Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная в судьбе моей семьи» Вечер-встреча (для 6-х классов)
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Ганина Ирина Александровна

Внеклассное мероприятие

«Великая Отечественная в судьбе моей семьи»

Вечер-встреча (для 6-х классов)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие82 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 102 им. М. С. Устиновой»

          Московского и Кировского районов города Казани

Внеклассное мероприятие

«Великая Отечественная в судьбе моей семьи»

Вечер-встреча (для 6-х классов)

                                                                       Учитель русского языка и литературы                                                                    

                                                                       Ганина И.А.

г. Казань

Цели: В предверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне рассказать

           учащимся об испытаниях, выпавших на долю нашего народа; о людях тыла,

           которые посильно помогали бойцам на фронте; познакомить с

           литературными произведениями, песнями, возникшими в эти лихие годы;

           со стихотворениями поэтов-земляков о войне; формировать у детей чувство

           сопричастности к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: «костер», презентация, 1 «пенек», 7 винтовок, 7 пилоток, 7

                           военных рубашек,  портреты поэтов А.Демидова,

                           Н. Недошивиной, Ф. Карима, Е. Морозовой, И. Курбатова,

                           заголовок,  картины о войне, выставка книг о войне, сочинений,

                           рисунков учащихся, плакаты.

(Выходят ведущие)

1. Течет река времени. Минуло уже более 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор.

2. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

1. Весь под ногами шар земной.

    Живу. Дышу. Пою.

    Но в памяти всегда со мной

    Погибшие в бою.

2. Пусть всех имен не назовем.

    Нет кровнее родни.

    Не потому ли мы живем,

    Что умерли они?

1. Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил,

2. Тем, кто согревался дыханием в холодные ночи,

1. Тем, кто на речных переправах шел ко дну,

2. Тем, кто на века канул в бессмертие, выстоял и победил,

(вместе):посвящается…  (уходят)

(выходит ученица)  Июнь…Клонился к вечеру закат.

                                  И белой ночи разливалось море,

                                  И раздавался звонкий смех ребят,

                                  Не знающих, не ведающих горя.

                                  Июнь…Тогда еще не знали мы,

                                  Со школьных вечеров шагая,

                                  Что завтра будет первый день войны,

                                  А кончится она лишь в 45, в мае.

                                  Казалось, было холодно цветам,

                                  И от росы они слегка поблекли.

                                  Зарю, что шла по травам и кустам,

                                  Обшарили немецкие бинокли.

                                  Такою все дышало тишиной,

                                  Что вся земля еще спала, казалось.

                                  Кто знал, что между миром и войной

                                  Всего каких-то 5 минут осталось!

(Показ довоенной хроники, звучит  вальс, он прерывается объявлением  диктора: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!» Звучит  «Священная война»)

(выходят ведущие)

  1. Сорок первый. Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

  1. Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен  унося.

1. Миллионы людей встали на защиту Родины. Нам известно много имен тех, кто  

    своим подвигом принес Победу. Это Николай Гастелло, Виктор Талалихин, 28    

    панфиловцев, молодогвардейцы, герои Брестской крепости, кто принял удар на  

    себя. А сколько осталось безымянных. Среди них есть родные и близкие тех,

    кто учится в нашей школе. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых из них.                              

          Стахов Николай Алексеевич. О нем расскажет его правнучка,  ученица  8Б   класса Захарова Настя. (рассказ)

Пашина Тамара Григорьевна. О ней расскажет ее правнучка, ученица 7Б класса Опарина Катя. (рассказ)

(выходят ведущие)

1. Романтика согревала сердца солдат, питала их, давала жизненные силы, поддерживала, скрашивала разлуку. Пели на фронте разные песни: героические и шуточные, боевые и лирические. Большинство из них -песни-воспоминания, песни-раздумья, песни-память. «Синий платочек», «Темная ночь», «Вася-Василек», «В землянке» и много-много других.

2. Кто не знает этих песен? Они были очень популярны в военные годы. И остаются таковыми до наших дней. А тогда! В 41-ом, 42, 43, 44и 45… От звуков старой гармошки становилось теплее на дороге фронтовой.

1. Замолкли канонады, кончился еще один бой. Смеркалось. Усталые и обессиленные бойцы возвращались в свои землянки, чтобы отдохнуть, написать письма домой, зашить гимнастерку, поговорить.

2.Тускло светит лампада, успокаивая своим светом напряженные лица людей. А лучший  отдых-музыка и песни у костра.

