"Воспитание силы воли"
классный час (6 класс) по теме

Воробьева Оксана Павловна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sila_voli.zip1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе на тему: "Воспитание волевых качеств".

Цель классного часа:

Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей.

Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю.

Способствовать расширению кругозора учащихся.

Развивать устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.

Задачи:

Научить учащихся анализировать свои возможности.

Способствовать развитию желания работать над собой.

Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.

Оборудование: магнитофон, плакаты с фразами, напечатанные тесты, иллюстрации для оформления.

Ход классного часа:

Введение

Сегодня речь пойдет об одном из важнейших качеств характера человека – силе воли. Но прежде мне бы хотелось сказать о  моральном климате  в нашем классе. Ребята, вы ответственные, вы болеете, друг за друга, есть у вас свои лидеры, которые могут повести за собой. Но некоторые почему-то учатся не в меру своих способностей, откладывают на завтра то, что можно делать сегодня, говорят, что мол, еще есть время… Но, как мне кажется, у каждого стоящего человека должно быть важное качество: он знает слово «надо» и, конечно, он умеет владеть собой. Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый должен задуматься и сделать определенные выводы для себя.

Информационный блок.

Учитель: Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу, как пример воли, которая побеждает все. Таких примеров можно привести великое множество.

Ответы детей:

Фридрих Шиллер очень четко подметил "маленького и большого человека делает его воля".

Что же такое воля?

Психологическое и философское определение этого понятия

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои второстепенные желания и стремления).

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.                

Стихотворение Н.А.Заболоцкого

«Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Как вы думаете, какие составляющие есть у воли?

(ответы записываются на доску)

Воля состоит из таких качеств как: энергичность, терпение, выдержка, смелость.

Упражнение " Популярные отговорки". 

Это упражнение поможет Вам осознать, что у вас есть выбор: или получить то, что Вы желаете от жизни ( достичь поставленной цели ), или постоянно искать причину своих неудач.

Каждый получает по семь чистых листов и пишет на каждом из них:

- Все возможные причины, которые Вы приводите, чтобы не делать домашняя задача.

- Все отговорки, которые Вы используете, чтобы не ходить в школу.

- Все, что поможет избегнуть уборки в квартире.

Причины, по которым:

- вы не любите себя;

- окружающие могут не любить Вас;

- вы плохо учите;

- вы не можете достичь поставленной цели.

На подготовленный плакат с надписью «Любимые отговорки» каждый наклеивает то, что написал на листах.

Обсуждение, почему люди выискивают причины неудач вместо того, чтобы стремиться к достижению цели.

Так что ж мы достигаем, придумывая отговорки? В большинстве случаев защищаемся от чувства дискомфорта, если сложилась неприятная ситуация.

Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи в твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой!

Вместе с детьми разрабатываем памятку «Как можно развивать силу воли?»

Проблемный блок.

На доске написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера, которые зафиксированы в этих высказываниях и доказать их значимость.

Человек с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их (целеустремленность).

Отклад не идет в лад (нерешительность, лень).

Упорство – есть мозг государственного человека, меч воина, секрет изобретателя, магическое слово ученого (Леббок). (Настойчивость)

Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно (Л.Н. Толстой). (Терпеливость)

Чтобы реализовать в себе эти черты, надо выработать в себе характер.

Характер не есть что-то навсегда данное. Он формируется и изменяется в течении всей жизни.

Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу,
(У. Тенкерей)

Чтобы выработать хорошую привычку надо приложить максимум усилий над собой. А это уже значит надо выработать в себе силу – воли. Воля – это власть человека над самим собой. Как сказал Конфуций – все победы в жизни начинаются с победы над собой.

А как вы проявляете силу воли?

Ответы детей.

Блок анализа.

Приведите примеры волевого усилия человека, известные вам из литературных произведений, жизни своей семьи.

Учащимся предлагается самим определить этапы волевого действия.

Составить из набора (написаны этапы на отдельных табличках).

Осознание цели.

Стремление к ее достижению

Осознание путей достижения цели.

Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желания достичь цели.

Борьба мотивов достижения цели.

Выбор решения.

Осуществление решения.

Волевым человек станет, если:

он осознает уровень развития своей воли;

он понимает, что лень – главный враг воли;

он математически упражняет в себе волевые качества;

он пытается самоутвердиться;

он работоспособен.

Великие о воспитании воли говорили:

  • Людишки без воли – трусы, а раз трус – значит, слабый. /И.П.Павлов/
  • Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.   /К.Д.Ушинский./
  • Решительность и воля часто дают слабому уму превосходство над более сильным.  /У. Вёрт./
  • Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. /Г.Гегель/
  • В борьбе победа за тем, кто силен духом. /К.К. Бестужев-Рюмин./

Блок самоанализа и самооценки. (тест - таблица на листочках)

Учащимся предлагается оценить уровень развитии своей силы воли от 0 до 30 баллов (пишут на листочке и сдают для подсчета). Затем учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли (раздать листы с тестом).

