Главные вкладки

    ПРОЕКТ Воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений «Я гражданин России»
    проект (9 класс) по теме

    Хальзова Наталья Станиславовна

    Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном и российском законодательстве, с трудом пробивают себе дорогу через сознание посттоталитарного общества. Особой заботой требует обращение к подрастающему поколению, как официальных органов, так и тех, кто занимается воспитанием и образованием детей.

      Равноправие каждого и право на свободы: свободу выражать свое мнение, взгляды, свободу искать, получать и распространять информацию, иметь убеждения, религиозные и другие взгляды, свободу ассоциаций и мирных собраний, личную неприкосновенность, право на тайну и другие – все эти блага по закону есть у каждого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_pravonarusheniyam.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

    Директор ____________ Н.А.Юркин

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.О.САРАНСК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

    ПРОЕКТ

    Воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений

     «Я гражданин России»

    Хальзова  Наталья Станиславовна

    Классный руководитель 9 класса

    2011 год

    ЦЕЛЬ:  воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

    Задачи:

    - сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;

    - научить учеников приема безопасного и ответственного поведения,

    - сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

    - сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны,

    - формировать у учащихся  толерантность и эмпатию.

    Формы работы:

    - анкетирование;

    - беседы;

    - игры;

    - лекции;

    - групповые занятия.

    Состав  

    Учащиеся 15-17 лет

    Место реализации программы

    МОУ «Ялгинская СОШ» Октябрьского района г.о.Саранск Республики Мордовия

    Срок реализации

    2011-2014 г.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

                          Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном и российском законодательстве, с трудом пробивают себе дорогу через сознание посттоталитарного общества. Особой заботой требует обращение к подрастающему поколению, как официальных органов, так и тех, кто занимается воспитанием и образованием детей.

      Равноправие каждого и право на свободы: свободу выражать свое мнение, взгляды, свободу искать, получать и распространять информацию, иметь убеждения, религиозные и другие взгляды, свободу ассоциаций и мирных собраний, личную неприкосновенность, право на тайну и другие – все эти блага по закону есть у каждого.

      Дети  очень эмоциональны, бывают грубы и несдержанны друг с другом и взрослыми. Особенного внимания на занятиях, требуют дети, как говорил Платон, «непригодные для совместной жизни», т.е.

         1) чрезмерно опекаемые своими родителями, а отсюда «изнеженные», тяжелые, вспыльчивые и  очень впечатлительные к мелочам;

         2) отверженные родителями, не получающие необходимой  заботы и внимания дома, а отсюда «приниженные», ненавидящие людей.

         Для детей этих групп характерно стремление компенсировать свое чувство неполноценности соответствующим поведением, а затем стилем жизни. Причем к началу школьной жизни эти качества уже закрепились.

         Педагогам и родителям придется сделать очень многое, чтобы сформировать из каждого ребенка социально полезный тип личности – с выраженным социальным интересом, высоким уровнем активности, ориентированным на учебу, работу, дружбу, любовь, проявляющим истинную заботу о других. Правовое образование должно охватывать все возрастные группы. Необходимо активизировать его, сделать особенно эффективным для учащихся V – IX классов.

            В IX классе необходимо обеспечить первичную правовую грамотность, так как с 14 лет дети вступают в период дееспособности, могут привлекаться к юридической ответственности.

            Гормональный взрыв, способствующий выбросу энергии, в 12 раз превышающей потребности организма, часто выбивает подростков из устоявшейся жизненной  колеи, приводит к правонарушениям.

           Дети должны знать о том, что государство защищает их свободы, их неприкосновенность, собственность, достоинство. Разбирая на мероприятиях права жизненные ситуации, где происходят конфликты, дети учатся правомерному, защищаемому себя поведению.

            В среднем и старшем школьном возрасте учащиеся должны осознать, что мерой свободы личности является только закон, который обговаривает возможности ограничения дозволенного человеку в интересах соблюдения прав и свобод других, в интересах государственной безопасности, в интересах нравственности и морали. К окончанию школы у всех воспитанников должно сложиться четкое представление о том, что нет неограниченной свободы, что только в единстве прав и обязанностей возможно свободное развитие человека, что «только безумец может назвать своеволие свободой» (Вольтер), что жить в обществе и быть от него свободным нельзя, что человек – существо общественное, а его социализация – результат формирования волевых качеств, а добровольное ограничение своих свобод.      

    ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

    «Я гражданин России»

             План работы включает в себя разнообразные формы и методы. Проект работы данной программы претворяется в жизнь с целью воспитания законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

             В начале и в конце программы будет проведено анкетирование детей по данной теме, где будет выявлено актуальность данной программы.

             В ходе реализации данной программы запланировано провести различные мероприятия, такие как: ролевые игры  «Личность - не личность, «Испорченный телефон», «Беседы», «Лекции» и т.д.

             При проведении занятий с детьми нужно быть особенно чутким и нравственно подготовленным. Дети быстро определят, кто перед ними, если в ходе игры, дискуссии или иной формы коллективной деятельности учитель поощряет только словоохотливых детей, обрывает «неугодные» для темы высказывания, высмеивает тех, кто ошибается.

    В процессе изучения прав и свобод необходимо создать демократическую атмосферу, благоприятные условия для реализации детьми свободы слова, свободы убеждений и др.         Самыми демократичными  методами обучения являются имитационные или интерактивные методы: ролевые игры, дискуссии, дебаты, работа в группах, шоу и т.д. Не только специальные занятия, но вся школьная и внешкольная деятельность способствует формированию навыков коллективизма. Дети учатся объективной самооценке, умению смотреть на себя как бы со стороны, наблюдая и анализируя отношение окружающих к себе.

