методика оценки воспитанности
материал по теме
Предварительный просмотр:
Методика оценки уровня воспитанности ученика
Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а поэтому всегда приходится задумываться над тем, как это делать. Предполагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. Иногда классный руководитель тратит на это осуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чем говориться в анкете. Приведем содержание всех анкет.
Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка «пять» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка «четыре» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «три» в том случае, если указанное отношение проявляется резко, отметка «два», если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется.
Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивания. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. Это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, – последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год.
Можно использовать иную систему оценивания. В 5-9 классах, вместо отметки «5» ставить «в» (есть всегда); вместо «4» ставить букву «ч» – часто; вместо «3» – букву «р» – редко и вместо «2» ставить букву «н» – нет этого качества.
Анкета для 1-2 классов
Мои отношения | Я оцениванию себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговая отметка | |||
1 кл | 2 кл | 1 кл | 2 кл | 1 кл | 2 кл | |
1.Любознательность: мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||||
2.Отношение к школе: я выполняю правила доля учащихся, я добр в отношениях с людьми, я участвую в делах классах и школы | ||||||
3.Отношение к труду: я старателен в учебе, я внимателен, я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью, мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу, мне нравится дежурство в школе | ||||||
4.Бережное отношение: к природе, к земле, к животным, к природе | ||||||
5.Красивое в моей жизни: я аккуратен в делах, мне нравится все красивое вокруг меня, я бережлив в отношениях с людьми | ||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой, у меня нет вредных привычек |
Анкета для учащихся 3-5 классов
Мои отношения | Я оценивая себя | Меня оценивают родители | Оценка классного руководителя | Итоговая отметка | ||||||||
3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | |
1.Эрудиция: мне интересно учиться, я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, я стремлюсь получать хорошие отметки | ||||||||||||
2.Отношение к школе: я выполняю Устав школы, я выполняю Правила для учащихся, я выполняю Правила для внутреннего распорядка, я участвую в делах класса и школы, я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми | ||||||||||||
3.Прилежание: я старателен в учебе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||||||||||
4. Отношение к природе: я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу | ||||||||||||
5.Эстетический вкус: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни | ||||||||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой, я забочусь о своем здоровье, я умею правильно распределять время учебы и отдыха у меня нет вредных привычек |
Анкеты для 6-9 классов
Мои отношения | Самооценка | Оценка родителей | Оценка классного руководителя | Итоговая отметка | ||||||||||||
6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | |
1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки): прочность и глубина знаний культура речи, доказательность и аргументированность суждений, сообразительность, использование дополнительных источников | ||||||||||||||||
2.Отношение к обществу (отношение к общественным норма, закону и власти): выполнение Устава школы, выполнение правил для учащихся, выполнение правил внутреннего распорядка, следование нормам и правилам человеческого общежития, милосердие как противоположность жестокости, участие в жизни класса и школы | ||||||||||||||||
3.Прилежание: я старателен в учебе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома | ||||||||||||||||
4. Отношение к труду: старательность и добросовестность, самостоятельность, внимательность, бережливость, привычка к самообслуживанию | ||||||||||||||||
5. Отношение к природе: бережное отношение к земле, бережное отношение к растениям, бережное отношение к животным, сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде | ||||||||||||||||
6.Эстетический вкус (отношение к прекрасному): аккуратность и опрятность, культурные привычки в жизни, внесение эстетики в жизнедеятельность, умение находить прекрасное в жизни, посещение культурных центров | ||||||||||||||||
6.Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, умею организовать свое время, соблюдаю правила личной гигиены, я забочусь о здоровье, полезные привычки |
Анкета для 10-11-х классов
Критерии оценки и их показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка экспертной группы | Итоговая оценка | ||||
10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | 10 кл | 11 кл | |
1.Интеллектуальный уровень: эрудиция, культура речи, логика мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждении) | ||||||||
2.Мировоззрение: понимание целостности и единства развития человека, природы и общества, осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания и бытия, готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром, готовность к личностному и профессиональному самоопределению | ||||||||
3.Человечность (доброта и сострадание как качества личности): доброта и сострадание к семье, близким, друзьям, щедрость слабым, больным, нуждающимся, стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия, неприятие безнравственного поведения | ||||||||
4. Ответственность: долг перед родителями и старшими, долг по отношению к обществу и Родине, долг по отношению к себе, долг по отношению к природе | ||||||||
5.Гражданская позиция (осознание прав обязанностей человека в обществе): социальная активность, следование Закону, Уставу школы, уважение государственных символов и власти, бережное отношение к истории и культуре своего народа, равенство полов и людей разных национальностей, доминирование мотивов общественного долга | ||||||||
6.Характер: обязательность, единство слова и дела, честь, достоинство, умение понимать и прощать, сознание собственной активности роли в становлении характера, понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека, потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе |
Примечание: при подготовке анкеты для 10-11-х классов мы использовали некоторые идеи К.Льюиса. В 10-11 классах классный руководитель оценивает вместе с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей).
В старших классах можно оценивать некоторые иначе – в уровневом эквиваленте: высокий – «в» (мне присуще данное свойство, качество); средний – «с» (думаю, что мне это свойственно, но не всегда я этому следую); низкий уровень фиксируется буквой «н» (я н знаю, свойственно ли мне это вообще) и, наконец, буквой «о» (отрицательный) (я занимаю противоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим). Последние рекомендации нуждаются в проверке классным руководителями, учащимися и их родите
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Минобрнауки
Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет для использования в работе материалы по оценке уровня квалификации педагогических работников в соответст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/23/picture-27412-1495560249.jpg)
Использование методик оценки для выявления параметров коммуникативной компетентности у учащихся
Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6 класса МОУ «Райковская СОШ» нами были выбраны 3 методики: 1. Методика оценки коммуникативной компетентности Л. Михель...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935163-1499403707.jpg)
Методика оценки уровня воспитанности КапустинаН.
Описание методики оценки уровня воспитанности учащегося, класса КапустинаН. (для 5-11 классов)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/09/picture-801657-1468057377.jpg)
Методика «Уровни воспитанности» (модификация методик Н.П. Капустина, М.И. Шиловой)
Анкета проводится с обучающимися по следующим блокам опроса: долг и ответственность, бережливость,дисциплинированность,ответственное отношение к учебе,отношение к общественному труду,коллективизм, чув...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/30/picture-1440273-1669816393.jpg)
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...