(Показ военной хроники, где солдаты пишут письма, отдыхают. На сцене сидит солдат на «пеньке» и пишет письмо маме.)

     Мама, тебе эти строки пишу я,

     Тебе посылаю сыновний привет.

     Тебя вспоминая, такую родную,

     Такую хорошую-слов даже нет!

     Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

     Немного лентяя и вечно не в срок.

     Бегущего утром с портфелем подмышкой,

     Свистя беззаботно, на первый урок.

     Грустила ты, если мне физик, бывало,

      Суровую двойкой дневник «украшал».

      Гордилась, когда я под сводами зала

      Стихи свои с жаром ребятам читал.

      Сейчас передышка, сойдясь у опушки,

      Застыли орудья, как стадо слонов,

      И где-то по мирному, в гуще лесов,

      Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

      За жизнь, за тебя, за родные края

      Иду я навстречу свинцовому ветру,

      И пусть между нами сейчас километры-

      Ты здесь, ты со мною, родная моя.

      В холодной ночи, под неласковым небом,

      Склонившись, мне тихую песню поешь,

      И вместе со мною к далеким победам

      Солдатской дорогой незримо идешь.

      И чем бы в пути мне война не грозила,

      Ты знай, я не сдался покуда дышу,

      Я знаю, что ты меня благословила,

      И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

1.Письма были той единственной ниточкой, которая связывала солдата с землей. Многим она помогала выжить.

2.Ф.И.О.-ветеран В.О.В. Попросим рассказать его о том времени. (рассказ ветерана).

2. На войне всем было тяжело: солдатам и генералам, артиллеристам и    летчикам, пехотинцам и сапера. Тяжело, но все они были мужчинами. Что же приходилось испытывать   попавшим на фронт девушкам? Об этом рассказывает лирическая повесть   Бориса  Васильева «А зори здесь тихие» (показывают плакат «Б. Васильев  «А зори здесь тихие»).                                                                                                                        

 На 171 – й разъезд прибыла рота зенитчиц.

(на сцену выходят 6 девушек в военной форме, затем старшина Васков, увидев их, оторопел.)

Васков: Та-а-а-ак. Кто такие?

Сержант Кирьянова: Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова. 1 и 2 отделения    третьего взвода 5- ой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта.

Васков: Та-а-ак! Из расположения без моего слова ни ногой!

Рита Осянина: Даже за ягодами?

Васков: Ягод еще нет.

Сержант Кирьянова: А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно,    

                                    товарищ     старшина, отощаем.

Васков: Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его. И прежде всего, конечно, -  

              дисциплина.

Сержант Кирьянова: Есть, товарищ старшина! (поворачиваясь к строю) Люба, Вера,  Катенька - в караул! Катя - разводящая.

Васков: Отставить! Разве это команда! Развод караулов полагается по всей

              строгости   делать, по уставу.А это – насмешка полная.

Сержант Кирьянова: А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего.    

                                    Лично!

(уходят)

2. Вот так и началась их служба. Ночами зенитчицы азартно стреляли из всех   8 стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили беско-

 нечные постирушки.( на поляне-костер, поют « Катюшу», кто чем занят

 вокруг костра).А зори здесь были тихими-тихими. И однажды на такой вот тихой зорьке, возвращаясь тайно от своего сыночка, что жил неподалеку в городке  

 вместе с Ритиной матерью, увидела Рита Осянина человека в пятнистой     плащ-палатке с немецким шмайсером в правой руке. Побежала скорей доложить своему командиру.

Рита Осянина: Товарищ комендант! Товарищ старшина!

Васков:      Что?

Осянина:   Немцы в лесу!

Васков:      Так! (прищуривается) Откуда известно?

Осянина:   Сама видела. Двое с автоматом в маскировочных накидках. На дороге  

                   встретила.

Васков:      Значит на дороге? А что ты в лесу в 4 утра делала?

                   (в разговор вмешивается Кирьянова):

Кирьянова: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.

Васков:      Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно?

                    идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем. А  

                    немцев уничтожить надо.              

Осянина!   Стройте людей!

Осянина:    Построены. Женя, Галя, Лиза!

Васков:      Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть

                   стрелять   умели, что ли…

Осянина:   Умеют.

Васков:      Да вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич:      Я знаю.

Васков:      Что - я? Что такое я? Докладывать надо.

Гурвич:      Боец Гурвич.

Васков:      О-хо-хо. А как по-ихнему « руки вверх» ?

Гурвич:      Хенде хох!

