Организация работы с родительским активом
материал на тему
Опыт работы по организации родительского актива класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа № 899 |
Организация работы с родительским активом класса |
Доклад на заседании методического объединения классных руководителей |
Классный руководитель 9 класса «Г» Ларионова И.М. |
27 января 2010 года |
Содержание
1 | Введение | …………………… 3 стр. |
2 | Содержание, формы и методы работы с родителями | …………………… 4 стр. |
3 | Организация работы с родительским активом класса | …………………… 8 стр. |
4 | Организация работы с родительским активом 9 класса «Г» | …………………… 9 стр. |
5 | Использованная литература | ..………………… 10 стр. |
Организация работы с родительским активом класса
- Введение
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родители - первые воспитатели своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений.
В современной действительности воспитание детей перестало быть частным делом семьи, оно глубоко интересует все наше общество. Общество и школа оказывают огромное влияние на формирование у родителей правильных взглядов на воспитание детей, благодаря чему семья становится верным союзником школы в воспитании детей. Это единение не явилось результатом какого-то давления на семью, оно сложилось в ходе большой совместной работы школы, семьи и общественности. Семья – это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей.
В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Школа не только обучает и воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи школа должна определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в обучении и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог школы — не только учитель, воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Поэтому так необходимо формирование гармонизации внутрисемейных отношений, психолого-педагогическое сопровождение в условиях школы и развитие в становлении внутри семейных отношений.
Анализ работы школы с родителями позволяет сделать вывод, что тесный контакт между школой и семьей устанавливается при условии органического сочетания педагогического просвещения с привлечением родителей к активному участию в разносторонней деятельности школы.
- Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
|
|
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
- Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
- Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Провести родительское собрание особенно трудно начинающему учителю. Как подвести итоги работы учащихся на собрании? Ведь почти всегда в классе есть недисциплинированные и неуспевающие ученики. Главное — не изливать всю досаду, скопившуюся от плохого поведения детей, и не подвергать родителей грубой и бестактной проработке. Если учитель не сможет удержаться от этого, он почувствует результаты такого собрания сразу же. Родители неуспевающих учеников иногда перестают посещать школу и отказываются от контроля за учебой и поведением своих детей. Опытные учителя при подведении итогов успеваемости и поведения школьников стремятся дать объективную характеристику класса, называют и неуспевающих, но при этом вселяют в родителей уверенность в том, что если они возьмутся за дело сообща, то быстро смогут исправить положение. Намечается программа совместных действий. Родителям должны быть ясны не только недостатки, но и сильные стороны личности их ребенка. Значит ли, что учитель не может критиковать родителей за неправильное воспитание детей? Конечно, не значит. Но и в работе с родителями необходимо глубокое знание и учет их индивидуальных особенностей. Одних родителей надо учить воспитывать детей, других критиковать.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
- Организация работы с родительским активом класса
Школа устанавливает тесный контакт с семьей не только по линии педагогического просвещения родителей, но и путем привлечения их к активной работе в помощь школе. Такой формой организации работы являются родительские комитеты в школе, родительский актив в классе
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.
Содержание общей деятельности определяется на родительском собрании. В их компетенцию входит:
- Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
- Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
- Связь с административными, правоохранительными органами;
- Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).
Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.
В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив. Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах эти группы актива получили наименование родительских комитетов класса. Члены родительского актива работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте с учителем.
Учитель направляет деятельность родительского актива на решение учебно-воспитательных задач, стоящих перед классом.
Члены родительского актива обследуют условия жизни учащихся дома, посещают отдельные семьи, беседуют с родителями, плохо выполняющими свои родительские обязанности, устанавливают контакт с общественными организациями, участвуют в организации досуга детей (прогулок, экскурсий, походов в театры и кино), помогают учителю проводить педагогическую пропаганду.
Вся эта работа оказывает на родителей благотворное влияние. Они обогащаются педагогическими знаниями и опытом, проявляют большую заинтересованность в работе, становятся верными помощниками школы и увлекают своим примером других родителей. Практика показывает, что особенно помогают школе родители учащихся начальных классов.
Учителю приходится постоянно направлять работу родителей с учащимися, тщательно инструктировать их, как руководить различными занятиями детей, как подойти к ним, с тем, чтобы проводимая работа дала максимальный воспитательный результат. Таким путем родители приобретают разнообразные знания об организации работы с детьми и становятся верными помощниками учителя в воспитании учащихся и в проведении педагогической пропаганды.
- Организация работы с родительским активом 9 класса «Г»
В этом году сотрудничество школы и семьи в 9 классе «Г» осуществлялось в форме:
- родительских собраний;
- родительских консультаций;
- индивидуальных встречах;
- родительских вечеров.
На родительских собраниях в повестку были включены следующие вопросы, важные для реализации успешного воспитания:
- Информация с общешкольных родительских собраний
- Здоровьесберегающие вопросы
- Психологические аспекты воспитания подростков
- Организация учебной воспитательной работы
- Организация окончания 9 класса (правила сдачи экзаменов)
- Акции «Сбережём лес», «Внимание, на дорогах дети (ПДД)»
- Вопросы организации питания
- Итоги олимпиад и учебных конкурсов
- Внеклассная работа класса
В этом году наблюдается рост посещения родительских консультаций, что обеспечивало оперативную связь родитель – учитель.
Деятельность родительского комитета в классе осуществляется по следующим направлениям: хозяйственная деятельность, оказание помощи в определении и защите социально не защищенных обучающихся, организация и проведение классных мероприятий спортивного, культурно-развлекательного, оздоровительного характера.
Что конкретно заключает в себе вышеупомянутая «деятельность по направлениям»? Шумные и веселые родительские собрания, организация экскурсий. Ну а, так сказать, чисто деловое сотрудничество классного руководителя с родительским активом – это и групповые «экскурсии» активистов в так называемые неблагополучные семьи, и беседы на темы воспитания и образования детей, и (не обойтись без этого) сбор добровольных пожертвований на «учебные» нужды класса (учебные пособия). И все это делается естественно, без ходульной официальности, без привлечения теоретических установок и методических рекомендаций, просто по-человечески. Ведь добро – это не наука, а действие.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
- обращение к чувству родительской любви и уважение её;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Использованные в докладе советы, рекомендации возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
- Использованная литература
- Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль,1998.
- Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. Москва, 1999. № 6. С. 99—102.
- Диагностические основы воспитательных технологий / Сост. В. В. Абрамов. Витебск, 2000.
- Дюкина О. В. Родительские собрания. Учебный год. Изд.: ВАКО, Москва, 2008.
- Сергеева В. П. Воспитательная система класса. Дневник классного руководителя, УЦ «Перспектива», Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».
Выступление на общешкольном родительском собрании в коррекционной школе VIII вида «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....
Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».
Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-540995-1437642834.jpg)
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682510-1444286661.jpg)
Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"
Выступление на родительском собрании на тему:"Организация работы по профилактике суицида для родителей"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-796194-1465624904.jpg)
Доклад для общешкольного родительского собрания Организация работы и содержание культурно – гигиенических навыков
Организация работы и содержание культурно – гигиенических навыков...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979359-1511859465.jpg)
Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Из опыта работы учреждения дополнительного образования...