Тест: Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.

  1. В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не нравится?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно ее оценить?
  4. Если вы на диете, можете ли вы ее легко придерживаться?
  5. Можете ли вы встать раньше обычного времени или лечь спать позже, если это было бы не запланировано?
  6. Остановитесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
  9. Будете ли вы принимать горькое лекарство?
  10. Являетесь ли вы человеком слова?
  11. Не боитесь ли вы в одиночку ехать в незнакомое вам место?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  13. Можете ли вы вовремя не вернуть книгу в библиотеку?
  14. Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
  15. Сможете ли вы не ссориться, несмотря на нанесенную обиду?

Суммируйте полученные ответы по бальной системе: «да» - 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - о баллов.

0 - 12 очков:

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чем-то может навредить и вам. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава. Вы эгоистичны и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

13 – 21 очко:

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берете. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 – 30 очков:

С силой воли у вас все в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это вам поможет в достижении цели.

Сила воли проявляется в спорте и не только в соревнованиях, а именно в подготовке к ним, тренировкам. 

Давайте посмотрим сценку о пользе спорта — который является важным фактором в развитии воли и характера.

Действующие лица Боги:

Зевс (в красной накидке),
Аид (в чёрной накидке),
Гермес (в жёлтой накидке, на голове корона с крылышками),
Геркулес (в спортивном древнем наряде),
Xилый ученик,
Tри ученика (в спортивной форме).

1 ученик. Спорт — это здоровье!

2 ученик. Спорт — это крепкие мышцы!

3 ученик.

В спорте во все времена
Воля стальной быть должна.
Воля куёт характер,
И только она!

1 ученик.

Спортсмен преодолел себя,
А это значит очень много.
И главное здесь даже не рекорд
И не блестящие поверхности медали.
Здоровье — главное.
Его приносит спорт!

2 ученик. А что делали с теми, кто не хотел заниматься спортом в Греции, на родине Олимпийских игр?

Спортсмены уходят.

Входят боги: Зевс, Аид, Гермес.

Зевс. Продолжаем заседание. Переходим к следующему вопросу. Гиподинамия… Слыхали такое слово? Болезнь XX века (хлопает в ладоши). Ввести!

Спортсмены вводят Геркулеса. Боги глядят с восхищением: О! Красавец! Вот это наша работа

Зевс. Но когда это было?

Аид. 3 миллиона 575 тысяч лет назад.

Зевс. А теперь? Что мы имеем в данный текущий момент? Внести!

Спортсмены вносят хилого ученика.

Геркулес: Ты откуда такой взялся?

Ученик: Из школы.

Боги: Откуда, откуда?

Ученик. Из школы № 1 города…

Геркулес. А ты на физкультуру-то ходишь?

Ученик. Не-а. У меня справка.

Зевс. Что?

Аид. Это, великий Зевс, могучий манускрипт. Стоит его показать учителю, как он сразу же отпускает ученика с урока.

Зевс. А что… сии документы у всех есть?

Геркулес. У них есть ещё два магических! слова: «Забыл костюм».

Зевс. Зарядку по утрам делаешь?

Ученик. Нет.

Геркулес. Ну, хоть в школу-то пешком ходить?

Ученик. Нет. На автобусе езжу.

Боги (указывая на него). Вот она, гиподинамия.

Гермес. Чем же ты занимаешься?

Ученик. Учусь. Завтра у меня сочинение по литературе. Пять стихов задолжал, да ещё реферат по географии. Сами бы попробовали! Времени-то не хватает.

Геркулес. А Пифагор?! Учёный. Великий математик. А был олимпийским чемпионом в кулачном бою).

Аид. А Платон? Великий философ. Всю жизнь занимался гимнастикой. И до глубокой старости сохранил юношескую силу.

Зевс. Выходит, к Эребу под хвост всю нашу работу?

Геркулес. На колесо и выстегать его! В Тартар его! В мешок — и к Посейдону!

Зевс. Со скалы его сбросить!

Все. Правильно!

Боги хватают хилого ученика.

Ученик. Ой, ой! Не надо! Я больше не буду.

Зевс. Ну что, извлёк урок?

Ученик. Извлёк, убедили. Буду каждый день делать зарядку. Запишусь в. спортивную секцию. Не пропущу ни одного урока физкультуры.

Зевс. То-то. Запомни: Спорт — это здоровье.

Геркулес. Спорт — это крепкие мышцы.

Аид. В спорте во все времена. Воля стальной быть должна.

Как развивать силу воли?

