Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения
статья (5 класс) по теме
Курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает". Поэтому для предотвращения курения молодёжи необходимосоздание и широкомасштабное внедрение профилактических программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Потёмкин Алексей Владимирович
Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения
Исследования, проведенные учёными в нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает", а конкретную помощь желающим отказаться от курения призваны оказывать наркологи. Табакокурение - сложный поведенческий акт, в возникновении и развитии которого принимает участие целый комплекс социальных и психологических условий. Поэтому для предотвращения курения молодёжи необходимо создание и широкомасштабное внедрение профилактических программ.
О масштабах распространенности табакокурения в современном мире позволяют судить опубликованные социологические данные. Согласно оценке [15], к 2000 г. в мире насчитывалось около 1100 миллионов курильщиков, что составляет около трети жителей планеты старше 15 лет. В развитых странах в среднем курит 42 % мужчин и 24 % женщин. В нашей стране распространение курения среди мужчин составляет 63,2 % (около 32 миллионов), среди женщин - 9,7 % (около 6 миллионов). В последнее десятилетие табак является причиной около 30 % случаев смерти в возрасте 35 - 69 лет и еще 14 % в более старшем возрасте [10]. Число курильщиков постоянно пополняется за счет подрастающего поколения, поэтому задача разработки и внедрения эффективных методов профилактики перерастает медицинские масштабы и требует привлечения специалистов социальной сферы и образования.
Мониторинг распространения курения среди детей и подростков 11 - 17 лет, проведённый специалистами Центра профилактики зависимостей (г.Москва) позволил выявить, что в этом возрасте курит 28 - 35 % мальчиков и 12 - 25 % девочек. Отмечено, что с относительной стабилизацией экономического положения в обществе частота курения возрастает. По данным выборочного обследования, в нашей стране начинают курить до 18 лет около 80 % [3]. При этом, чем раньше подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком. Поэтому значительное внимание должно быть уделено причинам начала курения в детском и подростковом возрасте.
Анализ результатов проведённых нами исследований [12], [14] показал, что значимыми факторами для начала курения являются низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей (особенно матери), курение братьев и сестер, сверстников, низкая успеваемость, наличие других вредных привычек, низкая самооценки, низкий социометрический статус в группе. Почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками? Для последних характерно иметь в своем окружении курящих, возможность самим покупать сигареты, мнение, будто сигареты приятны им и окружающим и уверенность, что курение вредно для здоровья [7]. Кроме того, психологи [13] получили сведения о том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить. Но курящие приводят доводы и в пользу курения. А некурящие не могут назвать привлекательных сторон данной привычки. Этот факт является важным поводом для обоснования необходимости целенаправленно развенчивать мифы о том, что курение способствует релаксации, похудению и т.д.
Роль рекламы табачных изделий в увеличении частоты курения и росте числа курильщиков за счет молодого поколения заслуживает отдельного внимания. По данным статистики в нашей стране до 1991 г. рекламы табака практически не было, но распространенность курения была крайне высокой. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Вместе с тем, большинство людей начинает курить в подростковом возрасте. Поэтому, нужно оценивать воздействие рекламы на юношескую аудиторию. Некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения [4], [11]. Многочисленные исследования [12] показывают, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить. А затем уже определяет выбор марки сигарет. По нашему мнению, в сочетании с антитабачной пропагандой реклама табака должна быть запрещена.
В основу первичной профилактики курения должно быть положено мнение, о том, что как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. И профилактика – одна из составляющих такого рода программ.
Школьные программы по профилактике курения создаются давно и прошли несколько этапов развития [2], [6]. В 70-е гг. предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что школьник не начнет курить. Но повлиять на частоту курения таким способом не удалось. Другая модель основное внимание уделяла личностным особенностям ребенка. Предполагалось, что курение связано с другими поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе; повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной. Еще одна модель основывается на предположении, что если подростка научить различать социальное влияние и обучить противостоять, то реализация программы достигнет положительного результата. Это обеспечат её четыре компонента: информация о негативных эффектах и следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекция преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков; тренировка в способах противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников. Когнитивно-поведенческая модель программы предполагает, что курение - результат научения. Оно является средством удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспектом общения. Модель жизненных умений в еще большей мере уделяет внимание помощи подросткам в разрешении проблемы курения. Она использует социально-психологические подходы и приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий, по данным [5], привела к снижению на 75 % числа случаев начала курения в VIII, IX и X классах.
Т.Глинн [8] сформулировал основные восемь положений школьной профилактической программы: антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет по пять занятий в каждом классе в VI-VIII классах; программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения; профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения; программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему; необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям; поощряется вовлечение в них родителей; учителя должны быть адекватно подготовлены; программа должна учитывать культурные особенности популяции.
