"Дядя Стёпа - Михалков"
классный час (9 класс) по теме

классный час для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dyadya_styopa_-_mikhalkov_9_klass.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

 - познакомить учащихся с биографией и творчеством Сергея Владимировича Михалкова, поэта, писателя, классика отечественной литературы;

- совершенствовать умение учащихся высказываться по различным вопросам из области литературы и искусства, грамотно выражать своё мнение по заданной теме;

- развивать внимание, речь, память, мышление, творческие способности, расширить литературный кругозор;

- воспитывать интерес к читательской деятельности, патриотические чувства.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран), слайды по теме, магнитофон, аудиозаписи стихотворений поэта для детей в исполнении актёров театра, книжная выставка, информационный стенд.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час посвящён любимому детскому поэту, Сергею Владимировичу Михалкову. 13 марта этого года ему бы исполнилось 100 лет со дня рождения. Он прожил долгую и интересную творческую жизнь. В своём рассказе я попытаюсь раскрыть всю многогранность личности Сергея Владимировича, познакомлю вас с его биографией и творческой деятельностью. И, надеюсь, вы поможете мне в этом.

  1. Биография Сергея Владимировича Михалкова.

  • Детство и ранние годы.

- Сергей Владимирович Михалков, классик отечественной детской литературы, государственный и общественный деятель, родился 13 марта 1913 года в Москве, в семье учёного-птицевода Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (Глебовой). (Слайд.)

- Род Михалковых, по семейному преданию, ведёт свою историю с XV века и находится в дальнем родстве с Романовыми, Толстыми, Яновскими (к этому роду принадлежал и Гоголь).

- Способности к поэзии у будущего писателя проявились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына известному поэту Александру Безыменскому, который положительно отозвался о них.

- В 1927 году семья переезжает в город Пятигорск  Ставропольского края,  где Сергей закончил среднюю школу. Впоследствии, С.В. Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этого города.

- В 1928 году в журнале «На подъёме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение Сергея Михалкова - «Дорога».

- В 1930 году С. Михалков возвращается в Москву. Он работает на Москворецкой ткацкой фабрике, затем в геологоразведочной экспедиции.

- А в 1933 году молодой поэт становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», а затем и членом Московского союза писателей. Его стихи появляются в популярных журналах: «Огонёк»«Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда»«Известия», «Правда». Выходит первый сборник его стихов.

  • Начало активной творческой деятельности.

- В 1935 году в журнале «Пионер» было опубликовано самое известное и любимое произведение многих поколений детей – поэма «Дядя Стёпа». (Слайд.) В Москве есть даже памятник этому литературному герою (в Слесарном переулке, перед зданием Управления ГИБДД Московской области).

- С 1935 по 1937 годы Сергей Владимирович становится членом Союза писателей СССР (1937), учится в Литературном институте им. Горького и продолжает печатать свои стихи, басни в журналах «Пионер» и «Огонёк».

- Если «Дядю Стёпу» к печати рекомендовал знаменитый детский писатель Самуил Маршак, то басни Сергей Михалков начал писать по совету другого известного русского писателя Алексея Толстого (автор повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Всего им было написано более 200 басен, многие строки из которых стали "крылатыми" («А сало русское едят!» и др.): «Аисты и Лягушки», «Заяц и Черепаха», «Грибы», «Хочу бодаться» и другие. Многие персонажи стихов Михалкова становятся нарицательными «Про Мимозу», «Фома» и др. (Слайд.) Малоизвестный доселе московский писатель становится «выдвиженцем» советской литературы, быстро взлетает на верх литературной иерархии СССР.

- В 1939 году Михалков получает первый орден Ленина.

  • Годы войны. Известность.

- В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. (Слайд.) Он прошел нелёгкими дорогами войны, вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Во фронтовых газетах «Во славу Родины» и «Сталинский сокол» печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. По его сценариям были сняты фильмы "Фронтовые подруги (1941), "Бой под Соколом" (1942), Боевой киносборник №12 (1942).

В первый же год войны у Сергея Михалкова родились такие строки:

Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадёт и не умрёт

И в рабство не пойдёт!  

- Сергей Владимирович был награждён боевыми орденами и медалями: орденами Красного Знамени (1945) и Красной Звезды (1943), орденом Отечественной войны I степени (1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». (Слайд.)

- Если в годы войны С.В. Михалков чаще писал взрослым о детях, то после войны писатель возвращается в детскую литературу, и работает в разных жанрах. Создаёт пьесы для детских театров («Веселое сновидение или Смех и слезы» (1945), «Я хочу домой» (1948) и др.), сценарии для мультфильмов («Козлёнок» (1961), «Дядя Стёпа — милиционер» (1964), «Шёл трамвай десятый номер» (1974), «Праздник непослушания» (1977) и др.).  Пишет стихи, которые становятся чрезвычайно популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1947 году совершил путешествие вокруг Европы на военном корабле «Лена», о чём написана в соавторстве с Л. Кассилем книга «Европа слева».

- Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот  миллионов экземпляров. Сергея Михалкова по праву считают классиком детской литературы.  

- В последующие годы по сценариям С.В. Михалкова снимались художественные фильмы для взрослых и детей («Новые похождения Кота в Сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974),  «Пена» (1979) и др.) (Слайд.) В театрах шли постановки по его пьесам (спектакль «Сомбреро» (1957) в Центральном детском театре (ныне Молодёжный театр) в Москве собирал зал тысячу шестьсот раз (!), а спектакль по пьесе «Балалайкин и Кo» в театре «Современник» более 30 лет (1973-1990; 2001-2013) идёт при полном аншлаге).  

