Литературно-историческая экскурсия "Есть такое слово -"Выстоять""
классный час (5 класс) на тему

Анпилова Наталья Ивановна

В школьной программе по истории на изучение крупнейшего события Великой Отечественной войны — Курской битвы — не выделяется специального урока. Она рассматривается в череде других сражений — Сталинградского, форсирования Днепра. Поэтому учащимся крайне сложно осознать её значение как коренного перелома в ходе всей войны, а учителю трудно «развернуть» патриотическое воспитание на таком скудном материале. Выходом из подобной ситуации может быть проведение дополнительных историко-познавательных, литературно-исторических мероприятий. Данная тема актуальна всегда, а не только в годы юбилеев. Одним из таких мероприятий является проведение классного часа «Есть такое слово «выстоять»». Ведь патриотическое воспитание и становление гражданственности — одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя в современной российской школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_est_takoe_slovo_-vystoyat.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Смородинская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: сценарий классного часа

(посвящен 70-летию Победы в Курской битве)

(литературно-историческая экскурсия)

                                                                       Автор: Анпилова Наталья Ивановна

                                            35 лет

      МБОУ «Смородинская СОШ»

                                                                                  учитель иностранного языка

Смородино 2012

Пояснительная записка

В школьной программе по истории на изучение крупнейшего события Великой Отечественной войны — Курской битвы — не выделяется специального урока. Она рассматривается в череде других сражений — Сталинградского, форсирования Днепра. Поэтому учащимся крайне сложно осознать её значение как коренного перелома в ходе всей войны, а учителю трудно «развернуть» патриотическое воспитание на таком скудном материале. Выходом из подобной ситуации может быть проведение дополнительных историко-познавательных, литературно-исторических мероприятий. Данная тема актуальна всегда, а не только в годы юбилеев. Одним из таких мероприятий является проведение классного часа «Есть такое слово «выстоять»». Ведь патриотическое воспитание и становление гражданственности — одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя в современной российской школе.

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны; формирование чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи: Оценить  обстановку  на  фронте  накануне Курской  битвы; выяснить  соотношение  сил  сторон; проследить  ход  битвы; выявить  потери  обеих  сторон; показать значение битвы  на Курской  дуге  для дальнейших  событий  Второй  мировой войны.

Возраст участников: 15-17 лет

Оборудование: Выставка книг и плакатов, посвящённых Курскому сражению;  историческая карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.»; презентация по теме; аудиозапись материала военных лет.

Действующие лица: ведущий (классный руководитель), ученики в роли историков, учитель истории, учащиеся 10-11 классов.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Ведущий: Уважаемые ребята! Сегодня на классном часе мы совершим экскурсию в историческое прошлое нашей страны. Вашему вниманию представляем классный час «Есть такое слово “выстоять”», посвященный знаменательной дате – 70-летию Победы в  Курской дуге. (1 слайд) Вспомним, как все начиналось …(2 слайд) (звучит запись Ю.Б. Левитана об объявлении войны)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года!

- Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился невиданный в истории удар:190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами. (3 слайд)

Ученик: Сорок первый!

Июнь. Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

 И на фронт уходила поротно!

2.  Ученик читает строки из стихотворения И. Эренбурга, рассуждения учащихся.

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово – «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя… (4 слайд)

Ведущий:  В памяти народа навечно остались:  29 трагических дней - столько дней мужественно сражались защитники Брестской крепости; 250 дней героической обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда; 103 дня великой битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда, 50 дней сражения на Курской дуге. (5 слайд)  Маршал Советского Союза А.М. Василевский сказал: «В  мировой  истории  есть  события,  оставляющие  неизгладимый  след  в  памяти  человечества.  Одним  из  таких  событий  является  победа  Советских  Вооружённых  сил  в  исторической  битве  на  Курской  дуге  летом  1943 года,  которая  во  многом  определила  дальнейший  ход  всей  второй  мировой  войны  и  её  победный  финал  в  пользу  государств  антифашистской  коалиции» (песня «Курская битва»), (6 слайд)

