Беседы с классом о ПДД
классный час по теме

Королева Е.В.

Беседы с классом о ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_s_klassom_o_pdd.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы с классом по правила дорожного движения

  1. Причины дорожно-транспортных происшествий.
  2. Назначение разметки проезжей части улиц и дорог.
  3. Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.
  4. Дорожные знаки.
  5. Дополнительные средства информации.
  6. Езда на велосипеде.
  7. На железной дороге.
  8. Итоговое занятие.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

   C каждым годом автомобилей в нашей стране становиться все больше. Возрастает количество пешеходов и пассажиров на транспорте.

   Все сложнее становиться обстановка на улицах городов и поселков, на магистралях и дорогах страны, возрастает опасность дорожно0транспортных происшествий. И потому всем участникам движения – водителям и пешеходам – надо быть особенно дисциплинированными и внимательными на улицах и дорогах.

   Статистика подтверждает, что большое количество ДТП происходит по вине пешеходов. Особенно часто попадают в беду дети.

   Многие школьники еще плохо знают правила дорожного движения. Они забывают, на какой сигнал светофора разрешается переход улицы, не знают правил перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

   Некоторые школьники нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности, недисциплинированности.

   Часто, например, встречаются такие случаи.

   Идет по улице мальчик и вдруг видит на противоположной стороне своего друга. Забывая обо всем, он кидается через дорогу. Этот мальчик грубо нарушает правила движения, перебегает проезжую часть перед близко идущими транспортными средствами. А ведь это очень опасно! Его появление на проезжей части перед автомобилем – полная неожиданность для водителя. Представьте себе, что улица хорошо просматривается, водитель спокойно ведет автомобиль, впереди препятствий нет. И вдруг перед ним появляется человек. водитель резко тормозит. Но ведь автомобиль сразу остановить невозможно! И ученик-нарушитель попадает в беду.

   Ребята, проявляя недисциплинированность, нарушая правила движения, не только сами рискуют попасть в беду, но и подвергают опасности жизнь других пешеходов, водителя автомобиля. ДТП влекут за собой и поломку, порчу государственного имущества.

   Такие случаи встречаются. Вот, например, один из них.

   По одной из центральных улиц города, как обычно, едут автомобили, по тротуарам идут пешеходы. Вдруг водитель видит на проезжей части мальчика. Пешеходного перехода здесь нет (он находится у ближайшего перекрестка). Откуда же взялся мальчик?

   А мальчик шел в магазин, расположенный на другой стороне улицы, и решил: «Не бежать же до перекрестка, чтобы перейти улицу. Ведь магазин-то рядом, напротив. К тому же и машины- то вроде близко не видно». И учащийся решил сэкономить время, перейти улицу в неположенном месте.

   Водитель, спасая жизнь нарушителя, резко поворачивает руль и въезжает на тротуар. Он сбивает пешехода, идущего по тротуару, ударяясь о столб городского освещения. Мальчик спасен, но разбит автомобиль, пострадал пешеход и сам водитель. Вот к чему приводит недисциплинированность!

   Помните, что даже самые опытные водители не всегда сумеют вовремя остановить автомобиль, если кто-нибудь из вас вздумает перебежать дорогу в неположенном месте.

   Несчастные случаи часто происходят и с теми, кто неправильно переходит дорогу после выхода из общественного транспорта. Чтобы перейти улицу или дорогу, часто приходится обходить остановившийся автобус.

   Запомните, что, выйдя из автобуса нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону. Если пешеходный переход не обозначен, то надо дойти до перекрестка и переходить улицу по линиям тротуара.

   Все вы хорошо знаете, что для пешеходов отведены тротуары, а проезжая часть улицы для движения транспортных средств, но многие ребята это забывают и, увлекшись игрой или из-за недисциплинированности, выбегают на проезжую часть, где едут автомобили, зимой, катаясь с гор, часто выезжают на санках на улицу. Это очень опасно: можно легко попасть под колеса.

   А есть и такие ребята, которые считают геройством, храбростью прицепиться к движущейся грузовой машине, перебежать дорогу перед едущими транспортными средствами. За такие поступки им часто приходится расплачиваться тяжелыми ранениями, а иногда и жизнью. Зачем же так глупо рисковать здоровьем и жизнью? Ведь это никому не нужное хвастовство.

   Проявление смелости, мужества ничего общего не имеет с нарушением правил дорожного движения, недисциплинированностью на улицах и дорогах.

   Примеры:

  • Пятиклассник из Ростова пишет: «Летом я каждый день воспитываю в себе храбрость. Я ныряю под плывущий теплоход или баржу».
  • Другой смельчак из Краснодара ходит по краю крыши своего дома. Так он приучает себя к высоте.
  • Оказывается, есть немало подобных странных методов тренировки воли и характера: один ездит на велосипеде, не держась за руль, второй вскакивает на ходу в кузов грузовика, третий мчится на коньках, прицепившись к автобусу.
  • Десятилетний москвич с гордостью сообщил: «Я рискую жизнью по расписанию: два раза утром и три раза вечером. Перебегаю перед самым носом автомобиля. Раньше боялся. Теперь привык».

