Описание опыта работы
материал (10 класс) по теме

Материал содержит описание опыта работы как классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_barlet_n.p.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

классного руководителя 10 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа 3" п. Пурпе Пуровского района

Барлет Нели Петровны

        

        Изменения, происходящие в обществе, определяют новые подходы к содержанию деятельности школы. В сложных современных условиях школа была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Сложившиеся в современной педагогической ситуации условия определили необходимость изучения, осмысления и выбора позитивного и продуктивного опыта решения воспитательных проблем.

        С целью обеспечения качественного воспитательного процесса изучила современные коммуникативные воспитательные приемы М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, более подробно ознакомилась с теоретическими аспектами и приемами технологии организации и проведения группового воспитательного дела по Н.Е. Щурковой. В воспитательной деятельности использую данную технологию, что позволяет вести системную воспитывающую деятельность с учащимися.

        Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование ценностных отношений к миру, к людям, к труду и к себе. Любое воспитательное дело имеет технологическую цепочку:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка педагогом необходимых материалов).
  • Психологический настрой или начало воспитательного дела (вступительное слово педагога, музыкальное сопровождение, приветствие и др.).
  • Содержательная  (предметная) деятельность.
  • Завершение или «финальный аккорд».
  • Проекция на будущее.

        По мнению Н.Е. Щурковой, для осуществления воспитательной технологии необходимо выполнение следующих правил, которые определяют характер и эффективность воспитательной технологии:

  • Организация и проведение воспитательного дела, строгое соблюдение его логической структуры.
  • Высокий культурный уровень содержания и форм этого дела.
  • Организация духовного «напряжения» воспитательного дела.
  • Минимальная подготовка дела, чтобы дети не теряли интереса к нему.

        Использование всех трёх каналов восприятия: слухового, зрительного и сенсорного.

        На основании технологии организации и проведения группового воспитательного дела построены проводимые мною классные часы, коллективные дела класса.

        В современных условиях основной идеей воспитания является культура жизненного самоопределения ребёнка.

        Цель воспитательной системы – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

        Считаю, что школа должна подготовить человека к жизни, а это значит подготовить его к выполнению основных жизненных ролей. Основные социальные роли человека: гражданин, семьянин, профессионал. Если выпускник школы будет готов к их выполнению, он сможет строить свою жизнь, достойную Человека.

        Путь к достижению цели лежит через решение следующих задач.

        Задачи:

  • Формирование гуманистического мировоззрения.
  • Формирование гражданской и правовой направленности личности.
  • Формирование нравственной направленности личности.
  • Формирование интеллектуальной направленности личности.
  • Формирование понимания значимости здоровья для  самоутверждения.
  • Формирование культуры общения.
  • Формирование качеств личности, способствующих успешному профессиональному самоопределению.
  • Формирование стремления к личностному самосовершенствованию.

                Задачи решаются путем формирования в учащемся образовательных компетенций.

                Ключевые компетенции, декларируемые системой воспитания:

  • Ценностно-смысловая.
  • Общекультурная.
  • Учебно-познавательная.
  • Информационная.
  • Коммуникативная.
  • Социально-трудовая.
  • Компетенция личностного самосовершенствования.

        Приоритетные направления воспитания определяю в связи с основными социальными ролями, которые предстоит выполнять выпускнику школы.

                Основные социальные роли человека:

  • Гражданин.
  • Семьянин.
  • Профессионал.

К каждой социальной роли предъявляются свои требования.

        Так, гражданин – это нравственный человек, это интеллектуал, физически и психически здоровый, ценящий семью, имеющий привычку трудиться, умеющий общаться и отдыхать.

        Семьянин – это нравственный человек, здоровый, неглупый, имеющий привычку трудиться, умеющий общаться и отдыхать.

        Профессионал – это нравственный, умный, здоровый, имеющий привычку трудиться человек, умеющий общаться.

        В соответствии с ролями и требованиями к ним воспитательная система имеет следующие направления:

  • Гражданственность.
  • Нравственность.
  • Интеллект.
  • Здоровье.
  • Семья.
  • Труд.
  • Общение и досуг.

        Учащимся создаются условия для развития и самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физкультурой и спортом.

В данное время я являюсь классным руководителем 10 класса. С этими ребятами работаю с 5 класса. В соответствии с возрастными особенностями на каждой ступени обучения в классе определялся приоритетный вид деятельности.

        Воспитательная работа с учащимися второй ступени обучения ведётся на основе программы «Рост» (так называется и объединение учащихся 5-8 классов), (приложение 1). Смысл и назначение названной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием детей с учетом возрастных изменений.

        Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности для учащихся 5-8 классов. Основные виды деятельности: познавательная, спортивно-оздоровительная, коммуникативная, игровая, трудовая.

        Программа рассчитана на коллективные и групповые формы работы, стимулирующие общение, являющиеся наиболее актуальными для общего развития подростков.

        В подростковом возрасте появляется стремление к социально одобряемой и социально признаваемой деятельности. Интерактивные игры и акции социального характера в этот период служат средством формирования и развития у подростка необходимых личностных качеств.