Ученик 1 (в роли историка): (7 слайд)  В ходе зимнего наступления  Красной  армии  и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону (так называемая «Курская дуга»).  Выступ в районе Курска образовался в результате упорных сражений зимой и ранней весной 1943 г. Здесь правое крыло немецкой группы армий «Центр» (командующий - генерал-фельдмаршал Г.Клюге) нависало над войсками Центрального фронта с севера, а левый фланг группы армий «Юг» (командующий - генерал-фельдмаршал Э.Манштейн) охватывал войска Воронежского фронта с юга. В ходе трехмесячной стратегической паузы, наступившей в конце марта, воюющие стороны закреплялись на достигнутых рубежах, извлекали уроки, пополняли свои войска людьми, военной техникой и оружием, накапливали резервы и разрабатывали планы дальнейших действий.

 (8 слайд) Оперативный приказ ставки вермахта № 6. 15 апреля 1943 г. «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель»… Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом… В связи с этим все подготовленные мероприятия необходимо провести с величайшей тщательностью и энергией. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой солдат обязан проникнуться сознанием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна явиться факелом для мира». Гитлер

Ученик 2 (в роли историка): (9 слайд)

Немецко-фашистское командование решило провести летом 1943 г. крупную наступательную операцию и вновь захватить в свои руки стратегическую инициативу. Замысел операции состоял в том, чтобы мощными встречными ударами из районов Орла и Белгорода на Курск окружить и уничтожить советские войска в Курском выступе. В дальнейшем противник намеревался разгромить советские войска в Донбассе.

(10 слайд) Для осуществления операции под Курском, получившей название "Цитадель", противником были сосредоточены огромные силы и назначены наиболее опытные военачальники: для группы армий "Центр" - командующий генерал-фельдмаршал  Г. Клюге и группы армий "Юг" - командующий генерал-фельдмаршал  Э. Манштейн. Немцы начали переброску своих войск. (11 слайд)

Учитель истории: (12слайд) Несмотря на все меры, предпринимаемые гитлеровцами, чтобы скрыть подготовку наступления и добиться внезапности, советская разведка раскрыла планы врага. Разведчик оперативной группы «Победители»  Н.И. Кузнецов на приёме у гаулейтера Украины Э. Коха установил, что Гитлер готовит «сюрприз» большевикам под Курском. Под «сюрпризом» подразумевалось крупное наступление. Сведения об этом были переданы в Москву. (13 слайд) На совещании в Ставке Верховного Главнокомандования (Верховный главнокомандующий И.В. Сталин) 12 апреля было принято решение о переходе к преднамеренной, заранее спланированной обороне с целью измотать и обескровить ударные группировки врага, а затем, перейдя в контрнаступление, завершить их разгром и развернуть общее наступление на юго-западном и западном стратегическом направлениях. Предусматривался также переход советских войск к активным действиям в случае, если немецко-фашистские войска не предпримут наступления в ближайшее время или отложат его на длительный срок.

Ведущий: (14 слайд) 

Войска Центрального фронта (командующий генерал армии К. К. Рокоссовский) обороняли северный фас Курского выступа, а войска Воронежского фронта (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин) — южный фас. В их тылу был сосредоточен мощный стратегический резерв — Степной фронт (командующий генерал-полковник И. С. Конев). Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и А. М. Василевский.

 

Чтение стихотворений учащимися:

О РОКОССОВСКОМ

(из рассказа В.Г.Дедова - дальнего родственника Рокоссовского в школе № 8 им. Рокоссовского)

Когда держу я китель деда,

В котором он пришел с Победы,

Который порохом пропах,

Я вспоминаю дядю Костю.

Он был частенько нашим гостем,

Держал меня в своих руках.

Сажал легонько на колени,

Медали, ордена звенели.

Прижав, головку целовал,

И сладостями баловал.

Трепал тихонечко вихор,

Я это помню до сих пор.

