Доклад "Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности"
материал на тему
Доклад для методического объединения классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_form_i_metodov_vospitatelnoy_raboty.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема моего доклада: «Разнообразие форм и методов воспитательной работы, как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности».
Слайд 2
Начну со слов советского учёного-педагога, доктора педагогических наук, профессора Ивана Фомича Свадковского: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личностного счастья».
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.
Слайд 3
Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитание (в узком смысле) – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.
Слайд 4
Рассмотрим некоторые методы воспитания:
Убеждение – основной метод воспитания - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению обучающихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Но необходимо обращать внимание обучающихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым. Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление заботы и внимания.
Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях. Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд, осуждение.
Слайд 5
Для реализации педагогических задач используют различные формы воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– телевизионные: “Счастливый случай”, “КВН”;
– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Слайд 6
Также выделяют такие формы воспитательной работы со школьниками, как:
Словесно-логические формы, где основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
К трудовые формам внеурочной работы относятся разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до разбивки и устройства сада, парка. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы означают содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.
Следует помнить, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия.
Слайд 7
Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле.
Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.
Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Поэтому хочется отметить, что организация воспитательной работы в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.
Слайд 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"
В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"
Доклад на тему: "Подвижные игры - одно из условий разностороннего развития ребенка"Ушаков Никита Алексеевич,учитель физической культурыМАОУ «СОШ № 10» г. Реутов...
«Содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя в условиях внедрения ФГОС»
Система работы классного руководителя...
Статья на тему:"Формы и методы воспитательной работы в условиях реализации обновленных ФГОС"
методическая разработка...
Статья на тему: "Формы и методы воспитательной работы в условиях реализации обновленных ФГОС"
мметодические разработки...