Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии» для учащихся 8 – 9 классов
план-конспект на тему

Хэно Вета Владимировна

Урок по профориентации

Тема «Размышления при выборе профессии»

для учащихся 8 – 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proforientatsii.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Урок по профориентации

Тема «Размышления при выборе профессии»

для учащихся 8 – 9 классов

Подготовила:

социальный педагог

Хэно Вета Владимировна

с. Самбург, 2017г.

Урок по профориентации

Тема «Размышления при выборе профессии»

для учащихся 8 – 9 классов

_____________________________________________________________________________________

Цель: оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии); поддержание интереса к различным видам профессиям.

Задачи:

1.        Расширить знание о мире профессий.

2.        Познакомить с рынком труда округа.

3.        Актуализировать имеющиеся знания о профессиях.

4.        Развить субъективность, в осознании себя как формирующейся личности.

Материал: карточки с названием профессий, карточки с адресами сайтов по профориентации.

Тип урока: сообщение новых знаний с элементами социально-психологического тренинга.

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

Ведущий: «Мне уже девятнадцать лет, а я ещё полна сомнений: на свете столько различных увлекательных профессий, которая же из них моя? И я со страхом выбираю себе занятие, которое бы мне не наскучило. В школе у меня было много увлечений, и, я считаю, что это естественно: сегодня хочу быть врачом, завтра учительницей, а потом ещё кем ни будь. Но давно прозвенел последний звонок, а я все мечусь, и колебаниям моим нет конца…».

Наблюдая за подобными историями, давайте задумаемся: почему оно так происходит, что кто - то мучительно трудно ищет своё место в жизни, а другому до удивления отчётливо ясна эта цель? Достаточно ли при выборе профессии одного желания? Надо ли учитывать личные качества, здоровье, характер, темперамент?

Спортсмен, прежде чем выйти на старт, усиленно тренируется. Тренировка необходима и перед таким ответственным стартом, как вступление в трудовую жизнь. Необходимо приучить свои руки к работе, найти истинное призвание.

Каких только нет историй о человеческих судьбах связанных с профессиями. Герой социалистического Труда Юрий Петрович Эрвье - геолог. Сорок лет он отдал любимой профессии, познал победу и власть над недрами земли, её богатствами. Открыл в Тюмени месторождение нефти и газа, но это его не успокоило. «Нужно иди дальше», - говорил он, и он шёл дальше, работал на благо человечества.

Один из героев книги «Работа у нас такая» сварщик Жора видел в своей профессии возможность постоянного движения вперед. По его мнению, «сварщик должен уметь гораздо больше, чем просто владеть горелкой». Жора научился работать на высоте, но этого ему показалось мало: он решил выучиться на подводника, чтобы занимать сваркой под водой.

Куда пойти учиться, чтобы принести наибольшую пользу стране? От чего зависит стратегия выбора соответствующей профессии? Как работать, чтобы стать мастером своего дела? Что ожидает в будущем ту отрасль производства, которую вы избираете своим поприщем? Какие изменения произойдут в ближайшие годы в республике, крае, районе, городе или в селе? Об этом обо всем пойдет сегодня наш разговор. 

Выбирая профессию, вы должны учитывать специфику экономики региона, в котором вам предстоит реализоваться. Ребята перед вами карта Ямало-Ненецкого автономного округа, где мы живём, давайте немного поговорим о ней. Достаточно сказать, что Крайний Север занимает более трети площади всей страны и даже по разведанным запасам считается богатейшим краем, он обладает важными транспортными путями и является огромным потенциальным резервом для приложения труда многих людей. Освоение Севера - дело трудное. Одна из причин - основная - суровый климат. Долгая зима с очень низкими температурами воздуха, пургой и метелями, короткое и чаще всего холодное лето, неравномерный световой режим, вечно - мерзлые грунты - вот далеко не полный перечень неблагоприятных условий для жизни человека. Но, не смотря на всё это, тут трудятся специалисты многих профессий: гигиенисты, врачи климатологи, геологи, социологи, инженеры, архитекторы, зоотехники, сварщики. С помощью них строятся города, игровые и спортивные площадки, создаются искусственные водоемы, появляется вечнозеленая растительность, все, что делает жизнь людей краше и ярче.

