Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
классный час (9 класс) по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Методическая  разработка классного часа

         «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»

                                                                                 (Зигфрид Ленц)

                   Любите друг друга.

                                                           Любовь как  благодатный дождик,  

                                                    после него даже сквозь самую

                                                            твёрдую почву обязательно травка        

                                                                          пробьётся.

Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов – милосердия, которым должны руководствоваться все люди;

формирование потребности проявления заботы к окружающим людям;

формирование навыков культуры ведения беседы.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Мультимедийная презентация.
  • Музыкальный центр, мелодия к опере «Орфей и Эвридика» Глюка.
  • Выставка книг с примерами взаимопомощи, поддержки во время Великой Отечественной войны и в повседневной жизни.
  • Плакат «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.
  • Высказывания о милосердии:

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Помнящий добро никогда не сотворит зла».

«Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет».

«Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет».

слайд 1

Господи!

Прости меня, прости,

Что ропщу я на судьбу свою,

слайд 2

Что так часто плачу и прошу,

Всё о помощи тебя молю.

Я – всего лишь воспалённый нерв

слайд 3

В сумраке холодном и пустом,

Потому и мучусь, и болю,

Потому молю тебя о том,

слайд 4

Чтобы ты заметил и помог…

Только много боли на Земле…

Перед ней бессилен даже Бог…

слайд 5

Эти слова могли бы стать немым криком каждого больного или брошенного ребёнка,

слайд 6

одинокого старика, изображённого на этих снимках.

слайд 7

Это может быть твоя сестра, твой брат, твои отец или мать.…

слайд 8

На их месте может оказаться каждый из нас.

слайд 9

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии, потому что без сострадания, милосердия невозможно жить в мире.

  • Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

(учащиеся рассуждают)

слайд 10

Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания к человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно поэтому оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза.  

  • Вспомните случаи из жизни, кинофильмов, художественной литературы, когда милосердие, забота были проявлены не на словах, а на деле.

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души.

Но «вернёмся» на несколько столетий назад.

Благотворительность – одна из форм милосердия, которая всегда была традиционной чертой русского народа, и доказательство этого вы, готовясь к классному часу,  нашли в истории Руси.

слайд 11

Выступление I групп

слайд 12

Выступление I группы

слайд 13

Выступление II группы

слайд 14

Выступление II группы

слайд 15

Выступление III группы

слайд 16

Выступление III группы

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

  • Есть ли благотворительные общества сегодня?
  • Кому они помогают?

слайд 17

Благотворительных фондов очень много, но общероссийская общественная организация Российский Красный Крест является старейшей благотворительной организацией России, отметившей в 2007 г. 140-летие со дня своего образования. Российский Красный Крест  оказывает помощь людям, находящимся в тяжёлой нужде, жертвам опасных заболеваний, стихийных бедствий, аварий и катастроф, вооружённых конфликтов. Организация работает также и для того, чтобы способствовать уважению к человеческой личности, чтобы внушать людям надежду.

слайд 18

Многие известные личности занимаются благотворительностью

Так, символом целой эпохи стала  жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932–1999). Она  была председателем международной ассоциации  "Гематологи мира - детям", лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с заболеваниями крови.  

Очень известен был своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович -  президент Благотворительного фонда, который оказывал помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность. 

  • Но обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям?

(Ребята рассуждают)

Нужно уметь видеть и понимать боль других, как свою собственную. А сколько в нашей стране семей, которым не безразлична судьба брошенных детей. Они усыновляют их, и дети становятся родными в их семьях. Эти семьи – гордость страны.

  • Как вы думаете, когда особо проявлялось у нас в стране чувства взаимопомощи, взаимовыручки?

слайд 19

Во время Великой Отечественной войны взаимопомощь между людьми была почти нерушимым законам, помогали друг другу, тащили на себе ранены, делились хлебом, патронами, заменяли друг друга в окопах.  

Даниил Гранин, собирая материал для «Блокадной книги», вспоминал, как блокадники рассказывали удивительные случаи взаимопомощи. В 1942 г. зимой шла по улице женщина, упала, а это значит, что она уже не сможет подняться, замёрзнет. Прохожий, такой же доходяга, как и она, подымает её и, подставив плечо, ведёт её к дому, поднимается с ней по лестнице, растапливает печурку, поит кипятком, спасает ей жизнь. Таков был закон блокадной жизни – помочь другому человеку, потому что завтра это может случиться с тобой.

  • Ребята, а вы можете привести примеры взаимопомощи в годы Вов? 

