Методы воспитательной работы в деятельности куратора
статья по теме

Морозова Татьяна Игоревна

Задача  куратора – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность,    

найти особый подход к каждому студенту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vospitatelnoy_raboty_v_deyatelnosti_kuratora.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы и методы в воспитательной работе куратора

Каждому преподавателю из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов имеет свои отличительные особенности, это обусловлено особенностями возраста и сменой социальной ситуации, необходимостью привыкания к новым условиям.

Задача куратора в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям, влиться в ряды студенчества, пройти адаптации в колледже.

Первокурсники считают, что помощь им нужна в первую очередь при решении проблем:

  • преодоление стресса перед первой сессией;
  • вхождение в новый коллектив;
  • сплочение учебной группы;
  • решение личностных проблем;
  • получение самой разнообразной информации: об колледже, его истории, правах и обязанностях, информировании о различных событиях и мероприятиях, проводимых в колледже.

Всё это студенты ждут от куратора, который  должен помогать в решении самых разнообразных проблем связанных с учебой, подготовкой и сдачей первой сессии, участвовать в решении различных организационных вопросов, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности курируемой группы.

Основными формами и методами работы кураторов на I курсе являются:

  - проведение анализа результатов успеваемости;

  - организация регулярных собраний в учебных группах по различной тематике;

  - проведение спортивных, интеллектуальных, предметных соревнований;

  - непосредственное участие в обсуждении социально-бытовых условий студентов;

  -  организация культурных, познавательных, развивающих и досуговых мероприятий.

Основные понятия:

  • Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя со студента для достижения целей обучения, развития и воспитания.
  • Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения студентов в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

Классификация  активных форм и методов в воспитательной работе куратора

  • Проблемный классный час  - начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Студента выполняют поисковую и исследовательскую деятельность. 
  • Классный час –визуализация  -  учит студента преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые  элементы.  Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.  (Например: Обозначения Internet терминов: чат, бра́узер, форум, инет, ник, софт, юзер -  виде картинок, анимаций) .
  • 2. Классный час вдвоем  Студентам дается материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей между собой.  Моделируются профессиональные дискуссии разными специалистами, например, теоретиком и практиком. (Например: Один рассказывает в чём преимущества экстрима, а другой медик, какие могут быть травмы).  Диалог преподавателей демонстрирует культуру совместного поиска решений задач. Студенты вовлекаются в общение, высказывают собственную позицию.

Классный час с заранее запланированными ошибками. Которые должны обнаружить студенты.  Список ошибок студенты узнают в конце.  Подбираются распространенные ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели. (Например: в разговорной речи - глагола “одеть” [на себя] вместо “надеть”, или как правильно делать ударения: поняла  и кабели).

  •   Студенты во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист.  В конце классного часа проводится их обсуждение
  • 3. Классный час – дискуссия целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе

Виды дискуссий

  • Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока
  • Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
  • Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
  • 4. Мозговой штурм  (мозговая атака) свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех студентов группы.  Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Это способ поощрения активности студентов и быстрого генерирования идей. Правила проведения мозгового штурма. Запрещена критика выдвинутых идей. Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи. Наличие ролей. В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей. Доброжелательная, творческая атмосфера проведения. Активное взаимодействие всех участников. Применение системы оценки, стимулирование
  • Классный час – пресс-конференция. Преподаватель объявляет тему классного часа

Просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студент формулировать вопросы в течение 5 минут.  Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы. В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. 

  • Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в виде видеозаписи и т.п.  студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
  • классный час – консультация 50% времени отводится на вопросы студентов  и 50% для ответов; в том числе с привлечением специальных консультантов в области изучаемой проблемы
  • «Круглый стол» сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией,  позволяет сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

Методы группового решения  творческих задач

  • Метод Дельфи. Помогает выбрать из предлагаемых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в определенной последовательности.
  • Метод 6–6 . Не менее шести членов группы в течение шести минут формулируют варианты решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на определенном листе. После этого проводится обсуждение всех подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества участников).
  • Метод развивающейся кооперации -  ставиться задача, которую трудно выполнить в индивидуальном порядке и  нужна кооперация (объединение)  студентов с распределением внутренних ролей в группе.  Создаются группы  из 6–8 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант  решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения.