   Ну можно ли читать о таких «подвигах» без тревоги и грусти? Можно ли спокойно наблюдать за этими «героями» улиц и дорог? Ведь все это не храбрость, не сильная воля, а самые обыкновенные глупости и бахвальство.

   Действительно, разве не глупо напрасно рисковать своей жизнью и подвергать опасности других людей? благородный риск для настоящего подвига – это достойно подражания! Но безумный риск во имя пустого озорства надо сурово осуждать…

   …Нельзя допускать, чтобы кто-то из вас ломал деревья, нельзя, чтобы по вине ваших не в меру резвых друзей нарушилось движение на людной улице, происходили аварии городского транспорта, а то и несчастные случаи.

   Прочитав и услышав о разных происшествиях на улицах и дорогах, можно подумать, что ходить по улицам страшно, опасно.

   Опасно, но для тех, кто плохо знает правила движения, нарушает их, не соблюдает дисциплину. С теми же, кто хорошо знает правила движения и соблюдает их всегда и везде, никогда ничего не может случиться.

   Изучайте правила движения, вырабатывайте у себя привычку соблюдать их всегда и повсюду. Удерживайте своих друзей от неправильных поступков на улице и дорогах.

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о правилах поведения на улице.
  2. Как надо переходить регулированный перекресток?
  3. Расскажите о правилах нерегулируемого перекрестка.
  4. Как надо переходить улицу после выхода из общественного транспорта?

Назначение разметки проезжей части улиц и дорог.

   На многих улицах и дорогах, а также на различных дорожных сооружениях (на мостах, эстакадах, в туннелях) можно увидеть разные линии, надписи и другие обозначения, нанесенные краской белого и желтого цветов.

   Эти линии и обозначения называют дорожной разметкой.

   Дорожная разметка помогает водителям и пешеходам ориентироваться в движении и тем самым способствует повышению безопасности движения.

   Разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Линии и обозначения на проезжей части улиц и дорог называются горизонтальной разметкой. Их наносят краской главным образом белого цвета. Что это за линии?

   Линии пешеходного перехода. Переход обозначают широкими полосами, нанесенными белой краской. Его называют переходом типа «зебра».

   На широких улицах пешеходный переход типа «зебра» иногда дополняют стрелками. Стрелы напоминают людям, что при переходе улицы надо придерживаться правой стороны пешеходного перехода. Это позволяет избежать столкновения встречных потоков пешеходов. Пешеходы не будут сталкиваться и скорее освободят проезжую часть. В  результате не будут создаваться заторы транспортных средств на проезжей части.

   Линии, разделяющие встречные потоки транспортных средств.

Эти линии наносят вдоль улицы или дороги по оси проезжей части. Они могут быть сплошными или прерывистыми. Прерывистые линии, разделяющие встречные потоки, водители автомобилей, велосипедов могут пересекать с обеих сторон. Пересекать же сплошные линии разметки или двигаться по ним запрещается.

   Пешеходы должны помнить, что, дойдя до линии разделения встречных потоков автомобилей, нужно посмотреть направо, пропустить транспортные средства и продолжать переход улицы.

   Линии, делящие проезжую часть на полосы (ряды), по которым движутся транспортные средства в одном направлении. Две или три такие параллельные линии показывают водителю, что можно двигаться в два или три ряда.

   Линии, обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть улицы или дороги. В месте пересечения наносят прерывистые линии с утолщенными штрихами в виде квадратиков.

   Велосипедист, пересекая улицу или дорогу, должен убедится в том, что нет приближающихся транспортных средств, и лишь после этого может начать движение.

   Стоп-линия. Эту линию, как правило, наносят на перекрестках перед пешеходными переходами.

   Водитель автомобиля, мотоциклист и велосипедист обязаны остановиться у этой линии и ждать, пока им не разрешать ехать через перекресток сигналы светофора или жест регулировщика.

   Линии, обозначающие остановки транспортных средств общего пользования, движущиеся по установленным маршрутам. Площадки, где останавливается общественный транспорт, на проезжей части улиц обводят зигзагообразной линией желтого цвета.

   Есть и другие линии горизонтальной разметки, но их хорошо должны знать только водители.

   Вертикальная разметка наносится, например: на поверхности опор мостов, путепроводов, ограждений, устанавливаемых на опасных для движения участках дорог, на круглых тумбах, устанавливаемых на островках безопасности и т.д.

