Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»
календарно-тематическое планирование на тему

Бутурлакина Ирина Алексеевна

Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volonterskoe_dvizhenie_.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно – правовой аспект.

         В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.    

          К  дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования  за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными  (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

            Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

           Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

          Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно,
и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно

Герофил

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.  Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.  Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.    В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.  

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

 во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение;

 Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования))

 в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:

Обучающий модуль 

Беседы со специалистами.

Групповые занятия волонтеров для учащихся.

Изготовление плакатов.

Выпуск газеты.

Оформление информационного стенда.

Акции волонтеров.

Листовки.

Игры.

Викторины.

Лекции.

Опросы.

Анкетирование.

Дискуссии и т.д.

Развивающий модуль

Развивающие занятия с волонтерами.

Мини-тренинги, тренинги.

Интерактивные игры.

Ролевые игры.

Мастер-классы и т.д.

Творческий модуль

Игры, конкурсы.

Неделя “Только здоровые привычки”.

Спортивные мероприятия.

Фотоконкурс.

Массовые игры и т.д.

Цели курса:

Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи курса:

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.

Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;

Формы реализации:

Программа предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.

Теоретические занятия – проводятся в виде групповых, развивающихся, профилактических, обучающих и тренинговых занятиях, учебах, сборах, бесед и т.д.

Практические занятия – проводятся виде мини – тренингов, игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии и т.д. Оформление информационных стендов, плакатов, листовок и т.д.

Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя учащимися в индивидуальном порядке.

Срок реализации программы - 3 года.

Данная образовательная программа рассчитана для детей старшего возраста 8 – 11 классы.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.

К концу изучения курса обучающиеся должны                                                                    

 

знать:

Цели, задачи и принципы волонтерского отряда;

владеть знаниями о ЗОЖ;

правила хорошего тона;

возрастные особенности развития своего организма;

режим дня школьника;

вредные привычки и их воздействие на организм человека;

вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.;

вопросы физического и духовного здоровья.

уметь:

Аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;

привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;

уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

применять на практике:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом, городом.

Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.

Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.

Тематический план занятий

(первый год обучения)

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Индивид.

1

Вводное занятие.

7,5

4,5

3

2

Кто такой волонтер?

Знакомство с планом работы.

27

12

10,5

4,5

3

Профилактика и пропаганда ЗОЖ.

52,5

15

25,5

12

4

«Вредные привычки и их влияние на здоровье». Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

13,5

3

7,5

3

5

«СПИД и его профилактика».

9

3

4,5

1,5

6

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

10,5

3

4,5

3

7

Инфекционные заболевания.

6

1,5

3

1,5

8

Я и мое здоровье.

10,5

3

4,5

3

9

Рациональное питание.

4,5

1,5

1,5

1,5

10

Итоговое занятие.

3

1,5

1,5

Итого:

144

48

66

30

Содержание программы

волонтерского движения «Здоровье»

первого года обучения.

Вводное занятие: - 7,5 часов, 4,5 теоретич., 3 практич.

Знакомство. Значение и место. Создание волонтерской команды.

Практическая работа:

Разучивание игр и знакомство.

Кто такой волонтер? – 27 часов, 12 теоретич., 10,5 практич., 4,5 индивид.

Ознакомление с волонтерским движением, деятельностью волонтерских организаций в мире и России. Функции волонтеров. Распределение функциональных обязанностей. Формирование навыков совместной работы. Знакомство с планом работы.

Практическая работа:

Посвящение в волонтеры.

«Огонь знакомств».

Игры на командную работу.

Игры на контактность.

Анкетирование волонтеров.

Дискуссия: «Кто же такие волонтеры?»

Мозговой штурм «Волонтеры – это обычные «люди», только … немного лучше».

Тест «Лидер ли я».

Упражнения на выявление лидеров.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ – 52,5 часа, 15 теоретич., 25,5 практич., 12 индивид.

Обучение навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ. Групповые занятия. Тренировочные занятия. Беседы. Составление методического, информационного и раздаточного материала.

Воспитательно – профилактические занятия. Лекции. Обучающие занятия.

Практическая работа:

Мастер – классы.

Развивающие занятия.

Акции.

Игры.

Дискуссии.

Ролевые игры.

Тренинги, мини – тренинги.

Беседа «Режим дня».

Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми».

Рейд «Самый зеленый класс».

Беседа «ЗОЖ – это лучший выбор для Вас».

«Вредные привычки и их влияние на здоровье» - 13,5 часов, 3 теоретич., 7,5 практич., 3 индивид.

Влияние алкоголя, табака на организм человека. Чем опасны наркотики? Наркотики: зависимость и последствия. Употребление ПАВ. Вирутальная агрессия.

Практическая работа:

Выпуск стенгазеты «Алкоголь – личное дело каждого?»

Конкурс плакатов «Минздрав предупреждает».

Акция «Брось сигаретку – съешь конфетку».

Блиц – опрос о вреде курения.

«Процесс над наркоманией».

«Случай с Папироскиным».

Анкетирование «Посеешь привычку – пожнешь характер».

СПИД и его профилактика – 9 часов, 3 теоретич., 4,5 практич., 1,5 индивид.

Профилактика ВИЧ. Венерические заболевания.

Практическая работа:

Анкетирование «Мифы о наркомании».

Беседа «СПИД».

Беседа «Профилактика ВИЧ».

Выпуск листовки «О СПИДе должен знать каждый».

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека – 10,5 часов, 3 теоретич., 4,5 практич., 3 индивид.

Здоровый образ жизни. Занятие спортом. Физическая активность и здоровье. Значение физических упражнений на формирование опорно – двигательной системы.

Практическая работа:

День здоровья.

Спартакиада.

«Веселый поезд».

Инфекционные заболевания – 6 часов, 1,5 теоретич., 3 практич., 1,5 индивид.

Профилактика инфекционных заболеваний. «Что делать, чтобы не болеть?»

Практическая работа:

Беседа «Туберкулез – социальная болезнь».

Стенгазета «Внутренняя кухня человека».

Беседа «Грипп».

Я и мое здоровье – 10,5 часов, 3 теоретич., 4,5 практич., 3 индивид.

Санитарно – гигиенический режим. Экологи и проблемы XXI века.

Польза и вред компьютера, сотовых телефонов, телевидения и видео.

Практическая работа:

Беседа «Компьютер и здоровье».

Стенгазеты «Жизнь у нас одна».

Смотр – конкурс «Здоровье моего класса».

Брейн – ринг «Здоровье - Да».

Защита презентаций «Марафон здоровья».

Асфальтовая живопись. «Мир. Здоровье. Счастье.»

Рационально питание – 4,5 часа, 1,5 теоретич., 1,5 практич., 1,5 индивид.

Регулярное питание. Витамины.

Практическая работа:

Презентация «Здоровое меню».

Итоговое занятие – 3 часа, 1,5 теоретич., 1,5 практич.

Анализ работы, определение перспективы и её внедрение.

Практическая работа:

«День добрых сюрпризов».

Тематический план занятий

(второй год обучения)

№п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Индивид.

1.

Вводное занятие

7,5

4,5

3

2.

Эволюция волонтеров

31,5

12

15

4,5

3.

Что такое стресс? Модели проблемо – разрешающего поведения

18

7,5

9

1,5

4.

Добро, милосердие и сострадание

24

7,5

13,5

3

5.

Физическая зависимость

28,5

9

15

4,5

6.

«Витамины – наши друзья»

19,5

4,5

12

3

7.

Полезные привычки

21

6

12

3

8.

Физиологические основы здорового образа жизни

63

22,5

31,5

9

9.

Итоговые занятия

3

1,5

1,5

Итого:

216

75

112,5

28,5

Содержание программы

волонтерского движения «Здоровье»

второго года обучения.

Вводное занятие – 7,5 часов, 4,5 теоретич., 3 практич.

Знакомство. Ознакомление с Положением о волонтерском движении. Распределение получений. Вовлечение ребят в волонтеры.

Практическая работа:

Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро».

«Огонек знакомств».

Эволюция волонтеров – 31,5 часов, 12 теоретич., 15 практич., 4,5 индивид.

Знакомство с планом работы. Развитие волонтерского движения «Здоровье». Формирование структуры кружка. Разработка и реализация социально – значимых проектов. Изучение физиологических и психических особенностей подросткового возраста. Владение различными методами ведения профилактической работы среди волонтеров. Обучающие, профилактические и психологические занятия. Коммуникативные тренинги.