Васков:      Точно!  (обращаясь к остальным) Идем на 2 суток, взять сухой паек,

                   патронов…по 7 обойм… Подзаправиться…Ну, поесть, значит, плотно.

                   Обуться по-человечески. В порядок себя привести. На все-40 минут.

                   Осянина!

Осянина:    Я!

Васков:      Тючки, говоришь, у немцев были?

Осянина:    Да, вероятно, тяжелые. Очень аккуратно упакованы.

Васков:      Мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них на железку. На    

                   Кировскую дорогу.

Осянина:   До Кировской дороги не близко.

Васков:     Зато - лесами. А леса здесь погибельные: армия спрятаться может.

Осянина:   Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.

Васков:     Кирьянова сообщит.( обращается к группе девушек) Противника не  

                  бойтесь. Если случится , что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше.

                  Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В            

                  случае   обнаружения  противника или чего непонятного…кто по-        

                  звериному или,  там, по-птичьему кричать можете?  (девчата

                  хихикают).  Я серьезно    спрашиваю. В лесу сигнала голосом не  

                  подашь: у немцев тоже уши  есть.

Четвертак: Я умею. По ослиному. И-а, и-а!

Васков:     Ослы здесь не водятся. Будем по-утиному крякать. Сигналы

                  напоминаю: 2  кряка - Внимание, вижу противника, 3 кряка - все ко

                  мне. Все понятно, товарищи бойцы?

Девушки:  Понятно.

Васков:     Шагом марш! (девушки уходят)

2. Люди гибли не только на фронте, но и в глубоком тылу.Погибали от недоедания, от холода, но при этом трудились по-геройски. В победе есть и их доля. Но особенно горько узнавать, какая тяжесть в эти годы выпала на долю детей. Среди нас с вами находится дитя войны-Ф.И.О. Слово участнику тыла.

(рассказ участника тыла).

1. Плечом к плечу с воинами других национальностей сражались сыны Татарии. В первые же дни и недели войны они показали изумительные образцы массового героизма и отваги. Не померкнет слава бойцов и командиров 18 стрелковой дивизии.В наступательных боях под Москвой в составе соединений Красной Армии сражались 352 Бугульминская  дивизия.

2. Наводил ужас на фашистских захватчиков в Сталинграде  прославленный снайпер, бывший казанский рабочий Анатолий Чехов, уничтоживший 265 гитлеровцев. Успешно громила фашистские полчища у стен Сталинграда дивизия под командованием нашего земляка Сафиуллина Г. Б.

1. Наши земляки отличились и в боях на Белгородском направлении. 49 уроженцев Татарии получили звание Героя Советского Союза за подвиги при форсировании Днепра.

2.Наши славные земляки Газинур Гафиатуллин, Барый Шавалеев повторили подвиг Александра Матросова. Приблизили День Победы своими подвигами Столяров Н., Гаврилов П., Исаев А. и мн. др.

1.Всему миру известен подвиг славного сына татарского народа, поэта-патриота Мусы Джалиля. Нам известны имена многих поэтов, писателей, которые своим оружием-пером вдохновляли людей на победу.

Ст-ие «   ышанма  «  М. Джалиля читает  Мухаметзянова Гульшат.

Песню  о войне  исполняют  учащиеся  начальных классов.    

2. Поэзия выражает душу народа. В ней звучит личное отношение к людям, к истории, к родине. Послушайте стихи  поэтов о войне Республики Татарстан. Все они идут душа к душе. От них веет жизнью нашего края.

(выходят 4 девочки)

А) Александр Демидов.

     Да пусть никто нас не осудит,

     Что на уме опять война.

     Покуда живы, так и будет

     Солдат преследовать она.

     Что может быть войны жесточе,

     Бесчеловечней и страшней,

     Когда в те годы, дни и ночи

     Она кромсала жизнь людей.

Б) Екатерина Морозова.

     Солдатские вдовы…

     Как много вас было-

     Суровый закон у войны,

     Она никого не щадила,

     В ней гибли мужья и сыны.

     Поклон вы земной заслужили

     Нижайший, до самой земли.

     В победу все силы вложили

     И веру в солдата вселили,

     Врага одолеть помогли.

В) Фатых Карим.

      Я шинелью во сне укрываюсь-

      Так тепла, и мягка, и плотна…

      А когда на врага я бросаюсь,

      Превращается в крылья она…

      Пусть войною ее опалило,

      В ней прошел я сквозь море огня.

      Мне Отчизна шинель подарила,

      Окрылила, как сына, меня.

Г) Иван Курбатов.