Вопросы и задания:

  1. Зачем нужна дорожная разметка?
  2. На какие два вида подразделяют дорожную разметку?
  3. Расскажите о линиях горизонтальной разметки.
  4. Зачем наносят линию «СТОП»?
  5. Как обозначается пешеходный переход?
  6. Какие линии дорожной разметки особенно хорошо должен знать пешеход?

Сигналы светофора с дополнительными секциями.

Сигналы регулировщика.

   Для регулирования дорожного движения служит светофор. Их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения.

   Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицу и перекрестки не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналя светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев.

   Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала – красный, желтый, зеленый.

   Вы уже знакомы со значением каждого сигнала светофора.

   Зеленый свет разрешает движение транспортным средствам и пешеходам. Если зеленый сигнал начинает мигать, это значит, что время его действия заканчивается и скоро будет включен желтый сигнал.

   Желтый сигнал предупреждает пешеходов и водителей о смене сигналов. При этом сигнале запрещается выходить на пешеходный переход. Если загорится желтый сигнал, а вы только начали переходить улицу, то надо дойти до середины проезжей части и остановиться на середине улицы.

   Если вы прошли середину улицы и в этот момент загорелся желтый сигнал, то надо закончить переход. Красный сигнал запрещает любое движение транспортных средств и пешеходов.

   А если красный сигнал светофора загорелся, когда вы уже начали переходить улицу? Тогда надо дойти до середины проезжей части и ждать зеленого сигнала светофора.

   Если красный сигнал застал вас на середине проезжей части, то следует остановиться на середине улицы.

   В последние годы потоки транспортных средств на улицах и дорогах сильно возросли, на перекрестках  стало скапливаться большое количество автомобилей. И на перекрестках с интенсивным движением стали устанавливать трехсекционные светофоры с дополнительными секциями – стрелками.

   Дополнительные секции располагают сбоку основной вертикальной секции светофора – слева и справа, а иногда и с двух сторон. В дополнительной секции, расположенной слева, загорается зеленая стрелка, обращенная в левую сторону. А в секции справа стрелка обращена направо или прямо.

   Зеленые стрелки показывают водителям, куда разрешено движение. Они могут загораться одновременно с зеленым и красным сигналами основной секции светофора.

   Если у светофора секция расположена слева, то все транспортные средства могут выезжать на перекресток для поворота налево лишь тогда, когда загорится зеленая стрелка в этой секции.

   Пешеходам переходить улицу разрешается лишь в том случае, когда загорается зеленый сигнал в основной секции светофора.

   Зеленая стрелка в правой секции разрешает автомобилям поворот направо. Если правая зеленая стрелка горит в сочетании с красным или желтым сигналом основной секции, то водитель транспортного средства поворачивает не сразу. Он должен пропустить автомобили, едущие слева от него в поперечном направлении на зеленый сигнал своего светофора.

   Пешеходам переходить улицу можно только при зеленом сигнале основной секции светофора, потому что при включении правой секции со стрелкой в ее направлении начнут поворачивать транспортные средства и пешеход, нарушающий правило перехода, может попасть под  их колеса.

   Дополнительные секции, расположенные по обе стороны светофора, также могут включаться в сочетании как с красным сигналом, так и с зеленым в основной секции. Переходить улицу в этом случае можно только на зеленый сигнал основного светофора (с выключенными сигналами боковых секций).

   Иногда на перекрестках можно встретить четырех- и пятисекционные горизонтальные светофоры. Зеленые стрелки по краям их направлены как налево, так и направо. В этом случае переходить улицу разрешается только на основной зеленый сигнал светофора.

   Все светофоры на перекрестках переключаются ручным управлением с помощью регулировщика или автоматическим управлением с помощью автоматов и электронных приборов.

   На крупных магистралях светофоры переключаются автоматически, последовательно на каждом перекрестке, и если водитель выберет установленную скорость, то он сможет проехать все перекрестки без остановок. Так действует «зеленая волна».

  В последнее время в крупных городах стали применяться светофоры с автоматическим переключением. Они настроены таким образом, что для движения транспорта по основной магистрали отводится большее количество времени, чем для движения по второстепенной.

   Таким же образом настраивают и пешеходные светофоры. Для движения транспортных средств отводится больше времени, чем для движения пешеходов.

   На перекрестках улиц и дорог движение транспортных средств и пешеходов часто регулируется регулировщиком.

   Регулировщик, наблюдая за потоком автомобилей, автобусов, троллейбусов, сам решает, кого пропустить в первую очередь, чтобы не создавать их скопления. Он отдает приказы жестами рук или с помощью специального жезла.

   В этом случае все водители и пешеходы подчиняются только сигналам регулировщика. Поэтому их надо хорошо знать и помнить. Каждый его жест, каждое положение его корпуса относительно водителей и пешеходов соответствует какому-либо сигналу светофора.

