Выступление на педсовете по теме "Поддерживающий" классный руководитель"
материал (10 класс) по теме

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ» КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

Классный руководитель- это не просто организатор, это- дирижер всей жизни детского коллектива. Компетентность классного руководителя- это пед. знание, основанное на глубоком понимании мира детей».

Притча: Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов.

После смерти отца братья никак не могли поделить наследство.

В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство”.

Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…

“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…

Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя:

  • присоединиться;
  • помочь;
  • вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём;
  • следовать дальше, чтобы помочь другим.

        Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен

          уметь решать следующие задачи:

  • - организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;
  • - создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;
  • - организация учебно-воспитательной деятельности с учетом основных тенденций общественной жизни и актуальной ситуации в обществе, в которой оптимально сочетаются, с одной стороны, регламентированные, адаптивные и, с другой – надситуативные, преобразующие неадаптивные формы активности;
  • - формирование толерантной, поликультурной личности учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических и межконфессиональных отношений.

Стоящие перед классным руководителем сложные воспитательные задачи диктуют следующие методологические принципы:

  1. от совместной деятельности в классе к формированию социальной компетенции ученика.

Процесс социализации в школьном возрасте приобретает систематический, контролируемый характер. Важное место в этом процессе занимает комплекс учебно-воспитательных воздействий, реализуемых через совместную деятельность класса и классного руководителя.

Выделяются три основных результата совместной деятельности:

А) она порождает, творит межличностные отношения ее участников;

Б) это средство, орудие, посредством которого только и могут быть преобразованы межличностные отношения;

В) процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы.

Таким образом, эффективная организация совместной деятельности в классе становится основным ресурсом развития как самого класса, так и формирования социально активного и компетентного ученика.

Ведущую роль в психическом развитии и формировании социальной компетентности в школьном возрасте играют учеба и общение со сверстниками. В процессе учебной деятельности происходит интенсивное формирование интеллектуальных способностей ученика.

Таким образом, одна из основных задач классного руководителя – это организация конкретных видов совместной деятельности в классе в ходе обучения и внеклассной работы с учетом возрастных особенностей детей.

Основные стремления «поддерживающего» классного руководителя – обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребёнка, поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.

Чтобы идти этим путём, классный руководитель изучает индивидуальные проблемы и особенности развития и становления каждого ученика. Он стремиться работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одарённых детей, но и со школьниками, которые с точки зрения «поддерживающего» классного руководителя требуют специальной помощи, содействия и «сопровождения». 

Классный руководитель стремится выстроить со школьниками доверительные отношения, регулирует их контакты с одноклассниками и учителями, помогает в решении учебных и жизненных проблем.

В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы классный руководитель избирает: становление, развитие силы «Я» ребёнка, проявление способности школьника самостоятельно разрешать свои проблемы, брать ответственность за такую «работу».

Классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ученик состоялся: не был унижен, узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.

Важно также оказывать педагогическую помощь родителям «трудного» школьника; учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. Стремиться организовывать свободное время школьников, т.е. разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг, вовлекая их в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

Есть три установки учителя, которые могут быть рассмотрены как наиболее удачные в организации эффективной деятельности в классе:

А) подлинность в общении – позволяет учителю вступать в непосредственно личные отношения с учеником, общаться с ним как человек с человеком. Когда ребенок чувствует, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с гораздо большей охотой включаться в учебно-образовательный процесс и общественную жизнь класса.

Б) Эмпатическое понимание – оно обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики «глубоко чувствуют, когда их просто понимают – не оценивают, не судят, просто понимают с их собственной ( а не с учительской ) точки зрения.

В) Одобрение, принятие и доверие – со стороны учителя они поддерживают чувство внутренней автономии, базового доверия к миру, самоидентичности, ведут к формированию внутреннего контроля, веры в собственные силы и служат базой повышения социальной компетентности ученика.

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки!

                          С.Михалков        

-Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: - здоровый образ жизни, духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое воспитание,  экологическое  и трудовое воспитание.

Африканская пословица: “Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила”.

Традиционные - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.

Неформальные - осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких.

Тренинговые - обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, осуществляются через деловые игры, тренинги.

Рефлективные - основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

Психотерапевтические - внушение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик.

Ожидаемые результаты реализации программы воспитания: 

  • понимание учащимися ценности человеческой жизни
  • расширение представления детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость
  • умение видеть прекрасное в окружающем мире
  • осознание учащимися роли знаний в жизни человека
  • уверенность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

То есть это ученик, человек, у которого: 

  • сформирован высокий уровень гражданского самосознания и ответственности за судьбу страны;
  • воспитано чувство гордости за принадлежность к родному городу, и Российской Федерации;
  • сформированы гражданско-правовые компетентности;
  • приобретен опыт общественно полезной гражданской деятельности;
  • имеется потребность в изучении истории края и Отечества;
  • развита способность к самореализации в пространстве российского государства;
  • сформирована активная жизненная позиция.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Гете. «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Выступление на педсовете по теме "Поддерживающий" классный руководитель"

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образов...

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"

Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогичес...

выступление на педсовете ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Выступление на педсовете на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯПО   РЕАЛИЗАЦИИ    ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Выступление на педсовете на тему "Принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя" в сентябре 2015 года

Данное выступление на педсовете редназначалось для специалистов и воспитателей детского сада при обсуждении планов концертно-развлекательной деятельности в 2015-16 учебном году....