Формы групповой деятельности

  • Презентация мира
  • Приглашение к чаю
  • Сократовская беседа
  • Корзина грецких орехов
  • Волшебный стул
  • Открытая кафедра
  • Защита проекта
  • Диалог с веком
  • Разброс мнений
  • Театр-экспромт
  • Пять минут с искусством
  • Проблемы и аргументы

  • Деловые игры: метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам .
  • Необходимо создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Требуется не только знаний и навыки, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций.
  • Классификация игр: По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация

По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие

По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые

По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные

  • Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая студентами. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые студентам
  • Деловая игра. Имитация в игре реального процесса с помощью модели. Различие интересов участников игры. Наличие общей игровой цели. Реализация цепочки решений. Использование гибкого масштаба времени
  • Ситуативные игры. Ситуации – иллюстрации. Ситуации – упражнения. Оценочные ситуации. Проблемные ситуации.  Прогностические ситуации
  • Пары и группы Этот метод даёт студентам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно или по желанию студентов или куратор заранее делит на группы, учитывая уровень студента или его характер межличностных отношений

Формы групповой деятельности:

1. Презентация мира. Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления студента. Избирается любой предмет из окружающей студента действительности (бессмысленно избирать нечто лежащее за пределами реальности, например, тостер, пуанты и т. п.), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко; через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой; на демонстрационном кубе – кусочек мела.

Преподаватель предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, как говорится, свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Студенты поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только "для писем"; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь "сосуд для молока" – это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".

Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Студенты и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов. "Презентация мира" может выступать частью какой-либо программы (на вечере, на поляне в лесу, на уроке).

2. Приглашение к чаю Испарилось кондитерское содержание, но осталась форма, сохранив себя самое, и наполнилась новым содержанием. В "Приглашении к чаю" много символического, во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать бы хотел в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к своей личности. в-четвертых, чайная чашка пуста, и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а происходит лишь общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумье, но это не раздумье как таковое. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать такую форму группового дела. Название вечера "Приглашение к чаю", сегодня перерастает в нечто новое: "Приглашение в космос", "Приглашение к совместной работе", "Приглашение в театр"... Может быть, примет общую форму "Приглашаю".

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы, следует найти мотивировку, необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение, следует продумывать формулировки обращения. Преподаватель может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки преподавательа должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что студенты в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные преподавательом воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если преподаватель скажет: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в классе и девочки?", – то эти слова открывают для мальчика канал выбора. "Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон преподавательа и стиль его поведения, именно от преподавательа, его преподавательической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения сыграют свою позитивную роль.

3. Сократовская беседа– это одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего студентов путём постановки системы вопросов. К предложенному суждению или вопросу учитель и студенти ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учётом конкретных преподавательических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например, "Хорошо живётся на свете эгоисту", "Всегда ли надо отстаивать истину?", "Одиночества не боится сильный", "Свободен ли дикарь?".

Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная разминка-подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток оценить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка: "Полезно ли ходить босиком по земле?", "Всегда ли надо солить пищу?", "Следует ли по утрам делать зарядку?", "Надо ли чистить зубы?". Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идёт речь? В какое время года? Какова мера?, – то, несомненно, студенты поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию, возможно, финалом "сократовской беседы" станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут студенти пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.

Количество участников – в пределах одного класса либо параллели. Темы: "Деньги ли главное в жизни?", "Человек проявляет своё я", "Самое страшное наказание – одиночество".

Корзина грецких орехов – зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед студентами – это разговор о том, что заботит студента, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.