Желал мне долгой, долгой жизни,

Любить, как он свою Отчизну.

Больным и старым помогать,

Детей никак не обижать.

Шагать, не отставая с веком,

Быть честным, добрым человеком.

Народный Маршал и Герой.

Он за страну стоял горой.

Умел солдат своих беречь

На бой с врагами их увлечь.

ЖУКОВУ Г.К. 

Откуда он Победы нашей,

Советской Родины - Герой.

Взращенный на солдатской каше,

С нелегкой бурною судьбой?

Он встал из глубины народной,

Вобрав в себя его черты.

И крепость тела, дух свободный,

И сгусток русской красоты.

Восток, Москва и Ленинград,

Начало мастерства и воли,

Кавказ, Воронеж, Сталинград,

Еще пуды армейской соли.  

А дальше следует Дуга.

Что Огненной зовут в народе,

За Вислой - Одер, стан врага,

Салют Победе и Свободе!

Оставил он навечно нам.

Безмерную любовь к Отчизне.

Большую ненависть к врагам,

Великое стремленье к жизни.

Кто был всегда его судьей,

Кто дал уверенность и силу,

Тяжелой, страшною порой,

Что многих в землю уносила?

Народ страны непокоренной,

Познавший голод, смерть и ад,

Большою кровью обагренный,

Прошедший сквозь войну - солдат.

Они всегда и всюду вместе,

Их разлучить никак нельзя,

Прожили сто и встретят двести,

Георгий Жуков и друзья.

 

ВАТУТИНУ Н.Ф.

Зачем это горе свалилось,

Зачем ты ушел от нас.

А такое суровое время,

В такой неспокойный час.

С тобой пережили мы море,

Всех фронтовых невзгод,

Радость делили и горе.

Все чем страдал народ.

Вместе прошли сквозь пламя

Огненной Курской Дуги.

И водрузили Знамя

Там где не ждали враги.

Сегодня на пьедестале,

Стоишь ты во весь свой рост.

Сделанный будто из стали,

Отважен, спокоен и прост.

Приходят тебе поклониться,

Солдаты поры фронтовой.

Снова с тобою проститься,

Наш друг, командир боевой.

Ведущий: (15 слайд) В течение апреля — июня на Курском выступе было создано 8 оборонительных рубежей глубиной до 300 км. Особое внимание уделялось созданию прочной противотанковой обороны. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на 1 км. фронта. К началу июля в войсках Центрального и Воронежского фронтов насчитывалось свыше 1300 тыс. человек,  до 20 тыс. орудий и миномётов,  около 3600 танков и самоходных орудий и свыше 2800 самолётов.  2 июля Ставка ВГК предупредила командующих фронтами о возможном начале наступления противника между 3 и 6 июля, позднее стало известно, что наступление назначено на утро 5 июля.

Учитель истории: Сейчас мы сравним вооружение советской и гитлеровской армий. (слайды 16-25)

(26 слайд) За несколько часов до перехода противника в наступление была проведена мощная артиллерийская и авиационная контрподготовка, в результате которой враг понёс значительные потери и не достиг внезапности удара. (27 слайд)Утром 5 июля на северном фасе немецко-фашистские войска перешли в наступление, нанося главный удар в направлении Ольховатки в полосе 13-й армии. Несмотря на ввод в сражение всей ударной группировки и превосходство в силах и средствах на узких участках (в 1-м эшелоне действовало до 500 танков),  противник не достиг успеха и перенёс удар в направлении Понырей, но и здесь не смог прорвать оборону советских войск. Противнику удалось вклиниться лишь на 10—12 км, после чего уже с 10 июля его наступательные возможности иссякли. Потеряв до 2/3 танков, 9-я немецкая армия была вынуждена перейти к обороне.