Ребята подумайте и ответьте, какими основными видами экономической деятельности представлена экономика нашего округа.

Ответы детей.

Ведущий. Экономика Ямало-Ненецкого автономного округа представлена следующими основными видами экономической деятельности: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, услуги, сельское и лесное хозяйство. Несомненно, приоритетными направлениями экономики округа является добыча полезных ископаемых. В округе добыча нефти производится 14 предприятиями на 55 месторождениях. Добыча газа производилась на 33 предприятиями на 88 месторождениях. Лидирующие позиции занимают предприятия ОАО «Газпром», ОАО «НОВАТЭК».

На столах у каждого из вас имеются конверты, в котором находятся названия профессий, вам необходимо создать свой список профессий, по вашему мнению, необходимые, и востребованные для каждой отрасли по отдельности.

Работа в парах.

Затем учащиеся крепят названия профессией на ватманы, в соответствии с указанными отраслями. После того, как работа будет окончена, ребята вместе с ведущим обсуждают свой выбор, дают характеристику предмету труда каждой отрасли по отдельности.

Мы живём в информационном, высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии и некоторые из них считаются модными. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Исчезают десятки старых профессий и возникают сотни новых. Что это за профессии? Поэтому уже сейчас необходимо проявлять интерес к миру профессии, к его содержанию.

Ведущий. А сейчас проведём игру - дискуссию «Кто нужен нашему селу». Давайте представим, что мы (класс) - это село. Кем бы вы хотели стать в этом селе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик «житель села» мысленно выбирает себе профессию, род профессиональной деятельности. Затем выбранные варианты обсуждаются и оглашаются.

Обсуждение:

  1. Сможет ли жить и процветать наше село с таким набором профессий? Почему? И каким образом?
  2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения села?

Выводы «жителей села».

Селу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Ведущий. Предлагаю вам житейский способ выбора профессии.

ПРОФЕССИЯ - должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ - должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ - должна быть востребованной на рынке труда.

Если вы заинтересовались какой - то конкретной профессией или отраслью производства, обратитесь в кабинет профориентации за советом к опытному специалисту или посетите интернет- сайты по профориентации. (Ведущий раздаёт учащимся карточки с адресами сайтов по профориентации). Работники библиотек также придут к вам на помощь: помогут составить подробный план чтения книги о той или иной профессии. Способов знакомства с будущей профессией много.

Заключение

В мире достаточно профессии, судеб, характеров. Радист станочник, знатный шахтер, известный учёный, электрик и портной, цветовод и водитель троллейбуса, слесарь и испытатель машин…. Пожалуйста, смотрите, думайте и выбирайте свою судьбу. Я надеюсь, все это поможет тем, кто серьезно задумался над этими вопросами. Ищите себя, думайте о том, для какого дела вы рождены и где вы принесете людям наибольшую пользу. Пожалуй, на свете нет такой профессии, для которой не существует учебных заведений. Именно там вчерашние школьники становятся мастерами: металлистами, электриками, строителями городов, заводов, гидростанций, механизаторами сельского хозяйства, поварами….

Рефлексия

Упражнение «Рефлексивный экран»

Ведущий. По желанию выберите себе фразу и закончите ее.

Мне сегодня на встрече было интересно…

Теперь я могу…

Меня сегодня удивило…

Я попробую…

Я получила от встречи…

Для меня было открытием, что …

На мой взгляд, удалось…

На встрече было важным…

Ритуал прощания

Все участники встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятные часы». И с помощью упражнения «Аплодисменты» благодарят, друг друга за проделанную совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Время инженеров. Профориентация, выбор профессии 9 - 11 класс

Проект. Профориентация,выбор профессии9 - 11 класс "Время инженеров"...

Занятие «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» для учащихся 8 класса с ОВЗ

Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для...

Внеклассное мероприятие на тему "Я и выбор профессии" для учащихся 7-8 классов.

Внеклассное мероприятие на тему "Я и выбор профессии".  Направлено на расширение системы представлений учащихся о мире современных профессий. Содержит информацию о классификации профессий, игру "...

Таранов В.А. - Урок технологии по теме "Рынок труда и профессий". 11-й класс

определения понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”;способы изучения рынка труда и профессий;способы получения информации ...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии»

Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии); поддержание интереса к различным видам профессиям....