(Ребята приводят примеры)

Ребята, вам представлена выставка книг, в которых вы найдёте примеры взаимопомощи, поддержки не только во время ВОВ, но и в повседневной жизни. Я надеюсь, что это вас заинтересует.

Люди действовали, подчиняясь призывам любви и сострадания.

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

слайд 20

Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителей – результат жестокости и эгоизма.

Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Интересный случай описывает Д. Гранин в своей статье «О милосердии».

(Ученик рассказывает содержание статьи)

Обсуждение статьи Д. Гранина «О милосердии»

  • В чём вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?
  • Что же надо сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? 

слайд 21

Милосердие убывало не случайно. В 1937 г., в разгул репрессий, многие люди хотели хоть как-то помочь своим близким и знакомым, которых арестовывали и ссылали, помочь их семьям – жёнам и детям.

(В нашем селе в одну ночь было арестовано 50 человек.)

  • Ребята, а что вы знаете об этом периоде в истории нашей страны?

(Ребята рассуждают)

слайд 22

Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Страх заглушал чувство жалости. Страх овладевал психикой человека и далее контролировал все его поступки, слова, его отношение к людям. Милосердие могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Но изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

слайд 23

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников.

слайд 24

Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей.

слайд 25

Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России.

слайд 26

Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

слайд 27

Террористические акты, наводнения, землетрясения – это аварийные ситуации.

слайд 28

  • Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
  • А чем вы можете помочь нуждающимся?  

(Ученики рассуждают)

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. У нас есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

  • Ваше отношение к старшим близким людям – каким оно должно быть?

             

         (Ученики рассуждают)

Отношение должно быть бережным, благородным, очень важна чуткость, заботливость, внимательность. В повседневной жизни старшее поколение отдаёт свои душевные силы, тепло семье, детям и внукам, порой жертвуя своими удобствами, здоровьем, временем. Вы, ребята,  должны понимать это и быть благодарными за любовь.

В стихотворении «Памятник» А.С.Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

 И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Рефлексия

Написание эссе на тему: «Что значит для меня милосердие?»

Чтение сочинений.

слайд 29

Заключительное слово

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость, и беду, любите,  уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Самоанализ

классного часа в 9 классе

«Без сострадания и милосердия невозможно жить в  мире»

МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

Цветенберг Светланы Семёновны

Наша школа в течение пяти лет работает по комплексно-целевой программе «Россиянин», одним из направлений которой является «Забота». Цель данного направления – формирование у учащихся понятий добра и зла, нравственного долга и совести, сострадания, милосердия.

Ребята организуют немало дел, которые приносят радость окружающим взрослым людям (это ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, заботятся о территории школы и села, помогают малышам детского сада, организуют подвижные игры на переменах с младшими школьниками). Исходя из этого, я решила пригласить их к разговору о милосердии, чтобы выяснить,  что вкладывают они в это понятие.

Поэтому темой классного часа стали слова Зигфрида Ленца «Без сострадания и милосердия невозможно жить в  мире».

Цель классного часа – усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов – милосердия, которым должны руководствоваться все люди; формирование потребности проявления заботы к окружающим людям; формирование навыков культуры ведения беседы.

Форма проведения – беседа.

Я считаю, такая форма вполне оправдана, и содержание соответствует возрасту учащихся. Ведь разговор о милосердии не должен носить характер помпезности, возвышенности, и сама тема располагает к душевному разговору.

Заранее была проведена большая подготовительная работа. Класс был разбит на творческие группы, которые выполняли разные задания.

Одна группа  подбирала высказывания о милосердии. Другая – фотографии для демонстрации слайдов. И все искали материалы об истории возникновения благотворительности и милосердия в разные исторические периоды времени в России.

При проведении классного часа было использовано оборудование: плакат с темой классного часа,   высказывания о милосердии, демонстрация слайдов, музыкальное оформление.

С целью создания положительного эмоционального настроя учащихся в начале беседы был использован приём, в котором сочеталось слово, музыка и демонстрация слайдов. Стихотворение написано учителем литературы Клименко О.П. Звучала мелодия к опере Глюка «Орфей и Эвридика».

Это помогло ребятам сконцентрироваться на теме классного часа и внутренне подготовить себя к разговору о милосердии. Далее они привели немало примеров из жизни, кинофильмов, художественной литературы, когда милосердие, забота были проявлены не на словах, а на деле. Были приведены примеры, которые вызвали интерес не только у ребят, но и у нас, взрослых. (В Новгородской области в избах был деревянный лоток, идущий через стену наружу вниз. Когда кто-то постучит в такой лоток, хозяева опускали им по лотку еду, не видя, кто это. И существовала присказка «Чтобы нищий не стыдился, а хозяин не гордился». Анонимная помощь свидетельствовала о культуре народного милосердия). Всё это свидетельствует о широком кругозоре ребят.

