Эссе на тему: «Это мой выбор!» (по профориентации)
статья (9 класс) по теме

Миронова Валентина Евгеньевна

Маленькие секреты большого опыта работы с классным коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_konkurs_samyy_klassnyy_klassnyy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «Маленькие секреты большого опыта»

Эссе на тему:

«Это мой выбор!»

(по профориентации)

                                                          Миронова Валентина Евгеньевна

                                         учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ

                        «Пелеговская основная общеобразовательная школа»

                                                        2013

     Я – классный руководитель восьмого, предвыпускного класса. Пройдет совсем немного времени, и моим воспитанникам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Как её выбирать? Чем руководствоваться в выборе? У кого спросить совета? Именно этим вопросам можно посвятить целую систему классных часов, посвященных проблеме осознанного выбора профессии.

     В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой – большой процент специалистов с высшим образованием остается безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. И моя задача как классного руководителя - помочь ребятам найти востребованную специальность.

     Вот тут-то и приходят на помощь часы общения, посвящённые профориентации. Формы и методы, используемые в проведении их, могут быть самые разные: беседы, лекции, проблемные ситуации, групповые задания, тестирование.  И все они будут направлены на то, чтобы расширить представление о различных профессиях, побудить ребят к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. На часах общения ребята учатся различать значение слов: профессия, должность, специальность, квалификация, потому что все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. И родители в этом – главные помощники.

     Работа по профессии в классе ведется совместно с родителями. Проводим классное мероприятие (благо, класс, по теперешним меркам, большой – 9 обучающихся), приглашаем родителей; они рассказывают о своих профессиях. О  том, что  время  от времени  одни профессии и специальности  становятся  нужными, востребованными, престижными, другие уходят в прошлое. Делятся своим опытом, впечатлениями. Дают советы детям, рекомендации. Подводя итог  такого мероприятия, делается вывод  о  том, что, выбирая профессию, мы  ориентируемся не на  весь мир, а  на то общество, которое нас окружает, на  страну, в которой мы живём.

       Проблемная  ситуация очень  часто  используется на  часах общения. Например, «Чей это выбор?»  Один учёный, написавший книгу о  выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда  интересовался  дальнейшей судьбой  своих  учеников. При встрече  он задавал им  неизменный вопрос: «Доволен ли ты  избранной профессией?» И получал  удручающий ответ: примерно  каждый третий (!) ошибался в своём выборе, и  каждый  второй  признавался, что не совсем  доволен, и если бы  начинать сначала,  то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так  много  молодых людей   ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

        Ответы разные. Это и давление родителей, и погоня за  модой, и переоценка собственных сил и  способностей. Но как же тогда  правильно выбрать профессию?  Вот тогда – то и появляется  перед  детьми  довольно  известная  формула: « Хочу – могу - надо!» (используется интерактивная доска, где трактуются понятия этих слов. И знак равно.)В течение этого часа общения ребята ищут ответ на вопрос: «А чему же равняется сумма этих слов?» Ответ таков: «Осознанный выбор профессии». Это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (в этой профессии именно в данный момент (надо).

   Как же работает формула осознанного выбора профессии? Ученики рассуждают на эту тему: «Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть  парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй». Готовя рассуждение, работают в парах. Образец рассуждения - на диске. Это в их руках - соотношение между «хочу»  и «могу». Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

   Здесь на помощь приходит тестирование. Можно использовать и шуточные, и серьёзные тесты, которые помогают ребятам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.

   Например, такой тест: Используя три геометрических фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из десяти элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает, дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд.

  Ученики рисуют фигурки, считают количество треугольников в рисунке, после чего классный руководитель предлагает ключ к тесту:

        Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

   Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

    Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

     Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

     Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человечеству. Тонко чувствует все новое и необычное.

     Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Любит конструировать, рисовать.

    В конечном итоге это поможет им в выборе жизненного пути.

     Можно провести профориентационную работу и в форме устного журнала «Мир профессий», рубриками которого будут: «Проблема», «Лента новостей», «Ликбез», «Тесты» и «Минутка для шутки». Материалы этого журнала станут для ребят ориентиром в мире профессий. Они узнают, какие профессии на российской ярмарке труда пользуются большим спросом, какие появились новые профессии.  Проводится большая работа с новейшим Толковым словарем, чтобы растолковать название некоторых профессий; определяются плюсы и минусы выбранных профессий, например,  профессии учителя.

     Ученики приходят к выводу: чтобы осознанно выбрать профессию, нужно оценить её положительные и отрицательные стороны. Тогда им не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.

    Рубрика «Занимательные факты» особенно интересна подросткам. Они узнают о самых редких профессиях: титестер, постижер и других. Сообщения готовят сами, используя рекламные журналы и справочники.

    «Минутка для шутки» - последняя рубрика устного журнала. Слушаем шутки о разных профессиях.

     Занятия в форме устного журнала носят и поучительный, и воспитывающий характер, заставляют задуматься о том, что нужно в себе исправить, изменить, улучшить; понять, что выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. И какую бы профессию они ни выбрали, им всегда пригодятся знания, полученные в школе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему выбора профессии

Эссе на тему выбора профессии...

Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии»

Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии); поддержание интереса к различным видам профессиям....

Эссе на тему "Помогают ли школьные знания при выборе профессии?"

Счастлив сумевший превратить профессию в хобби, а хобби — в профессию. ...

Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии» для учащихся 8 – 9 классов

Урок по профориентацииТема «Размышления при выборе профессии»для учащихся 8 – 9 классов...