   В начальных классах вы знакомились с сигналами регулировщика. Вспомните эти сигналы и скажите, каким сигналам светофора они соответствуют.

   Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения-водители автомобилей и пешеходы - должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора.

   Для того чтобы жесты регулировщика в вечернее время были хорошо видны, внутри жезла помещают лампочку. Регулировщик нажимает на кнопку, загорается, лампочка, и все видят, какой сигнал подает регулировщик.    

Вопросы и задания:

  1. Если перед вами зажегся красный сигнал, то какой сигнал будет виден с улицы, пересекающей вашу?
  2. Какой сигнал светофора виден со всех четырех углов перекрестка?
  3. Можно ли переходить улицу, если в светофоре горит зеленый сигнал, а в дополнительной секции справа горит зеленая стрелка?
  4. Покажите жесты и положения регулировщика, соответствующие красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
  5. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

Дорожные знаки.

   На своем пути в школу, магазин – всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков хорошо известны.

   Дорожные знаки выполняют ту же службу, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей.

   Знаки облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

   Водители хорошо знают значение дорожных знаков и умело ими пользуются. Основные знаки также должны хорошо знать велосипедисты и пешеходы.

   Все дорожные знаки делятся на семь групп. Они различаются как по форме, так и по окраске. На знаки нанесены различные рисунки, для того, чтобы быстрее определить их назначение.

   Знаки первой группы – предупреждающие: они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности. Их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны. Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой.

   Знаки второй группы – знаки приоритета: они устанавливают очередность проезда перекрестков, а также узких участков улиц.

   Знаки третьей группы запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов, поэтому их называют запрещающими. Эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой. Но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет.

   В четвертую группу входят предписывающие знаки. Они предписывают, разрешают водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные предписания, указанные на них. Эти знаки круглые, голубого цвета.

   Знаки пятой группы называются информационно-указательными. Они сообщают водителям о различной дорожной обстановке. Эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне.

   В знаках шестой группы содержится различная информация, объяснение. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д. Эти знаки называют знаки сервиса. Они имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет.

   К знакам седьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков.

   Как правило, все дорожные знаки устанавливаются на правой стороне улицы или дороги лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.

   В крупных городах и на всех главных магистралях устанавливают знаки с подсветкой. Такие знаки хорошо видны в ночное время.

   Знаки также часто покрывают специальной светоотражающей пленкой. При освещении фарами приближающихся автомобилей они начинают светиться, и водитель хорошо их различает в вечернее время.

   Во всех семи группах содержится множество различных знаков. Вам будет рассказано об основных из них, которые важно знать пешеходам и велосипедистам.

   Предупреждающие знаки.

 

   Водитель или велосипедист, увидев предупреждающий знак, должен быть предельно внимательным, снизить скорость движения, чтобы в случае необходимости можно было остановиться перед местом опасности.

   Пешеходу следует быть особенно осторожным, приближаясь к опасному месту.

   Знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

   Этот знак устанавливают в тех местах, где дорога приближается к железнодорожному переезду. Он предупреждает водителей и пешеходов об опасном участке. Водители, подъезжая к переезду, снижают скорость; если шлагбаум закрыт, то, не доезжая до него, останавливаются.

   Шлагбаумом называют деревянную или металлическую поперечную балку, окрашенную в белый цвет с красными полосами. Ею перекрывают дорогу.

   Пешеходам запрещается переходить железнодорожный переезд, если опущен шлагбаум и горят сигнальные красные огни. Движение можно начинать, когда пройдет поезд и шлагбаум поднимется.

   Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

   На этом знаке изображен паровоз. Знак предупреждает водителей и пешеходов о более опасном участке дороги – железнодорожном переезде без шлагбаума. Подъезжать и подходить к такому переезду следует с особой осторожностью. Надо прислушаться, не слышно ли шума приближающего поезда, и внимательно посмотреть налево и направо. Убедившись, что поезда поблизости нет, можно продолжать движение через переезд.

   Чтобы заранее предупредить водителей и пешеходов об опасных местах на пути – железнодорожном переезде со шлагбаумом и переезде без шлагбаума, каждый из этих знаков устанавливают дважды: один на дороге подальше от железнодорожных путей, а другой поближе к железнодорожным путям.

   Знак «Пересечение с трамвайной линией».

   В некоторых поселках и городах дорогу часто пересекают трамвайные линии. Они также опасны для водителей и пешеходов, как и железнодорожные пути. Поэтому для предупреждения водителей и пешеходов, приближающихся к этому опасному участку, устанавливают предупреждающий знак «Пересечение с трамвайной линией».

   Пешеходы и велосипедисты должны полностью убедиться в том, что нет приближающегося трамвая, и только после этого можно пересекать трамвайные пути.

   Знак «Двустороннее движение».

   Такой знак устанавливают на участке улицы или дороги со встречным движением, которому ранее предшествовал участок дороги с односторонним движением.

