Волонтерское движение.
классный час (8 класс)

 Монгуш Шолбанмаа Экер-ооловна


Волонтерское движение в моем классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volonteoskogo_otryadaldobroe_delo.doc79 КБ
Файл primernye_zanyatiya.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Найыраская средняя общеобразовательная школа сельского поселения сомон Ээр-Хавак с. Дружба Администрации муниципального района                               «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Программа

Волонтерского отряда 8 класса

                             «Доброе дело»

        

2012 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Волонтерский  отряд «Доброе дело» МБОУ Найыралской СОШ

Заказчик – координатор программы

Совет школы  

Исполнители программы

Детское общественное объединение «Волонтерский отряд»

 

Разработчики

Монгуш Ш.Э. – классный руководитель 8 класса

Цель программы

сформировать сплоченную команду класса как волонтеров , пропагандирующих здоровый образ жизни среди подростков-учащихся  МБОУ Найыраской СОШ

Основные задачи программы

1. Внедрение программы и проектов волонтёрской работы с учащимися 8 класса

3. Сопровождение волонтеров, осуществляющих практическую деятельность;

4.Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей;

5. Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение количества подростков, имеющих вредные привычки

6. Работа с учащимися «группы риска», привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров;

7. Развитие организаторских способностей и навыков общения у волонтеров.

Основные разделы программы

1. Нормативно-правовая база

2. Правила поведения учащихся

3. Этапы реализации программы.

4. Промежуточные результаты работы школы волонтеров по профилактике здорового образа жизни.

6. Приложение.

- Положение о волонтерском движении по профилактике здорового образа жизни среди подростков.

- Акции.

- Фотосессия.

Ожидаемые результаты

  1. Сплочение класса,  формирование  лидерских качеств у отдельных учащихся, отзывчивые, добрые, коммуникативные личности.

Критерии оценки эффективности программы

1. Популярность идеи и деятельности добровольцев в школе.

2. Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилактической работой.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция Российской Федерации

3. Устав школы

4. Правила поведения обучающихся  в школе

5. Положение о  детском общественном движении


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данного направления: в условиях постоянных изменений морально-нравственных и ценностных установок современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения.

Если преобразование социальных норм и демонстрация ценностного отношения к ним  в данном возрастном периоде проявляется в таких приемах самовыражения как сленг, стиль, символика, мода, манера является естественным и не наносит вреда окружающим, то проявление в столь раннем возрасте правонарушений, аддитивных форм поведения (возникновения зависимостей) наносит значимый ущерб не только окружающим, но и в первую очередь самому подростку.

Поведение подростков отличается такими особенностями, как

  • Недостаточность жизненного опыта
  • Повышенная эмоциональная возбудимость
  • Импульсивность и вербальная агрессия
  • Подражание окружающим
  • Стремление к независимости и одновременное стремление  к принадлежности к какой-либо субкультуре

Как можно заметить из перечисленных особенностей, решить проблему асоциального поведения детей только силами специалистов практически невозможно.  Необходимо привлекать к этой работе самих подростков.  

Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьим жизненными ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка друзьям.. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с позиции «на равных», подросток – волонтёр помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выбор.

Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для пропаганды здорового образа жизни, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы в группе подростков.

Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгурэнтность (искренность).

В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.

Цель программы:

   сформировать сплоченную команду волонтеров, способных сопереживать, помогать другим, пропагандирующих здоровый образ жизни обучающихся  в МБОУ Найыралской СОШ

Задачи


        -   внедрение программ и проектов волонтёрской работы с подростками,
 обучающимися  в МБОУ Найыралской СОШ ;
        - сопровождение волонтеров, осуществляющих практическую деятельность;

- обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей;

- создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение количества подростков аддитивного поведения;

- работа с учащимися «группы риска», привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров;

Принципы:

1.Открытость системы – участником движения может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для подростка – соблюдать принципы, сформулированные в программе.

