Классный час.ДДТТ
классный час по теме

Скворцова Елена Сергеевна

Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспе­чивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное дос­тигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большом сожалению, очень часто пе­шеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Меж­ду тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать пра­вила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осоз­нанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский дорожно-транспортный травматизм в Российской Федерации

Официальная статистика

В истекшем году в Российской Федерации удалось сохранить тенденцию снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших в них детей и подростков в возрасте до 16 лет продолжает оставаться высоким. Количество ДТП с участием детей и подростков снизилось на 7,9% и составило 21970, при этом число погибших и раненных в них снизилось на 8,8% (1018) и 7,8% (22785). В 2008 г. каждое десятое происшествие (10,1%) происходило с участием молодых граждан, в них погибли 3,4% и получили ранения 8,4% от всех пострадавших на дорогах в России.

Основным видом дорожных происшествий с участием детей являются наезды на пешеходов (11362 ДТП), в результате которых 390 (-13,5%) подростков погибли и 11374 (-9,0%) получили ранения (в среднем по стране более 31 «наезда» ежедневно).

По вине водителей транспортных средств совершено 16960 (-5,6%) ДТП, в результате чего 886 (-3,0%) детей погибли и 17820 (-5,8%) получили ранения.

При совершении каждого 16-го такого происшествия (1088 ДТП, -8,4%) водители находились в состоянии опьянения, по их вине погибли 119 (-12,5%) и получил ранение 1151 (-8,4%) ребёнок. 18,2% таких происшествий составили опрокидывания транспортных средств (198 ДТП (+1,5%), погибли 26 (+8,3%) и получили ранения 204 (-3,8%) ребёнка).

По вине водителей транспортных средств совершено 6397 наездов на детей-пешеходов, в результате которых 281 ребенок погиб и 7159 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество происшествий сократилось на 5,2%, число погибших сократилось на 1,1%, число раненых сократилось на 5,2%. Тяжесть последствий составила 3,8.

Водителями транспортных средств совершено 1902 (+4,6%) наездов на детей на пешеходных переходах, в результате которых 40 (+5,3%) детей погибли и 2123 (+6,8%) получили ранения. Из общего количества таких происшествий 1632 совершены водителями легковых транспортных средств (в том числе 1553 физических лиц), 93 — водителями грузовых транспортных средств (в том числе 71 физических лиц), 69 — водителями автобусов (в том числе 46 физических лиц), 24 — водителями мотоциклов. Примечательно, что в 40 случаях наезда на детей на пешеходных переходах было зафиксировано, что водители находились в состоянии опьянения, в результате чего 3 (+50,0%) ребёнка погибли и 40 (+11,1%) детей получили ранения.

43,7%, или 4965 ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения детьми и подростками, когда они были пешеходами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких происшествий сократилось на 17,1%, число погибших (158) сократилось на 24,0%, число раненых (4897) сократилось на 16,6%.

Переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода — самые распространённые причины наездов на детей-пешеходов (39,5% и 22,2% всех ДТП по вине детей-пешеходов соответственно). Общее количество таких происшествий сократилось на 19,1% (на 694, с 3625 до 2931), число погибших детей сократилось на 38,2% (с 131 до 81), число раненых сократилось на 17,9% (с 3854 до 3165).

В результате выхода детей из-за сооружений (148 ДТП, -10,3%), стоящих (636 ДТП, -17,4%) или движущихся транспортных средств (440 ДТП, -17,1%) произошло 1224,0 (-16,4%) ДТП, в результате которых 40 (-18,4%) детей погибли (АППГ 49) и 1243 (-17,6%) получили ранения (АППГ 1509).

Неподчинение сигналам регулирования стало причиной 302 (-6,2%) ДТП, в результате чего погибли 9 (+125,0%) и получили ранения 345 (-1,4%) детей.

При совершении 12 (-40,0%) ДТП несовершеннолетние пешеходы находились в состоянии опьянения, в результате чего 5 (+66,7%) подростков погибли и 20 (-28,6%) подростков получили ранения.

Участниками 453 (-22,0%) происшествий стали дети в возрасте до 7 лет, оказавшиеся на дороге без сопровождения взрослых. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число погибших (30) сократилось на 16,7%, количество раненых детей (444) сократилось на 20,1%.

Игры детей на проезжей части стали причиной 185 (-2,1) ДТП, в которых погибли 10 (-23,1%) и получили ранения 196 (+9,5%) детей.

Свыше половины всех пострадавших в ДТП детей-пешеходов составляют учащиеся средней школы общеобразовательных заведений в возрасте 7–14 лет. Так, в прошедшем году число погибших этой категории составило 29,4%, число раненых — 34,8%. Также значительна доля пострадавших детей начальной школы в возрасте 7–10 лет (19,7% и 25,8% соответственно). Наметилась тенденция снижения числа погибших и раненых детей возраста до 7 лет (32,8% и 20,3% соответственно), в то же время ДТП с пострадавшими детьми дошкольного возраста характеризуются наиболее тяжелыми последствиями — 10,3% и наибольшим количеством погибших — 32,8%.

