«Ты и твоя будущая профессия».
классный час (8 класс) по теме

Миронова Валентина Евгеньевна

Классный час по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_i_tvoya_professiya.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс

«Самый классный классный».

Номинация

«Калейдоскоп творческих идей».

Классный час в 8 классе на тему:

 «Ты и твоя будущая профессия».          

Миронова

Валентина Евгеньевна

Учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская основная общеобразовательная школа».

2013год.

Ты и твоя будущая профессия.

Цель мероприятия:

- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

- расширить представление детей о различных профессиях;

- ознакомить с новыми профессиями;

- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Оформление и техническое оснащение:

1. На доске – тема мероприятия:

    «Ты и твоя будущая профессия».

На диске: рубрики устного журнала: «В мире профессии», вопросы для тестирования; ключи к тестам; толкование новых слов.

2. Стенд «Много профессий, хороших и разных».

Ход мероприятия

1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.        Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения.  Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

     Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).

 - А теперь слушайте ключ  (на диске и интерактивной доске – ключ к тесту).

Классный руководитель читает:

6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.

5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.

- Почему я дала вам этот тест в начале урока?

- О чем мы будем говорить?

2. Слово классного руководителя. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».

     Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

     Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?

Далее -  на интерактивной доске появляются 4 слова:

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Следуют ответы детей).

     После ответов появляется на интерактивной доске толкование этих слов, приводятся примеры.

Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий,  все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.

3. Работа в парах.

Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.

 Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Работаем в парах        .        

1 пара  будет составлять список «Самые модные профессии».

2 пара  - «Самые забытые профессии».

3 пара.  Профессии, которые всегда нужны.

4 пара  «Самые отважные профессии».

(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).

- Послушаем, что у вас получилось.

- Какие профессии можно добавить к списку?

Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

     Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

     Примерные ответы детей:

     - «Давят» родители.

     - Идут за модой.

     - Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

     - Выбирают «за компанию».

     - Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

     - Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

     - Подражают героям кино и телесериалов.

     - Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

5. Слово учителя.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S)? (Площадь классной комнаты.)

Далее: на диске и интерактивной доске 3 слова: хочу – могу – надо.

- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.

- Как объяснить эту формулу?

Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

Надо – это все, что нужно для общества, страны.

 - Попробуйте сами сделать вывод.

(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).

6. Работа в группах.

- Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.

На диске и экране – образец ответа:

     Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

     Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.

1 карточка.  Каскадер, космонавт, водитель, летчик, спасатель, тракторист.

2карточка:  продавец, рекламный агент, менеджер.

3 карточка:  повар, кондитер, технолог, экономист.

     От каждой группы выступает один ученик.

Слово классного руководителя.

    - Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.

- Сейчас проведем такую работу.

     На интерактивной доске – пять типов профессий:

1. Человек – природа.

2. Человек – техника.

3. Человек – человек.

4. Человек – знаковая система.

5. Человек – художественный образ.

И таблица

для подсчета результатов тестирования.

А

      1 балл

Б

2 балла

В

3 балла

Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):

 1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.

 2.Ликбез. Пять типов  профессий.

 3. Тест «Ты и твоя профессия».

 4. Лента новостей. Ярмарка профессий.

Классный руководитель:

- Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет  специалист по вопросам выбора профессий…(фамилия обучающегося класса).

   ( Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)

   -  Каждый год сотни тысяч  молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось:  с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Классный руководитель:- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Выступающий:

     Говорят, что в мире существует  около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов(на экране):

     1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

     2 группа: Человек техника. Это и летчики , и водители, токари, слесари, и другие профессии.

     3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

     4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.

     5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.

Классный руководитель: Мы сейчас  посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.

     (Выдаются листочки для записи вариантов ответов: а, б, в.)

     Сам тест – на интерактивной доске (см. приложение).

Далее подчитываем баллы (ответы - на доске, см. приложение)

     - Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.

      В рубрике «Лента новостей»вас ждут заметки с Ярмарки профессий.

Ученик.  Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:

Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.

Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.

Маркетолог -  «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают  ни в одном учебном заведении.

(названия профессий – на доске)

Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».

Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?

Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.

Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов.  Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость.  Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.

     Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Приложение

   6 -8                                       Ярко выражено стремление к лидерству; хорошо

треугольников                 разбираются в людях, работают с информацией. Тип

                                             руководителя. Хорошие преподаватели.

  5                                             Ответственный исполнитель, хорошие

треугольников                   организаторские способности. До мелочей

                                               Продумывает свою деятельность.

  4                                              Разнообразие интересов и талантов. Склонность

треугольника                     к индивидуальной работе.

  3                                               Тип ученого. Рационален, объективен, легко

треугольника                     переключается с одного вида деятельности на

                                               другой.

  2                                                Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует

треугольника                    все новое и необычное.

  1                                                 Изобретатель, конструктор, художник. Обладает

треугольник                        богатым воображением.

Тест  «Ты и твоя профессия».

1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы бы предпочли:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправиться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;

4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода;

в) ощутили бы тоску и страх.

5. В свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, зоопарк, лес,  ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься танцами, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Хочу – могу – надо =

Формула профессии:

Хочу + могу +надо = осознанный выбор профессии.

От 5 до 8 балов    - Люди малообщительные, стеснительные, замкнутые.

                                  Они не любят шумных компаний. Это значит, им не    

                                 подходят профессии, требующие общения. Зато они будут

                                 хорошо себя чувствовать в научной лаборатории,    

                                 в лесничестве. Им подойдет работа программиста, слесаря,

                                 токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ.

8 – 12 балов            Люди общительные, чувствуют себя прекрасно в любой

                                 компании. Не боятся новых знакомств, легко сходятся  

                                 с людьми. Могут находиться длительное время и

                                 без   общения. Таким подойдут любые профессии.

12 – 15 балов.        Не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком

                                 много энергии и силы. Таким людям подойдет профессия,

                                связанная с большим количеством людей: агента по

                                рекламе, продавца, учителя, тренера.    

a x b = S

Литература

  1. Л.П. Морозова «Классные часы в средней школе», Волгоград «Учитель – АСТ», 2007 г.
  2. Журнал «Воспитание школьника», М. «Школа-пресс» № 4 2006 год.
  3. А. В. Давыдова «Учебный год. Классные часы», Москва. Вако. 2008 год.
  4. Учительская газета № 12 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

Ты и твоя будущая профессия.

Классный час по проф. ориентации учащихся.Большая предварительная  работа: экскурсия в Центр Занятости, на предприятия города, просмотр  видеоматериалов....

Ты и твоя будущая профессия

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старше...

Классный час "Твоя будущая профессия"

Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...

Ты и твоя будущая профессия

Данный классный час-практикум рекомендую проводить с учащимися 8 - 10 классов. Он ориентирован на помощь ученикам в выборе профессии. Дети познакомятся с классификацией профессий (5 типов). С помощью ...

Ты и твоя будущая профессия.

Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия". Будет интересен для классный руководителей 9, 11 классов....

Ты и твоя будущая профессия.

Презентация для классного часа "Ты и твоя будущая профессия"....