Классный час "Добру откроем мы сердца"
классный час (6 класс) на тему

Савинская Юлия Викторовна

Цель:  расширить знания учащихся о нравственных качествах личности, о доброте и о её роли  в жизни каждого человека;

Задачи:

-     сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

 - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

-   развивать творческие способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

Максатихинского района

Тверской области

                                                                                             Савинская

Юлия Викторовна

2013 год

Цель:  расширить знания учащихся о нравственных качествах личности, о доброте и о её роли  в жизни каждого человека; 

Задачи:

-     сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

 - воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

-   развивать творческие способности детей.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация «Добру откроем мы сердца» /Приложение № 1/ ,  карточки с тестом «Добры ли вы?» /Приложение №2/, видеоклип «Спешите делать добро» /Приложение №3/; на доске нарисованное «Дерево добра»; вырезанные из бумаги разноцветные листочки.

Участники: классный руководитель, обучающиеся 6 класса

Подготовительный этап:

Обучающиеся:  1. Репетиция сценки «Секретная проверка»

                            2. Подготовить стихотворение «Камешки»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Слайд №1:

Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, трудно ли в одиночку преодолевать жизненные трудности? (ответы детей)

-  Чтобы было легче учиться и жить, наш класс должен быть дружным, а каждый из вас должен учиться обладать самым важным качеством,  без которого человек не может называться человеком.

Слайд №2:

- Сегодня  мы будем говорить о доброте. А наш классный час называется «Добру откроем мы сердца!» К сожалению, в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.

Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.
Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!.."
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто воды набрали в рот.
А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,
Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце
друга,
Не будет умирать и доброта!

-  Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)

-  Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища. И давайте сегодня, отбросим все проблемы, заботы, обиды и будем вежливыми, искренними и открытыми для доброты. 

  1. Работа над темой

1) Значение слова «доброта»

 - Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.                                                                                                                Слайд №3:   - Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для  других». Человек,   делающий  другим  добро,  умеющий   им   сопереживать,   чувствует  себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.                                                                     Слайд №4:  - И.С.Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево»                                                  - Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят   тяжелые   жизненные   испытания,   остается   один.   Переживает   чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.
 
Слайд №5: - Человеколюбие определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.                                                                                                                                            -  Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (ответы детей)                                                                                                           Слайд №6: -  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

2) Работа с «Ромашкой доброты»                                                                                                                      Слайд №7: - Ребята, посмотрите, на доске не просто ромашка – это Ромашка доброты, которая своими лепестками согревает всех нас. Каждый лепесток обозначает то, из чего складывается доброта:

  • милосердие
  • добродушие
  • скромность
  • любовь
  • сопереживание
  • взаимопомощь
  • сострадание                                                                                                                 - Как вы понимаете смысл этих слов? - Какие ещё лепестки вы бы добавили? /ответы детей/

3) Работа с пословицами

- Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен, говорят, что  доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

Слайд №8: -  Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. (дети по  слайдам презентации выполняют задание на соответствие)

1. Все любят добро, да не всех любит оно;

2. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт;

3. Не суди по силе рук, а суди по силе сердца;

4. Красота до вечера, а доброта навек;

5. Жизнь дана на добрые дела;

6. Доброе слово лечит, а злое калечит;

7. Про доброе дело говори смело;

8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Молодцы!

4) Работа с вежливыми словами

  -  Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? Вежливым человек должен быть определённое время, или он всегда и везде должен быть вежливым?

- Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

- А вы знаете вежливые слова? Какие именно? /ответы детей/

Слайд №9: - Теперь я вам буду читать начало строчки, а вы заканчиваете:

— Растёт даже ледяная глыба, от слова тёплого …. (спасибо)

 — Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Если больше есть мы не в силах, скажем маме мы (спасибо)…

— Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(здравствуйте).