Всего за истекший период зарегистрировано 8051 (-5,4%) ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами, в которых 517 (0%) детей погибли и 8667 (-6,7%) получили ранения. При этом число погибших детей-пассажиров превысило число погибших детей-пешеходов.

Пренебрежение водителей к использованию специальных сидений и ремней безопасности при перевозке детей способствовало увеличению числа пострадавших детей пассажиров: произошло 1042 (+12,0%) и 322 (-10,6%) таких ДТП соответственно, в которых погибли 119 (+54,5%) и 30 (+20,0%), получили ранения 958 (+10,1%) и 295 (-13,5%) несовершеннолетних пассажиров.

В каждом 14-м (7,3%) дорожно-транспортном происшествии дети участвовали в качестве велосипедистов (1595 ДТП, 62 погибли, 1540 получили ранения). При этом количество ДТП сократилось на 9,6%, число погибших детей сократилось на 19,5%, число раненых сократилось на 9,1%. Тяжесть последствий составила 4.

В связи с нарушением Правил дорожного движения детьми-велосипедистами произошло 793 (-13,4%) ДТП, в результате которых 30 (-33,3%) детей погибли и 764 (-12,4%) получили ранения.

Нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств стали причиной 915 ДТП с детьми-велосипедистами, при этом 45 детей погибли и 922 получили ранения. Количество таких происшествий по сравнению с предыдущим годом сократилось на 4,1%, число погибших детей осталось неизменным, число раненых сократилось на 6,0%. Тяжесть последствий составила 4,7.

Сократилось на 4,1% количество ДТП с детьми — водителями автомототранспортных средств (за исключением велосипедов). В 1178 ДТП погибли 44 (-32,3%) и получили ранения 1139 (-2,3%) детей.

58,2% таких происшествий составляют ДТП с детьми — водителями мопедов. В 686 (+34,5%) ДТП погибли 12 (-25,0%) и получили ранения 674 (+36,4%) ребенка.

Зарегистрировано 88 ДТП по вине несовершеннолетних водителей, управлявших автотранспортными средствами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество происшествий сократилось на 16,2%, число погибших (11) возросло на 22,2%, число раненых (77) сократилось на 19,8%.

Самой высокой тяжестью последствий сопровождались: передвижение в попутном направлении вдоль проезжей части вне населённого пункта (18,6), ДТП с детьми-водителями автотранспорта (12,5), появление на проезжей части без взрослого (6,3).

Дети на дороге и причины ДТП

Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большом сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.

Установлена прямая зависимость между психоэмоциональными состояниями пешеходов и водителей и количеством аварийных ситуаций, возникших но их вине. Спешка, нервозность, общее утомление, хроническая усталость - все это тоже может стать причиной ДТП. Водители должны учитывать не только свое состояние, но и знать некоторые особенности поведения других участников дорожного движения, особенно детей. Необходимость особой осторожности и предупредительности в отношении детей вытекает из обстоятельств, что дети, в принципе, как и пожилые, и инвалиды не имеют достаточной психологической и физической готовности для участия в дорожном движении.

Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Более того, они находятся в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети ?

Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может "оценить" лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог - не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае "личный" опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется "туннельное зрение", особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.

В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в строну, а это в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, и особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретаемся не ранее, чем в 7-ми летнем возрасте.

Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см.. в возрасте 6 лет - около 110 см., но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определим, источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающеюся автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную опенку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!

Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что только за 5 лет (с 2000 по 2004 гг.) на дорогах Оренбургской области погибли 139 детей и 1954 ранены. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?

Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то...» и т.д. Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП - незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.

Случайных ДТП не бывает!

Правила безопасности для детей пешеходов 

 

Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками "Пешеходный переход" и белыми линиями разметки "зебра".

Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.


Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов - стой, желтый - жди, зеленый - иди. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.

Как только загорелся зеленый свет, не "бросайся" с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно.


Переходи, а не перебегай!

Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад.

Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться.

Главное правило безопасного поведения - предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома - в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина.
Умный пешеход никогда не выбежет на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек - всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.

Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.

Знай правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план ДДТТ

План профилактики ДДТТна 2011-2012 учебный год...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Система работы классного руководителя по профилактике ДДТТ.

Презентация обобщает опыт учителя по профилактике ДДТТ за последние 7 лет. Демонстрирует формы и методы. которые применяются в воспитательном процессе при изучении правил дорожного движения....

Классный час в 5 классе по соблюдению ПДД и профилактике ДДТТ.

Классный час в 5 классе по соблюдению ПДД и профилактике ДДТТ....

Классный час по профилактике ДДТТ "Правила дорожного движения"

Классный час по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Правила дорожного движения" для обучающихся с ОВЗ....

Классный час по профилактике ДДТТ "Дорожные знаки для пешеходов"

Классный час по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожные знаки для пешеходов" для обучающихся с ОВЗ....