Практическая работа:

Психологическая игра «Формула успеха».

Посвящение новых членов кружка в волонтеры.

Игры.

Анкетирование.

Тесты.

Дискуссии.

Упражнения.

Что такое стресс? Модели проблемо - разрешающего поведения – 18 часов, 7,5 теоретич., 9 практич., 1,5 индивид.

Стрессовые ситуации и как их разрешить. Психологические особенности подростка. Психологическая зависимость. Понятия личности, и её структура. Я – концепция. Взаимоотношения со сверстниками, полов, в семье. Беседы, лектории.

Практическая работа:

Лекторий «Стресс: как его преодолеть».

Конкурс буклетов «Совет учащимся».

Игра по станциям «Друг в беде не бросит».

Этическая беседа «Будь непримирим к грубости и черствости».

Развивающая ролевая игра «Планета друзей».

Тренинги, мини – тренинги.

Добро, милосердие и сострадание –24 часов, 7,5 теоретич., 13,5 практич., 3 индивид.

Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать. «Добро помни, а зло забывай». Долг, ответственность, милосердие, сострадание, любовь и милостыня. Позитивное отношение к трудным ситуациям. Быть честным перед собой и перед другими.

Практическая работа:

Диспут «О милосердии».

Акция «Сладкая радость».

Проект «Доброе сердце».

Акция «Чистое утро».

Практикум «Как поступить в данной ситуации».

КТД «Подарок просто так».

Проект бережливых «Чтобы дольше жили книжки» для нач. шк.

Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи.

Физическая зависимость –28,5 часов, 9 теоретич., 15 практич., 4,5 индивид.

Признаки физической зависимости. Физическая зависимость от наркотиков, алкоголя, табака. Синдром физической зависимости. Рискованное поведение. Виды наркотиков и их воздействие на организм. Вредные привычки: «Курить – здоровью вредить», «Алкоголь не щадит не одного органа», «Наркотик – «Белая смерть»»,

«СПИД».

Практическая работа:

Тренинг «Первая помощь».

Урок здоровья «Вредные привычки и их влияние на здоровье».

Анкетирование «Скажи «НЕТ» вредным привычкам».

Выпуск плакат «О СПИДе должен знать каждый».

Брейн – ринг «Курение или здоровье – выбор за вами»

Миниатюра «Повесть о коварной сигарете».

Анкетирование «Ваше отношение к курению».

Проведение СПИД – зачета.

Ток – шоу «Поговорим о СПИДе».

Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «НЕТ!»».

Фильмотека.

«Витамины – наши друзья» - 19,5 часов, 4,5 теоретич., 12 практич.,

3 индивид.

Витамины и их роль в организме. Значение витаминов. История открытия витаминов. Классификация витаминов. Значение витаминов в питании. Каких витаминов нам не хватает. Опасность передозировки. Витамины в аптеках. Витамины: друзья или враги?

Практическая работа:

Беседа «Весенний авитаминоз».

Выпуск бюллетеня «Витамины – наши друзья».

Акция: «Если не хочешь болеть гриппом» (беседа), «Грипп. Как защитить себя и других» (выпуск бюллетеня).

Проведение «круглого стола» с привлечением медицинских специалистов.

Полезные привычки – 21 часов, 6 теоретич., 12 практич., 3 индивид.

Что такое привычки. При каких условиях успешно вырабатываются навыки. Как вырабатывать полезные привычки и бороться с вредными. Виды привычек. Привычки человека.

Практическая работа:

Конкурс плакатов «Полезные привычки – наши друзья».

Беседа – практикум «Будь аккуратным и чистым».

Тематическая игра «Поезд здоровья».

Классный час «Полезны ли полезные привычки».

Экологическая акция по очистке от мусора школьного участка.

Акции.

Семинары.

Физиологические основы здорового образа жизни – 63 часов,

 22,5 теоретич., 31,5 практич., 9 индивид.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ. Занятия, беседы, лекции, дискуссии и т.д.

Практическая работа:

Викторина «Азбука здоровья».

Конкурс рисунков «ЗОЖ – это модно».

Лекторий «Мода на здоровье».

Выпуск стенгазет «Здоровый образ жизни», «Дерево здоровья».

Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье».

Творческая игра «Послание к человечеству».

Тренинги.

