Беседы с родителями.
материал на тему

Булаш Татьяна Леонидовна

Размещенный материал использовался мною на родительских собраниях, посвященных безопасности учащихся в школе и защите их прав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ответственность на троих»

 

      Сегодня тема нашей беседы «Ответственность на «троих»,  на первый взгляд она может показаться несерьезной. Но речь пойдет об очень важной проблеме: безопасность и здоровье детей.  

      Здоровье и безопасность детей зависит от многих факторов, обеспечивающихся школой, как частью государственной структуры, семьей и самим ребенком.

    К сожалению,  многие родители основную ответственность за здоровье детей возлагают на школу: ведь именно в школе дети проводят большую часть своего времени.

 Школа по давно бытующему ошибочному мнению выполняет не только сугубо образовательную функцию, но и является " своего рода "' камерой хранения".

  Вообще взаимоотношения школы, родителей и ребенка - одна из самых, старых социально-культурных проблем. Сложившаяся еще в СССР система школьного призрения такова, что она фактически не оставляет ни одного ребенка без внимания. В школе за детьми наблюдают, и это создает впечатление об ответственности школы вообще и учителя в частности за здоровье ребенка. И на самом деле школа много делает. Но такая система в то же время развращает родителей и самих обучаемых, вырабатывая у них потребительское отношение к учителям и учреждению в целом. А в соответствии с предписаниями Семейного кодекса РФ родители имеют преимущественное право на воспитание - своих детей перед всеми другими лицами, а обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. В связи с этим переносить львиную долю ответственности за состояние здоровья детей на классного руководителя или директора школы неправильно.

 Безусловно, в соответствий с действующим законодательством основной обязанностью любого образовательного учреждения является в первую очередь сохранение жизни и укрепление здоровья детей. Именно поэтому, в школах категорически запрещается отпускать учеников на различные мероприятия (репетиции, соревнования) по личной просьбе учащихся, посторонних лиц, родителей без разрешения администрации школы. Запрещается удалять учеников с урока. Учитель во время урока несет, полную ответственность за жизнь и здоровье детей. И должен отпускать учащихся с урока только по звонку, и не задерживать на перемене.

Проведение экскурсий, походов, соревнований и иных мероприятий вне школы разрешается только после издания приказа на то директора школы. А ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных акций несет тот учитель, воспитатель или любой другой сотрудник школы, который обозначен приказом директора в качестве сопровождающего и ответственного.  С  некоторых  родители  школа берет письменное заявление об  ответственность  за жизнь и здоровье ребенка, когда тот идет на занятия и с занятий. Это активизирует желание родителей участвовать в профилактике ДТП и по возможности сопровождать детей в школу и обратно.

   Но объективно существующие, школьные факторы риска.

1.  Как показали  события в Беслане, школа – привлекательный объект для террористов. И наша общая задача максимально, насколько возможно обезопасить детей.

 В школе многое сделано для обеспечения безопасности учащихся. Поставлены металлические двери,  установление видео наблюдение, имеются тревожные кнопки, установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется охрана школы.

  К сожалению, не все родители, а вслед за ними и ученики понимают необходимость принятия жестких мер. Продолжают оскорблять охранников, вызывающе  вести себя.

   Наши учащиеся  так же болезненно реагируют на ситуацию сложившуюся в стране:

   В целом в школе  чувствую себя в безопасности - только 61% опрошенных учащихся из 5 - 8 классов  ( в опросе участвовало 230   учащихся)  

  Подвергались физическому насилию на территории школы – 10 человек, это около 4%;

  На территории школы отбирали или вымогали деньги у 11 учащихся, это 5% от общего числа опрошенных.

  К сожалению, полностью искоренить негативные явления очень трудно, часто они остаются без внимания по причине, что дети бояться об этом рассказывать учителям и родителям, или родители не считают нужным поднимать шум из-за 10-15 рублей, но это ошибочное мнения. Можно бороться с недугом если о нем знаешь. Хочу отметить, что четыре года назад количество детей пострадавших от физического насилия на территории школы  и подвергнувшихся вымогательству было  

больше в 10 раз. Было трудно, но совместными усилиями мы добились, как мне кажется, значительных результатов.

