эссе «Учитель творит чудо- душу человека».
статья на тему

Павлова Светлана Владимировна

эссе «Учитель творит чудо- душу человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эссе учителя40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Учитель творит чудо-душу человека»

Павловой Светланы Владимировны,

учителя математики МОУ СОШ №1

г. Кемь

2009г.

Как же все-таки здорово заниматься любимым делом. А как же может быть иначе, ведь моя профессия интересная, удивительная, творческая и, можно сказать, волшебная. «Учитель творит чудо- душу человека». Мало найдется других профессий, приносящих человеку счастье в самом чистом, самом благодарном виде. Чтобы добиться добрых плодов своего труда,  педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя – формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами – служить обществу, в то же время создавая его. Но сегодняшнее

Общество переживает нравственный кризис и в современных противоречивых условиях взрастить личность, не просто востребованную и успешную, но с живой, здоровой душой очень сложно.

Как же сделать так, чтобы душа выпускника была душой Достойного Человека?

Уверена, в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между  учителем и учеником. Ни  одна  педагогическая  идея,  какой  бы  гениальной она ни была, не может быть реализована, если учитель вызывает у учеников реакцию отторжения, недоверия. Отношения  содружества, партнерства - наиболее приемлемый вариант отношений «учитель–ученик». Он несовместим с такими проявлениями, как высокомерие по отношению к детям,    принуждение их к работе. Только требовательность, основанная на доверии, только увлеченность, рожденная взаимным  интересом, только желание, которое порождает успех. Разумеется, определенная субординация и дистанция в разумных пределах необходимы. Но умение взглянуть на проблему глазами ученика, поставить себя на его место - это уже искусство учителя, помогающее организовать совместную учебно-воспитательную деятельность. А для этого учителю важно создать атмосферу доброжелательности, толерантности, доверия, ситуацию успеха для каждого ученика.

Начиная работу в 5 классе стараюсь строить отношения с воспитанниками и их родителями на основе взаимопонимания, честности, искренности, взаимоуважения, заинтересованности в судьбе каждого…Чтобы все: воспитанники и их родители, я чувствовали себя одной семьей. Это не простая задача. Так как дети очень хорошо чувствуют фальш, наигранность в отношениях. Очень тонкая грань между «панибратством» и такими «семейными», доверительными отношениями. Но результат стоит того. За годы своей педагогической деятельности я работала в разных классах. И когда я размышляю о педагогических достижениях, то думаю не о грамотах и поощрениях, а вспоминаю своих выпускников 2008 года. Класс был достаточно проблемный (низкий уровень усвоения учебного материала, дисциплина, борьба за лидерство…). И главным своим достижением я считаю, что смогла не потерять ни одного ребенка. Не смотря на все трудности,  никто не ушел в вечернюю школу, все смогли сдать ЕГЭ и получить аттестат. И большую роль в этом сыграли «семейные» отношения между учителем, учеником и родителями. А все начиналось с простых вещей: дать ребенку денег на завтрак, если родители в отъезде или он просто забыл их дома; защитить от старшеклассника или решить конфликт с учителем предметником; в день своего рождения в школьной столовой заказать пирог и на перемене во время завтрака всем классом собраться за одним столом и попить чай; на 8 марта устроить чаепитие и концерт для мам и бабушек.

Мои выпускники до сих пор помнят дату моего рождения и поздравляют. Думаю, что оставила добрый след в душе моих выпускников.

Смысловое значение слова педагог в его переводе с греческого: педагог-это ведущий ребенка. Очень важно какие цели ставит перед собой учитель, каким он видит своего выпускника. Если нет четкого представления, то вести в некуда очень рискованно. Такая «гремучая смесь» непредсказуема.

     Очень много зависит от личности педагога. Я считаю, что не каждый учитель может быть классным руководителем. Как может «зажечь сердца» других людей человек пассивный, равнодушный, серый, задерганный. Да, такой человек может быть хорошим исполнителем, но увлечь за собой ребят он не сможет. А как известно «природа не терпит пустоты» и ведущим ребенка будет кто-то другой. А это опасно.

    Важнейшим средством для меня является любовь. Мое педагогическое кредо «любовь в кубе», то есть люби то что преподаешь, того кого учишь, люби и уважай себя. В общении я использую принцип 3-х «П». Это понимание, признание и принятие личности.

