Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии
статья (5 класс) по теме

Дубинец Юлия Владиславовна

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТПЕДАГОГИКИ

Дубинец Юлия Владиславовна

Социальный педагог ГБОУ СОШ № 201 Фрунзенского района, г. Санкт – Петербург, Россия

В условиях реформирования государственной системы образования и возрастающей учебной нагрузки многие учителя не в состоянии проводить работу с неблагополучными или отстающими учениками школы. Именно такие школьники в дальнейшем теряют учебную мотивацию, а неуспешность в учебе сменяется школьной дезадаптацией, ведущей к проблемам во взаимоотношении с окружающим их социумом, отклоняющимся поведением и часто, приобретением заниженной самооценки, разрушающей их личность.

Как известно, предотвратить болезнь легче, чем ее лечить.

Из литературных источников известно, что переход в подростковый возраст, это период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. Подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его трудность - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

        Одной из основных проблем младших подростков, которые приходится решать социальному педагогу – это школьная дезадаптация— невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами [А.А. Северный].

На сегодняшний день, разработанная система профилактики различных видов школьной дезадаптации подростков в школе, к сожалению, не дает желаемых результатов. Поэтому особенно актуален поиск новых, наиболее эффективных способов, методов, разработок новых технологий и создания условий для успешного разрешения проблем, связанных со школьной дезадаптацией подростков.

Методы и средства артпедагогики являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем личности ребенка.

Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического и народного, так и современного.

Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции – воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Модель профилактической деятельности  школьной дезадаптации детей младшего подросткового возраста средствами артпедагогики включала в себя следующие этапы: диагностический этап, аналитический этап, этап планирования, реализационный и оценочный этапы. При этом средства артпедагогики использовались на каждом из этапов.

I. Диагностический этап

Целью диагностического этапа было  выявление младших подростков со школьной дезадаптацией, а так же  выяснение причин ее возникновения.

        Диагностический этап исследования осуществляется с помощью следующих методов: наблюдение; опрос; беседа; анкетирование; метод социометрических измерений; метод анализа документов (медицинская карта, журнал);  при работе с подростком, заполняется бланк: «Педагогическая карта учащегося (дети группы риска)», в которой фиксируются  изменения  личности и особенности поведения; также в работе с семьями  группы риска, осуществляется выход по адресу проживания подростка.  

        Совместно с педагогм-психологом используются проективные арт-терапевтические  методики: «Несуществующее животное»; «Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»; «Семья в образах животных», «Моя семья»; «Человек, срывающий яблоко с дерева».

  1. Аналитический этап.

На этом этапе анализируются  данные, полученные на диагностическом этапе. Выделяются подростки с признаками школьной дезадаптации.  Основная работа в этом этапе ведется на педагогическом консилиуме.

Педагогический консилиум - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.

  1. Этап планирования.

Первое направление: работа с родителями (беседа; индивидуальные консультации; тематические родительские собрания; индивидуальные занятия с родителями и их детьми).

Второе направление: работа с педагогическим коллективом (выступления на методических объединениях; посещение уроков в пятых классах; индивидуальные беседы и консультации; предоставление методической литературы по школьной дезадаптации и возрастных особенностях младших подростков).

        Третье  направление: работа с младшими подростками, у которых есть признаки школьной дезадаптации (индивидуальное консультирование у социального педагога, психолога; индивидуальные занятия; групповые занятия с младшими подростками).

Групповые занятия помогают решать общие и личные проблемы младших подростков, усиливая эффект ощущением взаимной эмоциональной поддержки всех  участников группы. Это особенно важно для психологического самоопределения младшего подростка, который в этот период начинает испытывать желание дистанцирования от семьи, заменяя ее на боле значимую «референтную» группу сверстников.  Нормы, мнения, ценности и оценки  которой становятся  эталоном для младшего подростка, на них он ориентируется в поведении и самооценке.

Групповые и индивидуальные занятия включает (ненормированные) вводную, основную и заключительную части (40 минут) и включают:

Творческие задания изобразительной деятельностью (фотоколлаж, рисование в паре, рисунок на свободную или заданную тему и т.д.):

1. помогают выявить эмоциональные нарушения (в т.ч. депрессивное состояние);  нарушения взаимоотношений внутри семьи, трудности  адаптации к школе, снижение учебной мотивации (рисунки: «Моя семья», «Моя школа», «Мой класс»);

  1. помогают реализовать очень значимые для подростков вопросы психологической, гендерной и культурной идентификации своего «Я» (создание автопортретов, личных гербов, флага своей культурной идентичности);
  2. дают возможность младшим подросткам повысить самооценку, наблюдая за оценкой  окружающих результата их творческой деятельности на занятии.  

Упражнения-разминки, тренинги общения («конфликт и способы выхода из него») и ролевые игры (инсценировка проблемных ситуаций, мимическое выражение эмоций и настроения):

  1. носят социализирующую функцию: позволяют младшим подросткам развить механизмы контроля над переживаниями, психологические защитные механизмы,  психологические и личностные качества;
  2. используются для сближения и развития доверительного отношения участников группы;
  3. адаптируют несовершеннолетних (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения для  повышения их академической успеваемости;
  4. устраняют проблемы в  общении, страхи, неумение находить пути из трудных ситуаций.
  5. Способствуют развитию навыков решения проблем и умения справляться со стрессом, повышают  межличностную компетентность и коммуникативные навыки, а также  навыки формирования здоровых потребностей;
  6. развивают ценные социальные навыки, помогают осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на их взаимоотношения с окружающими;
  7. развивают у младших подростков способность к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих;

IV. Реализационный этап.

На данном этапе осуществляется реализация мероприятий, запланированных на предыдущем этапе программы артпедагогической деятельности, направленной на профилактику школьной дезадаптации младших подростков.

  1. Оценочный этап.

На оценочном этапе происходит определение результативности профилактической деятельности реализационного этапа программы:  сравнение и анализ диагностических результатов  до начала профилактической деятельности и после, затем   регистрируется  результативность.

Результатом поэтапной профилактической деятельности социального педагога, направленной на профилаткику школьной дезадаптации детей младшего подросткового возраста средствами артпедагогики, как показала моя практика, становится:

  1. Возвращение воспитанника к полноценному и здоровому образу жизни в обществе.
  2. Приобретается чувство внутреннего самоконтроля, осознание своего «Я» младшим подростком.
  3. У школьников вырабатываются знания, умения и навыки, необходимые при формировании нормативного личностного и социального статуса,  с устойчивыми социально-позитивными установками поведения в обществе.

Список использованных источников и литературы:

  1. Аламазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986, – 235 с.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.: ил.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. СПб., 2001. – 288 с.
  4. Косабуцкая С. А. Причины возникновения девиантного поведения подростков в современных условиях // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. – СПб.: 2000, - С. 166-168
  5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011, -  с.266
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – С.58
  7. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  8. Медведева Е. А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  9. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 606 с.
  10. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.: КАРО, 2001 – 368 с.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Презентация "Профилактика социальной дезадаптации у подростков"

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Профилактика работы по социальной дезадаптации с детьми должна быть направ...