Классный час «Жизнь – это …»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Жизнь – это …»
Форма проведения: философский стол (размышления о проблеме двух жизненных позиций: «жизнь для себя», «жизнь для других»
Основная цель: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь сформировать активную жизненную позицию.
Оформление: презентация, «весы жизни», шарики по количеству детей.
Ход урока
1 сайд. (поздравление) Дорогие, ребята, уважаемые гости. Поздравляю вас с началом нового учебного года.
Творческих успехов вам, пусть сопутствует всегда удача, хорошо подготовиться к экзаменам, а для этого необходимо крепкое здоровье и хороших семейных отношений и помните «здоровые дети – в здоровой семье» Слайд 2
Семья – это очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. (слайд 3) В статье 38 Конституции РФ четко изложено, что
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государтва
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться ог нетрудоспособных родителях.
Слайд 4 Мишель де Монтень говорил: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Слайд 5 В Конституции РФ ст.20 говорится о том , каждый имеет право на жизнь.
Слайд 6 В 21 веке стоит задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой, мы собрались за этим философским столом.
Слайд 7 ( тема кл. часа)
Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями, это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос.
Слайд 8 «Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь – это борьба, а в борьбе всегда должен быть победитель.
Жизнь. В этом слове немало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
Жизнь птицы, живущей три весны.
Жизнь человека. И жизнь страны».
Все они плотно переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без пения птиц. А разве можно жить без Отечества, без Родины, без отчего крова.
Подумайте и ответьте.
1. слайд 9 А как бы вы сами определили, что такое жизнь?
2.слайд 10 Жизнь и существование – одно и то же ли это? Если нет, то в чем разница?
3. слайд 11 есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна» и «Жизнь – долгие, долгие годы»
Какое из них наиболее достоверно? Почему?
Так думаете вы, а вот что говорили о жизни некоторые известные мудрецы:
Слайд 12
«Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь».
.
«От безбожья до Бога – мгновенье одно.
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно».
«Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».
(зачитываются и попросить детей выбрать те, которые им наиболее близки).
Зачитать второй афоризм, указать, что жизнь действительно одно мгновенье и заслушать песню « Есть только миг…»
Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь; с другой - не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек – «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. Почему так происходит?
Слайд13 Может быть потому, что для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя»
Слайд 14
Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу и другим.
Слайд 15 А Евангельская заповедь гласит: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя. Что-то подобное можно найти и у Пушкина.
Слайд 16 («весы жизни». На одной чаше весов написано «жизнь для других», на другой – «жизнь для себя»).
Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас?
(ученики кладут на одну из чаш свои шарики, у каждого в руках только один шарик).
Весы послужили прекрасной наглядностью.
Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют, по какой позиции живет человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить поступок, который характеризует человека, живущего для себя. Для этого выберем обвиняемого, он садится в центр стола, далее следует рассказ о его проступке.
В нашем классе произошло несчастье, одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулись на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, а он категорически отказывается сдавать.
Все остальные разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая группа – защитники.
Функции сторон: защитникам нужно найти положительное в этом поступке и начать свое выступление со слов : я считаю…
А обвинителям – доказать вину обвиняемого (а мне кажется…)
После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать свое отношение к ситуации.
Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в истории нашей страны немало. Можете ли вы назвать имена таких людей.
Слайд 17 (Островский) А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Островский писал: «жизнь – это самое дорогое, что есть у человека». Однако почему же иногда люди не задумываясь, отдают ее по собственному желанию.
Примеры: …
Слайд 18 Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посохи заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
А сейчас еще раз посмотрите на «весы жизни». Переменил ли кто из вас свое мнение о двух жизненных позициях? Ребята, у вас есть возможность еще раз определить место своей позиции.
Слайд 19 (бабочка)
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – какая бабочка у меня в руках: живая или неживая. Если он скажет «неживая», я выпущу её. Если он скажет «живая», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» И мудрец ответил: «Все в твоих руках!»
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свою жизнь – она в руках каждого из вас и каждый сам выбирает тот образ жизни, ту жизненную позицию, которая наиболее приемлема для вас. Никто не может быть принужден к выражении своих мнений и убеждений или отказу от них, - говорится в ст 29 п.3 конституции РФ.
Рефлексия
И закончить мне хочется цветком жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Жизнь по правилам – осознанный выбор.
Классный час, приуроченный к Неделе правовых знаний....
Классный час "Жизнь против наркотиков"
Данный материал расчитан на учащихся 10 классов....
Классный час "Жизнь и творчество В.В.Каменского".
Тематический классный час по краеведению об очень интересной и необычной судьбе поэта, актера, художника, авиатора. Классный час можно провести как внеклассное мероприятие, когда по литературе из...
Классный час "Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма"
Цель: Патриотическое воспитание школьников. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России....
Классный час "Жизнь - глазами детей"
Классный час разработан с учетом возрастныз особенностей детей. В ходе классного часа я стремилась к тому, что бы каждый ребенок высказал свое мнение, суждение, мысли.Что бы каждый ребенок ...
Классный час "Жизнь реальная- жизнь виртуальная"
Конспект классного часа и презентация на тему "Жизнь реальная - жизнь виртуальная"...
Классный час «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»
В сети несовершеннолетние зачастую сталкиваются с различными видами интернет-угроз: домогательствами, грубостью, шантажом, киберхулиганством и сетевым мошенничеством. И мы постараемся выяснить н...