Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».
статья по теме

Андреева Ольга Сергеевна

Формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_patriot.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».

  Одним из основных направлений  в  детском объединении « Кристалл» МОУ « СОШ с. Пигари» является работа по патриотическому воспитанию, которое направлено на  реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

        Основная   цель   его   -   формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения.

       В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

       Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного объединения, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

Где как не в школе  детям прививается чувство долга, ответственности к окружающему его миру, среде.

  Детское объединение,  работая по направлениям,  расширяет представления детей о своей малой « Родине»,  создавая условия для осознания детьми любимых мест в родном селе, районе, городе, так как без любви к Родине, к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Дети должны знать свои родные места, они должны почувствовать, что являются частью огромной страны, они -граждане России, они - россияне. Гражданское воспитание школьников в условиях детской общественной организации будет более эффективным, если:

- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;

- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;

- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;

- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;

- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.

 Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.

Прежде всего, в каждом ребенке важно сформировать идею Родины, помочь ему понять, что в его жизни есть нечто священное, ни с чем несравнимое – Родина. А с чего начинается Родина для маленького первоклассника, впервые пришедшего на торжественную линейку, посвященную 1 сентября? С чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг: внос знамен, исполнение Гимна РФ,  торжественность  и взволнованность  присутствующих на линейках учителей, почетных гостей, родителей - все это, несомненно, запомнится и первоклассникам, и всем присутствующим, ведь первоклассники  впервые были не просто зрителями, а участниками, учениками и даже виновниками  всего происходящего, впервые они  ощутили свою сопричастность к  жизни нашей школы, города, страны.

Также считаю необходимым проводить мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном  развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания  школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало

ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В план учебы актива включаем изучение русских народных игр, сказок, пословиц, песен, которые вожатые используют во время динамических пауз,  игр на перемене с младшими школьниками. А также проводятся различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное

 удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям могу  отнести традиционные  праздники  Масленица, Святки.  В сентябре провели народное гулянье «Веселые потешки» Эпиграфом к таким праздникам могут  послужить слова Вадима Шафрана: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим». Учитывая, многонациональность населения нашего села  проводим фестивали: «Диалог культур народов Поволжья», «Навруз – символ новой весны» .  Такие мероприятия приоткрывают дверцу в интереснейший мир истории России. Проживание детьми обрядов помогает  создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций, сблизить окружающих в общей любви к своему народу, а, следовательно, и к Отечеству.

Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития проходит через участие в работе детского объединения, через коллективные творческие дела. Это различные акции и проекты «Тепло родного дома», «Спешите делать добро», «Старость, согретая нашим теплом»,       встречи с ветеранами войны и труда. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, в нашей школе способствует организации и самовоспитанию ребенка. Инициативная группа объединения «Кристалл» предложила взять «шефство» над  местечком «Моршин», излюбленном месте отдыха многих поколений. В данном направлении ребята работают над проектами                            «К чистым истокам с чистой совестью», «Фитоценоз Моршина»

       Перечисленные виды деятельности и формы работы по патриотическому воспитанию позволяют почувствовать учащимся радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт.

        Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание патриота, гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. И тогда будет результат этой работы.

      Каковы реальные механизмы реализации идеи объединения взрослых и детей в их совместной деятельности? В нашей школе такой механизм создан и реализуется в единой образовательной программе, которую мы назвали «Мы живём на проспекте Жукова». 

      Работает программа на базе двух тематических музеев, которые ведут совместную и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Это музей имени капитана 1 ранга Г.П.Лячина и музей боевой славы 122 Отдельного Одерского полка связи 6-й армии.

     При музеях созданы и работают различные кружки, клубы, объединения для разных возрастных категорий детей. Так, для учащихся начальных классов при школьном музее создано детское объединение «Юные лячинцы». Для учащихся среднего звена - кружок «Парус», клуб «Юный моряк». Для учащихся старших классов, прочно определивших для себя приоритетные предметы и дисциплины, необходимые им в дальнейшей учебе и работе, - это клуб «Патриот». Для старшеклассников, ориентированных на поисково-исследовательскую работу, работу в исторических архивах, работу с историческими документами создан клуб «Поиск».