2. Развитие движения по принципу «step-by-step» (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой  является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта подросткам.

3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.

4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и личную безопасность подростка-участника и его окружения.

5. Ориентация на желания и потребности подростка – самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

6. Принцип прав и ответственности участников – и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Критерии эффективности реализации программы

1. Популярность идеи и деятельности добровольцев в школе.

2. Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься добрыми делами

 Предполагаемые результаты

1.Формирование личности умеющей свободно общаться с людьми, способной сопереживать другим людям.

2. Сформированные организаторские навыки личности, открытого новым знакомствам

3. Сплоченная, дружная команда класса.

4. Привлечение и обучение работе с добровольцами достаточного количества профессионалов (педагогов, психологов, представителей общественности).

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Диагностический этап

(01.03.2012 – 15.05.2012 г.)

На данном этапе проводится анкетирование с целью выявления степени заинтересованности учащихся  деятельностью волонтерского движения (анкета представлена в приложении).  

- личное осознанное желание кандидата принимать участие в волонтерской деятельности;

- согласие родителей подростка на участие его в волонтерской деятельности

Для предварительного тестирования волонтёров, с целью выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, уровня развития эмпатии и направленности личности  применялись следующие методики:

- методика уровня эмпатийных тенденций;

- методика КОС (коммуникативные и  организаторских способности)

-методика  диагностики  направленности  личности   

Под коммуникативными способностями мы понимаем -  готовность к сотрудничеству, естественность в общении, потребность в эмоциональной привязанности и эмоциональных отношениях с людьми

Организаторские способности мы  рассматриваем, как способность быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявление самостоятельности, инициативности, способность быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение.

 Под эмпатией,   мы понимаем умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей

Направленность личности рассматривается нами, как определение преобладающих тенденций либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем.

Для оценки уровня эффективности программы  планируется проведение повторного тестирования по завершению обучения.

2. Практический этап  

(15.11.2012- 01.05.2013 г.)

Данный этап состоит из нескольких частей:

1. Тренинг сплоченности в группе (3-4 занятия)

2. Тренинг коммуникативных умений и навыков

3. Тренинг профилактики асоциального поведения

 Часть времени занятий этого этапа мы уделили тренингу сплоченности в группе. Для нас самым главным было сформировать (в сжатые сроки) – команду единомышленников. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика. В программу тренинга сплоченности включены информационные блоки, цель которых познакомить с понятием «волонтерское движение», с историей волонтерского движения, основами ведения здорового образа жизни.

Основная  часть занятий была направлена на профилактику асоциального поведения среди волонтеров.

Тренинг профилактики асоциального поведения направлен на развитие умений ясно и четко излагать информацию при личном общении, отслеживать психологическое состояние ребенка по невербальным составляющим поведения, обучение саморегуляции в стрессовых ситуациях, ситуациях выбора. А также включает знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, выработку умений противостоять негативному влиянию группы, развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, алкоголь, осознанием последствий неразборчивых половых связей.

3. Самостоятельная деятельность участников  

(01.06.2013 – 01. 12.2013 г.)

Данный этап предполагает стимулирование активности самих участников волонтерского движения и заключается в самостоятельной разработке и реализации подростками проектов, пропагандирующих здоровый образ жизни среди учащихся  школы. Данный этап реализуется в следующей последовательности:

- планирование  и разработка волонтерами акций, направленных на информирование и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни

- реализация проектов в практической деятельности (проведение лекций, практических занятий, акций, демонстраций, развлекательных мероприятий)

- подведение итогов и обсуждение полученных результатов – оценка эффективности работы школы волонтеров, развитие рефлексивных навыков у подростков, совместное определение перспектив дальнейшей работы.

  Вся практическая деятельность подростков осуществляется под наблюдением и сопровождением специалистов-координаторов школы волонтеров.

Схема этапов реализации программы

Актив детского общественного объединения «Волонтерский отряд».