Студенты "бросают" в корзину (произносят один за одним, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не даёт никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остаётся тайной каждого, о ней можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка  по репликам, брошенным кем-либо вслед "грецкому ореху", опущенному на дно корзины. Бесспорна решающая роль психологического климата этого нового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона преподавательа, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики преподавательа. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая "корзина", каков интерьер помещения, как организуется поочерёдность детей в высказываниях, как будет обставлен "момент опускания" в корзину "грецкого ореха", будет ли в руке каждого реальный "грецкий орех" или будет единственным, передаваемым из рук в руки. Конечно, "корзина грецких орехов" – это доверительный разговор, эта форма может быть отдельным приёмом. Игровая деталь создаёт детям психологическую опору, снимает зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

4. Волшебный стул. Цель группового дела – развивать у студентов интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. Присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Студенты называют качества (умный, нежный, добрый) или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил). Для старших студентов очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета (красивая, грациозная, сильный). Такого рода упражнения не бесплодны, они помогают обрести уверенность в себе, поднимают студента к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе. В итоге переориентируют внимание детей с недостатков на достоинства.

"Волшебный стул" проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошёл каждый ребёнок, тон задаёт преподаватель, его преподавательическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и пробуждая желание сказать любому что-то ободряющее и возвышающее его как личность.Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находят ответа на вопрос, какие достоинства они видят.

5. Философский стол. Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание "философского стола" самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. назначение данного группового дела и заключается в развитии у студента умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.

К общим вопросам жизни относятся такие, как "Жизнь и смерть", "Счастье и смысл жизни", "Свобода и долг", "Цена и ценность", "Человек и природа", "Жизнь женщины и жизнь мужчины", "Труд и творчество", "Истина и добро", "Красота в жизни человека".

Предметом размышления может стать и узкий вопрос, однако он обсуждается в аспекте философском: "Конфликт с родителями", "За что следует уважать стариков?", "Безобидна ли неряшливость?". Предметом обсуждения может стать одно понятие (например, добро), один вопрос (что такое свобода?), одно суждение (например, духовность – это сопричастность жизни). составляется программа "стола" в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре. Предположим, группа студентов собирается обсудить категорию совести. вопросы, предварительно выдвигаемые, могли быть такими: что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под "муками совести?" Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до "философского стола". Преподаватель договаривается с некоторыми студентами о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса. рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни, в течение недели студенти могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.

"Философский стол" оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу – имитируя "круглый стол", где все – равные участники беседы, только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана. Участие преподавательов в "философском столе" обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.

Полезно приглашать на "философский стол" студентов на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии. Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна – выдвигает суждения, другая – оппонирует предлагаемые решения.

 6. Открытая кафедра – это одна из ступенек взросления студента, пусть маленькая и несущественная, однако значительная. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.

Данная формула импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности в активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешиваться в реальность, содействовать изменению ее. Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в воображаемой ситуации перед всем миром, чем обращаясь непосредственно к сидящей публике. Это один из способов вывести студента на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего я с всеобщей жизнью.

Учитывая эмоциональность юношества, кратковременность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в настроении, преподаватель сводит до минимума подготовительную работу, чтобы студенты приняли участие в "открытой кафедре" на уровне высокой психологической активности, иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объявления и приглашения всех желающих. Важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно восходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свое мнение. Отправным моментом мог бы стать вопрос: "Что я сказал бы, если бы..". Варианты поставленного вопроса: "Если бы в моей власти было изменить мир", "Если бы меня услышало человечество", "Если бы все государственные деятели сидели передо мной". В случае необычайных событий в студенческой жизни или в общественной жизни "открытая кафедра" предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого студента, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним. Участвовать в "открытой кафедре" могут и преподавательи, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие студенты приветствуют, очень внимательны к суждению преподавательа, нередко благодарят его за то, что выступление на "открытой кафедре" помогло им решить для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, преподаватель должны основательно готовиться к такому простому внешне делу.