        Ежегодно в рамках программы реализуется какая-либо краткосрочная игра-соревнование, учитывающая как коллективные достижения, так и индивидуальные.         Программа «Рост» целью воспитания определяет становление и развитие «взрослой позиции» подростка.

        В ходе продвижения к цели решаются следующие задачи:

- обеспечить участие подростков в различных делах наравне со взрослыми;

- предоставлять подросткам возможности для выбора;

- развивать в подростках стремление к социально одобряемой и социально признаваемой деятельности;

- включать подростков в социально значимую деятельность;

- способствовать формированию интимно-личностной формы общения.

Основными направлениями программы являются:

  1. «Гражданственность».
  2. «Нравственность».
  3. «Интеллект».
  4. «Здоровье».
  5. «Семья».
  6. «Труд».
  7. «Общение и досуг».

Для практической реализации идей программы определён маршрут: 

  1. «Растём в гармонии с природой».
  2. «Растём в безопасности».
  3. «Растём в творчестве».
  4. «Растём интеллектуалами».
  5. «Растём в настоящем, думая о будущем».
  6. «Растут настоящие мужчины».
  7. «Растут прекрасные девушки».
  8. «Растём настоящими людьми».
  9. «Растём, равняясь на замечательных людей».

        В то время, когда я стала классным руководителем нынешнего класса, я работала в должности педагога-организатора. В то время в нашей школе и началась реализация программы воспитания учащихся 5-8 классов "Рост". В рамках реализации программы мой класс участвовал в различных мероприятиях и социально-значимых акциях.

        В сентябре мы участвуем в акции "Убери лес". Это уборка территории парковой зоны, изготовление плакатов и листовок-обращений к жителям посёлка экологической направленности, которые распространялись среди учащихся начальной школы. В этом же месяце мы ежегодно принимаем участи в школьном туристическом слёте.

        Месяц октябрь посвящен безопасному образу жизни. В рамках программных мероприятий мы с учащимися побывали на экскурсиях на железной дороге, в ГИБДД, побывали на встрече с инспектором по делам несовершеннолетних. Мои ребята показали ребятам начальной школы мини-спектакль о правилах дорожного движения.

        Не оставляем мы без внимания традиционные школьные мероприятия творческой направленности: выступаем на концерте ко Дню матери, участвуем в новогодней акции "Украшение школы", готовим театрализованную сказку на Новогодний праздник. Ежегодно учащиеся моего класса поздравляют участников боевых действий с Днём защитника Отечества, принимают участие в классном часе «Встреча с героями той незнакомой войны".

        В рамках празднования Международного женского дня ребята каждый год принимали участие в мероприятиях "Женщина - мать", "Женщина - руководитель", "Женщина - политик".

        Нельзя в работе с классом пройти мимо дел нравственной направленности. Ежегодно мы посвящаем этим мероприятиям месяц апрель. За время обучения в средней школе мы посмотрели фильмы нравственной направленности, обсудили поступки героев. Данные мероприятия проводим совместно с педагогом - психологом.

        Перейдя на новую ступень обучения, учащиеся класса являются активными участниками в самоуправленческой деятельности.

        Старшеклассники являются организаторами традиционных дел: Конференции школьников, туристического слёта, Дня самоуправления, новогоднего праздника, Дня рождения школы, Вечера встречи выпускников, акции «Сделай свой выбор», праздника-чествования лучших спортсменов, «Живого коридора», Последнего звонка.

        В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».

        Воспитательная работа в моем классе многоплановая и разнообразная, направленная на развитие познавательных интересов, детского таланта, инициативы. По всем направлением деятельности я провожу разнообразные мероприятия – это классные часы, познавательные игры, соревнования, конкурсы, викторины, праздники.

        Для проведения родительских собраний я использую вариативные формы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают  особый настрой на откровенный и деловой разговор. Это дискуссии, тренинговые занятия, встречи за круглым столом, деловые игры. Провожу для родителей открытые уроки, даю творческие задания, которые они выполняют совместно с детьми. Для проведения родительских собраний привлекаю педагога-психолога, социального педагога.

        На нынешнем этапе работаю в направлении профессионального определения моих учеников: работаю с различными опросниками по определению профессии, на классных часах провожу ознакомительные беседы о современных профессиях.

        К счастью, школа не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство, существует тесная взаимосвязь с Пурпейским филиалом муниципального автономного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат». Учащиеся класса принимали участие в Дне открытых дверей Межшкольного учебного комбината. В 2013-2014 учебном году первый год обучаются в Межшкольном учебном комбинате по специальностям "Слесарь по ремонту автомобилей" "Делопроизводитель". Организовано сотрудничество с Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковсий многопрофильный колледж», с учащимися 9 класса была организована поездка на День открытых дверей в 2013 году. Прошла также встреча с преподавателями филиала ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Губкинском.

