ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
методическая разработка по теме

Мальгина Леонтина Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon оу и доу46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»  

Актуальность:

По данным статистики в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей, психофизиологически не готовых к началу школьного обучения. При этом важно отметить растущее из года в год расхождение между возрастными показателями актуального состояния ребенка и имеющимися сегодня социально-психологическими требованиями, предъявляемыми к нему в школе.

У большинства первоклассников наблюдается недостаточное развитие сенсомоторного восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.

Такие дети в начальной школе обязательно нуждаются в коррекционной  помощи специалистов: психологов, логопедов,  так как проблемы, возникающие в начале обучения, неизбежно приводят к различным трудностям усвоения школьной программы в старших классах.

При этом у них чаще всего появляются эмоциональные и личностные нарушения, которые у каждого ребенка, поступившего в школу, зависят от состояния психологического комфорта в семье, от складывающихся отношений с учителем, от внутреннего ощущения комфортности и защищенности, от умения понимать и правильно выполнять задания учителя.  

Анализ причин развития данной проблемы говорит о необходимости оказывать таким детям значимую коррекционную помощь в старшем дошкольном возрасте когда имеется временной период для успешной компенсации имеющихся у детей недостатков и формы проявления этих недостатков более мягкие, а коррекционные мероприятия более эффективны.

Системный подход к профилактике школьной неуспешности позволит учителю и родителям с первых дней пребывания ребенка в школе выявить сильные стороны его подготовки, увидеть проблемные зоны и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, создающего индивидуальные условия для дальнейшего успешного обучения.

Адресат: воспитанники подготовительных групп ДОУ, их родители и лица, их заменяющие, воспитатели подготовительных групп ОУ, учителя начальных классов ОУ Московского района

Цель: Профилактика недостатков в готовности детей к школьному обучению на основе системного подхода, при котором каждый ребенок получает адресную помощь и поддержку в рамках четко спланированной системы

Задачи:

1. Выявление имеющихся  у старших дошкольников особенностей развития, препятствующих их успешному обучению в школе.

2. Разъяснение родителям сильных и слабых сторон готовности их детей к школьному обучению и системному усвоению учебного материала.

3. Оказание методической помощи специалистам дошкольных учреждений с целью создания наиболее эффективной реабилитационной системы, максимально приближенной к образовательным потребностям каждого ребенка.

4. Формирование единой базы данных, позволяющей определить потребность и объем коррекционной и развивающей помощи специалистов ГБОУ ЦПМСС Московского района детям старшего дошкольного возраста.

Участники взаимодействия: ГБОУ ЦПМСС, ДОУ И ОУ Московского района

Критерии оценки:

  1. соответствие возрастным психологическим  нормативным требованиям;
  2. соответствие уровня речевого развития нормативным требованиям;
  3. соответствие уровня физиологической зрелости возрастным требованиям дошкольника.

Методы сбора информации:

  • обследование учащихся;
  • анкетирование родителей;
  • наблюдение;
  • собеседование со специалистами ДОУ и учителями начальных классов;
  • проведение родительских собраний;
  • педагогический консилиум.

Этапы:

I этап – подготовительный:

  • Подготовка и проведение обучающего семинара для педагогов ДОУ района
  • Разработка бланков для обследования детей ДОУ района
  • Разработка опросника для родителей

II этап – диагностический:

  • Проведение психолого-педагогического обследования в ДОУ района (подготовительная группа)
  • Проведение опроса родителей старших дошкольников

IIIэтап – аналитический:

  • Обработка данных обследования детей ДОУ и опроса родителей
  • Проведение педагогического консилиума в ДОУ по результатам обследования

IVэтап – коррекционно-развивающий:

  • Отбор детей  нуждающихся в индивидуальной коррекции и проведение занятий с ними
  • Формирование групп для родителей и проведение занятий с ними в «родительском клубе»

V этап – итоговый:

  • Повторное обследование детей, входящих в «группу риска», для оценки их уровня психологического  развития и уровня их адаптации к школе;
  • Проведение педагогического консилиума в ОУ, принимающих детей «группы риска» на обучение.

Даная система в работе с детьми старшего дошкольного возраста Московского района позволит организовать динамическое наблюдение за психологическим развитием детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи, уменьшить риск их школьной дезадаптации, а также послужит основой для дальнейшего прогноза потребностей детей в образовательных программах.

Диагностические методики

1. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.

2. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.

3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.

4. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.

Список литературы для педагогов

1. Бернштейн Н.А. о построении движений – М.: Медгис, 1947.

2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учится. – СПб.: РГПУ им.Герцена, 2000.

3. Готовность ребенка к школе: Методико-психологические критерии/ Под ред. А.В. Гордиец-Ростов н/Д:Феникс,2006.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.,1993.

5. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. – М.: Дейтон,1997.

6.  Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.

7. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.

8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М.: Педагогика,1973.

9.  Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.- СПб.,1995.

10. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.

11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Применение ритмопластики при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период....

Применение игротерапии с использованием пальчиковых кукол при профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в адаптационный период.

Данная статья адресована учителям начальных классов, педагогам-психологам, преподавателям дополнительного образования. Одним из направлений  работы по сопровождению ребят в адаптационный пер...