   Например, ведется ремонт дороги. Дорожные катки укатывают одну из двух полос движения, а чтобы движение совсем не закрывать, на одной оставшейся свободной полосе временно разрешают двустороннее движение. Об этом заранее предупреждает знак «Двустороннее движение».

   Водители и велосипедисты должны проезжать этот опасный участок дороги с особой осторожность, снизив скорость.

   Знак «Дорожные работы».

   На дорогах встречаются участки, где ведется ремонт дороги. Об этом водителей и пешеходов предупреждает знак «Дорожные работы».

   Знак «Опасный поворот».

   Дороги часто имеют повороты. Если ехать по ним с большой скорость, то можно попасть в аварию: возможен занос и опрокидывание.

   Чтобы предупредить водителей и велосипедистов об опасном повороте, на некотором расстоянии от него устанавливают знак «Опасный поворот». На нем показано направление поворота.

   Пешеходам в этих местах опасно переходить дорогу.

   Знак «Скользкая дорога».

   Часто в дождливую погоду, в метель и снегопад отдельные участки дорог становятся скользкими. Об этих опасных местах водителей и пешеходов предупреждает знак «Скользкая дорога». Водители, увидев этот знак, должны снизить скорость и ехать по опасному участку дороги с особой осторожностью. Пешеходам, идущим по обочине, надо быть предельно внимательными, так как едущие машины здесь может занести в их сторону.

   Знак «Пешеходный переход».

   На дорогах отводят места, где пешеходы переходят проезжую часть. Чтобы предупредить об этом водителей автомобилей и велосипедистов, на некотором расстоянии от пешеходного перехода устанавливают предупреждающий знак.

   Увидев знак «Пешеходный переход», водители автомобилей и велосипедисты снижают скорость.

   Знак «Дети».

   Этот знак устанавливают у школ, детских садов, детских парков и других детских учреждений. Он предупреждает водителей о том, в таком месте на проезжей части улиц или дороги могут появиться дети.

   Водители автомобилей повышают внимание, увидев знак «Дети», проезжают по этому участку дороги с особой осторожностью на пониженной скорости.

   Знаки «Крутой подъем» и «Крутой спуск».

   На дорогах часто встречаются крутые подъемы и спуски. О их появлении на пути водителей автомобилей и велосипедистов предупреждают знаки  «Крутой подъем» и «Крутой спуск». В этих местах надо ехать с особой осторожностью.

   Знак «Прочие опасности».

   О тех местах дороги, где имеются выступы скал, обрывы, предупреждает знак «Прочие опасности». На нем изображен восклицательный знак. Водители, увидев этот знак, должны снижать скорость движения.

Вопросы и задания:

  1. Зачем нужны дорожные знаки?
  2. На какие группы делят дорожные знаки?
  3. Какую форму имеют предупреждающие знаки, о чем они говорят?
  4. Где устанавливают дорожный знак, на котором нарисованы дети?

Знаки приоритета.

   В условиях постоянной возрастающей интенсивности движения транспортных средств на улицах и дорогах все большее значение приобретает четкая организация их потоков.

   Перекрестки, где горят светофоры, водители сами заметят и снизят скорость движения. А как предупредить быстро едущих водителей и велосипедистов о приближении к пересечениям дорог и указать им на очередность проезда перекрестков, пересечений, отдельных участков дорог и их сужений?

   Для этого и устанавливают на некотором расстоянии от перекрестков и пересечений дорог указанные знаки.

   Улицы и дороги бывают главными и второстепенными. Дорожные знаки говорят об их различии. Кроме этого, главной считается дорога с любым покрытием по отношению к дороге без покрытия (грунтовой).

    Знак «Главная дорога».

   Это знак указывает на то, что впереди главная дорога, по которой движутся транспортные средства.

   Водители, въезжающие на эту дорогу из боковых улиц, обязаны пропустить тех, кто едет по главной дороге, в том числе и велосипедистов.

   Там, где главная дорога заканчивается, в конце ее устанавливают знак «Конец главной дороги».

   Знак «Уступите дорогу».

   Водитель, увидев этот знак, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

   Знак «Движение без остановки запрещено».

   Этот знак имеет форму восьмиугольника, окрашен в красный цвет. Его часто устанавливают перед перекрестками улиц и дорог с большим движением.

   Увидев этот знак. Водители автомобилей и велосипедисты должны остановиться и пропустить транспортные средства в поперечном направлении. После этого можно начать движение через перекресток.

   Кроме рассмотренных наиболее распространенных четырех знаков приоритета, имеются и другие: «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» справа или слева.

                                                                                                                             

Вопросы и задания:

  1. О чем говорят знаки приоритета?
  2. Обязательно ли надо велосипедисту остановиться у перекрестка, если перед ним установлен знак «Движение без остановки запрещено», а приближающихся транспортных средств нет?