Когда вас бранят за шалости, говорите вы ….(простите, пожалуйста)

— И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

5) Работа с интерактивной доской: задание на выбор правильного ответа:

- Молодцы! Но не только слова наши должны быть добрыми, дела тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. А какие дела можно назвать по-настоящему добрыми.

Слайд №10: работа обучающегося с интерактивной  доской:   задание на выбор правильных высказываний.

6) Сценка «Секретная проверка».

Слайд №11 – Ребята, а теперь посмотрите сценку «Секретная проверка», которую подготовили ваши одноклассники  и подумайте над поведением девочки.

«Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

Внучка: - Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

Бабушка: - Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

Внучка: -Секретное пионерское поручение!( взяла книгу и стала читать)

Бабушка у стола: - Иди, ешь, внученька!

Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила: -Где у нас чёрный хлеб?

Бабушка: -Да вот же, перед носом твоим.

Внучка: -Сметаны!

Бабушка подала сметану.

Внучка поела и спрашивает: - Сколько времени?

Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы: -Половина второго…

Внучка: -Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!

Бабушка:- И к тебе придут?

Внучка: - Может быть. Ну, я побежала…

 Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы: - А вдруг  и к нам придут проверять!»

-  Правильно ли поступила девочка? (ответы учащихся)

7) «Дерево добрых поступков»

Слайд №12: - Ребята, а какие добрые поступки вы уже совершили сегодня в классе, дома, на улице,? Запишите их на листочках.? (звучит медленная музыка, учащиеся пишут свои добрые поступки на приготовленных заранее бумажных листиках, а затем приклеивают их к дереву добрых поступков, нарисованному на доске). /

- Ваши листочки мы прикрепим к Дереву добрых поступков.

 - Как приятно отметить, что вы совершаете добрые поступки. . Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел. 

8) Тест: «Добры ли вы?»

Слайд №13: - Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”.  (Приложение №2)

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Вы охотно выполняете просьбы?
  8. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?

- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7  и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8.

Слайд №14: Вы набрали больше 6 очков.

Слайд №15: Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт

Слайд №16: Вы набрали от 3 до 6 очков.

Слайд №17: Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Слайд №18: Вы набрали меньше3 очков.

Слайд №19: Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

9) Стихотворение «Камешки»

- Ребята скажите, а где человек получает первые уроки доброты? Правильно, конечно же в семье.                                                                                                                         Слайд №20: учащийся рассказывает стихотворение «Камешки»

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.

  1. Итог занятия

Слайд №21: - Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-  Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

Тянется к добру любой, как к лучам цветы.
Будут все дружить с тобой, если добрый ты.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Знай - добро всегда в цене, словно серебро.
Будешь ты богат втройне, обретя добро!
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Ведь добро, как снежный ком: только покати;
Большим обрастёт добром, на своём пути.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!
Обойди ты, не губя, паучка в кустах:
Он не дома у тебя; это ты в гостях.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта - вот тот кумир, что спасёт людей!  

(Стихотворение Юрия Михайловича Козлова)

-  Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

- Так давайте попробуем дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.

- Много песен сложено о доброте. Одну из них предлагаю вам послушать.

/ просмотр видеоклипа «Спешите делать добро» на песню «Дорогой добра» Приложение №3/

-  Спасибо за урок!

Литература:

1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
2.
  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.

3. Давыдова А.В. Классные часы: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010г.

4. Дереклеева Н.И., Савченкова М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007г.
5.  
www.pravbeseda.ru
6.
http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=dobro&tkposlovica=dobro 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

Классный час "Наполним музыкой сердца"

Знакомство с Ю.Визбором, бардовской поэзией...

Откроем доброте сердца

Классный час для учащихся 7 класса...

Добру откроем мы сердца

Классный час "Добру откроем мы сердца"Цель: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.Участники: учащиеся 6...

Классный час "Не жалейте сердца. Добру откроются сердца"

Классный час для обучающихся 7 класса по духовно- нравственному воспитанию...

Классный час: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Классный час: " Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"....

Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца".

Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"...