Программа ЗОЖ "Быть здоровым-здорово!"
материал (5 класс) на тему

Программа  "Быть здоровым-здорово!" направлена на формирование навыков ЗОЖ обучающихся.В ней отражены основные виды деятельности классного руководителя в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_byt_zdorovym-zdorovo.rar41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Окружной конкурс программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»

Номинация «Программы, направленные на укрепление здоровья детей»

Окружной конкурс программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»

Номинация «Программы, направленные на укрепление здоровья детей»

ПРОГРАММА

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - ЗДОРОВО!

для учащихся 7-8  классов

Срок реализации: 1 год

Автор:

О.И.Бояринова

 учитель географии  и биологии

МОУ СОШ №5

г. Лабытнанги

2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего (Никитушкин В.Г., Спирин В.К., 2002).

По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %.

Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных школьников.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями  реформы общеобразовательной школы        , в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Цели и задачи  программы: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения ; просветительская работа с учениками и их родителями через систему воспитательных 

Гипотеза: акцентируемое влияние на формирование основ здорового стиля жизни посредством воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься вопросами здоровьесбережения  будет  способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Показатели успешности программы

-положительная динамика состояния здоровья учащихся , снижение заболеваемости

-снижение утомляемости учащихся

-повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту

-увеличение количества занимающихся в спортивных секциях

Здоровый образ жизни, его основные компоненты

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, отношение к вредным привычкам (Лаптев А.П., Полиевский С.А.).

На современном этапе развития нашего общества многие ученые выделяют и другие компоненты ЗОЖ. Так, Дуркин П.К., Лебедева М.П. (2002) выделяют в своих работах потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни.

По данным Бальсевича В.К., Лубышевой М.П. основным компонентов ЗОЖ является личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человекам одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего духовного и физического состояния.

Помимо этих основных компонентов в системе формирования ЗОЖ многими учеными выделяется еще и образовательный компонент, как учащихся, так и учителей и родителей (Лукьяненко В.П., 2000, Трещева О.Л., 2001, Абаскалова Н.П., 2000, Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. 2001), в  котором можно выделить следующие основные знания:

о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;

о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;

о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;

о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

активная пропаганда по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого учащегося.

Именно этот образовательный компонент лежит в основе обучения, привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

Таковы основные слагаемые ЗОЖ. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Поэтому оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ - долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

 

Используемые методы

Анализ литературных источников

Метод предполагает изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме ЗОЖ. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников физических упражнений .

 Анкетирование

Анкетирование «Будем здоровы!» ( приложение №1 )  проводится  с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводится по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а - 4 балла, за б - 2 балла и за с - 0.

42 балла и выше - высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

41 - 31 балл - средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

30 - ниже - низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам

Проба с приседаниями. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления - 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

(20-12) х 100%

Х = 12 = 67 %.

Увеличение пульса после нагрузки на 25 % и менее считается отличным, на 25-50 % - хорошим, на 50-75 % - удовлетворительным и свыше 75 % - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Примерное содержание деятельности

1.Классные часы

«Потребность быть здоровым»

«В здоровом теле – здоровый дух»

2.Беседы

«Твой режим дня»( приложение № 2)

«Полезные привычки»

«Личная гигиена» ( приложение № 3)

«Об умственном труде и отдыхе»

«Каким должно быть питание » (приложение № 5)

« Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения » (приложение № 4)

«Закаливание организма »(приложение № 6)

3.Ролевой тренинг

«Суд над сигаретой»

«Как отказаться от наркотиков»

4.Просмотр и обсуждение видеофильмов

5.Правовой практикум

«Алкоголизм и наркомания - нравственные пороки человека»

«Ответственность за изготовление, распространение, употребление наркотических средств»

6.Введение физкультминуток на уроках

7.Родительский лекторий

«Роль семьи в воспитании ЗОЖ  детей»

«Физическое воспитание и его значение»

«Суицидальные состояния подростков и их причины»

8.Спортивный аукцион

   Спартакиады по параллелям

   Дни здоровья

 

Анкета «Будем здоровы!» (приложение № 1)

Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1) Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;

Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2) Регулярно ли вы делаете зарядку?