      Теперь вон внуки выше деда

      Акселератами растут…

      Для них добыли мы Победу.

      Без горя пусть теперь живут.

      И если враг на нас когда-то

      Пойдет с мечом- умерим прыть.

      Пусть знают нашего солдата,

      Свой долг исполнившего свято

      Врагу во веки не сломить.

Д) Надежда Недошивина.

     Седые ветераны-наша совесть!

     Им-слава, уважение, почет!

     А тем, кто не вернулся-наша память.

     Она со мной, она во мне живет.

     И не дает порой уснуть ночами.

     И сердце, словно рана, заболит.

     Безусые мальчишки завещали

     Нам солнечную, радостную жизнь!

1.Тема войны нашла свое отражение у писателей, художников, скульпторов, в кинематографии, музыке. (показ выставки).А разве можно воспеть образ Родины-матери в камне в Волгограде! А сколько памятников, стел, обелисков были воздвигнуты в честь героев! Этого забыть нельзя.

2. Мы, ученики школы, стараемся достойно нести память о тех, кто погиб, о тех, кто рядом с нами. Труд и учеба-наш подарок им, а свое отражение к прошлому выражаем в рисунках, сочинениях, отзывах о прочитанных книгах, которые вы видите в зале.

1. Все меньше и меньше ветеранов В. О. В. остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда- полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими планами-все не до них было, не до них-постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и  до сих пор- не до них.

2.Их с каждым годом остается меньше,

   Прошедших сквозь огонь, свинец и чад.

   Благословляем сыновей и женщин

   Сажать сады, выращивать внучат.

   Нет, не за тем, чтобы однажды снова

   Земля стонала, заживо горя,

   А чтоб война- это проклятое слово

   Встречалось разве только в словарях.

1. А сейчас давайте почтим погибших минутой молчания.

2.Носите ордена

   Они вам за победу,

   За раны ваши честные даны.

1. Носите ордена и в праздники, и в будни,

    На строгих кителях и скромных пиджаках.

    Носите ордена, чтоб видели вас люди,

    Вас, вынесших войну на собственных плечах…

(песню «Лизавета» исполняет Васильев Саша)

2.9 мая 2010 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

1. До сих пор мы слышим шум капели

    Победной той и ранней той весны.

    Как хорошо, что вновь скворцы запели,

    Как хорошо на свете без войны!

2.Как хорошо влюбляться и смеяться,

   Как хорошо порою погрустить,

   Как хорошо встречаться и прощаться

   И просто хорошо на свете жить!

1. Как хорошо проснуться на рассвете,

    Как хорошо, что ночью снятся сны,

    Как хорошо, что кружится планета,

    Как хорошо на свете без войны.

2. Пусть вскинут люди миллион ладоней

    И защитят прекрасный солнца лик

    От гари, пепелищ и от хатынской боли

(вместе) Навечно! Навсегда! А не на миг!

Отзыв на повесть Г. Паушкина «Позабыть нельзя»

Повесть Геннадия Паушкина «Позабыть нельзя» о суровых днях боевых действий, когда советские войска освободили Румынию, Болгарию. Венгрию от фашистских оккупантов. Меня восхищает, что советские люди, видя вокруг смерть, насилие, не очерствели, не стали сами жестокими. Напротив, война научила многих еще острее чувствовать боль и страдания человека (сострадание, человечность в отношении к людям оккупированной территории). Писатель держит нас в постоянном напряжении, рассказывая о судьбе простых, незаметных людей, раскрывая их чуткую душу. Кто сказал, что на войне не страшно? Страшно. Устами главного героя автор говорит о боли, о страхах, о героических поступках, о смекалке воинов, защитников Отечества.

Очень символичные последние строки повести. Когда Полынину в поезде инвалид говорит, что вроде лицо его знакомое, а затем добавляет: «Для меня все знакомы, кто в шинелях. А вот как поснимают их, облачатся в гражданское, никого уже не различишь. Война нас не отпустит. От нее никуда не убежишь».

Ученица 11В класса

Мухаметзянова Ралина

Отзыв на повесть С.Баттала «Кто же восьмой?»

Повесть талантливого писателя открывает еще одну страницу из летописи военных лет.

Прочтение повести подтолкнуло меня на размышление о добре, любви, сострадании.

Особый отклик в моей душе вызвали письма Рафика Баймурзина о своей семье, проникнутые беззаветной любовью, безграничной лаской, заботой, нежностью. Душевные, взволнованные, искренние письма разных людей о летчике Баймурзине помогли открыть правду о трагичных событиях войны. Образ рассказчика вызвал у меня наибольший интерес, упорно и настойчиво продолжающий поиски, воспринимающий чужую боль, как свою собственную.

