классный час "Способности человека"
классный час по теме

Ирина Николаевна Нохрина

Что такое способности? классификация способностей. Уровни развитияспособностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposobnosti_cheloveka.doc66.5 КБ
Office presentation icon sposobnosti_cheloveka.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

                                                     Классный час

Тема: «Способности человека»

Цель:

- сформировать представление учащихся о том, что такое способности человека.

Форма проведения:

Информационно - познавательная с элементами игрового состязания.

                                          Ход классного часа

Часть 1: Информативно – познавательная

Учитель: Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Что же такое способности?  (слайд 2)

                             

                                 Рассуждения учащихся

Cпособности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др. (слайд 3)

                                    Классификация способностей

В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретённые (от знаний, умений, навыков).

Существует целый ряд классификаций способностей.

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками,

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные ).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одарённых людей;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Вывод: способности – совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.    

 (слайд 4)

                             

                                  Уровни развития способностей

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одарённость, талант, гениальность. Кроме способностей существует понятие задатки.

Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счёте более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

                                         

                                  Понятие одарённости

Одарённость — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Основные функции одарённости — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одарённость может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Особенно высокий уровень одарённости обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, прежде всего — способностей специальных. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. (слайд 5-6)

Часть 2: Знатные гости

Учитель: Ребята, я хочу представить вам наших гостей. Это мистер Интеллект, мадам Логика и миссис Фантазия.

Мистер Интеллект: Дорогие друзья, мы решили не отказываться от столь лестного приглашения, так как считаем, что в обсуждаемой вами теме «Способности человека» наше присутствие не только уместно, но и чрезвычайно необходимо. Моё имя – Интеллект, происходит от латинского слова intellectus – понимание, понятие.

И означает – ум, рассудок, мыслительная способность у человека.

Мадам Логика: Моё имя – Логика. Логика – это наука об общих законах развития объективного мира и познания, разумность, правильность умозаключений, внутренняя закономерность.

В древности говорили, что знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей, мудрость – в умах, внимательных к своим собственным мыслям.

Миссис Фантазия: Моё имя Фантазия. Оно означает творческое воображение, мечтательность. Фантазия – это выдумка, нечто невероятное, неправдоподобное, это прихоть и причуда.

Гости: Ребята, желаем вам учиться познавать себя, стараться анализировать и чаще смотреть на себя со стороны, неустанно идти по пути самосовершенствования. 

Часть 3: Природа человеческих способностей  (слайд 7)

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Некоторые авторы утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление зависит от унаследованных характеристик. Так, например, музыкальная одарённость Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемь лет, у Ван Дейка — в десять.

(слайд 8 – 9 – 10 – 11)

Своеобразным развитием наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 гр . Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И.С. Тургенева составляет 2012 гр, мозга Д. Байрона — 1800 гр. Однако это предположение оказалось несостоятельным, можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 гр , а у писателя А. Франса — 1017 гр . Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 гр. — оказался у умственно отсталого человека.

(слайд 12)

Впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г . Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

(слайд 13)

Выдающиеся и гениальные люди не образуют какой-то отдельной породы и могут родиться в любой семье любого народа. Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, множество. Это М.В. Ломоносов, И.П.Кулибин, С.В.Ильюшин и другие. Из этого следует, что наследственность является одним из условий в развитии человека и его способностей.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны. Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться с 11 лет, а уже через 8 лет отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Очень скоро Ломоносов становится крупнейшим учёным. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Ломоносов обнаруживает, что планета Венера так же, как и Земля окружена атмосферой. Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причём в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.  

(слайд 14)

Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 17641767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж). Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы Павлин[ работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.

С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

(слайд 15)  

Выдающиеся спортсмены    

Лев Иванович Яшин (1929-1990)       (слайд 16)

Вратарь футбольной сборной СССР, выигравшей в 1956 году олимпийское первенство. Входил в сборную СССР, выигравшую Кубок Европы 1960 года. Финалист Кубка Европы 1964 года. Бронзовый призёр первенства мира 1966 года. Был призван лучшим футболистом Европы в 1963 году. Чемпион СССР 1954, 1955, 1957, 1959, 1963 годов.