Внедрение в педагогическую практику кадетского корпуса программы по профилактике курения, основанную на указанных выше положениях позволила снизить прирост курения в юношеском возрасте на 80 %. Используя учебное пособие для учителей "Курение и его профилактика в школе" [1] для занятий в I - XI классах, подготовленное Центром профилактики зависимостей в рамках государственной программы по борьбе с курением, педагоги кадетского корпуса подготовили серию воспитательных мероприятий: конкурс рисунков на антитабачную тему, викторины, представление "Суд над сигаретой", классный час "Курение: "за" и "против"", "Преодоление давления сверстников", "Методы отказа от курения", "Курение и здоровье" и т.д.
Конечно, программа по профилактике курения может просто отдалить начало курения, если общество плохо осведомлено о его негативных последствиях, не создано нетерпимого отношения к курению и нет всеобъемлющих программ профилактики.
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 1996.
2. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопр. психол. 1997. № 2. С. 3-13.
3. Шальнова С.А. и соавт. Распространенность курения в России. Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3. С. 9-12.
4. Aitken P.P., Eadie D.R. Reinforcing effects of cigarette advertising on underage smoking // Brit. J. Addict. 1990. V. 85. N 3. P. 399-412.
5. Botvin G.J., Eng A., Williams C.L. Preventing the on-set of cigarette smoking through life skills training // Prev. Med. 1980. N 9. P. 135-143.
6. Bryvold W.H. A Meta-analysis of adolescent smoking prevention programs // Am. J. Public Health. 1993. N 83. P. 872-880.
7. Croft J.B. et al. Cigarette smoking behavioral distinctions between experimental nonadaptators and adapters in children and adolescents - A consideration of transitional smoking experience: The Bogalusa heart study // Prev. Med. 1985. N 14. P. 109-122.
8. 10. Glinn T.J. Essential elements of school-based smoking prevention programme // J. School Health. 1989. V. 59. N 5. P. 181-189.
9. 11. Hill D., Borland R. Adults' accounts of onset of regular smoking: Influences of school, work and other settings // Public Health. 1991. N 106. P. 181-185.
10. 15. Peto R. et all. Mortality from tobacco in developed countries: indirect estimation from national vital statistics // Lancet. 1992. N 339. P. 1268-1278.
11. 16. Pierce J.P. et all. Does tobacco advertising target young people to start smoking? Evidence from California // JAMA. 1991. N 266. P. 3154-3158.
12. 18. Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockville, MD: US Depart. of Health and Hum. Services, 1994.
13. 21. Stanton W.R. et al. Reasons for smoking or not smoking in early adolescence // Addict. Behav. 1993. N 18. P. 321-329.
14. 23. Tyas S.L., Pederson L. Psychosocial factors related to adolescent smoking: A critical review of the literature // Tobacco Control. 1998. N 7. P. 409-420.
15. 24. World Health Organization: Tobacco or health: First global status report. Geneva, WHO, Tobacco or Health programm, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-36541-1481572122.jpg)
Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-579190-1422960010.jpg)
Об имидже воспитателя кадетского корпуса
На современном этапе развития системы образования актуален вопрос об имидже педагога. Педагогические вузы готовят специалистов, владеющих определенными знаниями и умениями, а человековедческим дисципл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-601975-1425207227.jpg)
Методическое пособие по строевой подготовке для офицеров-воспитателей кадетского корпуса
Строевая подготовка является одним из основных предметов в обучении и воспитании кадет кадетского корпуса. Цель строевой подготовки – выработка строевой выправки, подтянутости, выносливости, дисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741975-1453546062.jpg)
реферат на тему: "Имидж офицера-воспитателя кадетского корпуса"
В данном реферате раскрыта личность офицера-воспитателя, его воспитательная работа в повседневной жизнедеятельности ккадетского корпуса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-1048863-1533743046.jpg)
План воспитательной работы старшего офицера-воспитателя кадетского корпуса
План воспитательной работы на год старшего офицера-воспитателя 2 сотни (роты) кадетского корпуса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-1049137-1671701391.jpg)
Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
Статья для педагогов и родителей. Хорошая психологическая обстановка в семье - залог успешности вашего ребенка. Педагогу необходимо профессионально относиться к вопросу детско-родительских отношений, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-1392803-1646899878.jpg)
Статья "Оценка эффективности деятельности воспитателя кадетского корпуса по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков"
В статье рассматривается проблема оценки эффективности воспитательной деятельности педагогов. Автор проанализировал требования Государственного образовательного стандарта и практику комплексного анали...