(28 слайд) На южном фасе удар противника 5 июля встретили 6-я и 7-я гвардейские армии. Создав значительное превосходство в живой силе и боевой технике (в 1-й день было введено в бой до 700 танков), противник стремился прорваться в направлениях Обояни и Корочи. Однако ценой огромных потерь ему удалось продвинуться лишь на 35 км. Тогда враг перенёс главный удар в направлении Прохоровки. Но советские войска, усиленные стратегическими резервами, нанесли здесь мощный контрудар по вклинившейся вражеской группировке.

Ведущий: (29 слайд) 12 июля в районе Прохоровки произошло одно из крупнейших в истории войн танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовали до 1500 танков и самоходных орудий и крупные силы авиации. За день боя противник потерял свыше 350 танков и свыше 10 тыс. убитыми. 12 июля наступил перелом в Курской битве, враг перешёл к обороне, а 16 июля начал отводить свои силы. (30 слайд) Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и отбросили немецко-фашистские войска на исходный рубеж. Операция «Цитадель» провалилась, врагу не удалось повернуть ход войны в свою пользу. (31 слайд)

Ученик: “Звезды на броне”–  стихотворение поэта К. Трофимова (32 слайд)

В то утро поле как экран
От звезд на башнях озарилось.
Шли с ходу танки на таран
И сталь немецкая дробилась.
Кресты сползали по броне
И долго корчились в огне.
Хваленый вражий генерал
С позором поле покидал.
Орлово – Курская дуга
Легендой для потомков стала.
Над нею радуга-дуга
Победной славой воссияла.
С пятиконечною звездой
На постаменте танк стальной.
И память доблести хранит
Зарей окрашенный гранит!

Ученик 1 (в роли историка): (33 слайд) В начале августа 1943 года в вечернем небе Москвы прогремел первый победный салют. Двенадцать артиллерийских залпов из ста двадцати четырех орудий и огни красочного фейерверка возвестили миру о победе советских войск на Курской дуге, об освобождении старинных русских городов Орла и Белгорода. В Курской битве немецко-фашистская армия потерпела сокрушительное поражение, и стратегическая инициатива целиком перешла к нашим Вооруженным Силам. Советские войска продолжали героическую борьбу с врагом на всех фронтах, приближая день Великой Победы. Город первого салюта — неофициальное название городов Орла и Белгорода, которые 5 августа 1943 года в ходе Курской битвы были освобождены от немецко-фашистских захватчиков войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов. По приказу И. В. Сталина № 2 от 5 августа 1943 года в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта».

Ученик 1 (в роли историка): (34 слайд) После взятия Орла и Белгорода Красная Армия повернула на Харьков. Операция по его освобождению длилась 20 дней. Дату освобождения этого города принято считать днем окончания битвы на Курской Дуге.

Учитель истории: (35 слайд) Дорогой ценой обошлась победа в Курской битве советским войскам. Они потеряли свыше 860 тыс. человек, более 6 тыс. танков, 5,2 тыс. орудий и минометов, свыше 1,6 тыс. самолетов. В 50-дневной Курской битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых. Общие потери немецко-фашистских войск убитыми, тяжелоранеными и пропавшими без вести составили свыше 500 тыс. человек Советские ВВС окончательно завоевали господство в воздухе. Успешному завершению Курской битвы способствовали активные действия партизан накануне и в период Курской битвы.  Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника. Партизаны произвели 1460 налётов на ж.-д. линии, вывели из строя свыше 1000 паровозов и разгромили свыше 400 воинских эшелонов.

Ведущий: (36 слайд) Курская битва — одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941—45,  в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. Из всех побед 1943 она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войн, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре в конце 1943.  Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всём фронте. Ему пришлось перебросить на Восточный фронт войска и авиацию со Средиземноморского театра военных действий, что облегчило высадку англо-американских войск в Сицилии и Италии. Курская битва  явилась торжеством советского военного искусства.

