Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
презентация к уроку (5 класс) по теме
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТПЕДАГОГИКИ
Дубинец Юлия Владиславовна
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 201 Фрунзенского района, г. Санкт – Петербург, Россия
В условиях реформирования государственной системы образования и возрастающей учебной нагрузки многие учителя не в состоянии проводить работу с неблагополучными или отстающими учениками школы. Именно такие школьники в дальнейшем теряют учебную мотивацию, а неуспешность в учебе сменяется школьной дезадаптацией, ведущей к проблемам во взаимоотношении с окружающим их социумом, отклоняющимся поведением и часто, приобретением заниженной самооценки, разрушающей их личность.
Как известно, предотвратить болезнь легче, чем ее лечить.
Из литературных источников известно, что переход в подростковый возраст, это период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. Подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его трудность - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Одной из основных проблем младших подростков, которые приходится решать социальному педагогу – это школьная дезадаптация— невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами [А.А. Северный].
На сегодняшний день, разработанная система профилактики различных видов школьной дезадаптации подростков в школе, к сожалению, не дает желаемых результатов. Поэтому особенно актуален поиск новых, наиболее эффективных способов, методов, разработок новых технологий и создания условий для успешного разрешения проблем, связанных со школьной дезадаптацией подростков.
Методы и средства артпедагогики являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем личности ребенка.
Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического и народного, так и современного.
Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции – воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Модель профилактической деятельности школьной дезадаптации детей младшего подросткового возраста средствами артпедагогики включала в себя следующие этапы: диагностический этап, аналитический этап, этап планирования, реализационный и оценочный этапы. При этом средства артпедагогики использовались на каждом из этапов.
I. Диагностический этап
Целью диагностического этапа было выявление младших подростков со школьной дезадаптацией, а так же выяснение причин ее возникновения.
Диагностический этап исследования осуществляется с помощью следующих методов: наблюдение; опрос; беседа; анкетирование; метод социометрических измерений; метод анализа документов (медицинская карта, журнал); при работе с подростком, заполняется бланк: «Педагогическая карта учащегося (дети группы риска)», в которой фиксируются изменения личности и особенности поведения; также в работе с семьями группы риска, осуществляется выход по адресу проживания подростка.
Совместно с педагогм-психологом используются проективные арт-терапевтические методики: «Несуществующее животное»; «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»; «Семья в образах животных», «Моя семья»; «Человек, срывающий яблоко с дерева».
- Аналитический этап.
На этом этапе анализируются данные, полученные на диагностическом этапе. Выделяются подростки с признаками школьной дезадаптации. Основная работа в этом этапе ведется на педагогическом консилиуме.
Педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
- Этап планирования.
Первое направление: работа с родителями (беседа; индивидуальные консультации; тематические родительские собрания; индивидуальные занятия с родителями и их детьми).
Второе направление: работа с педагогическим коллективом (выступления на методических объединениях; посещение уроков в пятых классах; индивидуальные беседы и консультации; предоставление методической литературы по школьной дезадаптации и возрастных особенностях младших подростков).
Третье направление: работа с младшими подростками, у которых есть признаки школьной дезадаптации (индивидуальное консультирование у социального педагога, психолога; индивидуальные занятия; групповые занятия с младшими подростками).
Групповые занятия помогают решать общие и личные проблемы младших подростков, усиливая эффект ощущением взаимной эмоциональной поддержки всех участников группы. Это особенно важно для психологического самоопределения младшего подростка, который в этот период начинает испытывать желание дистанцирования от семьи, заменяя ее на боле значимую «референтную» группу сверстников. Нормы, мнения, ценности и оценки которой становятся эталоном для младшего подростка, на них он ориентируется в поведении и самооценке.
Групповые и индивидуальные занятия включает (ненормированные) вводную, основную и заключительную части (40 минут) и включают:
Творческие задания изобразительной деятельностью (фотоколлаж, рисование в паре, рисунок на свободную или заданную тему и т.д.):
1. помогают выявить эмоциональные нарушения (в т.ч. депрессивное состояние); нарушения взаимоотношений внутри семьи, трудности адаптации к школе, снижение учебной мотивации (рисунки: «Моя семья», «Моя школа», «Мой класс»);
- помогают реализовать очень значимые для подростков вопросы психологической, гендерной и культурной идентификации своего «Я» (создание автопортретов, личных гербов, флага своей культурной идентичности);
- дают возможность младшим подросткам повысить самооценку, наблюдая за оценкой окружающих результата их творческой деятельности на занятии.
Упражнения-разминки, тренинги общения («конфликт и способы выхода из него») и ролевые игры (инсценировка проблемных ситуаций, мимическое выражение эмоций и настроения):
- носят социализирующую функцию: позволяют младшим подросткам развить механизмы контроля над переживаниями, психологические защитные механизмы, психологические и личностные качества;
- используются для сближения и развития доверительного отношения участников группы;
- адаптируют несовершеннолетних (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения для повышения их академической успеваемости;
- устраняют проблемы в общении, страхи, неумение находить пути из трудных ситуаций.
- Способствуют развитию навыков решения проблем и умения справляться со стрессом, повышают межличностную компетентность и коммуникативные навыки, а также навыки формирования здоровых потребностей;
- развивают ценные социальные навыки, помогают осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на их взаимоотношения с окружающими;
- развивают у младших подростков способность к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих;
IV. Реализационный этап.
На данном этапе осуществляется реализация мероприятий, запланированных на предыдущем этапе программы артпедагогической деятельности, направленной на профилактику школьной дезадаптации младших подростков.
- Оценочный этап.
На оценочном этапе происходит определение результативности профилактической деятельности реализационного этапа программы: сравнение и анализ диагностических результатов до начала профилактической деятельности и после, затем регистрируется результативность.
Результатом поэтапной профилактической деятельности социального педагога, направленной на профилаткику школьной дезадаптации детей младшего подросткового возраста средствами артпедагогики, как показала моя практика, становится:
- Возвращение воспитанника к полноценному и здоровому образу жизни в обществе.
- Приобретается чувство внутреннего самоконтроля, осознание своего «Я» младшим подростком.
- У школьников вырабатываются знания, умения и навыки, необходимые при формировании нормативного личностного и социального статуса, с устойчивыми социально-позитивными установками поведения в обществе.
Список использованных источников и литературы:
- Аламазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986, – 235 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.: ил.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. СПб., 2001. – 288 с.
- Косабуцкая С. А. Причины возникновения девиантного поведения подростков в современных условиях // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. – СПб.: 2000, - С. 166-168
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011, - с.266
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – С.58
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
- Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с.
- Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.: КАРО, 2001 – 368 с.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....
Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
Социальная педагогика.Статья. Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Информационно-коммуникационные технологии как форма профилактики социальной дезадаптации старших подростков
ИКТ как форма профилактики социальной дезадаптации старших подростков...
Презентация "Профилактика социальной дезадаптации у подростков"
Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Профилактика работы по социальной дезадаптации с детьми должна быть направ...