1. Кужугет Александр-9 класс

2. Кужугет Белек-9кл

3. Барба Айдаш-9

4. Иргит Начын-9 класс

5. Чудук Найырмаа-9класс

6. Чудук Сай-Суу-9 класс

7.Салчак Буянв-9 класс

8. Старков Николай-9 класс

Структура нашего движения:

1. Этап  обучения "Я-волонтер" - на данных занятиях мы узнаем о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, развиваем свои организаторские и лидерские способности, улучшаем навыки общения со сверстниками, становимся единой, сплоченной командой. Все занятия проходят в тренинговой  форме с психологом и социальным педагогом и живом общении друг с другом.

2. Этап  обучения "Основы здорового образа жизни"  - на данных занятиях мы знакомимся с основами здорового образа жизни, последствиями употребления вредных веществ, разрабатываем методы уверенного отказа от пагубных привычек, учимся не поддаваться влиянию окружения и отстаивать собственные убеждения.

3. Самостоятельная деятельность "Наши акции" - параллельно с развивающими тренингами мы выдвигаем идеи, разрабатываем проекты, программы, занятия для подростков в увлекательной форме по пропаганде здорового образа жизни и далее их реализуем.

Обязанности участников волонтерского движения:

1. Посещать все обучающие занятия, проходящие  в отряде волонтеров "Доброе дело".

Примечание: возможны пропуски занятий по уважительной причине и предварительному предупреждению.

2.В ходе прохождения обучения и участия в тренингах участники обязаны:

2.1. Уважать точку зрения другого участника, даже если она не совпадает с вашим мнением.

2.2.  Соблюдать конфиденциальность всего происходящего в группе - все, что происходит во время тренинга, никогда и ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Мы доверяем своей группе.

2.3. Принимать активное участие - мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы. Смотрим, слушаем, прислушиваемся к себе и слушаем другого человека.

2.6. Для более открытого общения во время занятий мы отказываемся от оскорблений, нецензурных выражений и принимаем ответственность за свои слова.

Права участника волонтерского движения:

1. Имеет право посещать все обучающие занятия, проходящие  в "Школе волонтеров".

2. Предлагать и реализовывать собственные идеи и замыслы, не боясь осуждения и насмешек со стороны других участников.

3.  Высказывать и отстаивать свою точку  зрения.

4.Приглашать своих сверстников,  которых заинтересовала идея волонтерства.

5. Добровольно выйти из движения

6. Входить в состав других объединений

!



Предварительный просмотр:

 Примерные занятия «Волонтерского отряда»

«Тренинг сплоченности в группе».

Занятие №1.

   
Цель: создать благоприятный психологический климат взаимоотношений в группе, повысить уровень взаимного доверия и поддержки.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для работы в группе;
  2. Ознакомится с основными принципами работы психологического тренинга.
  3. Первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

 Продолжительность занятий. Примерно 60-120 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10—15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

 Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

План мероприятия:

  1. Обсуждение ожиданий от занятий в школе обучения волонтеров
  2. Мини-лекция «Кто такие волонтеры?», «История волонтерской деятельности»
  3. Знакомство.
  4. Обсудить основные правила работы в группе.
  5. Рассказ притчи.
  6. Упражнение 1. Постройтесь по цвету одежды, по размеру обуви, по цвету глаз.
  7. Обсуждение.
  8. Упражнение 2. «Поменяйтесь местами»
  9. Обсуждение
  10. Упражнение 3. «Ботинки»
  11. Обсуждение.
  12. Упражнение  4. «Броуновское движение».
  13. Обсуждение.
  14. Упражнение 5. «Переправа».
  15. Обсуждение.
  16. Обсуждение всего тренинга.

.


1. Обсуждение ожиданий от занятий в школе обучения волонтеров

Участники тренинга садятся в круг, каждый участник высказывает свои ожидания от участия в данном проекте, которые будут зафиксированы для дальнейшей рефлексии при подведении итогов работы в школе волонтеров, обсуждается расписание и тематика занятий.