Запрещающие знаки.

   Знак «Проход закрыт».

   Этот знак запрещает движение пешеходов. Его устанавливают, как правило, в местах, где ведутся какие-либо дорожно-ремонтные работы, около строительных площадок, словом, там, где может возникнуть опасность для пешеходов.

   Знак «Движение на велосипедах запрещено».

   На улицах и дорогах, где вывешен этот знак, запрещено ездить на велосипедах.

   Обычно знак «Движение на велосипедах запрещено» помещают на улицах и дорогах с большим движением транспортных средств.

   Знак «Движение запрещено».

   Есть улицы или участки дорог, где запрещено движение транспортных средств в обоих направлениях. Об этом водителю автомобиля или велосипедисту сообщает знак «Движение запрещено». Знак устанавливают с обеих сторон улицы или участка дороги. Увидев его, водители объезжают этот участок.

   Под знаком может быть установлена дополнительная табличка с изображением стрелки. Стрелка показывает направление действия знака.

   Действие этого знака не распространяется на общественный транспорт. Водители общественных транспортных средств  проезжают этот участок дороги с особой осторожностью.

   Знак «Въезд запрещен».

   На улицах можно увидеть знак-красный круг с белой полосой поперек. Этот знак запрещает въезд водителям машин и велосипедистов на участок дороги или улицы, перед которым он установлен.Обычно его устанавливают на улицах с односторонним движением. Поэтому попасть на улицу, перед которой установлен знак «Въезд запрещен», возможно с противоположного ее конца или через боковые проезды. Действие его не распространяется лишь на общественный транспорт, маршруты которого проходят по этим улицам.

   Велосипедист, увидев знак «Въезд запрещен», «движение запрещено» или «Движение на велосипедах запрещено», должен сойти с велосипеда и вести его руками по тротуару, соблюдая правила дорожного движения.

   Знак «Поворот налево запрещен» и «Поворот направо запрещен».

   Иногда на перекрестках можно увидеть знаки, на которых изображены изогнутые в левую или правую сторону черные стрелки, перечеркнутые красной полосой.

   Такие знаки запрещают повороты водителям автомобилей и велосипедистам в ту сторону, куда обращена стрелка: либо направо, либо налево. Однако знак «Поворот налево запрещен» не запрещает водителям сделать разворот в обратную сторону.

   Эти  знаки, как правило, показывают, что на боковых проездах установлено движен6ие только в одну, т.е. улицу имеет одностороннее движение.

   Знак «Остановка запрещена».

   Есть на улицах и дорогах отдельные участки, где транспортным средствам запрещено останавливаться. Об этом говорит знак «Остановка запрещена».

   Такой знак можно встретить чаще всего на узких улицах и дорогах, где остановка транспортных средств задерживает движение.

   Знак «Движение трактов запрещено».

   Этот знак запрещает движение тракторов, комбайнов, а также других сельскохозяйственных машин и механизмов.

   Знак «Движение гужевых повозок запрещено».

   Этот знак запрещает движение гужевых повозок, саней, а также верховную езду и движение вьючных животных.

   Знак запрещает и прогон домашнего скота.

Вопросы и задание:

  1. О чем говорят запрещающие знаки?
  2. Как должен поступить велосипедист, увидев знаки «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено»?
  3. Где устанавливают знак «Проход закрыт»?
  4. Можно ли велосипедисту ехать на улицу, если установлен знак «Движение запрещено»?

   

Предписывающие знаки.

   Предписывающие знаки устанавливают перед участниками улиц или дорог, на которые вводятся соответствующие предписания.

   Знаки «Обязательное направление движения».

   Эти знаки показывают обязательное направление движения водителям автомобилей и велосипедистам. Они должны продолжать движение только в ту сторону, куда указывает стрелка.

   Эти знаки, однако, не распространяют свое действие на транспортные средства общего пользования.

   Знак «Велосипедная дорожка».

   Этот знак разрешает движение только велосипедистам. Его вывешивают на специально отведенных для велосипедистов дорожках. Другим же видам транспортных средств (автомобилям, мотоциклам) заезжать на нее не разрешается.

   По велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или дорожки для пешеходов. Но при этом пешеходам надо соблюдать осторожность, а велосипедисты должны быть очень внимательными.

   Надо быть особенно внимательным, если едут встречные потоки велосипедистов.

   Знак «Пешеходная дорожка».

   Иногда на дорогах устраивают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов.

   Ходить по этой дорожке надо придерживаясь общих правил поведения на улице: не толкаться, не мешать другим. Нельзя устраивать игры на пешеходной дорожке, кататься на санках.

   Для обозначения этой дорожки устанавливают знак «Пешеходная дорожка». Езда на велосипедах по этой дорожке запрещается.

