ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ АДАПТАЦИИ НАХИМОВЦЕВ
статья (5 класс) на тему

Павлий Алексей Игнатьевич

Воспитательная работа – в широком понимании – это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.

Воспитательная работа в узком понимании – это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательная работа24.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ АДАПТАЦИИ НАХИМОВЦЕВ

«Самое надежное, но и самое наитруднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания»

Екатерина II

Воспитательная работа – в широком понимании – это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.

Воспитательная работа в узком понимании – это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.

«Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней».

Великий армейский воспитатель генерал М. И. Драгомилов учил: «Воспитание солдат должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранцев дан был один только день».

Воспитательное воздействие предусматривает использование организационных форм, различных педагогически целесообразных методов и средств.

Под формами воспитания нахимовцев понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место их проведения и продолжительность. Основными формами воспитания являются: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, собрания и совещания, различные виды информирования, диспуты, викторины, тематические вечера.

Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы нахимовцев (сознание, чувства и волю).

Методы воспитания можно объединить в три группы:

- методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.)

- методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.)

- методы профилактики и перевоспитания нахимовцев (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.).

Формы и методы воспитания – это способы взаимодействия воспитателя и обучающего, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания, не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых они принимаются.

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

- особенности нахимовцев, их подготовленность к эффективному восприятию воспитательных влияний;

- особенности содержания воспитания;

- сравнительную корректировку используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

- особенности ситуации;

- меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

- морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Учитывая такой выбор форм и методов воспитательной работы, позволяет мне выбрать цель и содержание воспитательной работы с нахимовцами 5 класса.

Целью и содержанием воспитательной работы в первые месяцы обучения нахимовцев является формирование общей культуры личности нахимовцев, их адаптация к жизни НВМУ, воспитание гражданственности, трудолюбия, формирование здорового образа жизни, любви к Родине, семье.

Для достижения этих целей работу начал с планирования воспитательной работы. Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый нахимовец нуждается в индивидуальном подходе, так как все они имеют свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.

Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы: способствовать развитию личности нахимовца, его личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и учебе.

Планируя начало работы с  пятым классом я, в первую очередь, постарался обобщить опыт предыдущих наборов. Вместе с классным руководителем мы провели работу по приему нахимовцев, их заселению в ротное помещение, размещение в классе, с учетом их интересов. Также, был проведен комплекс мероприятий по адаптации воспитанников к новым условиям. Было проведено общее собрание, где нахимовцам были объявлены правила обучения в училище, правила внутреннего распорядка, даны ответы на их вопросы.

С целью изучения нахимовцев я провел анкетирование родителей. Анкета была разработана совместно, всеми воспитателями роты, с участием педагога-психолога и командира роты.

Анкетирование позволило составить социальный паспорт семьи, узнать интересы и желания нахимовцев, их возможности по организации учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Сотрудничество воспитателя с родителями, особенно в первые месяцы, является залогом успешной воспитательной деятельности с нахимовцами, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности.

Такая форма общения представляет направить деятельность воспитателя на:

- изучение семей нахимовцев;

- педагогическое просвещение родителей;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития нахимовцев.

Изучение семей нахимовцев позволяет лучше узнать нахимовцев и их родителей, понять стиль воспитания в семье, ознакомится с домашними условиями развития личности нахимовца.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с конкретными проблемами, возникающими в ходе работы, прежде всего - это нарушение дисциплины.

Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт, добиться большего взаимопонимания.

Информирование родителей осуществляется с помощью родительских собраний, личных бесед с родителями, бесед по телефону, перепиской
в социальных сетях.

За нарушение дисциплины на индивидуальную беседу были приглашены родители Тазина А., Осмаловского  Е., Нуждайкина М. Поговорив и обсудив поведение детей мы пришли к оптимальному решению, взаимопониманию.

Основная работа – это контакт воспитателя с воспитанниками, в ходе которого происходит разбор конкретных жизненных ситуаций. Такие контакты позволяют нахимовцам раскрыть себя.

Используя формы воспитательной работы, я в каждом нахимовце прежде всего стараюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю с ними контакт, стараюсь, чтобы он раскрыл предо мной свой внутренний мир. И для того, чтобы этого добиться, я применяю следующие методы воспитательной работы:

- убеждение;

- организация деятельности;

- стимулирование поведения и деятельности.

Метод убеждения, главным образом, обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово воспитателя, но и суждение нахимовца.

Слово воспитателя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства нахимовцев, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей работе, когда рассматриваю какую-либо ситуацию и применяю такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет мне изменить сознание нахимовца.

Организация деятельности нахимовцев является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя: приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогические требования я применяю как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил и требований устава НВМУ и Уставов ВС РФ.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания я даю старшине класса, командирам отделений. Косвенные требования в виде просьб и советов остальным нахимовцам. Например, прошу нарисовать боевой листок или помочь сделать уборку в классе.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Его использую в классе, при обсуждении поступков.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения нахимовцами действий, с целью их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз напоминаю, что:

- в помещении нужно снимать головной убор;

- входящий должен здороваться с людьми;

- в строю необходимо молчать;

- в классе должен быть порядок;

- сидеть на кроватях – запрещено.

Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно оформить.

Метод стимулирования поведения и деятельности.

Побудителем выступают поощрение (одобрение) и осуждение поступка. Психологической основой этого метода являются переживание, самооценка нахимовца, осмысление поступка. На этом основана коррекция поведения нахимовца.

Поощрение, похвала, благодарность – применяю, когда одобряю нахимовца за сданную работу, поведение, правильный поступок. Методика поощрения позволяет мне одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности, приучать нахимовца ценить сей факт одобрения, а не материальный вес.

Поощрение чаще требуется нахимовцам с девиантным поведением, неуверенным в себе.

Осуждение – это выражение отрицательной оценки действий, поступка. Делаются замечания, предупреждения, проводятся беседы. Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил-убери, нагрубил-извинись.

Эти системы форм и методов включают в себя: воздействие словом
и другими средствами, обращение к разуму и чувству с целью формирования
и развития у нахимовцев необходимых качеств, норм поведения.

Заключение: анализируя в первые месяцы взаимоотношения нахимовцев между собой, отношение их к НВМУ, к учебе, я обнаружил следующие противоречия:

- нетерпимость нахимовцев друг к другу;

- неумение трудится на общее благо;

- детский эгоизм;

- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность.

Исходя из вышеперечисленного, я поставил перед собой следующие цели:

- организовать жизнь нахимовцев так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого нахимовца;

- cоздать условия, где могут проявляться новые качества в личности нахимовца.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить следующие задачи:

- добиться того, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни нахимовца;

- воспитать созидательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания;

- создать условия для самовыражения каждого нахимовца.

Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности нахимовцем, а по большому счету – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.

И закончить хотелось бы словами К. Д. Ушинского: «Сложность воспитательной работы заключается в том, что в ней все кажется ясным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются  формы и ...

"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"

В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....