2. Мини-лекция «Кто такие волонтеры?», «История волонтерской деятельности»

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

3. Знакомство

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.  

По уже сложившийся традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.

При этом вы вправе взять  себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предъявляется полная свобода выбора.

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить визитку себе на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к другу по этим именам.

 У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитка и подготовились к знакомству. Затем вам нужно будет представиться. Во время приветствий вам нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш партнер сразу запомнил вас. Например: «Здравствуй, меня  зовут Саша. Больше всего на свете я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять компьютерные программы.

4. Правила нашей группы:

- После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.

1. Доверительный стиль общения.

Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «Ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3. Персонификация высказываний.  

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа «Большинство людей считает, что …» на «Я думаю, что…»; «Некоторые из нас думают..» на «Я думаю…» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саша меня не поняли».    

4. Искренность в общении.

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорит искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренним, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым все вместе работали. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».

8. Как можно больше контактов и общения  с различными людьми.

Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, а особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали что-то о себе неприятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

10. Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.  

5. Рассказ притчи.

Вначале я хочу рассказать вам притчу. В одной семье умирал Глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей  попытался сделать это, и хотя все они были сильные люди. Ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью это сделали. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А по одиночке вам легко сломать эти прутья». В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.  Начнем.

 Упражнение 1. Постройтесь по цвету одежды, по размеру обуви, по цвету глаз.

Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы. Развитие навыков коммуникабельности, эмпатии. Создание непринужденной обстановки, что позволяет ближе познакомиться друг с другом.

Содержание упражнения: Участникам предлагается встать в круг, внимательно посмотреть друг на друга и построиться:

- по цвету глаз;

- по цвету волос;

- по размеру обуви;

- по цвету одежды.

Обсуждение.

Как вы выполнили это задание, как вы договаривались, понимали друг друга, кто вам помогал, кому вы помогали? Всегда ли этот человек выступает в роли лидера в данной группе? Кто, по мнению группы, сыграл наиболее конструктивную роль? Кто выдвигал идеи, кто их реализовывал?

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами».

Цель: продолжить знакомство участников группы.

Содержание упражнения: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет, например: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все те, у кого есть сестры должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется в центре круга без места продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы узнать побольше друг о друге»

Обсуждение: как Вы себя чувствуете? как ваше настроение сейчас?

Упражнение 3. «Ботинки»

Цель: повышение уровня взаимного доверия, путем выполнения совместных действий.

Содержание упражнения: Все в круг, снимают обувь, складывают ее в центр. Ведущий перемещает ее и разбрасывает по всей комнате. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук, если круг рвется – все заново (шнурки завязаны, замки застегнуты).

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили это упражнение, кто старался, кому помогали?

Упражнение  4. «Броуновское движение».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие доверия друг к другу с помощью тактильного контакта.

Содержание упражнения: Все участники становятся в круг. По команде тренера закрывают глаза и начинают передвигаться по комнате, аналогично «Броуновскому движению». Тренер может контролировать «температуру»: «Температура увеличилась на 20 градусов – участники начинают двигаться быстрее – температура понизилась на 10 градусов – участники двигаются медленнее» затем тренер дает команду всем остановиться и найти себе пару. Задача участников хорошо исследовать своего партнера, не открывая глаз. Затем все начинают двигаться в «Броуновском движении», во команде тренера, необходимо найти свою пару и сказать друг другу пожелание на день. Можно повторить задание 2-й раз, но уже говорить, что нравиться в человеке.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили это задание? Что получилось? Что не получилось?

Упражнение 5. «Переправа».

Цель: формирование навыков совместного принятия решения и слаженных действий.

Содержание упражнения: Все стулья сдвигаются в конец аудитории в 2 ряда, все участники встают на них. Инструкция: вы – команда тонущего корабля. Вам необходимо спастись как можно – как можно быстрее добраться до берега, ни потеряв при этом, ни одного человека. Сделать это возможно только на стульях. Если вы уберете обе ноги со стула, его «унесет море», т.е. хотя бы одна нога должна быть на стуле. Перед началом переправы вам необходимо продумать стратегию. После чего мы с вами заключим контракт – за какое время ваша команда справится с заданием.