Я считаю, что повесть смогла бы помочь многим читателям в выборе жизненного пути.

Ученица 8Б класса

Закизянова Розалия

Отзыв на повесть Г.Паушкина «Минута молчания»

С большим интересом прочитала повесть Г, Паушкина «Минута молчания». Имя автора ранее мне было неизвестно. Оказывается, он наш земляк. Потому  читать было еще интереснее. О Великой Отечественной войне написано немало. Но это произведение мне показалось особенным. Повесть пронизана « чувством родины», «патриотизмом». В ней рассказывается вся правда о человеке на войне. Подмечаются мимолетные детали, затрагиваются «глубокие пласты душевной жизни».Воссоздавая ужас, жестокость войны, автор протестует против них и утверждает радость, любовь, счастье, описывая прекрасные картины природы.

Эта повесть мне напомнила «Севастопольские рассказы»- выдающееся достижение художественного творчества Л. Н. Толстого, и вместе с тем образец для писателей, работающих после Толстого в этом жанре, в частности для современных писателей, свидетелей Великой Отечественной войны.

Как и рассказы Толстого, повесть автобиографичная. Автор не понаслышке знает о мужестве и героизме простых солдат. И этим произведение особенно ценно. В нем увековечена память о великом прошлом нашей страны. Произведение очень актуально. Сейчас многие пытаются переделать, переписать историю, разрушить, уничтожить память о величественном прошлом: оскверняют могилы, уничтожают памятники. Но благодаря живым свидетелям, их книгам «Русь продолжает нестись вперед, поражая созерцателей этого чуда!» Она всегда будет жива, пока живы в нас воспоминания о прошлом.

ученица 8Б класса

Галимзянова Алина

Опарина Катя

Мою прабабушку зовут Пашина Тамара Григорьевна. Ей 85 лет. Она пережила войну, и вот что она мне рассказала. Когда началась война, ей было 16 лет. Она училась в школе, в 10 классе. По окончании школы пошла работать в военно-учетное бюро, но ей очень хотелось учиться. Был объявлен набор в авиационный техникум с учебой 3 года (скорый выпуск). Днем училась, а вечером брала на ночь бинты, белье в стирку. Утром перед учебой заносила обратно за 300-400 г хлеба, т. к.дневной паек на 1 день для учащихся был 400 г хлеба.Это было время голода и холода.

Осенью студенты ездили по деревням и собирали мерзлую картошку, чтобы утолить голод. В домах не было ни света, ни тепла. Мужчин в городе было очень мало, все были на фронте. Так были прожиты эти страшные 4 года.

Захарова Настя

Я хочу рассказать о своем прадедушке Ванюхине Иване Тимофеевиче.

Мне о нем рассказал мой дедушка, который приходится ему сыном.

Мой прадед родился в 1917 году, в деревне Черемышево, в семье крестьянина. Парнем уехал в город Казань. Работал на пороховом заводе.Перед войной забрали на службу в Красную Армию. Нелегко ему было расставаться с женой и маленькой дочкой. В мае 1941 года он  получил радостную весточку, родился сын Борис-мой дедушка. Так хотелось увидеть ему своих детей, но началась Великая Отечественная война. Он служил на Ладоге, защищал Ленинград. Были письма от него, писал: «Воюем за Вас, мои родные, не сдадим позиции, не пустим фашистов в город Ленина. И если мне не суждено будет вас воспитывать, то я прошу тебя, Тая, вырастить моих детей храбрыми, дисциплинированными, любящими свою Родину».

В феврале 1942 года прадед пропал на Ладоге в бою. Пришла повестка из военной части. Прабабушка осталась одна с двумя детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эхо Великой Отечественной войны в моей семье

Творческая работа о моём прадеде, Скворцове Иване Селивёрстовиче, погибшем в бою в 1944г в Эстонии. Очень важную роль в поисках своего прадеда оказали мне сайты "Мемориал"   и "Подвиг народа"....

Герои Великой Отечественной войны в моей семье

В статье рассказывается о судьбе моих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие "Великая Отечественная забытая..."

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов по истории Первой мировой войны....

"Великая Отечественная война в моей семье" рассказ о дедушке

Рассказ об участии моего дедушки в ВОВ....

презентация к классному часу «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

презентация. слайды с видео не активны. Видео доступно в вкладке видео....