Да, это для меня необходимость;

Иногда делаю;        

Нет, не делаю вовсе.

3) Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

Регулярно (как минимум два раза в месяц);

Иногда (2 - 3 раза в полгода);

Никогда или очень редко.

4) Хорошо ли вы спите?

Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;

Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;

Просыпаюсь почти каждую ночь.

5) Часто ли вы болеете?

Очень редко (не чаще 1 раза в год);

Болею 3 - 4 раза в год;

Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

6) Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?

Нет;

Затрудняюсь ответить;

Да.

7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?

Да, стараюсь всегда его соблюдать;

Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;

Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

8) Часто ли вы устаете после уроков?

Почти никогда не устаю;

Иногда устаю очень сильно;

Да, почти всегда сильно устаю.

9) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?

Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;

Он вас, в общем-то, устраивает;

Вы ходите на него без особой охоты.

10) Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;

Периодически посещаю спортивные секции;

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11) Курите ли вы?

Нет, я никогда не пробовал;

Да, но лишь изредка;

Да, курю постоянно.

12) Употребляете ли вы спиртное?

Нет, даже пиво;

Иногда бывает;

Выпиваю довольно часто.

13) Пьете ли вы кофе?

Очень редко, в основном предпочитаю чай;

Пью не больше одной чашки в день;

Пью его очень много.

Анонимность диагностики гарантирована.

Благодарим за участие!

   

Рекомендации (приложение № 3)

Личная гигиена, режим дня

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий режим функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Постоянное нарушение Ритам труда, учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. Установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.

При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Особое внимание уделите полноценному сну- основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Одно из наиболее распространенных расстройств сна – бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочно надеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим  ввести регулярные прогулки перед сном. Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор), привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом или подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушка не слишком высокой. Эти несложные советы помогут вам быстро засыпать, и ваш сон будет глубоким и полноценным.

Рекомендации (приложение № 2)


Примерный распорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю смену

Элементы режима дня                                                                               Часы

Подъем, уборка постели                                                                          7.00—7.05

Умывание, закаливающие процедуры                                                   7.05—7.15

Утренняя гимнастика                                                                               7.15—7.20

Завтрак                                                                                                       7.20—7.45

Ходьба пешком в школу                                                                           7.45—8.00

Учебные занятия                                                                                        8.00—13.30

Обед, прогулка на свежем воздухе                                                          13.30—14.30

Послеобеденный отдых                                                                           14.30—15.00

Самоподготовка                                                                                         15.00—16.30

 Занятия в спортивной секции или                                                          16.30—18.30

 самостоятельные    занятия физическими упражнениями (3—5 раз в  неделю)

Ужин, отдых                                                                                               18.30—19.30

Самоподготовка                                                                                        19.30—21.00

Прогулка, культурно-развлекательная программа                                 21.00—22.50

Отбой                                                                                                           23.00


Беседа ( приложение № 4)


 Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма,- непременное условие нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Способность мышцы выполнять физическую работу зависит от ее предшествующей тренировки. В первую очередь тренировка повышает мышечную силу. Под ее воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Тренировка благотворно действует и на состояние скелета. Особенно сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает  ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма. Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.

Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей накопление  в организме жира, развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения организма.

Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – понижению двигательной активности.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное голодание. Бытовые, трудовые или случайные физические нагрузки не решают дела, поскольку они, как правило, развиваются непропорционально. Специально же продуманные занятия физическими упражнениями позволяют выровнять физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне.

Физические упражнения надо выполнять ежедневно, желательно несколько раз в день.

Можно, занимаясь несколько раз в день, тратить на это ежедневно не более 30-40 минут. Хотя, конечно, неплохо уделить своему физическому самоусовершенствованию, укреплению здоровья и повышению работоспособности час – полтора в день. Такой резерв времени имеется практически у всех. Нужно помнить, что регулярные физические занятия продлевают молодость. Тем более что через 3-4 недели занятий они станут потребностью, начнут доставлять удовольствие.