7. Защита проекта. В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Тематику проектов диктует сама действительность. Вот примеры: "Наша школа через 50", "Классная комната, построенная мною", "чем будет заниматься школьник через 100 лет", "Внешний образ учителя и студента в будущем веке", "Школьный двор моих внуков". Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому студенту захотелось создать свой проект-мечту. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "За самый смелый проект", "За самый изящный проект", "За самый обоснованный проект", "За красивый проект".

8. Диалог с веком. Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь. Диалог ведут студенты с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит студенту произведения искусства любого вида и жанра, чаще всего это живописный портрет, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.

Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все студенты ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Беседа ведется тихо, "глаза в глаза", "наедине" – субъект ХХI века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании. Поясним последнее: подростку в ранней юности при всей центрированности на своем "я", не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем; чтобы разговор с представителями иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и  вновь ждать последующего ответа.

Психологическими условиями "диалога с веком" являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, – и скрытое для современника, еще не привыкшего к публичному вниманию. Беседы, которые поведут студенты, не равнозначны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи студенты несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности ("Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!"). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, преподаватель должен слегка помочь ребенку ("Что же она в ответ сказала? Она с тобой согласилась или возражает?" Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в "диалог с великим". Великим мы называем человека, достоинство которого превышает меру обычного, по масштабам влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного. Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте как… Во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во- вторых, столь же уникален и неповторим и ребенок, который, в итоге, может и должен остаться самим собой. Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового. Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начавшей свой путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающей над собой, изучающей немецкий и французский языки, осваивающей игру на фортепьяно, пластику, риторику, философию, и закончившей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясая сердца людей (об этом говорит множество фактов). Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог ("Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста...), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия студента по поддержанию собственной планки поведения и жизни. Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе преподавательа. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому преподаватель, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим. Противопоказание к этой форме работы – отсутствие у преподавательа личного желания говорить с веком или с великим. При таком показателе не спасет ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.

9. Разброс мнений– это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что "приходит в голову". Методическим ключом этого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает студенту в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Вот вероятные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: "Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...", "Мне кажется, что в этом вопросе больше всего меня смущает то, что...", "Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что..."

Преподаватель представляет детям высказать свое мнение по определенной теме: "Что вы думаете о..." – либо ставит вполне конкретный вопрос: "Считаете ли вы, что...". Обсуждаемые вопросы: "Человек и его одежда", "что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?", "Нужна ли мне книга?", "Как человек проводит каникулы?", "Когда я очень разозлюсь…", "Родители и я", "Красота, меня окружающая". возможен разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.

Методическая сторона этого группового дела предельно проста и сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше цветной) четкий текст фразы – первые слова. Условия игры следует соблюдать. Преподавательская трудность: необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое поглаживание, подбадривающие реплики, подкрепляющие психологические оценки, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы (по кругу) – все это имеет огромное значение и для успеха дела. Центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке "правильно – неправильно". "Разброс мнений" – очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения, его можно использовать перед тем, как приступить к большому делу или при подведении итогов большого дела.

10. Театр-экспромт. В этом деле принимают участие абсолютно все студенты группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно. Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении студента, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для "голоса за кадром", обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает "голос за кадром". Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.

11. Пять минут с искусством. Это гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства студенты не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.

Студенты в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе. Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение преподавателя, видимого детьми в момент восприятия художественного восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами…"

Содержание зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, фотографий и т. п.

Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с учебным материалом, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, жанровый.

Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли "Весна" – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена. Студенты получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают желание повторных минут эстетического наслаждения. Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры, поэтому акцент преподавательического внимания ставится на процессе представления произведений искусства более, чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата. Возможно, студенты, увлеченные такими приятными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать вести "Пять минут с искусством" этим детям, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании студента образ достойного человека и его достойной жизни.