     

    Образовательная программа личностно - ориентирована и составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Созданы группы экскурсоводов трех возрастных категорий. Младшая группа - учащиеся 6-7 классов, средняя группа учащиеся 8-9 классов и старшая группа учащиеся 10-11 классов.

     Главный критерий - желание самого ребенка, только интерес и личная активность сделает из простого школьника настоящего знатока истории, краеведа и экскурсовода.

        Объединяющим   и   детей,   и   взрослых   в   процессе   патриотического воспитания должны стать сложившиеся школьные традиции. В нашей школе это:

•     посвящение в юные лячинцы - каждый год 1 сентября, после линейки первого звонка первоклассники приходят в музей Г.П.Лячина, где им рассказывают о капитане и его экипаже, вручают значки со школьной эмблемой и посвящают в юные лячинцы.

•    Ежегодно,  19    мая,  проходит парад юнармейских отрядов. Ученики начальной   школы   выстраиваются   на   школьном   дворе,   слышится чеканный шаг, звучат слова песен. Открывают парад  победители прошлогоднего     парада.     На     школьном     дворе     многолюдно: присутствуют гости - ветераны и моряки - любуются своими внуками и  правнуками  дедушки  и  прадедушки,  собравшиеся  на  школьном дворе. Любуются и верят, что эти малыши так же, как они, будут любить свой героический город, свою Родину.

•      Традиционны  встречи  гостей - ежегодно   19  марта в  музее  Г.П. Лячина     встречаем     моряков-подводников     и         поздравляем     с профессиональным праздником, возлагаем цветы к барельефу Геннадия Петровича.

•    Знакомим с экспозицией и жителей города – слушателей  академии МВД, родителей, жителей микроучастка, учащихся других образовательных учреждений.

•    Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые приезжают из разных уголков нашей страны - из Москвы, Астрахани и других городов,  проходят в музее 122 полка. Такие встречи проходят тепло, дети задают вопросы, дарят подарки, поют военные песни.

•    Учащиеся нашей школы шефствуют над госпиталем ветеранов войны и труда. Традиционно в январе, феврале актив музея проводит акцию «Рука, дарящая добро». Каждый получает частичку добра - подарки, сделанные   детскими   руками.   Готовят   праздничный концерт «От всей души». Дети воочию видят, какую боль несет война, острее    чувствуют   чужое    страдание.    Шефство    над    госпиталем ветеранов, дружеская связь с молодыми войнами, прошедшими Чечню и другие горячие точки  и находящимися на лечении в Волгоградском гарнизонном госпитале, помогает в воспитании учащихся, в формировании и сохранении у них нравственных начал.

     Материалы обзорных экскурсий широко используются преподавателями на уроках. Богатейший материал для воспитания патриота дает нам музей имени Героя России Г.П.Лячина. Нами разработаны дидактические материалы, составленные по тексту экскурсий. Приведенный ниже материал можно использовать для проведения уроков русского языка в среднем звене. Это особенно важно, поскольку экскурсоводами являются обучающиеся 5 – 8 классов.

Варианты словарных диктантов:

  1. Военно-морское училище, детские и школьные фотографии, подводная лодка, свидетельство о рождении, аттестат зрелости, командир корабля, мечтающий о море школьник,  служба на благо Отчизны, аутогенные тренировки, мичманские погоны, погоны лейтенанта.
  2. Командир группы ракетной боевой части, наградные значки, Баренцево море, студент училища, непревзойденный командир, подаренные макеты лодок, награжденный после похода, матросский воротник, камешки кидает, резервный экипаж, великая морская держава.
  3. Интересная характеристика, служба на Северном флоте, доклад о

     походе президенту, собственная безопасность, национальные интересы,

     поход в Атлантику и Средиземноморье, океанские просторы,

     занесенные снегами, продуваемые ветрами, трехдневный выход в море.

При итоговом повторении в выпускных классах можно использовать следующие материалы обзорных экскурсий:

1.Главный же вывод был таким: Россия не утратила возможностей в целях собственной безопасности и национальных интересов обеспечить свое активное военное присутствие во всех точках Мирового океана, и  по-прежнему ее атомный подводный флот является надежным ядерным щитом нашей великой морской державы. ( Сложное предложение с разными видами связи).