Следующий этап классного часа – история возникновения благотворительности и милосердия в России. Ребята самостоятельно нашли интересный материал, изучая различную историческую литературу, энциклопедии, совместно приготовили слайды, поэтому  выступления ребят были уверенными, эмоциональными.

Мостиком к следующему этапу стал вопрос о том, существуют ли благотворительные общества сегодня. Очень приятно, что они знают и слышали о благотворительных обществах, но более подробно я изложила материал о благотворительной организации «Российский Красный Крест», а также о знаменитых людях, которые занимаются благотворительностью. На этом этапе, думаю, был очень уместен вопрос, который заставил задуматься: «Обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям?» Ребята пришли к выводу, что не обязательно быть богатым, чтобы помогать людям, всё зависит от человека, просто нужно уметь видеть и понимать боль других, как свою собственную. (Одна девочка высказала интересную мысль: «Наверное, лучше отдать последнее, чем с миллиона – грош»).

Далее перешли к вопросу: «Когда особо проявлялось у нас в стране чувство взаимопомощи, взаимовыручки?» Ребята вспомнили примеры из ранее прочитанной литературы и рассказы бабушек о военном времени. Здесь же была предложена  ребятам выставка книг с яркими примерами взаимопомощи, поддержки не только во время ВОВ, но и в повседневной жизни.

Статья Д. Гранина «О милосердии» заставила ребят задуматься о том, в чём же причина «снижения нашей отзывчивости»? Ребята говорили о том, что жизнь в нашей стране трудная, все куда-то спешат, думают в первую очередь о себе и о своих семьях. Часто в семье рождается только один ребёнок, и ему не приходится заботиться о братьях и сёстрах.

Активное обсуждение вызвал вопрос: «Что же надо сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?» Все согласились с мнением, что милосердие надо воспитывать с детства, ведь человек рождается ни злым, ни добрым, а приобретает эти качества в процессе общения, и добро имеет свойство распространяться.  

Далее мы говорили о периоде времени, когда милосердие в нашей стране убывало – это годы репрессии. Я отметила, что чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Милосердие могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, уничтожать. Но изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Яркий пример проявления взаимопомощи  - события в Беслане. Поэтому я подобрала фотографии  и рассказала о поступках людей, которые не жалея себя, спасали жизнь детей.

Но это всё аварийные ситуации.

И итогом беседы стали ключевые вопросы: «Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?» «И чем вы можете помочь нуждающимся?» Ребята пришли к выводу, что чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. У нас есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные,  нуждающиеся в помощи. Очень интересные высказывания были о том, чем мы можем помочь нуждающимся. (Это и помощь по хозяйству, и умение выслушать и понять).

Здесь же ребята затронули вопрос о взаимопомощи в классе, и о том, какие добрые дела они делают.

А ответ на вопрос: «Ваше отношение к старшим близким людям – каким оно должно быть?» вызвал не только дрожь в голосе, но и слёзы у некоторых ребят.

На этапе рефлексия мы написали эссе  на тему: «Что значит для меня милосердие?» и желающие зачитали свои работы.

Исходя из всего вышеизложенного, я считаю, что цель классного часа достигнута. Беседа заставила задуматься: «Кто я? А как я поступаю в трудных жизненных ситуациях?» А это очень важно.

Атмосфера в коллективе была доброжелательная.

Ребята активно высказывали свою точку зрения, рассуждали.  Речь соответствовала уровню развития ребят. Использовали местный материал – рассказы бабушек. Активность класса высокая. Была видна группа ребят, которые приняли активное участие в разговоре. Дети не были равнодушными, было видно, что их это волнует, ведь у некоторых и слёзы подступали к глазам, и голос дрожал, и они с трудом, порой, высказывали свою точку зрения. А это значит, что тема вызвала большой интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.  Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...

Самоанализ классного часа по теме "Курить или жить?"

Самоанализ классного часа "Курить или жить?"...

Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)

Автор  : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...

Конспект классного часа в 8 классе "Людей неинтересных в мире нет..."

Данная разработка предназначена для проведения классного часа на тему толерантности...

Классный час в 7 классе «Как жить в мире с родителями?»

Классный час в 7 классе       «Как жить в мире с родителями?»...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...

Материал для классного часа "Как научиться просто ,мудро жить?"

Материал для классного часа "Как научиться  просто ,мудро  жить?"...