 2. Второй фактор  - неизбежная скученность детей, неустраним в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди учащихся в школе во время перемены или на школьном дворе - далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, всегда  рассматриваются сугубо индивидуально. Хочу напомнить вам, уважаемые родители, что действующее гражданское законодательство РФ исходит, во-первых, из принципа виновности причинителя вреда как обязательного условия привлечения лица к ответственности, и , во-вторых,  учитывает грубую неосторожность самого потерпевшего, если она содействовала возникновению или увеличению ущерба.

   То есть, даже если все педагоги в школе прошли все необходимые инструктажи, даже все школьное оборудование, мебель и территория идеально благоустроены, даже если за каждый квадратный миллиметр установлен ответственный из числа школьной администрации, все равно никакой самый выверенный комплекс мер безопасности не сможет помешать ученику улучить момент и на спор с одноклассниками прыгнуть из окна или совершить  немыслимый «кульбит».  Поэтому очень важно постоянно говорить ребятам о том, что можно делать в школе, а от чего лучше удержаться. У нас действуют Правила поведения для учащихся, прописаны нормы поведения и Правилах внутреннего распорядка, мы знакомим с ними учащихся, постоянно напоминаем о правилах поведения, говорим об ответственности за нарушение законодательства, но хотелось, чтобы и вы нам в этом помогали.

 Из опроса школьников следует следующая, не очень утешительная информация:

Дома постоянно напоминают как надо себя вести в школе только 36% учащихся.

А ведь 44% из них любят на переменах побегать, потолкаться. И хотим мы или  нет, они очень быстро вовлекают вокруг себя в круговорот около 90% учащихся.

  Я часто наблюдаю за поведение ребят на перемена, и думаю, что в своих ответах они не были откровенны. Стоят и ждут следующего урока единицы, остальные постоянно возятся и толкают друг друга, очень часто такие столкновения заканчиваются слезами. Все мы понимаем – это дети, сами были такими. Но мне кажется, что с каждым годом шутки детей и их отношения становятся все более жестокими, сколько злости иногда видишь в глазах ребенка, которого случайно зацепили. Он готов просто затоптать своего обидчика, и здесь как раз и вспоминаешь о необходимости воспитания, о необходимости напомнить детям об их ответственно  за совершаемые поступки.

 3. Здесь как раз вырисовывается третий фактор – психологическое, эмоциональное самочувствие детей в школе.

В общении с детьми мы, взрослые, предпочитаем приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что наши требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, это по мнению  психологов, сильно подрывает здоровье детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия.

  Где дети получают эмоциональные стрессы?

  1. В школе.

     Перегрузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками. Эти проблемы обостряются при переходе из начальной в среднюю школу, в период подросткового кризиса.

  В основном  удовлетворёны  взаимоотношениями и общением с одноклассниками – 84% опрошенных учащихся.  

  74% учащихся довольны своими достижениями в учёбе по значимым для них  предметам .

  И неотрадный для меня факт, что 12% учащихся считают, что подвергаются оскорблению со стороны учителей.

  В «Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» (М.: Юрист, 1998) к формам психического насилия отнесены угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

  Я еще раз обращаюсь к Вам с большой просьбой, если такие случаи имеют место быть, я должна  о них знать. Не надо бояться выносить ссор из избы. Наши страхи могут привести к серьезным эмоциональным  стрессам, часто заканчивающимся суицидом.

  На своих уроках я постоянно стараюсь внушить детям, что нет проблем которые нельзя разрешить, что ни одна материальная вещь – золотые часы, мобильный телефон, дорогой автомобиль – не стоит человеческой жизни. Что это самое дорогое, что дано человеку, что свою жизнь надо беречь, что любые трудности преодолимы.  Прошу и вас, не пугать детей словом: «убью!», если то или другое он не сделает или наоборот натворит, тем самым вы даете ему понять, что не дорожите его жизнью. На это накладывается наша страшная действительность, в которой жизнь и копейки не стоит и ребенок начинает подумывать о самоубийстве как выходе из сложной ситуации. А зачем жить если дома «убьют»?

