Программа волонтерского движения МБОУ гимназия станицы Темиргоевской учитель Бычкова Н.В.
материал по теме

Бычкова Наталья Владимировна

 

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volonterskogo_dvizheniya.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа волонтерского движения 

МБОУ гимназия станицы Темиргоевской 

учитель Бычкова Н.В.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение.

Деятельность волонтерского отряда МБОУ гимназия станицы Темиргоевской

Наш девиз:

"Думай, когда отвечаешь "нет" и "да"
И помни, что выбор есть всегда!"

Мы ставим для себя такие цели:

  1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  2. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
  3. Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:

  1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
  2. Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  3. Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
  4. Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
  5. Организовать механизм взаимодействия гимназии с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".
  6. Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами:

  1. Закон РФ "Об образовании";
  2. Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
  3. Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
  4. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  5. Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
  6. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  7. Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
  8. Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  9. Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  10. Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  11. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;

Устав школы; Декларация прав учащихся МБОУ гимназия станицы Темиргоевской

  1. Принципами построения работы с учащимися - членами волонтерского отряда являются:
  1. Системность;
  2. Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
  3. Когнитивная и проблемная адекватность;
  4. Опережающее обучение;
  5. Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры;
  6. Принцип самоуправления;
  7. Учет возрастных особенностей учащихся.

Среди основных методов работы можно назвать:

  1. Прежде всего, сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
  2. Мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
  3. Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
  4. Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.

В реализации деятельности волонтерского движения участвует широкий круг квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии и совершенствовании этого начинания в гимназии. Их тоже можно назвать волонтерами, т.к. это люди, делающие данную работу по своей воле, а не по принуждению; это добровольцы, разговаривающие на языке юной аудитории, старающиеся вызвать доверие и интерес к себе и к актуальным проблемам современности.

Определение проблем, решение которых совместно с детьми, помогало бы педагогическому коллективу выполнить свои воспитательные задачи, обозначилось при анализе сложившейся в гимназии ситуации и условий для ее изменения в лучшую сторону.

Анализ состояния здоровья обучающихся оказывается тревожным уже на момент поступления детей в школу. Детей 1 группы здоровья всего около 30% от общего количества детей. Но еще более тревожной выглядит картина постоянного ухудшения показателей здоровья детей - растет количество травм школьного и бытового характера, в том числе при нарушениях правил дорожного движения, наблюдается правовая неграмотность учащихся. И то, что в гимназии нет детей, совершающих правонарушения, результат профилактической работы, часть которой успешно могли бы выполнять и сами дети.

Данная работа доказывает свою актуальность, т.к:

  1. Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
  2. Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
  3. В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.
  4. Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
  5. Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Программа деятельности волонтерского отряда   состоит из трех модулей - "Здоровье", "Право", "Безопасность", - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

Так как в гимназии осуществляется углубленное изучение английского языка и литературы, появилась идея перевода названия этих модулей на английский язык: "Health", "The right to:", "Safety".

Целью модуля "Здоровье" является:

Формирование у гимназистов установок на здоровый образ жизни.

через:

  1. Популяризацию имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
  2. Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
  3. В рамках данного направления мы проводим школьные Декады здоровья с выходом приглашенных специалистов, работников гимназии и ребят-волонтеров на классные часы, интерактивные и ролевые игры, занятия с элементами тренингов, КВНы; проводятся конкурсы рисунков и плакатов, спортивные мероприятия, экскурсии, всевозможные опросы и анкетирования, разработка памяток, и многое другое.
  4. В результате анализа современных проблем молодежи на одно из первых мест наши волонтеры поставили существование проблемы пивного алкоголизма. Именно эта тема была первой для разработки профилактического занятия со старшеклассниками.

В модуле "Безопасность" происходит:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

посредством:

  1. Ознакомления младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия).
  2. Развития навыков безопасного поведения.
  3. И организации условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

С младшими школьниками наши волонтеры проводят конкурс рисунков "Что ты знаешь о дороге?", участвуют в городских конкурсах "Красный, желтый, зеленый" и "Мой друг - велосипед", акции "Внимание, дети!". Кроме того, волонтерам очень понравилось проводить различные мероприятия с участниками детского летнего оздоровительного лагеря при гимназии.

В данном направлении мы тесно сотрудничаем с инспектором по пропаганде ОГИБДД.

Правовой модуль реализуется через:

Содействие формированию и развитию правовой культуры гимназистов организацией условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формированием умения гимназистов действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактикой проявлений экстремизма.

Взаимодействие с волонтерами построена так, что сначала мы проводим тренинги командообразования, информируем ребят по различным темам, учим проведению интерактивных мероприятий с различными возрастными категориями учащихся, чтобы затем уже сами волонтеры проводили эти занятия.

В рамках данного модуля мы с волонтерами разработали цикл занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии, среди тем которого можно назвать следующие:

  1. "Кто такой свободный человек?"
  2. "Права и обязанности школьника"
  3. "Что такое "право на уважение"?
  4. "Нарушение прав людей может привести к конфликтам"
  5. "Как разрешать конфликты мирным путем?"
  6. "Конвенция о правах ребенка"
  7. "Как стать обязательным человеком"

Для своих сверстников волонтеры-старшеклассники проводили Интернет-уроки "Имею право знать!" по материалам официального сайта Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

Программа волонтерского движения   является взаимодополняющей с другими целевыми программами, реализующимися в МБОУ гимназия станицы Темиргоевской

Программой "Ура! Каникулы";

  1. "Образование и здоровье";
  2. Программой по психолого-социально-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья "Понимание и поддержка";
  3. Программой профилактики аддитивного поведения "Путь к успеху";
  4. Социально-психолого-педагогической программой "Профориентация".

Среди результатов деятельности нашего волонтерского объединения "Мой выбор!" можно назвать:

За два года функционирования волонтерского отряда наблюдается значительная динамика количества ее членов;

 

Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...

Программа правильного питания Бычковой Н.В. учителя МБОУ гимназия станицы Темиргоевской

Многие из нас привыкли к обильной жирной пище, не признают умеренность в веде, а невесть откуда взявшиеся атеросклероз, артрит, лишний вес, а то и диабет, совершенно не считают последствием мног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ГБОУ ГИМНАЗИИ №446 Власовой Ларисы Николаевны, учителя высшей категории по физической культуре для 8 классов

Рабочая программа по физической культуре для 8  классов разработана на основе следующих документов:Закона Российской Федерации «Об образовании»;Федерального закона «О физической культуре и спорте...