Физические упражнения очень разнообразны. Летом хорошо много плавать, бегать, играть на открытом воздухе в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Плавание, длительный бег, спортивные игры дают хорошую нагрузку на все системы организма, способствуют развитию выносливости, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако не следует переутомляться. Утомление должно быть таким, чтобы, во-первых, оно не было неприятным (не до изнеможения), во-вторых, на следующий день оно ощущаться не должно. Если эти условия  не соблюдаются, - значит, допущено чрезмерное утомление, к которому организм не подготовлен. В связи с этим нагрузку следует наращивать постепенно, лишь по мере приспособления организма.

Плавание (и вообще купание) полезно еще и тем, что прохладная вода благотворно действует на нервную и сосудистую системы, способствует закаливанию человека. Но и тут надо знать возможности своего организма и не терять чувства меры: переохлаждение может не  только привести к простудному заболеванию, оно вредно для нервной и сосудистой систем, нарушает работу некоторых других органов, способствует обострению воспалительных заболеваний. Так что не увлекайтесь длительным пребыванием в воде. Из воды нужно выходить не тогда, когда уже чувствуется озноб, а несколько раньше. Безвредное пребывание в воде значительно продляется, если энергично двигаться: плавать, играть.

Зимой полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Эти виды упражнений также способствуют закаливанию, но и здесь следует остерегаться переохлаждения и переутомления.

Гимнастические упражнения имеют свои особенности. При выполнении их легко дозировать нагрузку, причем не только общую, но и на отдельные мышечные группы. Легко направленно развивать физические качества, влиять на телосложение. Гимнастику можно выполнять  в домашних условиях, уделяя ей несколько минут или несколько десятков минут – по мере надобности. Гимнастические упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, которую нужно выполнять ежедневно, начиная с нее день. Зачем она нужна?

Во время сна резко замедляется движение тканевой (межклеточной) жидкости или лимфы. Дело в том, что лимфа перемещается главным образом за счет работы (сокращения и расслабления) мышц и движений звеньев тела. Но когда человек спит, скелетная мускулатура почти не работает. Поэтому и лимфа почти не перемещается, застаивается в тканях и, засоряется продуктами жизнедеятельности клеток, представляет собой плохую для них среду.

Для того чтобы снять застойные явления, следует энергично подвигаться, вовлекая в движения все части тела. Именно для этого и служит зарядка. Другая ее задача – помочь нервной системе поскорее «проснуться», это позволяет быстрее втянуться в нормальный ритм жизни. Можно ставить перед утренней гимнастикой и еще одну задачу – физическое

совершенствование. Для этого в нее включаются упражнения, направленные на развитие силы, гибкости, прыгучести, на совершенствование фигуры, на формирование тех или иных двигательных навыков.

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства. Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. После замещения хрящей костью дефекты осанки с большим трудом поддаются исправлению. Если ребенок, сидя за партой, постоянно сутулиться и горбиться, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно возникает искривление позвоночника. Это не только приводит к внешним нарушениям, которые потом очень трудно исправить, но и вызывает расстройство внутренних органов, и, прежде всего сердца и легких.

Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника, школьнику, сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см,  предплечья должны свободно лежать на столе,  ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.

Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию. Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни. Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длинные дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.

Беседа (приложение № 5)

Каким должно быть питание

Непременное слагаемое здоровья – рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм, и которые регулируют обменные процессы. Чтобы знать, как правильно питаться, нужно ответить на вопросы: когда есть? Какой должна быть пища? Как его готовить? Как есть?

Рекомендуется принимать пищу не менее четырех раз в день. Для ее переваривания требуется часа три, вот и нужно есть примерно через 3,5-4 часа.

Некоторые девочки, не желая поправляться, стараются, есть пореже. И что же получается? Обычно они съедают за два приема больше, чем может усвоить организм, и тогда часть неусвоенной пищи превращается в жир. Человек не только не худеет, а еще больше толстеет.

Если питаться всегда в одно и то же время, весь организм своевременно подготавливается к приему пищи: выделяются желудочный и кишечный пищеварительные соки. В результате пища хорошо усваивается. Но если пришло время обеда, а человек не поел, пищеварительные соки будут выделяться впустую, а это вредно. Значит, первое правило: стараться есть всегда в одно и то же время.

