Доклад "Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности"
материал на тему

Букреева Татьяна Николаевна

Доклад для методического объединения классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_form_i_metodov_vospitatelnoy_raboty.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема моего доклада: «Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности».

Слайд 2

Начну со слов советского учёного-педагога, доктора педагогических наук, профессора Ивана Фомича Свадковского: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личностного счастья».

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Слайд 3

Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком смысле) – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.

Слайд 4

Рассмотрим некоторые методы воспитания:

Убеждение – основной метод воспитания - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению обучающихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Пример  всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Но необходимо обращать внимание обучающихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым. Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление заботы и внимания.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях. Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд, осуждение. 

Слайд 5

Для реализации педагогических задач используют различные формы воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные:  “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Слайд 6

Также выделяют такие формы воспитательной работы со школьниками, как:

Словесно-логические формы, где основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

К трудовые формам внеурочной работы относятся разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до разбивки и устройства сада, парка. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы означают  содержательный,  развивающий  отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить  в  самых  разных  формах:  игры,  праздники,  вечера  отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.

Следует помнить, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. 

Слайд 7

Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле.

Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. 

Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Поэтому хочется отметить, что организация  воспитательной работы    в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать  и  установить  хорошие  отношения,  открывают  неожиданные  и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют  пережить  счастливые  минуты  единения,  совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"

В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"

Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"Ушаков Никита Алексеевич,учитель физической культурыМАОУ «СОШ № 10» г. Реутов...