Причины школьной дезадаптации
статья (5 класс) на тему

Андреева Рена Валерьяновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_shkolnoy_dezadaptatsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

     Девиантное поведение и личность.

     Причины школьной дезадаптации.

                    Критерии. Задачи.

                      Методы работы.

                    Автор:  Андреева Рена Валерьяновна

                              учитель математики

                                                           МБОУ  «Красноармейская средняя

                                                           общеобразовательная школа»

Девиантное поведение и личность.

                                                 Нет ничего более страшного для человека,

                                                                 чем другой человек, которому нет до него дела.

                                               Осип Мандельштам. О собеседнике.

       Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь  жестоко, связано с нарушением норм психического здоровья. Совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Самыми важными индивидуально-личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.

       Американский психолог Говард Кэплан создал теорию девиантного поведения, проверенную на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств.  Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение ощущается как неприятное состояние, а приятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Пониженное самоуважение связано у юношей со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, и различными психическими нарушениями.

       В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы:

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентости важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется. Девиантное поведение (совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание и интерес у девиантной группы), как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно. В результате девиантные поступки  из немотивированных становятся мотивированными.

Причины школьной дезадаптации.

     Термин (ШД) школьная дезадаптация – широкое понятие, включающее в себя: нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся условиям обучения в школе, т.е. нарушение приспособляемости к обучению; нарушение поведения, при котором  дети  с  нормальным  интеллектом,  не  страдающие  психическими  нарушениями  отказываются  от  обучения,  посещения  школы.

     Или  по  другому  ШД-  это невозможность  для  ребёнка  найти  в  пространстве  школьного  обучения  своё  место,  на  котором  он  может  быть  принят  таким, каков  он  есть,  сохраняя  и  развивая  свою  идентичность,  потенции,  возможности  для  самореализации  и  самоактуализации.

     Факт  ранней  ШД  особенно  у  младших  школьников в  настоящее  время  является  одной  из  основных  предпосылок  возникновения  ранних  детских  неврозов,  различных  форм  отклоняющегося  поведения  и  развития  психопатологического  характера.

     ШД  переросла  в  проблему,  которую  призваны  решать педагоги,  психологи,  психиатры,  психотерапевты,  педиатры,  дефектологи,  социологи.  Острота  и  актуальность  проблемы  лежит  уже  в  том,  что  несёт  в  себе  ШД,  каковы  её  последствия  для  личности  в  целом. Страдают  от  этого  состояния,  прежде  всего  сами  дезадаптивные  дети  и,  конечно,  окружающие  их.

        

Критерии и признаки школьной дезадаптации

1. Неуспешность  в  обучении  по  программам,  хроническая  неуспеваемость,  второгодничество,  отсутствие  системных  знаний,  навыков.    

2.  Постоянные  нарушения  эмоционально- личностных  отношений  к  отдельным  предметам  или  к  обучению  в  целом, а также  к  личности  учителя. Проявляются  они  в равнодушно-безучастном, пассивно- негативном, пренебрежительном отношении к учёбе. Т.е. полный протест.

3.  Систематически повторяющиеся  нарушения поведения в школьном обучении  и школьной среде в виде отказа от учёбы.  Стойкое антидисциплинарное, оппозиционное поведение.  Противопоставление  себя  ученикам, учителю, пренебрежением к правилам школьной жизни.

В настоящее  время  проблеме  ШД  младших  школьников  уделяется  внимание уже с 1-го класса, т.к. начало обучения представляет собой уже  стрессовую ситуацию, меняется кардинально  образ  жизни  ребёнка. Игровая  свободная  деятельность  переходит  в  произвольную,  учебную  (не по их воле ), как бы  навязали  из  вне, общественно задали,  не  считаясь с потребностью  ребёнка. Этому факту дети  усиленно  сопротивляются.

В результате, уже с 1-ом классе с октября-ноября  месяца  от  30-70

%  страдают ЩД  и  проявляется  она :

  1. В реакциях  пассивного  протеста  достигающего  патохарактерологического уровня. Дети  отказываются  выполнять  задания, эмоционально  напряжены в школе, появляются страхи, сердцебиение, потливость, частые  позывы к мочеиспусканию, появляется  ощущение мнимой  недостаточности и возникают моносимптомные неврозы( депрессивные, астенические состояния)

Этим  страдают в  основном  дети, которые  воспринимались родителями  ещё  до  школы  неудачливыми, неспособными,  неорганизованными. Эти дети тревожно мнительные, ипохондричные.