Обсуждение: Стратегии, сложность, поведение участников, способы выполнения задания, что понравилось, что не понравилось?

Обсуждение всего тренинга.

Обсуждение всего тренинга: завершить фразу: «Сегодня на тренинге я понял, что…»


«Тренинг профилактики вредных привычек».

Занятие №1

Цель предлагаемого курса – помочь подростку осознать проблему зависимости и выработать навыки защитного поведения.

Задачи:

- развитие навыков уверенного поведения, позволяющих отказаться от предложения попробовать ПАВ

- оказание помощи подросткам в осознании последствий ранних сексуальных отношений

- формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации

-осознание подростками своих реальных желаний и возможностей

- актуализация у подростков представлений об ответственности за правонарушения

- моделирование ситуации влияния близкого окружения на принятие решения употреблять ПАВ

-  формирование навыков аргументированного отказа от предложения попробовать наркотические вещества

- развитие способности к прогнозированию ответственности за собственное поведение

-  формирование представления о том, что состояние наркотического опьянения не освобождает от ответственности

Продолжительность занятий. Примерно 60-120 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10—15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

 Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

План мероприятия:

1. Упражнение №1«Табу»

2. Обсуждение.

3. Упражнение №2 «Портрет наркомана»

4. Обсуждение.

5. Упражнение №3 «Десять заповедей»

6. Обсуждение

7. упражнение №4 «Зависимость»

8. Обсуждение

9. Обсуждение всего тренинга.

Упражнение №1 «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.

Содержание упражнения: ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Обсуждение: нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Упражнение №2 «Портрет наркомана»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Содержание упражнения: участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.                                                     По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.

Обсуждение: важно обратить внимание на то, какие чувства возникали при составлении рисунка, после уничтожения рисунка, какие особенности поведения присущи людям, употребляющим наркотически вещества.

Упражнение №3 «10 заповедей»

Цель упражнения: помочь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании иерархии.                                                                    

Содержание упражнения: Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Обсуждение: какие ценности важны для нашей группы волонтеров, какие в современном мире утратили значимость, акцентировать внимание подростков на ценности сохранения здоровья как физического таки психологического.

Упражнение № 4 «Зависимость (незаконченные предложения)»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости

Содержание упражнения: Участникам раздается бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:

1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я...

2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...

3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...

4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что...

5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это...

6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что...

7. Быть независимым для меня означает...

8. Как я понимаю, зависимость это...

Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут).

Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений.

Обсуждение: при общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные, данные, полученные в ходе этого упражнения являются диагностичными.

Акции.

1. «День отказа от курения»

Ход игры

Ведущий 1: Впервые в нашей школе добровольческая команда представляет игру «Сто к одному». В отличие от традиционной телевизионной передачи наша игра посвящается Международному дню отказа от курения. Играя, мы вместе подумаем: кто делает выбор- курить или не курить? Родители? Друзья? Школа? Твои сверстники? А может, ТЫ САМ? Выбор за вами!

Ведущий 2: Вопросы на которые вы будете отвечать, заранее были заданы жителям нашего города  Новая Ляля, поэтому думаем ответы, которые мы получили совпадут в большинстве с вашими.

А теперь напомним правила игры: в нашей программе участвуют две команды по ____ человек, но и болельщики ваших команд могут активно вам помогать при ответе на вопросы. Для начала вызываются по одному представителю из команды, которые должны как можно быстрее ответить на вопрос заданный ведущим, чья команда быстрее и откроет верхнюю строчку, та и продолжает играть далее. Но не забудьте, что при трех промахах, ход переходит к соперникам, которым предлагается посовещавшись выбрать один вариант ответа.

Ну что начнем???

