Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Самигуллина Альбина Харисовна

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_vospitatelnoy_raboty.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Ново-Кинерская общеобразовательная школа-интернат                    для детей с ограниченными возможностями здоровья»,                                Республика Татарстан

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

                

Самигуллина А.Х.

 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. 

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

         Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к  детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.  

     Важно отметить данная система  не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные формы и методы в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают  ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!

В отличие от других школ коррекционно – образовательная школа – интернат или, как их называют, школы VIII вида по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих нарушение интеллекта, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии  должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных  жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам.  Получить такое воспитание в своих семьях, некоторые которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов.

Педагог-воспитатель,  находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения на уровне развития качеств личности воспитанников.

Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным.

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

  • подготовленность воспитанников к восприятию воспитательных влияний;
  • содержание воспитания;
  • сравнительную характеристику используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;
  • особенности ситуации;
  • меру использования тех или иных средств,
  • взаимосвязь форм и методов воспитания;
  • морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Очень важно, чтобы с нашими ребятами работали знакомые им учителя и воспитатели, чтобы они предъявляли к ним единые требования. Дети привыкли к педагогам и их требованиям. Любое изменение привычных для наших детей условий: нарушение режима; смена учителя или воспитателя; повышенный, резкий тон неблагоприятно отражается на их нервной системе. Также неожиданное и неблагоприятное требование вызывает у них раздражение или отказ его выполнять.

Формы и методы  воспитательной работы в интернате многообразны:

  • проведение диспутов, бесед;
  • организация вечеров вопросов и ответов;
  • проведение спортивных мероприятий, часы здоровья;
  • проведение различных конкурсов, творческих часов;
  • проведение экскурсий, прогулок

Любую форму воспитательной работы можно отнести к одной из следующих групп: работа с родителями, мероприятия, просмотр телепередач, занятия по интересам детей, игры, дискотека.

Семья, родители являются основными воспитателями,  нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Основная и главная задача воспитателя - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений.  Работать с  родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

   Работая с родителями,  давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка - даёшь  оценку и родителям.  Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы,  в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики детей, раскрывая волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения.   “Золотое правило”: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

  Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: “Это я! Любите меня таким, какой я есть!” - вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.

Для успешного развития  обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно – следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому чаще воспитательский час мы отводим для бесед.

Тематику бесед определяет сам воспитатель в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы бесед:

-о событиях, происходящих в настоящее время;  

-по красным датам календаря;

- о нашей Родине;

- о знаменитых соотечественниках;

 -о природе и богатстве родного края, страны;

 -о профессиях и людях труда;

- по правилам дорожного движения;

- по профилактике правонарушений;

- по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма.

Воспитатели проводят беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем, учат ребят правильно себя вести. Проводят беседы и сюжетно – ролевые игры по правилам культурного поведения; учат рассматривать картины, слушать музыку, любоваться природой. Организовывают экскурсии на природу, проводят подвижные игры, комические эстафеты, соревнования в спортивном зале и  на свежем воздухе.  Кроме этого воспитатели в свободное время занимаются с ребятами мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, игровых комнат; очищают от мусора, метут территорию школьного двора, зимой очищают территорию школьного двора от снега. Дети знакомятся  на « Часах здоровья» с профилактикой различных заболеваний.

Во время занятий по внеклассному чтению ребята знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать  свое  отношение к героям и событиям.

Используя формы воспитательной работы, необходимо увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливать контакты с воспитанниками, чтобы они раскрыли свой внутренний мир. Для этого можно применять следующие методы воспитательной работы:

убеждение, организации деятельности, стимулирование поведения и деятельности.

Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения детей. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения  применяется в  работе, когда рассматривается какая - либо ситуация и применяются такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет изменить сознание воспитанника.

Организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование  применяется  как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций. Требуется  у обучающихся совокупность норм общественного поведения.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его используют в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимается общественное мнение, стимулируется выступления воспитанников с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В работе применяется приучение, как организация регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения.

  • в здании нужно головной убор снимать;
  • входящий должен здороваться;
  • в комнате должен быть  порядок;
  • во время еды не разговаривать и т.д.

Методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.

Метод поощрения, похвала, благодарность – можно применять за хорошее поведение, правильный поступок. Одно слово «Молодец» вызывает у них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Поощрение чаще требуется детям с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. Грубые нарушения обсуждаются на линейке или собраниях. У детей этот метод вызывает чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение, дает им возможность понять свою ошибку.

Эти системы форм и методов включают в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и взаимодействия детей и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности.

От того, как мы работаем, зависит в дальнейшем  жизнь наших воспитанников. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.

Методы в социальной работе - это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребёнка с ограниченными возможностями с целью решения его социальных проблем.

Специалист по социальной работе в своей деятельности широко использует все группы методов социальной работы, но основными являются социально - психологические и социально - педагогические методы.

Социально - психологические методы включают в себя методы психодиагностики и психокоррекции.

Методы психодиагностики направлены на получение информации о проблеме клиента. Для диагностики ситуации развития умственно отсталого ребёнка могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, биографический метод, тестирование, анкетирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики.

Методы психокоррекции направлены на коррекцию, т.е. исправления дефекта ребёнка. Наиболее распространенными из них являются игротерапия и арттерапия.

Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, речевых расстройств, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с заиканием, а также с детьми, имеющими психологическую травму.

Всё многообразие социально - педагогических методов можно объединить в три группы:

1. Методы формирования сознания детей. К ним относят рассказ, беседу, работу с книгой, иллюстрацию, демонстрацию и другие.

2. Методы организации познавательной, практической деятельности: поручения, задания, упражнения, приучения. Кроме того, в практике социальной работы с такими детьми широко применяется метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такие условия, когда они становятся перед необходимостью выбирать определённое решение из нескольких возможных вариантов.

3. Методы стимулирования мотивации и активности детей: поощрение, соревнование, наказание, порицание.

Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (вспомогательные школы). Основная цель этих учреждений - физическое, умственное и нравственное развитие с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.  Учителя и воспитатели стараются закрепить навыки самообслуживания и личной гигиены. Воспитанников обучают счету и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи и познавательной деятельности, приучают к адекватному поведению в группе, актовом зале, столовой, на прогулке. Коррекционно-воспитательная работа направлена на преодоление и предупреждение дефектов развития. Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно - бытовых навыков. В частности, их учат стирать и гладить мелкие вещи, пришивать пуговицы, работать с пылесосом.

Значительное место в учебном времени занимает трудовое обучение. Оно является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовое обучение старшеклассников по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда, производственное обучение в выпускном классе решают в специальной (коррекционной) школе специальные задачи социальной адаптации и реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня для "Круга" ( Воспитательная работа в средней школе и школах-интернатах.)

Собраться всем вместе после уроков и  пообсуждать свои проблемы,  поздравить с праздниками или с днем рождения, поделиться радостью или предложить организовать общественно полезное дело и т....

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....