Ученик 2 (в роли историка): (37 слайд) Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. 180 самых мужественных – удостоены звания Героя Советского Союза. Соединениям, наиболее отличившимся при освобождении советских городов, присвоили почетные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских. После победы, одержанной под Курском, неизмеримо возрос международный авторитет Советского Союза как решающей силы в борьбе с фашизмом, укрепились надежды оккупированных нацистами стран Западной Европы на скорое освобождение, активизировалось движение Сопротивления в захваченных гитлеровцами государствах и антифашистская борьба в самом Третьем рейхе. Поражение вермахта в Курской битве обострило кризис внутри гитлеровской коалиции, положило начало ее распаду.

Ученик:

На Прохоровском поле (38 слайд)

Когда на Прохоровском поле

Стою, оглядывая даль,

Сжимает сердце мне до боли

Глубокодумная печаль -

 

Смотрю на холмики, курганы,

А мнится думам вновь и вновь:

Они - войны живые раны,

Лишь дерн затронь - и брызнет кровь,

 

И обнажатся кости вместе

Со ржавой сталью, с прахом гильз...

Не уронили ратной чести

Здесь предки наши! Помолись,

 

Душа моя, за души павших

На этом Поле, в прах и пух

Не только сталью сталь поправших,

А Горним Духом - адский дух!..

 

Возносит взгляд мой до зенита

Святая Звонница - молюсь,

Чтоб вновь любых врагов копыта

Не шли поганить нашу Русь,

 

Чтоб на полях и ратной славы

Былой - свершись, моя мольба -

Всегда цвели бы только травы

И золотились бы хлеба!

Ведущий: (38 слайд) Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.              

Здесь наши танки шли – лавина за лавиной,

Земля пылала, плавился металл…

Война дошла до середины –

 И после битвы перелом настал.

                      Уходят безвозвратно наши годы,

                      И что-то потеряется в веках.

                      Но не померкнет в памяти народа

                      Огненная, Курская дуга.

(39слайд) Курская битва – одно из величайших сражений Великой Отечественной войны, унесшее сотни тысяч жизней. Победа далась русскому народу огромной ценой, и забывать о ней мы не имеем права. (песня была война)

-Давайте почтим память погибших минутой молчания! (40 слайд)

“Они не вернулись из боя”. Сергей Щипачев

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойно будет жизнь моя
Солдатской смерти их.

Ведущий: Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Это любовь к Родине, борьба за мир, надежда и вера в торжество добра и правого дела. Войны не хочет никто. И пусть в России не будет четвертого ратного поля, а танки стоят только на пьедесталах. Мы будем всегда в День Победы приносить сюда цветы.

Если помнят еще о погибших,

Если помнят еще об убитых –

Память чище огня…

Память крепче гранита…

Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов.- М.: Политиздат, 1990.
  2. Внеклассная работа по истории./ Авт. Сост. Р.Н.Чеброва, А.В.Бармин, Саратов, 2003.
  3. Иванова Г.Г. «Огненная дуга». Материалы к уроку и внеклассному мероприятию по истории Орловско-Курской операции //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 10.
  4. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской // Классный руководитель. 2004. № 8.
  5. Потери Советской Армии в Великой Отечественной войне /Сайт Культуролог.htm
  6. Самсонов А.М. Вторая мировая война. Очерк важнейший Венок                      славы  5. Курская  дуга. М.: «Современник», 1988
  7. Ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая игра "Дива былинные"

Данная работа может быть использована при повторении темы Древнерусская культура на уроках истории 7 класса или как самостоятельная игра предметной недели. В игровой форме  представлен материал р...

Литературно-исторический альманах " Славься, о место славных дел! бородино!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 8- 9 классов, в котором рассказывается о месте великой битвы 1812 г Бородинском поле....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков  «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважен...

Литературно-исторический журнал в 10 классе «Но выстоял великий наш солдат, и выстоял бессмертный Сталинград»

Данное мероприятие посвящено 70-ти летию Сталинградской битвы. Можно проводить классах среднего и старшего звена. Целью является развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего народа, а ...

Есть такое слово-выстоять

Рззработка мероприятия, посвященное дню Победы....

Занятие "Есть такое слово - "Выстоять"

Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны....

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...