- Жизнь писателя всегда была наполнена как творческой деятельностью, так и общественной. В 1956 году С.В. Михалков стал редактором популярного детского журнала  «Веселые картинки». (Слайд.) В 1962 году  С.В. Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль» и затем,  более сорока лет, был его бессменным главным редактором. Сорок лет Сергей Владимирович Михалков возглавлял Совет по детской книге России (RBBY), созданный по его инициативе в качестве национальной секции России в Международном Совете по детской книге (IBBY).

- На протяжении многих лет Сергей Владимирович был членом Комиссии по присуждению Сталинских (1949), а потом Ленинских и Государственных премий в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (1976), с 1988 года – членом комиссии по Государственным премиям РСФСР.

- С 1997 года С.В. Михалков входил в состав Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства.

- Также он был членом Коллегии Министерства культуры СССР,  академиком Российской Академии образования, возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарём правления Союза писателей СССР (1970-1992), председателем исполкома  Международного сообщества писательских Союзов.

- Многолетний труд Сергея Владимировича Михалкова отмечен высокими правительственными наградами Советского Союза, Российской Федерации, престижными званиями, дипломами, премиями, именными медалями отечественных, зарубежных и международных организаций.

 - Сергей Владимирович – Герой Социалистического труда (1973), лауреат Ленинской премии за стихи для детей младшего возраста (1970),  был награждён четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), орденами и медалями зарубежных  стран.

- 13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя, Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного с формулировкой «за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность».

- С.В. Михалков - автор текста гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». (Слайд.) Он почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской многонациональной литературе и культуре. 

- К 2008 году суммарный тираж книг Михалкова составил, по разным оценкам, около 300 млн. экземпляров.

- Сам С. В. Михалков так писал о своем творчестве:

Пером – оружием своим,

Что я в руках держу, -

Всем честным людям трудовым

Я как солдат служу.  

- Скончался Сергей Владимирович 27 августа 2009 года на 97-м году жизни от отёка лёгких. По словам жены Михалкова Юлии Субботиной, он знал, что умирает. Его последними словами были: «Ну, хватит мне. До свидания». И закрыл глаза. Похоронен писатель на Новодевичьем Кладбище, в Москве.

  1. Семья Михалкова (некоторые факты).

- У Сергея Михалкова было два брата – Михаил (писатель) и Александр (инженер, краевед).

- Первая жена Сергея Владимировича – Н.П. Кончаловская, дочь художника П.П. Кончаловского. Прожили в браке 53 года. Дети: Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков (оба кинорежиссёры). Приёмная дочь Екатерина.

- Вторая жена – Юлия Субботина.

  1. Наш Дядя Стёпа – Михалков.

- Сергей Михалков работал во всех литературных жанрах, кроме романа. К творчеству детских писателей и поэтов предъявлялись такие требования, как актуальность тематики, увлекательность изложения, доступность, занимательность, умение ярко передать приметы времени, облик советского героя и помочь ребёнку глубже узнать самого себя. Детские стихи Сергея Михалкова отвечали этим критериям.

- Поэзии Михалкова свойственно юмористическое начало. Юмор поэта носит оптимистический, жизнеутверждающий характер. Неподражаемые интонации простодушия, ребяческой обаятельности звучат в его стихах. Просто и радостно видят дети жизнь. Интонация его стихов близка к детской речи. Считалочки, рифмы-игры, каламбур, загадки – во что только не превращаются стихотворные строчки к всеобщей радости ребятни!

- Стихотворение – это шутка, полная свежести и типично михалковского искрящегося юмора. Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всём интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп». Михалков простудился и заболел. Шли дни, а никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки… (Слушаем стихотворение «Грипп»).

- И смех Михалкова в детских стихотворениях чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблён в своих героев, несмотря на все их недостатки. Любит он и изнеженного Мимозу. (Читаем стихотворение «Про Мимозу»).

- А какие стихотворения, наполненные юмором знаете вы, ребята? (Читаем отрывки: «Не спать!», «Прививка», «Тридцать шесть и пять» и др.)

- В нашей школе пройдёт Неделя книги, посвящённая С.В. Михалкову. На итоговом празднике мы будем инсценировать выбранное произведение писателя, поучаствуем в конкурсе рисунков, викторине.

- Давайте сейчас попробуем почитать по ролям «Модное платье». Постараемся сделать это как настоящие актёры театра. Так ли легка эта профессия, на ваш взгляд? Какими умениями, человеческими качествами должен обладать актёр, чтобы увлечь своего зрителя? (Работа со стихотворением.)

  1. Итог классного часа.

- Ну вот, ребята, ещё об одном славном гражданине нашей страны вы узнали. Как его зовут? Какую дату отмечают 13 марта?

- Какой вклад в развитие отечественной литературы внёс Михалков? Каким он был человеком?

- О каких героях произведений поэта для детей вы знаете ещё с детства? Чем они вам запомнились? С какими чувствами вы уйдёте с классного часа?

- Как вы считаете, смогла я показать вам «другого» Михалкова? Было ли вам сегодня интересно?

- Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

"Дядя Стёпа - Михалков"

Классный час "Дядя Стёпа -  Михалков"...

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Конспект занятия "У нас в гостях клоун Стёпа!"

Занятие по изобразительной деятельности в группе раннего эстетического развития для детей 5 лет...

Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам по заданному началу «Стёпа дрова колет»

Конспект урока представляет собой письменный поэтапный план урока с подробным описанием действия учителя и учащихся....

Сценарий досуга, посвященного ПДД "Путешествие в страну Светофорию с дядей Стёпой"

Сценарий досуга на улице, посвященный дню ПДД "Путешествие в страну Светофорию с дядей Стёпой".Проводится с детьми старших и подготовительных групп на улице.Для осуга были выбраны несколько ...