Эссе
статья по теме

"Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_filosofiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                Моя педагогическая философия.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным»

 Л.Н. Толстой.

Школа…Учитель.…Очень трудно писать о школе и роли учителя сегодня, когда с экранов телевизора нам преподносят образ учителя-«монстра», «тирана», «поборника денег». Особенно, перед Днем знаний или Днем учителя, это стало уже традицией для наших СМИ. И все же, я попробую затронуть некоторые проблемы современной школы.

Мне кажется, мы живем в очень сложное, но в тоже время, безумно интересное время. Осталось позади страшное время 90-х: время нищеты, безработицы, безденежья, бесперспективности. Государство, наконец, «повернуло голову» в сторону учительства: появились «Приоритетные проекты», ввели новую систему оплаты труда. Жизнь в школе стала интересней благодаря новому оборудованию. Вопрос только в том, кто будет работать на этой суперсовременной технике? Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему  женское лицо: 87% всех педагогов - представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась. Женщин - подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая  часть из педагогов – 213 тысяч - пенсионного возраста. Когда наших пенсионеров заставляют осваивать новые интерактивные доски, они просто уходят из школы. Пока в народе учительская профессия остается мало популярной и практически не престижной – у нас пока еще не очень высокие зарплаты (особенно в городских школах, в сельских чуть выше - за счет 60% надбавки) и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. А что будет в наших школах еще через пять лет, когда «запасы пенсионеров» иссякнут? Где обещанная президентом молодежь, которая, якобы, «потоком пойдет» в школы, из-за повышения зарплаты, разных льгот и программ для молодых педагогов? Что-то я не вижу к нам очереди!

Другая проблема, противоположная. В отдаленных сельских школах до сих пор один-два проектора на всю школу. Как хочется этим учителям, хотя бы раз в месяц, провести «современный» урок! Ведь мультимедийный проектор- это уже вчерашний день! Да, Интернет есть во всех школах, но качество связи….Лучше помолчать. О каком  дистанционном обучении можно говорить? Мне очень повезло, что я работаю в районной школе, имею возможность проводить действительно современные уроки, а вот за коллег из «глубинок» очень обидно, там действительно есть творческий потенциал. Проводя открытые уроки для учителей района, я вижу тоску в их глазах и зависть. Они мне говорят: «Нам бы ваши условия, урок-проект, с применением Интернет-технологий - это для нас несбыточная мечта!»

Наше государство все время предъявляет высокие требования к учителям. Так обеспечьте школы нужным оборудованием в достатке, пришлите нам «новых и дерзких» педагогов - создайте нам условия, а потом требуйте.

Мне кажется, что в том, что происходит в нашем обществе, пытаются обвинить только школу. Появились маньяки - школа не доглядела. Рост наркомании -  школа виновата. Увеличилось число абортов - школа мало занимается половым воспитанием.  Суицид- школа довела. Коррупция - только в школе.  «Директора-миллионеры» - где? Угадали,  в школе! Пардон, а где же роль семьи? Почему в первую очередь не интересуются родителями таких детей? А роль СМИ в воспитании подрастающего поколения? Это еще та проблема! Я уверена, что первый враг для школы – телевидение, и пропаганда, отнюдь, не семьи, а свободных отношений, «любви» с подросткового возраста. Что любят смотреть наши дети? – «Любовь на районе», «Универ», «Дом-2». Вот уж, действительно, учебное пособие «Построй, свою семью!». После таких сериалов, учителю самому хочется сделать себе «харакири», ведь это же его «Сизифов труд»! А может быть, нашему государству лучше следить за тем, что происходит на экране, чему учатся дети дома, пока родители на работе? Но нет,  наше государство  не враг своему народу. Зачем запрещать программу, когда можно ввести возрастной цензор «18+». Только вот кто-нибудь из родителей следит за этим? Им ведь все время некогда, а  школа тогда зачем? Замкнутый круг!

Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя? Я не знаю как там, в городских школах, но большинство наших учителей - это «загнанные лошадки», которые даже после отпуска не выглядят отдохнувшими. Но в целом, очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут  «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя  заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради, сходить на домашнее обучение. Женщины, с ненормальным  материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Люди, знающие, как «из ничего, сделать что-то», и что лучшее средство от старости – общение с детьми.

Часто я себя спрашиваю: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя образ жизни, то, без чего я уже не могу представить свое будущее.  А что я еще умею в этой жизни? За то время, что я проработала в школе, были и бессонные ночи, и минуты боли  и обид и уже добрые, согревающие душу моменты. И вот уже ждешь опять, когда начнется новый учебный год?

Участие в различных конкурсах педагогического мастерства заставляет меня еще раз задуматься над тем, какой он, современный учитель? Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель  имеет только  любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который  прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он -  артист, художник, потребуется – писатель, певец. Моя  цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь детям сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных  трудностей, умение правильно оценивать  свои поступки, результаты своего труда.

Что же потребует будущее? Мне кажется, современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Отличительными чертами современного педагога являются: постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Я бы сказала так: «Учитель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта.

Быть учителем трудно – но возможно, не смотря ни на какие проблемы. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе  испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что  в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю  замечательные слова  Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к этому  еще добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем  тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку! Будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...