Доклад « Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей»
материал по теме

Вилкова София Вячеславовна

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_dolzhna_stat_naukoy_dlya_vsekh.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей

(доклад для педагогов дополнительного образования)

Вилкова София Вячеславовна,

педагог дополнительного

 образования высшей категории

МАОУ ДО «Центр детского творчества»

 р.п. Красные Баки Нижегородской области

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

        Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требуют нового осмысления проблемы педагогической  совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи.

       Учреждение дополнительного образования детей, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих обучающихся в целостном педагогическом процессе.

 Сегодня педагоги-практики учреждений дополнительного образования  как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее  перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.

      Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него положительного духовно-нравственного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные исходные позиции. Вопрос взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования  весьма актуален, так  как сегодня многие родители наших обучающихся, не имеют работы, подвержены вредным привычкам, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования была систематическая работа по повышению эффективности их взаимодействия с семьей.

 Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в учреждения дополнительного образования? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

     Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности.

Именно поэтому педагоги учреждений дополнительного образования должны иметь ясное представление о стратегии сотрудничества с родителями.

Педагогическая система взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи имеет многоцелевой характер:

 а) побуждает коллектив специалистов учреждений дополнительного образования к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образовательного процесса;

 б) стимулирует у педагогов заботу об авторитете учреждений дополнительного образования среди других образовательных учреждений;

 в) формирует критическое мышление коллектива по отношению к образовательным программам, к учебно-воспитательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию.

     Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
   Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В каком же направлении должен действовать педагог:

*Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с учреждениями дополнительного образования.

*Нужно выбрать какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективнее использовать в работе педагога.

*Определиться в каком направлении, поддерживать семью.

Выделяют условно три направления:

  • естественно-культурное (укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, здоровый образ жизни, профилактика курения, наркомании и т. д.),
  • социально-культурное направление (осознание и развитие особенностей ребенка, умений, навыков, проявление неординарности личности),
  • социально-психологическое (решение проблем связанных самоутверждения, самореализации, социальной адаптации, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами).

Действительно для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

* анкетирование,

* тестирование родителей;

* индивидуальные беседы с родителями;

Формы взаимодействия с семьей:
— Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо соблюдать следующие правила:
*Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка», «Секреты родительского мастерства».
*Разнообразие и частая смена рубрик в течение года.
*Небольшие объемы текста. Большой объем информации невольно вызывает нежелание вникать в нее, тем более в состоянии усталости в конце рабочего дня. Если предлагать советы, то их должно быть не больше пяти.
*Использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо если эти фотографии из реальной жизни детей в учреждениях дополнительного образования.

Формы наглядно-текстовой информации:
1.Выставки:

* тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей,
*групповые выставки детских работ (периодически),
*именные, индивидуальные выставки детских работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком,
*галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети,
*галерея совместного семейного творчества.

2. Фотовитрины и фото-коллажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в учреждениях дополнительного образования.
3. Передвижная библиотечка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
4. Газета — новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

— Собрания лектории в последнее время становятся все более эффективной формой с родителями: «Родительская школа», «школа родительского мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.
Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», " семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них является более интересным и нужным на данном этапе.

— Золотые фонды данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
«Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в учреждениях дополнительного образования.
«Семейная фонотека» включает записи классической музыки, звуки природы.
«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

— Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

— Дни открытых дверей этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в учреждениях дополнительного образования, это прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

— Родительское собрание основная форма работы с родителями. В нем концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

       Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

      Анализ работы специалистов учреждений дополнительного образования с семьями воспитанников  показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества педагогического коллектива и семьи имеются и недостатки.

 Среди них наиболее распространенными являются следующие:

 *педагоги не всегда умеют поставить задачи педагогического взаимодействия и выбрать адекватные им содержание, методы, формы работы с учетом конкретной специфики семейной социализации детей;

 *технологии сотрудничества с семьей недостаточно дифференцированы;

 *при выборе методик взаимодействия педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей и др.

     Причины этого — недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности семейной социализации детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к членам семьи и детям.

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию. 

 А успех сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований учреждений дополнительного образования и семьи.

Интернет- ресурсы:        

1.http://www.edu-ago.ru/experience/56-konsultaciya-dlya-pedagogov-dopolnitelnogo.html

2.http://eskoshi.org.ru/nedelya-v-shkole/7-2/doklad-semya-i-shkola-puti-effektivnogo-vzaimodejstviya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Доклад "Сетевое взаимодействие Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы № 2 муниципального образования "Город Донецк" в сфере физкультурно-спортивного обучения учащихся"

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетев...

Доклад: «Роль учреждений дополнительного образования детей в профилактике правонарушений»

Доклад на августовское совещание«Роль учреждений дополнительного образования детейв профилактике правонарушений»...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...