  • Успешный человек невозможен без силы воли. Поэтому многих интересует, как развить силу воли? Есть и или нет у вас силы воли, насколько она развита, можно узнать анализируя различные ситуации. Посмотрите, сколько вы можете предпринять шагов в сложной обстановке, как долго вы сможете действовать?
  • Если у вас хорошо развита сила воли, то вы будете легко преодолевать препятствия. Это достаточно сильный стимул, для того, чтобы начать развивать в себе силу воли.

Способ развития силы воли:

Отыщите стимул, он должен быть достаточно весомым, чтобы удерживать вас на пути. Этот стимул должен мотивировать вас постоянно. Всегда думайте о том, что будет, когда вы достигнете намеченной цели.

Если ваша цель – накачать мышцы, то думайте о том, как вы себя будете чувствовать, когда ваше тело станет как у атлета. На вас будут смотреть с завистью.  Эти мысли укрепят вашу силу воли.

Полезные привычки:

Здоровье:

  • Ежедневные упражнения. Не ленитесь потратить 30 минут в день на зарядку, бег или любые другие физические упражнения.
  • Завтрак. Не забывайте позавтракать утром. Это самый важный прием пищи в день и если вы будете игнорировать его, вы можете распрощаться с хорошим пищеварением и высоким уровнем энергии.
  • Полноценный сон. Недостаток сна не может не сказаться на вашем здоровье.  Вы должны спать не менее восьми часов в сутки.
  • Здоровая пища. Всем иногда хочется перекусить чипсами, но нужно взять в привычку игнорировать все, что вредно для вашего здоровья и употреблять лишь здоровую пищу.
  • Рыба. Рыба очень богата полезными веществами. ее необходимо есть хотя бы раз в неделю.
  • Отказ от газировки. Избегайте газированных напитков. Они наносят вред вашему здоровью.
  • Личная гигиена. Держите ваше тело в чистоте. Это не значит, что вы должны по десять раз в день принимать душ. Просто будьте чистоплотны.

Личное развитие:

  • Одна книга в неделю. Читайте по книге в неделю. Чтение – это отличный способ развлечься и повысить активность мозга.
  • Головоломки. Играйте в викторины и пазлы, разгадывайте шарады и ребусы, иначе говоря решайте различные головоломки. Это развивает ваши умственные и творческие способности, а также логическое мышление.
  • Принятие решений. Возьмите в привычку принимать решения быстро, но при этом твердо и обдуманно.

Блок самоанализа и самооценки.

Учащимся предлагается ответить на вопрос «Результаты сегодняшнего классного часа для меня».

Ответы детей:

Творческое домашнее задание.

В XIV веке во Франции жил философ Буридан Данепе Алигьери описал историю, которая, якобы, была связана с ослом Буридана.

«Однажды Буридан уехал по своим делам. Уезжая, он оставил в конюшне достаточно сена в яслях для своего осла. Сено лежало справа и слева от стойла. Охапки сена были абсолютно одинаковы. По возвращению Буридан увидел, что …

Что увидел Буридан? Продолжите рассказ и дайте ему свое толкование.

Осел так долго не мог выбрать, с какой из них начать свой завтрак, что в конце концов издох от голода. Мораль очевидна: в условиях альтернативы выбор надо делать быстро, не поддаваясь на провокации собственной жадности. …»

Пожелание всем:

Пообещал  - сдержи слово!

Умей добиваться поставленной цели.

Умей отстоять свою точку зрения.

Работай над собой, воспитывай в себе настойчивость, выдержку, решительность, твердость, терпение.

Велик ты или мал, будь опорой в семье, чтобы на тебя можно было положиться.

Осознавай свои действия и их возможные результаты.

В человеке должна быть внутренняя сознательность.

Следи за тем, что делаешь, вовремя обрывай себя.

Умей заставить себя делать то, что важнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Привычки и сила воли"

Классный час был проведен в 10 классе. Урок состоит из двух взаимосвязанных презентаций: "Привычка" и "Сила воли"...

методическая разработка классного часа "Как воспитать силу воли".

Данная разработка даёт детям представление о приёмах самовоспитания, о методах работы над собой....

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Презентация к классному часу "Как воспитать силу воли"

Презентация создана для проведения классного часа "Как воспитать силу воли" в 6 классе....

Урок Победы "Горячее сердце": героизм и сила воли юных сталинградцев и наших современников – детей и подростков Волгоградской области"

Классный час Урок Победы рассказывает о героизме юных ребят волгоградской земли в годы ВОВ и в мирное время....

Информационный лист "Сила воли"

Информационный лист как раздаточный материал для работы по наравлению "Сопровождение личностного роста подростков"...

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"

Методическая разработка воспитателя на тему "Как воспитать силу воли?"...