  1. В реакциях активного протеста, грубого непослушания, резкого отказа от учёбы. Это в случаях директивно – авторитарного воспитания в учёбе.

Эти признаки, идущие с 1 класса, проявляются и в последующих классах: влияют на изменение характера, появляются патопсихологические черты: агрессивность, замкнутость, слезливость, демонстративность, гиперактивность и др., являясь прямой предпосылкой пограничных, нервно – психических заболеваний и деликвентного поведения.

 

    В нахождении путей преодоления ШД важно вначале выделить причины возникновения состояний дезадаптации:

1. Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка в дошкольный период.

     Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации. Затруднено общение, недостаточна коммуникабельность. В познавательной деятельности недостаточно сформированы мотивации, установки к самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в запоминании, сосредоточение внимания и т. п.

2.Органические и психосоматические заболевания.

     Заболевания мозга, нервной системы и др. существенно мешают и ограничивают возможности школьной адаптации.. Существует замкнутый круг: переживания вызывают психосоматическое заболевание, оно же в свою очередь  ШД, а ШД обостряет психосоматику (неврозы, бронхит и т.д.) .С этим необходимо считаться, помогать таким детям, знать особенности их здоровья.

  1. Социальная среда.

     К ней относятся семья, родные, сверстники во дворе и в школе и др.. Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером. Одни дети переживают воздействие среды на них, другие поддаются её влиянию, становятся продуктом среды.

4. Личность учителя.

     Позиция учителя приемлема в демократичном стиле, личностно-ориентированным на характер, способности, особенности личности.

5.Эмоционально – стрессовые переживания.

Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они  не могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.

6. Задержка психического развития.

     Не позволяет мобилизовать эмоционально – волевую сферу на успешность в учёбе, в поведении. Ликвидировать ЗПР задача специалистов: определить причину, степень задержки и пути её преодоления.

7. Характерологичесие особенности личности школьника.

     Характер наследственно предопределён,  задан, поэтому с этим приходиться считаться. Такие типы характера, как неустойчивый, психостенический, эпилептоидный, шизоидный, возбудимый предопределяют различные формы дезадаптивного состояния или поведения..

    Например: эпилептоидный тип характера несёт в себе тяжёлые садистские поступки, трудности адаптации, агрессивность. Многие поведенческие расстройства у некоторых личностей: гиперактивность, гипоактивность: медлительность, тревога, дезорганизованность, конфликтность, агрессия, раздражительность и др. предопределены их типом характера.

      Характер психокоррекции неподвержен, поведение же изменить можно. Эти две категории тесно взаимосвязаны и это нужно учитывать.

8. Дефекты домашнего воспитания.

     Особое место в формировании дезадаптации занимают конфликты в семье, разводы, пьянства, унижения, авторитарность и директивность родителей, несправедливое наказание, чрезмерный контроль. В таких случаях основная работа проводится с родителями.

Методы работы, используемые в работе с дезадаптивными школьниками.

     Зная перечисленные причины ШД, можно предотвратить, избежать, не упустить эти состояния, ликвидировать с помощью специалистов.

Методы работы:

  • Ранняя психодиагностика типа акцентуации характера, отношения к учёбе, школе, учителю; межличностные отношения, самооценка, притязания, конфликтных переживаний, психотравмы  и т.д.
  • Определение причин возникновения ШД через психодиагностику, беседы, интервью, рисуночные тесты, анкетирование и т.д.
  • Определение круга лиц, участвующих в психологической помощи ребёнку. Это: родители, педагоги, школьный психолог, социальный педагог, психотерапевт, сверстник, друзья, родные.
  • Определение форм работы: групповые (беседы, психотренинги, лекци♥и, встречи на классных часах, на родительских собраниях), индивидуальные. Обсуждаются, анализируются сложные  ситуации, причины появления ШД.
  • Определение видов психологической деятельности: консультирование, психокоррекция, беседы, психологические упражнения, тренинги.

Задачи, решаемые в психокоррекции при дезадаптации.

♥ Дать возможность школьнику пережить, что его принимают таким, какой он есть.

♥ Дать положительные образцы поведения со сверстниками.

♥ Дать возможность реализовать положительный опыт общения со сверстниками.

♥ Определить границы поведения, расширить или сузить.

♥ Обучать соподчинению своих действий с действиями других, правилам школьной жизни.

♥ Ориентировать на собственные резервы.

      Оказывая психологическую помощь дезадаптивным детям, практически всегда есть положительный результат, который видят, ценят сами школьники, меняется их поведение, становятся серьёзными и организованными.

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

Причины школьной дезадаптации

Дезадаптация школьников...