            Воспитанники школ с благодарностью относятся друг к другу, если в классе установлена доверительная нравственная атмосфера, если учителя и родители не поощряют проявления жестокости, агрессии. Для каждого ребенка очень важно занять свое место в коллективе. Используя специальные игры или  упражнения на занятиях по праву, мы обязаны учить детей справляться с агрессией. Взрослые уже не помнят, как трудно пребывать без движения 45 минут, подвергаясь постоянному давлению и испытывая страх перед учителем, перед товарищами, высмеивающими за ошибку в ответе. Это не просто ограничение свободы, это постоянный стресс… Да и только со стороны можно увидеть, как тяжела школьная сумка – ранец, которую ребенок, сгибаясь, несет по школьной тропинке. Свободен ли он в своем выражении эмоций?

             Агрессия детей должна находить выход. Иначе ребенок, как и взрослый, будет подвержен психосоматическим заболеваниям.

            Общество морально и юридически наказывает проявление гнева. Особенно противоправна готовность нападать, причинять боль обидчику. Через коллективные формы деятельности, организуя имитационные игры, используя вербальное общение детей, мы учим их извлекать пользу из сдерживания своего гнева:

           1) чтобы прибавить уверенности своим словам в оценке той или иной ситуации;

           2) повысить шанс при защите своей позиции в ходе дискуссии;

           3) стремиться изо всех сил сохранить хорошие отношения с одноклассниками;

           4) обязательно контролировать перед всеми свои эмоции, чтобы не потерять достоинства;

           5) проявить себя с позиции знающего и грамотного человека.

           Дети с большой ответственностью подходят к подготовке ролей в деловой игре, к защите своих взглядов. При  этом учитель должен максимально поддерживать эмоциональный настрой, создавать ситуацию успеха, подчеркивая соблюдение правил работы в классе, которые способствуют доброжелательности детей друг к другу, формируют волевые качества, позволяют каждому быть выслушанным и меть возможность получить информацию от других.

           На занятиях, где применяются интерактивные методы, дети должны получать удовольствие от проявления своей духовной свободы. При этом учитель, создавая зоны тревоги и дискомфорта, предлагает им для обсуждения жизненные ситуации, где столкнулись интересы личности и общества, где происходят конфликты ценностей.

    Дети должны решать эти диллемы, применяя золотое правило поведения: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

           Из урока в урок, кропотливо и неназойливо, учитель должен подвести воспитанников к пониманию того, что человек может жить и действовать по своему усмотрению, но при этом не наносить вреда другим людям. Свобода человека – это способность и возможность мыслить, говорить и жить в соответствии со своими убеждениями в пределах законов и порядков общества. Эта способность должна быть основана на человеколюбии и на ответственности за свои поступки перед окружающими, перед самим собой, перед природой.

            На занятиях по праву необходимо серьезно, с использованием карточек с текстами статей законов, вести разговор о возрастании ответственности за свое поведение, о необходимости применения к подросткам таких мер ограничения свободы, как:

         - помещение в спецшколы с 11 лет;

         - привлечение за противоправные действия к административной и уголовной ответственности с применением ареста (с 16 лет), исправительных работ, штрафа, лишения свободы (до 10 лет).

           Почему так изменилось отношение к их свободам? Ребята в процессе ролевых игр, в которых моделируются конкретные жизненные ситуации, учатся действовать по существующим законам. Эти имитационные занятия строятся на стремлении подростка к свободе. При этом они осознанно выбирают волевые поступки, ответственное перед окружающими поведение.

            Одновременно с формированием уважения к чужой жизни, здоровью, чести и достоинству личности необходимо вызывать неприятие зла, жестокости, насилия к другому человеку, а также к себе.

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          - ребенок должен осознать, что каждый человек неприкосновенен. Свобода в поступках ограничена свободами другого человека.

          - подростки должны быть информированы о применении к ним принуждения и ограничения их свобод в случаях нарушения ими прав и свобод окружающих.

          - правовые знания способствуют обеспечению свободного развития ребенка, обязательно приводящего к совершенствованию самой личности, развитию моральных и духовных качеств.

    МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Предполагается качественная и количественная оценка эффективности проекта.

    Качественная оценка:

    1. Учет посещаемости детей  мероприятий.

    2. Периодический опрос детей из группы с целью выявления уровня усвоения знаний.

    Количественная оценка:

    1. Проведено 12 занятий, в том числе беседы с инспекторами ПДН, КДН, наркоконтроля и др.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Каждое занятие должно соответствовать возрастным особенностям развития личности.

    КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

    Проведение мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить:

    - повышение правовой грамотности несовершеннолетних;

    - развитие нравственных качеств (толерантности, эмпатии);

    - умение пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Данная программа рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    воспитательно-коррекционная работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

    Особенности, методы и формы работы воспитателя  СРЦ по направлению: " Профилактика праванарушений и безнадзорности подростков в период реабилитации"...

    Статья "Досуговая деятельность, как средство профилактики правонарушений и преступлений среди подростков"

    Статья о правильном формировании досуговой деятельности подростков, а также о положительном влиянии организованного досуга на профилактику правонарушений и преступлений....

    Проект: «Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, возникающих на почве национального, религиозного экстремизма и ксенофобии через единство нравственных ценностей».

    Подрастающее поколение России является самой незащищённой категорией  населения,  оказавшейся в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Наблюдаются факты дезорганизации подрастающего пок...