Лев Яшин родился 22 октября 1929 года в рабочей семье. Всего Лев Яшин сыграл за свою клубную команду 326 матчей в чемпионатах СССР. 13 раз Федерация футбола страны включала Яшина в списки 33 лучших футболистов по итогам сезонов. Всего Лев Яшин защищал ворота главной команды страны в играх против национальных сборных 75 раз.

Гарри Кимович Каспаров (род. 1963)    (слайд 17)

Тринадцатый чемпион мира (с 1985 года), чемпион СССР (1981, 1988 годов). Обладатель приза лучшему шахматисту года «Шахматный Оскар» (1982, 1983, 1985-1990, 1996 годы), Кубка мира (1989 год).

Каспаров не вошёл, а ворвался в шахматную элиту, став самым молодым в истории этой игры чемпионом мира.

Гарри Каспаров родился 13 апреля в 1963 году в Баку. Гарри был классическим вундеркиндом. Игрушки не любил, читал книги и газеты. В 5 лет он подсказал решение тактической задачи родителям, сидевшим по вечерам за шахматной  доской. Такие  способности он унаследовал от матери.

Евгений Александрович Кафельников (род. 1974)     (слайд 18)

Победитель двух турниров «Большого шлема»: «Ролан Гаррос» - 1996 год, Открытое первенство Австралии – 1999 год. Финалист Открытого первенства Австралии 2000 года. Двукратный чемпион «Ролан Гаррос» в парном разряде (1996, 1997 годы), чемпион Открытого первенства США в парном разряде 1997 года. Победитель 20 турниров АТР Тура. Первая ракетка мира в течении шести недель, начиная с 3 мая 1999 года.

Евгений Кафельников – сильнейший российский теннисист всех времён, родился 18 февраля 1974 года в Сочи. Теннисом он начал заниматься с раннего возраста.

Александр Александрович Карелин (род. 1967)   (слайд 19)

Трёхкратный олимпийский чемпион по Греко-римской борьбе – 1988, 1992, 1996 годов. Многократный чемпион мира (1989-1991, 1993-1995, 1997 годов). Одиннадцатикратный чемпион Европы. Многократный чемпион России. В Сеуле нёс знамя сборной СССР на открытии Олимпиады – 88. в 1992 году ему доверили открывать шествие сборной СНГ.

Карелин родился 19 сентября 1967 года под Новосибирском. Саша родился весом в 5 килограммов. С детства не по годам рослый, он охотился, лихо бегая на лыжах, занимался плаванием. А вот занялся борьбой только в 13 лет.      

Часть 4: Проверь свои способности.      (слайд 20 - 26)  

1)Вставь слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РУКА (…..) ГРОЗДЬ                                                                  КИСТЬ

2)Решите анаграммы и исключите лишнее слово

            ААЛТЕРК

             КОЖАЛ

           ДМОНЧЕА

             ШКААЧ

Ответ: чемодан

3)Исключите лишнее слово

АБРИКОС БАГОР ВЕДРО ЛЮБОВЬ ГОРДОСТЬ

 

4) Найдите общее окончание всех перечисленных слов

ДР………………….

М…………………

ТР………………….           ЕЛЬ

Ц…………………..

Щ………………….

5) Найдите общее начало для следующих слов

черно       …………….. . БУРКА

(…..)          ………………ГОРЕЦ

                   ………………КНИЖНИК  

 6) Сколько  цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100?    (20)

Часть 5: Возможности человека.          (слайд 27 – 36)

Часть 6: 10 уникальных людей планеты    (слайд 37 – 47)  

Часть 7: Видеоролик  - Супер возможности человека  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»

Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...