Простая игра

Ведущий 1: командиры команд подойдите, пожалуйста, ко мне, для того чтобы провести жеребьевку. Внимание, вопрос!

Откуда появились сигареты?

1. Привез Петр 1 ----- 9

2. Уже были ---- 8

3. Из магазина ----- 6

4. С фабрики, завода ---- 5

5. Колумб привез ---- 5

6. Из Америки ---- 4

7. Из-за границы ---- 3

Ведущий 1: результаты простой игры составляют …………………..

Двойная игра

Ведущий 2: напомню, что очки, которые наберут в этом туре команды умножаются на два. Я прошу подойти двух представителей команд ко мне, определим очередность ответов. Внимание, вопрос:

Что станет с миром, если все начнут курить?

Конец света ---- 22

Задохнемся ---- 10

Все умрут ---- 7

Заболевания возрастут ---- 5

Ничего не будет ---- 4

Уменьшится продолжительность жизни ---- 4

Капец ---- 1

Спокойнее будет ---- 1

Ведущий2: и по результатам двойной игры первая команда набрала ____, вторая команда заработала ____ баллов.

Полезная реклама

Ведущий 1: А сейчас мы узнаем, как к курению относятся в других странах. Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие права некурящих.

Германия:

Запрещено курить на вокзалах, а Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.

 Италия:

Курильщикам придется раскошеливаться на сумму до 500 евро, если они закурят в неположенном месте, да еще рядом с ребенком до 12 лет или беременной женщиной.

Норвегия:

Запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.

Россия:

10 июля 2001 года Президентом Российской Федерации подписан закон «Об ограничении курения табака». Отныне нельзя курить в общественных местах (в авиатранспорте, спортивных учреждениях, театрах, кино и др.). Воспрещено продавать сиграты детям до 18 лет.

Тройная игра:

Ведущий 1: напомню, что очки, которые наберут в этом туре команды утраиваются. Я прошу подойти двух представителей команд ко мне, определим очередность ответов. Внимание, вопрос:

Чего и кого мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

Маленького ребенка ---- 9

Президента ---- 7

Производителя ---- 4

Последствий ---- 3

Что это полезно ---- 3

Известных актеров ---- 2

Назовите наиболее опасные для здоровья последствия курения:

Рак ---- 23

Туберкулез ---- 4

Смерть ---- 2

Сосудистые заболевания ---- 1

Астма ---- 1

Бронхит ---- 1

Инфаркт ---- 1

Зависимость ---- 1

Антиреклама

Ведущий 2: Вы в своей жизни видели много рекламных роликов, в том числе с рекламой сигарет. Мы хотим предложить вам пример антирекламы.

Одни из участников предлагает пачку по очереди членам команд – они вытягивают по сигарете и озвучивают надписи.

ПОСЛЕДСТВИЯ КУРЕНИЯ:

  • Снижение трудоспособности
  • Подавление умственных способностей
  • Преждевременное старение
  • Сердечная недостаточность
  • Ишемия
  • Гипертония
  • Инфаркт миокарда
  • Атеросклероз
  • Стенокардия
  • Хронический бронхит
  • Рак легких
  • Рак гортани
  • Рак почек
  • Гастрит
  • Язва желудка
  • Бесплодие
  • Внезапная смерть

Игра наоборот:

Ведущий 1:  А эту игру мы проведем с вашими болельщиками. Вам будет предложено ответить на вопрос, но открыть при этом не верхнюю строчку а самую нижнюю строку, т.е. самый редкий ответ, который мы услышали на улице. Чем ниже ответ расположен, тем больше очков вы принесете своим командам. Итак, вопрос:

Что могло бы вас заставить бросить курить?

Здоровье ---- 21 -10 очков

Желание бросить ---- 8- 20 очков

Семья ---- 7- 30 очков

Закон ---- 4 -40 очков

Дети ---- 3 -50 очков

Количество денег ---- 2 -60 очков

Большая игра:

Ведущий 2:  Ну а теперь большая игра для обеих команд, где вы сможете отвечать на вопрос по очереди и заработать дополнительное количество баллов. Вопрос:

Самый весомый, с вашей точки зрения, аргумент отказа от предложения закурить?