Анкетирование.

Акции.

Игры.

Итоговое занятие – 3 часов, 1,5 теоретич., 1,5 практич.

Анализ работы, определение перспективы и её внедрение.

Практическая работа:

Конкурс презентаций «Молодость. Здоровье. Жизнь…».

Тематический план занятий

(третий год обучения)

№п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Индивид.

1.

Вводное занятие

7,5

4,5

3

2.

Развитие волонтерского движения

37,5

12

21

4,5

3.

Школа и здоровье

60

21

30

9

4.

Безопасная дорога

24

7,5

13,5

3

5.

Профилактика травматизма

27

9

15

3

6.

Мобильный телефон: за или против

16,5

6

7,5

3

7.

Вирусные инфекции

15

6

7,5

1,5

8.

Основы безопасности жизнедеятельности

24

7,5

12

4,5

9.

Итоговые занятия

4,5

1,5

3

Итого:

216

75

112,5

28,5

Содержание программы

волонтерского движения «Здоровье»

третьего года обучения.

Вводное занятие – 7,5 часов, 4,5 теоретич., 3 практич.

Организационное занятие. Анализ работы за прошлый год. Планирование работы на 2012-2013 уч. год. Реализация программы «Волонтер III тысячелетия». Диагностика мотивации участия в волонтерском движении. Расширение числа участников волонтерского движения.

Практическая работа:

Игра на сплочение «Путаница».

Анкетирование обучающихся «Волонтер – кто он».

Психологический тренинг «Познаю себя и других».

Развитие волонтерского движения – 37,5 часов, 12 теоретич., 21 практич., 4,5 индивид.

Круглый стол по волонтерству. Символика отряда. Структура отряда. Разбивка на рабочие группы. Что такое волонтерство? Роль волонтера. Развитие волонтерского движения в России и мире. Организации России занимающихся добровольческой деятельностью. Почему волонтеры работают бесплатно. Мотивация добровольцев. Поощрение добровольцев. Основы волонтерской деятельности. Оказание помощи в адаптации вновь прибывших волонтеров. Формирование нравственной и гражданской ответственности у волонтеров. Курсы для волонтеров.

Практическая работа:

Лаборатория нерешенных проблем.

Час общения «Откровенный разговор о нас самих».

Деловая игра «Лидер».

Командная игра «Один за всех и все за одного».

Акция «Дети детям».

Тренинг «Волонтерство – наше призвание».

Анкета «Мотивация участия в волонтерском движении»

День волонтера.

Волонтер года.

Игры.

Анкетирование.

Тесты.

Дискуссии.

Упражнения.

Школа и здоровье  - 60 часов, 21 теоретич., 30 практич., 9 индивид.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ. Занятия, беседы, лекции, дискуссии и т.д.

Практическая работа:

Акция «Меню для отличника».

Анкетирование «Школа и здоровье».

Конкурс плакатов «Школа – территория здоровья».

Исследование самочувствия учащихся в коллективе».

Акция «PRO здоровье».

Растяжка «Энциклопедия радости жизни».

Устный журнал «Я здоровье сберегу – сам себе помогу».

Опрос «Как сохранить своё здоровье».

Фото - выставка «День здоровья в моей семье».

Акция «Сладкая радость».

Беседа «Путешествие в страну здоровья».

Фестиваль здоровья «Для яркого будущего страны»

Игры.

Упражнения.

Безопасная дорога  –24 часов, 7,5 теоретич., 13,5 практич., 3 индивид.

Правила дорожного движения. Навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге. Дисциплина на улице - залог безопасности. Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожные знаки.

          Практическая работа:

Выпуск листовки «Безопасная дорога».

Конкурс рисунков по правилам дорожного движения.

Классный час «Красный. Желтый. Зелёный».

Маршрут здоровья. 

Игра «Доскажи словечко».

Неделя детства.

Ситуация "Дорожная ловушка".

Игра «Светофор»

Беседа «Безопасность движения по улицам и дорогам».

Профилактика травматизма  – 27часов,  9 теоретич., 15 практич., 3 индивид.

Профилактика детского травматизма. Где чаще всего получают травмы.  Бытовой травматизм. Уличный травматизм. Школьный травматизм. Спортивный травматизм. Кто же виноват в получении травмы.