Информационно-указательные знаки.

   Знак «Начало населенного пункта».

   Знак говорит о приближении к городу, поселку или деревне. Водители автомобилей должны снизить скорость движения и повысить внимание.

   Знак «Дорога с односторонним движением».

   Знак говорит водителям , что на этом участке дороги можно двигаться только в одном направлении. Разворачиваться и ехать в обратном направлении, навстречу движению, нельзя. Это может привести к дорожному происшествию.

   Знак «Пешеходный переход».

   Знак устанавливают на пешеходных переходах. Он указывает пешеходам место перехода проезжей части улицы или дороги.

   Водители, подъезжая к пешеходному переходу, должны снизить скорость и быть особенно внимательными.

   Знак «Место стоянки».

   Этот знак указывает на место стоянки транспортных средств. Пешеходам нельзя заходить на эту площадку, так как в любую минуту к стоянке может подъехать автомобиль.

Знаки сервиса.

   Знак «Пункт первой медицинской помощи».

   Этот знак оповещает водителей и пассажиров о том, что неподалеку от дороги находится пункт неотложной помощи.

   Знак «Телефон».

   Знак говорит, что впереди находится телефон. По телефону водитель может вызвать, например, техническую помощь для устранения неполадок в своем автомобиле.

   Знаки «Пункт питания» и «Гостиница или мотель».

   Эти знаки сообщают водителям и пассажирам, что на пути их следования имеется столовая, гостиница или мотель.

   

Знаки дополнительной информации (таблички).

   В сочетании с различными знаками таблички помогают водителям ориентироваться на дорогах.

   Е ним относятся, например, таблички «Зона действия», «Направление действия», а также «Время действия», «Вид транспортного средства», «Направление главной дороги» и т.д.

Вопросы и задания:

  1. Для чего служат информационно-указательные знаки?
  2. Что означает знак «Пешеходная дорожка»? Где его устанавливают?
  3. Где устанавливают знак «Пешеходный переход»?
  4. Каково назначение знаков дополнительной информации?
  5. Расскажите, какие дорожные знаки встречаются на вашем пути в школу. Нарисуйте их.

Езда на велосипеде.

   Многие ребята имеют велосипеды. Это очень удобная машина. На велосипеде приятно прокатиться, можно съездить к другу, по делам, на прогулку.

   Ездить на велосипеде может даже самый маленький, но только там, где не движутся автомобили – на закрытых площадках, стадионах, на загородных площадках и в других безопасных местах.

   По улицам и дорогам, по велодорожкам разрешается ездить ребятам, которым уже исполнилось 14 лет. А если велосипед с подвесным двигателем, то с 16 лет.

   Прежде чем выезжать на велосипеде, необходимо научиться хорошо ездить на нем, изучить правила движения. Велосипедисты правилами дорожного движения приравниваются к водителям транспортных средств.

   Учиться кататься на  велосипеде можно лишь в тех местах, где нет автомобильного движения (во дворе, на стадионе).

   Во время движения необходимо следить за движением транспортных средств, пешеходов, сигналами светофоров, водителей.

   И если велосипедист еще не получил достаточных навыков вождения, а уже выезжает на улицу или дорогу, то он может легко попасть в беду. Любое транспортное средство, столкнувшись с велосипедом, останется неповрежденным, а велосипедист получит травму и велосипед будет разбит.

   Бывает, что учащиеся выезжают на улицу и попадают в поток машин. Не зная правил движения, не имея твердых навыков вождения, они подвергают себя и окружающих большой опасности. Долг старших – останавливать таких нарушителей и направлять их кататься во дворы.

   Нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям парков.

   Собираясь в поездку, надо тщательно осмотреть велосипед, проверить его снаряжение. Машина должна иметь надежные тормоза, так как ими в пути приходится пользоваться много раз. Руль должен быть хорошо закреплен. Если тормоза неисправны, а руль не закреплен, то выезжать на таком велосипеде нельзя.

   Надо проверить натяжение цепи и состоянии колес (чтобы во время движения колеса не делали восьмерки). Надо также проверить давление в шинах, затяжку резьбовых соединений в осях передних и задних колес, а также в других местах.

   Велосипед должен иметь исправный звонок для подачи звукового сигнала. Спереди и сзади велосипеда должны быть установлены фонари: спереди фонарь с белым светом, а сзади с красным светом и красным светоотражателем.

   Убедившись в том, что велосипед исправлен, можно спокойно совершать поездку.

Вопросы и задания:

  1. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
  2. Где можно обучаться езде на велосипеде?
  3. Что необходимо проверить перед выездом на велосипеде?
  4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в вечернее время?
  5. Где запрещено ездить на велосипеде?

   

На железной дороге.

   Наша страна покрыта густой сетью железных дорог. С каждым годом скорости движения поездов возрастают.