12. Проблемы и аргументы. Это командная состязательная форма духовной деятельности студентов. Назначение этой формы – в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для студента жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов, побуждающих студента к саморегулированию своего поведения.

Организуются две команды, две группы, два класса. Поочередно выступая то в роли "аналитиков", то в роли "прагматистов", команды рассматривают один из жизненных вопросов с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. представители команд выбирают из "корзины проблем" карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, "Духовное и материальное в жизни человека", или "Мужчины и женщины", или "Иждивенчество детей в семье", или "Способности и талант человека". Команда "аналитиков" выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым показывая объективность явления, команда "прагматиков" должна предложить ряд практических решений проблемного вопроса. Как во всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмечает по часам "хронос", иногда шутливо это лицо называют "счетчик". Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не произойдет смена ролей команд. Окончание первого тура состязаний означает смену названий команд: та, что выступала под именем "аналитиков", становится "прагматиками" и наоборот. второй тур сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнения.

В состязании могут принять участие и студенты из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается внести свои аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.

Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. "Счетчик" ведет общие подсчеты на большой доске или табло. "Проблемы и аргументы" – очень гибкая форма, в нее можно влить любое проблемное содержание. Если вдруг преподавателя стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой "Проблемы и аргументы", развернув перед детьми палитру самых различных проявлений "странного" человека, тогда игра получает особое название, скажем "…а не странен кто?". В карточках студентам предложено осмыслить с позиции аргументов и решений, как относиться к "странному" человеку, самые неожиданные проявления "странных" людей, предположим, такие: "Старуха идет в детской панаме", "Директор школы встречает студентов в цыганском наряде", "Муж истратил всю зарплату на подарок жене", "Мальчик идет по улице и поет", "Девушка одна в лесу на поляне танцует", "Человек, не будучи дворником, метет улицу".

Содержанием обсуждения могут стать и проблемы студенческой жизни, в ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не могут не учитывать преподаватели. Методическая сложность игры – соблюдение темпоритма, четкий не сбивающийся ритм обеспечит активность всех участников. Достаточно быстрый темп предотвращает утомляемость: смена ролей команд, церемония изъятия из "корзины проблем" карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей, число туров зависит от возраста участников, старшеклассники могут провести от 4 до 8 туров. Подросткам же рекомендуется не более 4 туров, следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям.


Заключение

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного воспитания – это такая организация при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым студентом.

Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного воспитания очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект воспитания, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  студентов массу положительных эмоций и переживаний

Активные методы воспитания – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Активные методы – это обучение, соответствующее силам и возможностям студентов они выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.

Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.

Мне бы хотелось порекомендовать преподавателям:

- использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

- включать в учебные занятия  и классные часы проблемность;

-управлять формированием и развитием  индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

- вовлекать студентов в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

- организовывать сотрудничество и кооперацию;

- организовывать коллективное взаимодействие;

- изменить модель преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).

- соблюдать единство и согласованность требований к поведению студентов в организации их учебной деятельности.


Список литературы

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Беспалько В.П.  Программированное обучение. – М., 2002.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
  4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  8. Гузик Н.П. Учить учиться. -  М., 1991.
  9. Занков Л.В. Наглядность и активизация студентов в обучении. – М., 1960
  10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.
  11. Коджаспирова  Г.М. Технические средства обучения.
  12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.,  2004.
  13. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы.
  14. Кукушин В.С. Педагогические  технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
  15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
  16. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
  17. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
  18. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.
  19. Подласый И.П. Педагогика. –М., 2003.
  20. Поляков С. Школа: поиск и пути. –М., 2003.
  21. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
  22. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
  23. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.
  24. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.
  25. Шлаков С.А. Игры студентов. –М., 2004.
  26. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются  формы и ...

Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.

В материале представлено описание основных методов и их практическое применение в танцевальном коллективе....

"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"

В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ АДАПТАЦИИ НАХИМОВЦЕВ

Воспитательная работа – в широком понимании – это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с у...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....