Вы, конечно, слышали о том, что в состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода. И все они очень нужны организму.

Белки, содержащиеся в животных продуктах – мясе, рыбе – называются животными. В них особенно нуждается растущий организм. Из животных белков «строятся» мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Очень хорошо усваиваются детьми животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в рационе обязательно должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, в хлебе.

Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре.

Весной и в конце зимы в организме наблюдается недостаток витаминов. Вам, конечно известны коробочки и баночки с витаминами. Некоторые накупят сладких таблеток, содержащих витамины, и съедят, чуть ли не всю пачку сразу. Потом вдруг ни с того ни сего начинается тошнота, головная боль. Это организм дает знать о повышенном содержании витаминов. Поэтому препараты витаминов можно принимать только по рекомендации врача или, по крайней мере, с разрешения взрослых.

В состав тела человека входят самые различные вещества: железо, кальций, магний, калий и т. д. Но больше всего в организме человека воды. В головном мозгу, например, содержится 80% воды, в мышцах 76%, в костях 25%.

Вот почему человеку так нужны минеральные соли и вода. Мы пьем воду, когда хотим пить, она же поступает в организм с соками, супом, компотом, молоком, а также с другими пищевыми продуктами. В одних содержится очень много воды, например в огурцах и арбузе. Есть вода и в котлетах, ив хлебе, и даже в сухарях. Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может прожить недели, без

воды – считанные дни.

Минеральные соли содержатся в самых обычных пищевых продуктах: В капусте, яблоках, молоке,рыбе.

Значит, второе правило питания: нужно есть разнообразную пищу. И при этом стараться употреблять наиболее полезные продукты: молоко, мясо и различные овощи: морковь, свеклу, репу, брюкву, капусту, помидоры, салат, огурцы. Молока старайся выпивать не менее 0,5 литра в день. А вот макаронами, печеньем, конфетами и вообще мучным да сладким увлекаться не стоит. В день не более 6-7 ложек сахара. Весною надо есть более богатую витаминами пищу: квашеную капусту, варенье, салаты из ранней зелени. Полезно выпивать в день хотя бы стакан сока.

Чтобы сохранить в продуктах витамины, нужно правильно готовить пищу.

Негативное влияние на организм оказывает избыточное или недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере  увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а, в конечном счете, к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания.

Беседа (приложение № 6)

Закаливание организма

 

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Легче переносит мороз и жару тот человек, который  с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры. Следовательно, закаливание это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды. Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение! минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Более сильный закаливающий фактор-вода. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающем кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре  ее не ниже 33-35 градусов и дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной (10-12 градусов).

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах. При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Вначале продолжительность купания оставляет 4-5 минут, постепенно ее увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ

не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения у детей рахита.

Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам.

Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2007. - 48 с.

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176с.

Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 19 с.

Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 2000 .- 63с.

Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 2003, № 3. - 28 - 36с.

Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 2005 , с. 2-7.

Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 2000. - 125с.

Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 2004. - 30с.

Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с.177 - 179.

Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры - 2002, № 8. - с. 2 - 5.

Иванов К.П., Кисляков Ю.Я. Энергетические потребности и кислородное обеспечение головного мозга. - Л.: Наука, 1999. - 215 с.

Кардашенко В.Н. Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническим прогрессом // Гигиена и санитария. - 2003, №3. С. 66-68.

Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.

Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. - М.: Медицина, 2005 - 224 с.

Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья. - М.: Знание, 2000. - 120с.

Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . - М.: Академия, 2001. - 320с.

Марьясис Е.Д., Ахвердова А.Г. - Уроки семейной физни. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1987. - 49с.

Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14 - 24.

Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся 7-17 лет. Малаховка, 1999. - 73с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Дня Здоровья "Здоровым быть здорово!"

Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:·        рефлексия собственного отношения к здоровью;·        расширить п...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Программа по здоровьесбережению "Быть здоровым - здорово!" для обучающихся воспитанников 1- 9 классов

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции...

Программа "Быть здоровым - здорово"

Программа "Быть здоровым - здорово" разработана для коррекции и устранения нарушений с позиции оздоровления обучающихся....