   Железнодорожные пути проходят через города и села, пересекаются со многими улицами и дорогами, по которым идут пешеходы, движутся транспортные средства. Они не ограждены и поэтому представляют для пешеходов большую опасность.

   Поезд движется с большой скоростью. Если автомобиль сразу остановить невозможно, то поезд тем более. Да и останавливать поезд на полном ходу опасно – при резком торможении его может произойти крушение. Поэтому возле железнодорожных путей надо быть особенно осторожным и внимательным. Переходить и переезжать на велосипеде через железнодорожное полотно надо в специально отведенном для этого месте.

   На многих станциях для перехода через пути сооружают мосты или прокладывают под путями тоннели. На тех станциях, где мостов и тоннелей нет, пешеходы должны переходить железнодорожные пути по настилам и там, где установлены указатели «Переход через пути». Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд.

   Всем видам транспортных средств, в том числе и велосипедистам, пересекать железнодорожное полотно разрешается только на железнодорожных переездах.

   Железнодорожные переезды бывают со шлагбаумами и без них. В тех местах, где движение поездов и транспортных средств особенно большое, устанавливают автоматические шлагбаумы. На таких переездах имеются двухсекционные горизонтальные мигающие светофоры. На этих переездах дежурят железнодорожники.

   Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией и указаниями дежурного.

   При приближении поезда то в одной, то в другой секции светофора загорается красный свет, одновременно подается звуковой сигнал. Шлагбаум закрывается. Движение запрещается после прохода поезда шлагбаум откроется и снова начнется движение через переезд.

   Нельзя подлезать под закрытый шлагбаум или выходить и выезжать на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.

   Переходить железнодорожные переезды, на которых нет шлагбаумов и дежурных, надо с особой осторожностью, убедившись в том, что не видно и не слышно приближающего поезда.

   Когда прошел один поезд, нельзя сразу же спешить на переезд. Может идти еще и встречный состав.

   Очень опасно ходить по насыпи возле железнодорожного полотна. При движении поезда с высокой скоростью потоки воздуха могут затянуть пешехода под колеса.

   Бывают случаи, когда дети играют на путях, ходят по рельсам, а в зимнее время катаются на санках и лыжах с железнодорожной насыпи. Это может привести к несчастным случаям, так как, заигравшись, легко не заметить приближающего поезда.

   Ребята, будьте особо внимательными возле железнодорожных путей!

Вопросы:

  1. Где надо переходить железнодорожные пути?
  2. Какие бывают железнодорожные переезды?
  3. Какие правила надо соблюдать при переходе железнодорожного переезда со шлагбаумом?
  4. Какие правила надо соблюдать при переходе железнодорожного переезда без шлагбаума?
  5. Почему опасно играть вблизи железнодорожных путей?

Контрольные задания.

   Рассмотрите рисунки (презентация) и ответьте на вопросы.

  1. Кто должен уступить дорогу: велосипедист или водитель автомобиля?
  2. Какие транспортные средства могут двигаться в прямом направлении: автобус и велосипед; легковой и грузовой автомобиль; легковой автомобиль?
  3. Какой знак называется «Уступите дорогу»? Где он устанавливается?
  4. Кто должен уступить дорогу: велосипедист или водитель автобуса?
  5. В каких направлениях движение запрещено: налево и направо; только прямо; во всех направлениях?
  6. Какие из указанных здесь знаков запрещают движение велосипедисту? В каких случаях устанавливают эти знаки?
  7. Который из велосипедистов нарушает правила движения, а кто из них едет правильно?
  8. Кто из водителей нарушает рядность движения: водитель автомобиля, велосипедист, мотоциклист?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родина - мать, умей за нее постоять! (урок-беседа, 4 класс)

Методическая разработка №4урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять» для учащихся 4-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов...

Классный час «Здоровое питание в школе. Беседа 11 класс

Цель: углубить представление детей о  рациональном питании....

Беседа 7 класс «Край, в котором я живу!»

1.                        Вступительное слово воспитателя:У каждого человека есть ден...

Беседа 7 класс «Край, в котором я живу!»

1.                        Вступительное слово воспитателя:У каждого человека есть ден...

Календарно-тематическое планирование по виду деятельновти "Беседа" 5 класс

Вид деятельности "Беседа" походит в нашей школе один раз в неделю по понедельникам.Беседа как метод воспитания предполагает совместное с воспитанниками обсуждение различных проблем общественной жизни....

Календарно-тематическое планирование по виду деятельности "Беседа". 6 класс.

Беседа как метод воспитания предполагает совместное с воспитанниками обсуждение различных проблем общественной жизни.  Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, стр...

Календарно-тематическое планирование по виду деятельности "Беседа". 7 класс.

Данное КТП было составлено на основе Адаптированной основной воспитательной программы школы - интерната № 23 для воспитанников 13 -15 лет....