вы и обещаете ли вы, что будете прилежно учиться…

Клянётесь ли вы и обещаете ли вы, что будете к вершинам знаний стремиться и результатов высоких добиваться…

Клянитесь:

Никогда не ходить в школу… с не выученными уроками

Никогда не здороваться с учителями… набив рот жвачкой

Никогда не заканчивать четверть… с плохими оценками

Никогда не огорчать родителей, учителей и классного руководителя

Рефлексия.

Галерея наших эмоций.

         выбор определяется по силе аплодисментов

С каким настроением вы шли в первый класс?

А с каким настроением вы собирались в пятый класс?

Какое настроение у вас будет в дальнейшем?

Какое настроение у вас сейчас?

- Вот и заканчивается наш праздник. Даны слова клятвы и обещаний…

Подождите, а что же наши родители! Мне кажется, было бы неплохо и с вас, дорогие родители, взять обещания. Если согласны с нами, произнесите слово «да».

Детям в учебе поможем всегда, чтобы детьми была школа горда! Да?

Нас не пугает задач чехарда, формулы вспомнить для нас ерунда! Да?

Клянемся детей не бить никогда, только слегка пожурить иногда! Да?

Будем спокойны, как в речке вода, мудрыми будем, как в небе звезда! Да?

Будем вставать по утрам в холода, чтобы успеть и туда, и сюда! Да?

Вкусные блюда будем готовить всегда, баловать сладким детей иногда! Да?

Когда ж завершится учебы страда, вместе с детьми погуляем тогда! Да?

Нам предстоит год серьезной работы, год побед и поражений, год творческих находок и сомнений. То есть, вроде бы обычный, но долгожданный год.

Спасибо всем за внимание и отличное настроение.

Успехов.

До свидания!



Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Сафина Наталья Владимировна, учитель географии,

МБОУ «средняя общеобразовательная школа №21»

г. Альметьевск, РТ

«Важная цель образования –

это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Преобразуя природу, человек преобразует самого себя, проявляется как субъект своего развития.

Еще в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П.Я. Гальперин поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Следовательно, цель обучения – сформировать умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Все это подводит к необходимости внедрения технологий и методов обучения, которые помогут приблизить знания по предмету, к задачам практической деятельности. Современная технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов учебной деятельности учащихся [1].

Специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. В Методическом письме "Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году подчеркивается, что «География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.» [3].

Анализ научно-методической литературы позволяет определить базовые положения деятельностного подхода:

в центре обучения – потребности и индивидуальность учащихся;

главный способ познания – собственный опыт учащихся, получаемый через самостоятельную деятельность;

активное вовлечение компонентов критического мышления в деятельность учащихся;

наличие партнерских отношений между учеником и учителем.

Основная особенность деятельностного подхода в обучении заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

При реализации деятельностного подхода в деятельности учителя можно выделить три центральных аспекта:

  • проектирование учебной деятельности;
  • организация и обеспечение учебной деятельности;
  • управление учебной деятельностью.

Проектирование учебной деятельности предполагает проектирование ее целей, содержания, технологий обучения, с помощью которых усваивается содержание, системы контроля, позволяющей осуществлять управление учебной деятельностью. Эту работу необходимо начинать не с определения того, что ученик должен знать, а с анализа его деятельности. Вначале надо понять, что ученик должен будет делать.

Организация и обеспечение учебной деятельности включает предварительную подготовку детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Адресованные ученику вопросы, задания в условиях личностно-деятельностного подхода должны стимулировать его личностную, интеллектуальную активность, поддерживать и направлять учебную деятельность

Например, учащиеся 6 класса ведут наблюдения за погодой своей местности. Ребята могут получать сведения из личных наблюдений, используя приборы (термометр, барометр, флюгер), а также могут систематически отслеживать сообщения о погоде в средствах СМИ. При изучении темы «Атмосфера» результаты наблюдений используются для построения графиков, отражающих динамику метеорологических показателей. Поскольку наблюдения проводятся ежегодно, то учащиеся имеют возможность сопоставить сезонные изменения метеорологических показателей в разные годы. Анализ графиков позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о типах погоды и климатических особенностях местности.

В курсе География России, на примере своего района конкретизируется понятие «агроклиматические ресурсы». Учащиеся используют полевые материалы, собранные в период учебных экскурсий: характеристика почв района, главные сельскохозяйственные культуры, а также данные метеорологических наблюдений. Следовательно, в процессе обучения моделируется процесс научно-исследовательской деятельности, выявляется прикладная направленность исследования.

В старших классах деятельностный подход реализуется с применением технологии КВО [2]. Группы учащихся формируются как творческие коллективы, работающие по заданной тематике, что определяется проектированием учебной деятельности. Например, в 8 классе на уроке по теме «Проблемы охраны и преобразования природы родного края» организация деятельности направлена на достижение цели: выявить источники загрязнения окружающей среды и найти пути решения природоохранных проблем своей области. Учащимся предложено раскрыть содержательную сущность эпиграфа урока: «Мы не унаследовали землю от своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей…» (Ли Талбот).

Для систематизации и обобщения полученных результатов учитель предлагает разработать матричную модель природоохранной деятельности региона.

Таблица 1.

Компоненты геосреды

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения природоохранных проблем

Творческие коллективы учащихся работали по исследованию проблем охраны отдельных компонентов геосреды: атмосферы, гидросферы и литосферы. Основные виды учебных действий ученика в КВО включают: выявление источников загрязнения, характеристику выбросов или вредного воздействия, анализ последствий загрязнения и обоснование выбранных путей решения проблемы.

Результаты работы КВО, сведенные в единую таблицу, позволяют учащимся самостоятельно сопоставить последствия загрязнения компонентов геосреды и, систематизируя полученные результаты, выработать стратегию природоохранной деятельности в регионе.

Список литературы:

  1. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. –  М., 1999. – 22с.
  2. Савина, Н.Г. Технология и методика современного урока географии. – Брянск: БГУ, 2003. – 22 с..
  3. http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=328&Itemid=1 Методическое письмо "Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страны Восточной Азии. Япония.

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями природы и населения Японии, их праздниками и традициями, учатся сравнивать и анализировать, работать с картографическим материалом, различными источниками ...

Урок географии в 7 классе по теме "Страны Восточной Азии. Япония"

Урок составлен по учебнику "География . Страноведение" изд. "Дрофа" под ред Климановой О.А....

План урока по географии 7 класса на тему: «Страны Юго-Западной Азии»

План-конспект урока по географии 7 класса на тему: «Страны Юго-Западной Азии», с отзывом учителей....

Презентация к уроку по теме "Страны Восточной Азии. Япония"

презентация к уроку географии 7 класс "Страны Восточной Азии. Япония"  составлена по учебнику авторов: И В Душина, Т Л Смоктунович....

Урок на тему « Страны Восточной Азии и Юго- Восточной Азии»

Класс: 7Предмет: география Урок на тему " Страны Восточной Азии и Юго - Восточной Азии"...

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...