Практическая работа:

          Выпуск стенгазеты «Профилактика травматизма».

          Акция «Подари мне улыбку».

Беспокойные беседы «Осторожно, дети!», «Обучение безопасности»,                             «Не теряйте головы», «Береги кость смолоду». 

          Акция «Юный пешеход».

          Мероприятие "Дорожно - транспортный детский травматизм".

          Стенд «Запомни!»

Беседа «Зимние травмы».

         

Мобильный телефон: за или против  - 16,5 часов, 6 теоретич., 7,5 практич., 3 индивид.

Для чего нужен телефон. Влияние мобильных телефонов на здоровье: реальная угроза или очередной миф. Этикет телефонного разговора. Правила телефонных разговоров.

Практическая работа:

Дискуссия «Что мы знаем о СМС».

Бюллетень «Мобильный телефон: за или против».

Беседа «Мобильный телефон и здоровье».

Открытый час «Настоящая роскошь».

Дискуссия «Позвони мне, позвони».

         

Вирусные инфекции – 15 часов, 6 теоретич., 7,5 практич., 1,5 индивид.

Что такое вирус? Пути передачи. Безопасное поведение. Возможности предотвращения инфицирования. Способы лечения.

Практическая работа:

Беседа о клещевом энцефалите.

Выпуск бюллетеня «Осторожно, клещи!».

Беседа «Это касается каждого».

Акция «Оставайся в безопасности».

Лекции «Вирусные инфекции».

Основы безопасности жизнедеятельности – 24 часов, 7,5 теоретич., 12 практич., 4,5 индивид.

Формирование знаний. Вредные привычки. Алкоголизм, наркомания и табакокурение. Решение проблемы. Пагубная зависимость. Почему возникает зависимость.

Практическая работа:

Акция «Шаг навстречу».

Мероприятие «Шаг в пропасть».

Акция, посвященная всемирному Дню борьбы со СПИДом.

Анкетирование «Смертельные болезни».

Лекция «Бояться не надо, Надо знать!».

Стена пожеланий.

День мечты.

Акция «Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред».

Итоговое занятие – 4,5 часов, 1,5 теоретич., 3практич.

Годовой отчет о проделанной работе.

Практическая работа:

Акция «Мы хотим! Мы можем! Мы делаем!»

Проект «От сердца к сердцу».

                       Используемая литература

Междисциплинарная программа: «Здоровье»

Управление качеством образования в условиях его модернизации. (материалы IV Республиканской научно-практической конференции по инновационной работе). Саранск, 2006.

Модно быть здоровым. (Из опыта проведения Всероссийского урока здоровья). Йошкар-Ола, 2004.

Актуальные проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в региональной системе образования. (Материалы 3 Республиканской научно-практической конференции 22 декабря 2005 года). Саранск, 2006.  

Предметные недели в школе: биология, экология, ЗОЖ. Составители: В.В. Балабанова, Т.А. Маживцева. Волгоград: Изд-во: учитель, 2001.

Классные часы и беседы по профилактике наркомании. Под ред. В.В. Аршиновой. Москва: Изд-во: Сфера, 2005.      

Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.

Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.

Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.

Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.

Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.

Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. – М.: Просвещение, 2003. С. 159-185.

Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

Профилактика злоупотребления психоактвными веществами. / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивыми веществами среди несовершеннолетних и молодежи // 2002.

Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.

Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ волонтерского движения «Здоровье»

ПЛАН РАБОТЫ волонтерского движения «Здоровье»...

Программа волонтерского движения "Может только Человек"

Донорство является важнейшим разделом современного здраво­охранения. Широкое использование донорской крови, ее компонентов и препаратов способствует созданию необходимых условий для даль­нейшего...

Программа волонтерского движения МБОУ гимназия станицы Темиргоевской учитель Бычкова Н.В.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохра...

Программа волонтерского движения "Доброе дело"

Программа волонтерского движения "Доброе дело": Тимуровское (волонтерское) движение в нашей школе берет свое начало с 70-х годов XX века. Шефская работа не прекращалась и в настоящее в...

Программа волонтерского движения

Программа деятельности детского волонтерского движения в школе...

Проект волонтерского движения "Здоровье+"

В данной публикации содержатся информация по проекту волонтерского движения "Здоровье+", а также подборка методических разработок для проведения игр с учащимися...