2.«После похода меня принял главнокомандующий ВМФ, а затем и президент, - вспоминал позже Геннадий Петрович. - Владимир Владимирович внимательно выслушал доклад о походе, задал несколько вопросов, высказал удовлетворение миссией экипажа в Атлантике и Средиземноморье».( Предложение с прямой речью, прерванной словами автора).

3. Летом 1977 года Лячин уже командир группы ракетной боевой части на дизельной ракетной подводной лодке К-58 Северного флота…В 1980 году старший лейтенант Лячин - командир боевой части…В октябре 1984 года он старший помощник командира…В  1986 году старпома Лячина направляют на учебу на высшие офицерские классы…Там же он становится капитаном 2-го ранга…В октябре 1988  года капитан 2-го ранга Г.П. Лячин вступил в самостоятельное командование дизельной ракетной подводной лодкой Б-304.( Использование числительных в речи).

4. Август, поющий тоскливо,

Тогда он пришёл словно месть,

И через волны морские

Принёс нам недобрую весть.

Взрыв, чудовищной силы,

Покорёживший сталь,

Сделал общей могилой

Многотонный корабль.

Поглотила пучина

Больше сотни имён

От простых бескозырок

До высоких погон…

   Небольшие по объему, но важные по содержанию стихи позволяют вспомнить различные средства выразительности: здесь и яркие эпитеты, и метафора, и синекдоха…

Диктант для обучающихся 5-6 классов

Начало большого пути

    У Петра Степановича и Веры Ивановны Лячиных было трое детей: Виктор, Геннадий и Татьяна. До переезда  в город семья жила в деревне. Будущий командир «Курска» родился в первый день 1955 года.

    Гена рос спокойным и доброжелательным. Никогда не плакал, не капризничал и не хныкал. Но и спуску никому не давал. Умел за себя постоять, хотя и не задирался понапрасну. С детства к нему тянулись друзья и признавали в нем лидера и в классе, и на хоккейной площадке.

   Геннадий решил поступать в ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания. Родители не сомневались в правильности выбора. А вот Глебов Юрий Николаевич сказал: «Моряк - это тяжелый труд и непомерный риск, только потом романтика».

   Но Гена остался непоколебимым в своем решении. Позже в своем дневнике он запишет: «Можно к старости стать профессором. Но я выбрал профессию защищать свою Родину и свой народ».

Диктант для обучающихся 7-8 классов

Курсант Лячин

      Маленькая толстая тетрадка с нарисованной подводной лодкой на обложке - дневник курсанта Геннадия Лячина, который он вёл все пять лет учёбы в знаменитом Ленкоме, Высшем Военном Мореходном Училище Подводного Плавания. Хранит его бережно и вдохновенно, как и всё, что связано с памятью о «Курске», Юрий Николаевич Глебов.

   Читая дневник, начинаешь понимать, что неслучайно Геннадий Лячин стал командиром самой лучшей субмарины отечественного подводного флота и лучшим командиром экипажа Северного флота. Он упорно шёл к этому в юности.

   Чётким убористым почерком намечен по пунктам «Личный план» на день, на неделю, на месяц: «Подготовиться к собранию». «Налечь на английский»... Расписание экзаменов зимней сессии, а рядом оценки: начертательная геометрия-5, высшая математика-5. На нескольких страничках запись аутогенных тренировок. «Лечь в кресло, руки положить на подлокотники, расслабить мышцы, закрыть глаза, подумать о хорошем…». Ему потом очень пригодятся эти занятия. Во время ответственных походов капитан корабля умел за несколько минут восстановить силы, не покидая свой пост.

   За 5 лет учебы курсант Лячин из мечтающего о море школьника постепенно превращался в настоящего солдата, готовил себя морально и физически к службе на благо Отчизны. Ни разу не пожалел он о правильности выбранного пути, жалел лишь, что мало часов в сутках, что «нельзя объять необъятное», прочитать всё, что хотелось бы. Именно в училище Геннадий понял, что нет в учёбе лишних предметов, что учиться надо всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника

Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЗЛАТНИЦА»

Из опыта работы в детском объединении "Златница"...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Статья "Роль патриотического воспитания во внеурочной деятельности

Статья, посвященная роли патриотического воспитания во внеурочной деятельности...

«Роль патриотического воспитания в становлении личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад на методическом объединении

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...