классный час для 10 класса на тему "Семья"
методическая разработка (10 класс) по теме

Юхнина Елена Владимировна

классный час для 10 класса на тему "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_semya_semya_-_klassnyy_chas.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Семья? Семья! Семья…»

Автор:                                                              Юхнина Елена Владимировна

Дата разработки:                                           18 октября 2008г.

Возраст учащихся:                                        10 класс

Количество времени для занятия:             40 минут

Цель: расширить представление учащихся о понятии семьи,  сформировать положительное отношение учащихся к браку и семье.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса учащихся по вопросу: «Что такое семья?», определению ими своего отношения к семье, как общественной и общечеловеческой ценности;
  • акцентировать внимание учащихся на вопросе становления и поддержки института семьи в Российском обществе;
  • развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной темой.

Основные понятия: семья, брак, семейный кодекс.

Материалы: раздаточные материалы (выдержки из семейного Кодекса, Всеобщей Декларации прав человека), технические средства обучения.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте ребята! Я рада Вас сегодня приветствовать на нашем  классном часе. Хотелось, чтобы он вам запомнился и чтобы вы не остались равнодушными к той теме, которую я для вас выбрала. Наиболее актуальной я посчитала тему «Семья». Семья – это, наверное, главное в нашей жизни, мы все живем в семье. Да и год 2008 особенный.

Как выдумаете, почему?

2008 год президентом объявлен «Годом семьи».        Это инициатива

Президента Владимира Владимировича Путина, о которой он объявил 26 апреля 2007 года в своем Послании Федеральному собранию.  Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. 

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же — не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение, поэтому на ее функционирование влияют все социально- экономические и культурные процессы. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество  не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.

А что такое семья?

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью, которая обеспечивает воспитание детей и призвана удовлетворять другие общественно- значимые потребности.

Оказывается, история идет от слова «семя». Это имеет отношение к продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если так будет, то появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

С одной стороны семья – это несколько человек, живущих вместе под одной крышей,  самое главное, самое нужное в жизни. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды, свою усталость и веришь, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. А если рассматривать понятие семьи  шире, то  ваш класс, вся наша Республика, вся наша страна  – это большая единая семья.

А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Ребята в группах составляют список ассоциаций ( любовь, верность, дети, муж и жена, мама и папа, братья и сестры, защита, добро, традиции, радость, поддержка, взаимопонимание, общие интересы, дом, счастье).

Да, рано или поздно, люди создают свою собственную семью.

А какие условия необходимы для создания семьи?

Ребята обсуждают в группах.

Можно выделить три группы условий:

  1. Психологические условия: совместимость характеров, совпадение желаний, наличие общих интересов, понимание и приятие привычек другого человека.
  2. Материальные условия: наличие жилья, наличие постоянного источника доходов.
  3. Нравственные условия: общие жизненные и нравственные позиции, общие планы и решения.

Спасибо за ваши мнения. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

психологические          любовь               верность            общие интересы

 условия          дети             Семья           традиции   

                            материальные условия           нравственные условия        

Таким образом,  получается, что счастливая и крепкая семья – это та, в которой царят любовь и понимание, верность и так далее. И это при соблюдении нравственных, материальных и психологических условий.

Ребята, все семьи делятся на типы. Какие типы семей вы знаете?

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семей и ее

организации.

В зависимости от форм брака:

- моногамная семья – состоящая из двух партнеров;

- полигамная семья – один из супругов имеет несколько брачных партнеров.

В зависимости от числа поколений в семье:

- сложные – в них совместно проживает несколько поколений родственников;

- простые – однопоколенные семьи, прежде всего, супружеские пары с не состоящими в браке детьми.

Также выделяются:

- полная семья – семья с обоими супругами;

- неполная семья – если отсутствует один из супругов;

- эгалитарная семья – семья, основанная на равенстве супругов;

- авторитарная семья – базируется на экономическом господстве одного из партнеров.

Существует нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения. Как он называется?

Это Семейный Кодекс Российской Федерации. Он состоит из восьми разделов:

  1. Общие положения.
  2. Заключение и прекращение брака.
  3. Права и обязанности супругов.
  4. Права и обязанности родителей и детей.
  5. Алиментные обязательства членов семьи.
  6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
  8. Заключительные положения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

А сейчас я предлагаю вам еще раз поразмышлять в группах.

Как вы понимаете данные афоризмы, имеющие отношение к понятию семьи:

  1. Брак – сообщество, состоящее из господина, госпожи и двух рабов, общей численностью в два человека (Амброуз Бирс).
  2. Хороший брак покоится на таланте к дружбе (Фридрих Ницше).
  3. Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым (Мигель де Унамуно).
  4. Многие женщины, почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. (Сидни Харрис).

Спасибо за ваши мнения.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Ребята, а как можно было бы изобразить слово семья в цвете? Желтый, оранжевый, розовый, лиловый, голубой – это что-то доброе, позитивное, теплое. Красный – немного агрессивный цвет. Черный – это что-то мрачное, неблагополучное.

А попробуйте сейчас цветными восковыми карандашами нарисовать свою будущую семью. Я бы хотела, что бы вы сохранили этот рисунок в память о нашем классном часе. И пусть ваши мечты сбудутся!

Мне было очень приятно с вами работать. Понравилось ли вам рассуждать на тему семьи? Что нового вы сегодня узнали? Я желаю вам и вашим семьям всего самого доброго и светлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хроника событий третьей четверти (Отчёт-эссе учителя математики 6А,7Б,7В, 8А классов, классного руководителя 8А класса Тахтараковой В.А.)

Закончилась ещё одна учебная четверть. Самая длинная и тяжёлая. По итогам этой четверти 12 ребят стали ударниками учёбы....

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...

Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения.     1.1. Классный руководитель  является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Классный час на тему "А классный ли наш класс?"

Представляю вашему вниманию свою разработку классного часа. Тема классного часа ("Классный ли наш класс") является очень актуальной как для учащихся 5 класса, которые только начинают свой путь в средн...