     В воспитательной работе стараюсь избегать наставления. Взамен стараюсь создавать ситуации, в которых у ребенка возникают желаемые изменения в поведении.  Сама профессия обязывает нас быть строгими, в первую очередь, по отношению к самому себе и, одновременно, быть, именно быть, а не казаться "своим человеком" среди детей, понимать и уважать их. Моя тактика общения - это сотрудничество и динамика стилей общения.

Основным принципом обучения и воспитания всегда считала и считаю воспитание личным примером, ибо сила личного примера - самый действенный способ воспитания и обучения.
Хочешь, чтобы твои ученики ответственно, добросовестно относились к учебе, к поручениям? В первую очередь каждодневно делай это сам. Хочешь, чтобы твои воспитанники постоянно стремились знать больше, трудились творчески, имели активную жизненную позицию? Будь примером им во всем этом. Но без демонстрации, без шума и трескотни. Дети очень тонко чувствуют разницу между убежденностью человека и работой по необходимости.

 Требовательна к себе. Так, например, я решила проблему использования мобильных телефонов во время учебно-воспитательного процесса. Достаточно было показать ребятам, что у меня в школе телефон всегда выключен.

В своей работе я использую различные приемы. Начиная свою педагогическую деятельность, это получалось нелегко. А с годами, ловлю себя на том, что даже не задумываюсь какой педагогический прием использую. Все как-то происходит естественно. И только сейчас начинаю понимать слова великого педагога А.С.Макаренко, что дело воспитания - простое, радостное и легкое.

Всегда старюсь стимулировать внутреннюю активность воспитанника, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровее честолюбие и осознанное стремление к успеху. Своего выпускника вижу активным членом общества. Как классный руководитель я стараюсь помочь воспитаннику ощутить свою индивидуальность, создать комфортные условия для её выражения. Уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, мягкое и ненавязчивое ведение в нужном направлении.

Для меня стал аксиомой  индивидуальный подход в развитии неповторимости личности.  

Большое внимание уделяю воспитанию мальчиков. В школе засилье «женского воспитания» (навязывание невольно женского стандарта поведения). Как правило, в классном коллективе активисты- девчонки. Учителя ориентированны на усредненный бесполый тип человека. А из мальчика надо вырастить мужчину. Учить самостоятельно принимать решения, быть ответственным за свои поступки, чтобы в будущем мой выпускник смог взять на себя ответственность за свою семью. Над этой проблемой я думаю уже не один год. Своего сына с первых лет жизни учу самостоятельно принимать какие-то решения. Сначала он сам выбирал какую игрушку купить в магазине, куда отправимся на прогулку, какую книгу будем читать, а потом, начал отвечать за свои поступки. Сейчас ему седьмой год и в характере чувствуются «мужские» нотки. Конечно, это не очень удобно родителям, требует времени, терпения, но в будущем, я надеюсь, это даст хороший результат.

В воспитательном процессе очень осторожно отношусь к новым технологиям. «Новое - не значит лучшее!». Так как считаю, что для подтверждения результативности и эффективности той или иной технологии надо время. Моя позиция в воспитании нашла отражение и теоретическую подпитку в трудах Н.Е. Щурковой,  в программе Г.В. Козлова, в работе Н.Ф.Дика.

Когда не было Интернета, о воспитательной работе в других школах узнавала не только, читая различную литературу. Во время поездок в другие города всегда старалась найти время, чтобы пообщаться со своими коллегами, узнать о положительном опыте воспитательной работы. Так  с опытом  использования личностно-ориентированного подхода на практике я познакомилась   в  одной из ростовских школ.

Своего выпускника вижу активным членом общества, самостоятельным, стремящимся к самосовершенствованию, востребованным и успешным, а главное с живой и здоровой душой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".

"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни....

Эссе "Если есть чудо в русской литературе,,," (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)

Когда мысленно оглядываешь короткую жизнь Лермонтова, удивительным кажется то, каким разнообразием впечатлений он успел её наполнить! Как многое смог разглядеть, осмыслить в тогдашней российской дейст...

Исследовательская работа "Сейте разумное, доброе, вечное" (Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна)

В исследовательской  работе "Сейте разумное, доброе, вечное" мы рассмотрели влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна....

Эссе «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Рассуждение о проблемах воспитания в современной школе. Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности....

Эссе «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

Мне очень нравится данная цитата Ральфа Эмерсона, американского эссеиста, поэта, философа, одного из виднейших мыслителей и писателей США XIX века. На мой взгляд, учитель – это тот человек, кото...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...