Не курю ---- 24

Не хочу ---- 7

Не переношу запаха табака ---- 3

Болею ---- 3

Вредно ---- 2

Уже курю ---- 2

Ради продолжения рода ---- 2

Бросил ---- 1

Стыдно ---- 1

У меня семья ---- 1

Ведущий: А пока счетная комиссия подводит итоги большой игры, команда добровольцев нашей школы представит вам финальную антирекламную паузу.

Два добровольца сидят на краю сцены с большим плакатом «Наши причины не курить!». Все остальные участники добровольческого движения выходят на сцену с плакатами, на которых написаны причины, и становятся на сцене в шахматном порядке:

Агитзаставка

Минздрав! Родители! Учителя! Друзья! Любимые! Ваши будущие дети!

Хором: ПРЕДУПРЕЖДАЮТ!!!

У рекламы цель - продать! Образ яркий навязать!

Разве КРУТО задыхаться и от рака умирать?!

Разве СТИЛЬНО у прохожих сигареты вам стрелять?

Разве МОДНО пахнуть плохо и вокруг себя плевать?

Разве ВЗРОСЛО яд вдыхать, организм свой отравлять?

Хором: ГЛУПО во власти рекламы Жить!

Ведущий предлагает украсить «Дерево здоровья» плодами, на которых участники должны написать причины отказа от курения.

Вот наши причины, чтоб не курить:

  • Я хочу иметь здоровый внешний вид.
  • Мой парень против курения.
  • У меня нет на это лишнего времени.
  • Курение мешает заниматься спортом.
  • Я найду, на что потратить свои деньги.
  • Мне не нравится вкус сигарет.
  • Я хочу, чтобы у меня были здоровые дети.
  • Я хочу успешным быть.
  • Я хочу здоровой быть!
  • Я хочу любимой быть!
  • Я хочу красивой быть!
  • Я хочу счастливым быть!

2. «Страна волшебная – здоровье».

Программное содержание:

  Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

  Воспитывать желание заботится о своем здоровье.

  Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

Содержание акции.

Волонтер: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – Растяпа (обращает внимание детей на персонажей)

Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто - то думает по - другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что - то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, растяпа ведет такой - же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно. что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. Итак начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.

Физ. минутка «Божья коровка».

  N

  Слова

  Движения

1.

Вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились

Кружатся

2.

Божьи коровки, покажите ваши головки, Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки. животики

Показывают названные части тела

3.

Божьи коровки, поверните на право головки, Божьи коровки, поверните на лево головки,

Повороты головой вправо, влево

4.

Ножками притопните, крылышками хлопните

Топают ногами. Хлопают руками

5.

Друг к другу повернулись и мило улыбнулись

Поворачиваются, улыбаются, садятся

Волонтер:  Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек болен. Ему нездоровится, то как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум. Что здоровье - это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю. Что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном - мальчик или гном - девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение. Профилактика вредных привычек с помощью ИТ

Доклад студентов на научно-практической конференции о необходимости участия самой молодежи  к такой важной проблеме, связанной со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, упо...

Презентация по теме "Волонтерское движение"

Цель этой презентации -формирование у школьников активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности....

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»

Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»...

ПЛАН РАБОТЫ волонтерского движения «Здоровье»

ПЛАН РАБОТЫ волонтерского движения «Здоровье»...

Программа волонтерского движения "Может только Человек"

Донорство является важнейшим разделом современного здраво­охранения. Широкое использование донорской крови, ее компонентов и препаратов способствует созданию необходимых условий для даль­нейшего...

Волонтерское движение МБОУ-ООШ с. Новокривовка

Волонтерское движение  МБОУ-ООШ с. Новокривовка 2012-2013 уч.г....