Главные вкладки

    Эссе "Воспитывая - воспитываем своим примером"
    статья по теме

    Тимушева Надежда Викторовна

    Эссе о воспитании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esse_vospitanie.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе по теме «Воспитывая – воспитываем своим примером»

             Воспитание ребенка – это всегда огромный труд и огромная ответственность. Ведь от выбранных методов воспитания, ребенок может вырасти успешной гармоничной личностью или же несчастным человеком. Самый эффективный метод воспитания – это воспитание своим примером. Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Очень многие психологи подчеркивают, что самый лучший способ обучить ребенка чему-то – показать личным примером, что нужно делать. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа, дедушка, учителя, соседи, сверстники. Если они любят читать, сами читают много, в доме есть книги, покупаются новые, то и ребенок читает с удовольствием. Если родители внимательны к своим родителям, звонят, беспокоятся, часто ездят в гости, помогают им, то и внуки растут внимательными и заботливыми, любят бабушек и дедушек. Но а если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствие говорят неправду, т.е. слова расходятся с делами, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снижается. Часто можно услышать от родителей или взрослых такие слова: «Врать нехорошо, сынок». А через некоторое время та же самая мама просит сказать сына по телефону, что ее нет дома. Если родители или даже педагоги стараются воспитать дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов. Например, учитель каждый раз приходит на работу за минуту до звонка на урок, и в тоже время предъявляет требования дисциплинированности и организованности к ученикам: выгоняет с урока за то, что ребенок забыл дома тетрадь или учебник, заходит с перемены после звонка. Прежде чем предъявлять требования к детям, необходимо личным примером показывать ту же дисциплинированность и организованность. Другой пример, недостаточно рассказать ученикам о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье, взаимопонимание  между учителями, соседями.  Но когда дети видят и слышат, что взрослые постоянно ругаются, выясняют отношения, наговаривают друг на друга, их личный пример оказывает серьезное влияние на формирование ценных моральных качеств у детей. Хочу привести пример из жизни своих родителей, которые воспитывали нас своим отношением к труду. Мать и отец работали добросовестно без выходных, без больничных, отпусков до старости, они работали так, чтобы мы могли гордиться ими. Отец – труженик тыла. Когда началась война, ему было всего 10 лет, но наравне со взрослыми работал на поле. Уже сейчас, будучи взрослыми, мы понимаем, как было им тяжело поставить на «ноги», четверых детей, дать всем образование. Только своим личным примером они нас воспитали быть ответственными, трудолюбивыми, не бояться трудностей, быть добрыми и отзывчивыми к людям. Помню, с детства отец нам не разрешал бросать фантики от конфет и разный мусор на землю. Теперь это «правило» распространяется и применяется на внуков. Мои дети видят пример старшего поколения и своих родителей, не бросают мусор, участвуют в акциях по уборке мусора в селе, занимаются сортировкой мусора в домашних условиях. По – иному ведут себя дети, родители которых показывают отрицательные примеры поведения. Из литературы нашла такой пример:  молодая здоровая колхозница, мать двух школьниц, была занята своими домашними делами. Увидев в окно посыльного из правления колхоза, направлявшегося к ее дому, она легла в постель и притворилась больной.  Ссылаясь на «тяжелую болезнь», она отказалась выйти на работу. Дети с недоумением   смотрели на мать, которая дала им наглядный пример лжи и лицемерия. Обманывая, она учила своих детей поступать так же. К великому сожаления, оказываемся свидетелями отрицательных примеров поведения  молодых родителей и в настоящее время в  реальной жизни. Самый яркий и актуальный пример отрицательного поведения показывают своим детям курящие родители. Курящие папа и мама ругают свое чадо за курение, приводят доводы о вреде курения, но в то же время сами дымят дома  в присутствии детей. Проанализировав семьи, где оба родителя курят, показывая личным примером тягу к курению, получили результаты, что дети в таких семьях тоже курят и начинают курить уже в раннем возрасте. Никакие беседы, видеофильмы не могут переубедить ребенка о воздействии никотина на здоровье, так как он видит  пример самых близких и дорогих ему людей. Еще видим отрицательные примеры молодых родителей, гуляющих с детьми с сигаретой и бутылкой в руках. Что видит и слышит ребенок с детства? Какой пример показывают взрослые  своим детям? Сквернословие, пьянство, убийства, насилие, жестокость видят и слышат наши дети. В настоящее время в СМИ, по телевизору показывают очень мало добрых, интеллектуальных, познавательных передач. Все передачи о преступлениях, убийствах, о жестокости. Видя все это, они сами становятся жестокими, злыми, раздраженными, нервными. Наблюдения за детьми в школе показывают, что современные дети не умеют общаться между собой, не умеют выражать свои мысли, забывают человеческую речь, не умеют говорить вежливые слова и у многих общение заключается только в том, чтобы толкнуть, пнуть, стукнуть собеседника или накричать. Думается, что такое поведение дети берут с взрослых, т.е. с нас.

    Потому главное воспитание, которым мы можем заняться, это воспитание самих себя. Мы можем научиться говорить себе и другим правду. Так намного легче жить, даже если на первый взгляд кажется обратное. Мы можем научиться замечать свои собственные ошибки, осознавать их, просить прощения и меняться. Мы можем сменить собственную категоричность, предвзятость и претензии на свободу и радость общения, переставив акцент с собственной персоны на других людей, которые рядом. Мы можем все это сделать ради себя самих и ради своих детей, которые идут с нами за ручку по извилистой дороге судьбы и долгие годы не имеют никаких других ориентиров, кроме нас самих.

    Поэтому, единственное воспитание, которое имеет место быть, – это воспитание своим примером.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа» с.Небдино

                           Эссе

    Работу выполнила:

     учитель географии и биологии

    Тимушева Надежда Викторовна

                                         

    Небдино 2013 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг "Как мы воспитываем своих детей"

    Тренинг "Как мы воспитываем своих детей" Цель: - знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохож- дения основных этапов формирования личности;-осознание своих невербальных и...

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧИТЕ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Родительское собрание на тему «Учите детей  безопасному поведению на дороге своим примером» имеет определенную цель: донести до родителей мысль о том, что о...

    Как воспитывать своего ребенка?

    Родительское собрание в форме брейн-ринга для родителей учащихся 5-6 классов...

    Как казаки своих детей воспитывали

    Интересный материал по кубановедению...

    Последовательный пересказ по теме "Как звери воспитывают своих детей?"

    Занятие для учащихся 2 классов по формированию монологической речи.В ходе зянятия дети учатся последовательному пересказу содержания рассказа.Так же оно направлено на развитие связной речи, развитие л...