        Учащиеся класса принимают активное участие в окружных, районных и поселковых мероприятиях. В 2013 году ученица моего класса Толоконникова Христина приняла участие в районной школе парламентских дебатов, организованной МУ «Управление молодежной политики и туризма Пуровского района», также была участником школы обучения Актива старшеклассников "Академия успеха". В 2012 году ученица 9 класса Фомина Валерия приняла участие в конкурсе бизнес - проектов среди учащихся старших классов посёлка Пурпе «Твоя территория успеха» с проектом "Фотостудия «Позитив» и заняла 3 место, также стала победителем поселкового конкурса "Мисс Осень". Все учащиеся класса принимают активное участие в соревнованиях, проводимых МБУ СОК "Зенит" п. Пурпе, являются членами секций пауэрлифтинга, баскетбола, аэробики.

        Для определения результативности работы по программе воспитания веду диагностические исследования уровня воспитанности (степени сформированности образовательных компетенций) учащихся класса, результаты исследований заношу в индивидуальные карты учащихся. Диагностика проводится 2 раза в учебном году для определения промежуточных результатов и своевременного внесения корректив в план воспитательной работы. Результатом работы по программе воспитания должен стать средний или выше среднего уровень сформированности образовательных компетенций учащихся.

        По данным мониторинга эффективности воспитательного процесса  (приложение 2) итоговый балл ценностно-смысловой компетенции учащихся в 2012-2013 учебном году составил 2,0 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,1 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,1); итоговый балл общекультурной компетенции школьников в 2012-2013 учебном году составил 2,2 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,4 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,2), итоговый балл социально-трудовой компетенции учащихся в 2012-2013 учебном году составил 2,0 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,2 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,2); итоговый балл информационной компетенции учащихся в 2012-2013 учебном году составил 1,9 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,0 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,1); итоговый балл коммуникативной компетенции учащихся в 2012-2013 учебном году составил 1,8 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,2 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,1); итоговый балл учебно-познавательной компетенции учащихся в 2012-2013 учебном году составил 1,9 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,1 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,2); итоговый балл компетенции личностного совершенствования учащихся в 2012-2013 учебном году составил 2,0 (уровень выше среднего), в первом полугодии 2013-2014 учебного года – 2,3 (уровень выше среднего), динамика развития компетенции положительная (+ 0,1);

        Результаты опроса родителей по выявлению степени удовлетворённости образовательными услугами школы (воспитательными мероприятиями, проводимыми в школе) свидетельствуют о родительской информированности и удовлетворенности предоставляемыми услугами, что подтверждается стабильными данными: 2012-2013 учебный год – 93 % родителей удовлетворено проводимыми в школе мероприятиями; первое полугодие 2013-2014 учебный год – 93 %.

        Правильная выбранная форма работы, используемые технологии, приемы работы для достижения хороших результатов - складываются в педагогический опыт.

        Опыт работы как классного руководителя по оказанию помощи учащимся в подготовке и проведении самостоятельных дел представлен на заседании методического объединения классных руководителей в феврале 2013 года и признан положительным.

        В 2014 году обобщила и представила опыт работы на международном уровне профессионального мастерства педагогов в Центре педагогических технологий им. К.Д. Ушинского «Новое образование» (представлена серия мероприятий «Настоящее и будущее»), явилась участником творческой группы педагогов России Центра педагогических технологий им. К.Д. Ушинского «Новое образование» (тема диссеминации опыта работы: сценарий праздничного мероприятия «День учителя – 2013») (приложение 3).

        Работая педагогом-организатором и, будучи классным руководителем 7 класса, разработала и реализовала программу дополнительного образования "С игрой круглый год", которая прошла рецензию в некоммерческом негосударственном образовательном учреждении "Центр дистанционного образования "Эйдос"

(г. Москва) (В приложении № 3 – копия рецензии на программу дополнительного образования "С игрой круглый год", приложение № 4 - программа дополнительного образования "С игрой круглый год").

        В период с 17.08.2010 г. по 26.08.2010 г. приняла участие в дистанционном курсе «Проектирование воспитательных пространств» Центра дистанционного образования «ЭЙДОС», г. Москва. В ходе работы познакомилась с оргдеятельностной методикой. В рамках курса самостоятельно создала свою образовательную продукцию – поэтапную разработку планов воспитательной работы класса, школы на неделю, на четверть. Результатом курса стала итоговая работа по разработке плана воспитательной работы, в котором учтены все основополагающие элементы особенностей воспитательного процесса в современных условиях. (В приложении № 3 – копия свидетельства об участии и успешном завершении дистанционного оргдеятельностного курса «Проектирование воспитательных пространств» Центра дистанционного образования «ЭЙДОС»).

        С 03.10. по 10.10.10 г. прошла обучение по программе «Социальные технологии» в рамках тренинг-семинара «Ямальская школа тренеров», г. Ноябрьск. В ходе работы семинара приняла участие в разработке этапов социальных технологий, принимала участие в деловых играх (В приложении № 3 – копия сертификата об обучении по программе «Социальные технологии» в рамках тренинг-семинара «Ямальская школа тренеров», г. Ноябрьск).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...