И здесь мы переходим ко второму важному фактору – это отношения в семье, отношения между родителями и детьми. Ведь детям необходимо, чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих. Психологи утверждают, что дом, полный любви, тёплый и дружеский Домашний Очаг, побеждает  различное тлетворное влияние улицы без  усилий практически в любом случае. Как вы, надеюсь, догадываетесь, мобильные телефоны и компьютеры — это еще не настоящий семейный Очаг. Дом, в котором детей любят и где они чувствуют себя, как дома, куда они хотят вернуться каждый день, — сильнее других внешних влияний. Дом определяет, насколько счастлив и уравновешен подросток, насколько он чувствует себя в безопасности, как относится к взрослым, сверстникам или детям другого возраста, насколько он уверен в себе, как реагирует на новые или неожиданные ситуации.        

Коллектив приглашает Вас, уважаемые родители,  посмотреть на наших детей в школе, во время Дней открытых дверей.

    И в заключении: дорогие родители, не скупитесь на любовь и ласку. Будем надеяться, что совместными усилиями нам удастся защитить наших детей, сохранить их  физическое и эмоциональное здоровье. Это большая ответственность. Но если ее поделить  "на троих" - то есть на школу, семью и самих детей,- то груз ответственности каждого окажется не таким уж тяжелым.                              



Предварительный просмотр:

Рядом с ребенком должен быть защитник.

Помощь в налаживании отношений в школьном коллективе - одно из основных направлений работы Детской общественной приемной при Министерстве образования России. Это информационно-консультационный центр содействия защите прав и интересов детей, где бесплатно оказывают правовую и психологическую помощь школьникам и родителям, попавшим в затруднительную ситуацию.  Здесь очень хорошо знают, чем оборачиваются педагогические ошибки, потому что каждый день десятки звонков идут именно на эту тему. Есть педагогически запущенные дети, которым необходимы особые условия для учебы - в реабилитационных центрах, специальных учебных учреждениях. Даже временное помещение сюда такого ребенка позволит ему одуматься, а его родителям - понять всю меру ответственности за свое чадо. Ведь сегодня родители готовы платить за образовательные услуги, но не могут выполнить самого главного, что от них требуется, - участвовать в воспитании ребенка.

Советы специалистов

Обратиться в Детскую общественную приемную можно по телефону в Москве (095) 730-5012 Факс: (095) 959-3824 либо задать вопрос по электронной почте – кids@аll.еdu.ru  Кроме того, туда можно прийти со своими проблемами лично: помещение приемной расположено в одном из зданий министерства, которое находится по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6. Режим работы: с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов.

Детская общественная приемная - родителям

• Если вы видите, что в школе нарушаются права вашего ребенка, на первом этапе поговорите с классным руководителем или представителем школьной администрации, на втором - обращайтесь в вышестоящие инстанции, в городское (районное, окружное) управление образования вплоть до министерства.

• Посмотрите на создавшуюся ситуацию со стороны; возможно, коллектив, в котором находится ваш ребенок, просто не подходит ему по уровню образования или по социальному статусу.  

• Попробуйте проанализировать происходящее в вашей семье: может ли каждый ее член (включая самого маленького) иметь свое мнение по тому или иному вопросу, как принимаются решения у вас дома.

• Если ребенок не «вписывается» в общепринятые правила, главное, чтобы он знал - вы на его стороне и хотите ему помочь.

• Не теряйте времени и обращайтесь к специалисту.

Детская общественная приемная - детям

Что делать?

• Если ты считаешь, что тебя незаслуженно обидели, расскажи о происшедшем родителям.

• Обсуди ситуацию с классным руководителем.

• Позвони в Детскую общественную приемную.

Чего не стоит делать?

• Не стоит бросать вызов учителю, возводить «баррикады» - пострадает от этого твое образование.

• Не стоит мстить - все равно ничего не добьешься, а у педагога появятся основания для дисциплинарных мер против тебя,

• Ты имеешь право чувствовать обиду, злость, досаду и раздражение. Но ты отвечаешь за действия, которые совершил под влиянием чувства. Если ты сердит, это не означает, что тебе необходимо кого-нибудь ударить или нагрубить.                    

• Попробуй проговорить свои чувства. Например: «Я сержусь, когда вы кричите на меня, потому что это нарушает мои права, и я хочу, чтобы вы перестали это делать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...

Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )

Беседа с родителями на  волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....

Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников

О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...

Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?

Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...

Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

Беседа с родителями «Искусство родителей общаться с подростками»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...