РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

   Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе

•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

•          Федерального базисного учебного плана,

•          Примерной программы по биологии.

•          Авторской программы  Беляев Д.К.

•          Учебника       Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 кл. – М.:Просвещение, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                          «Согласовано»                                                     «Утверждено»

Руководитель         предметной                                             Заместитель  директора по УР                               приказом №  263 от  «27» августа 2012г.

кафедры                                                                      МБОУ «Гимназия №3»                                             Директор МОУ «Гимназия №3»

________/Назарова М.А./                                             ________/Мухаметшина И.А. /                                     _________/Абзянова М.Н./

                       ФИО                                                                                                             ФИО                                                                        ФИО

Протокол № 1 от                                                       «____»_____________ 2011г.                                                                                                

« 21  » августа 2012г.                                                                                                                                                                                

                                                                                       .                                      

                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 11  класса

учителя первой  квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны

Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от

« 21 » августа 2012 г.

                                                                                                                       2012-2013  учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе

•        Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

•        Федерального базисного учебного плана,

•        Примерной программы по биологии.

•        Авторской программы  Беляев Д.К.

            •        Учебника         Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 кл. – М.:Просвещение, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  1. формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  2. формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  3. приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  4. воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  5. создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы:

  1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.Сборник нормативных документов. Биология.– М.:Дрофа, 2006.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы);

Программа 10-11 класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

          В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса  используются новые учебные пособия:

  1. Фросин В.Н.Биология. Тема «Общая биология» (9-11 классы): Готовимся а к ЕГЭ.– М.:Дрофа, 2004.
  2. Калинова Г.С. Биология: Подготовка к ЕГЭ.. – М.: Интеллект - Центр, 2007.
  3. Крестьянов В.Ю.Сборник задач по генетике.- Саратов:Лицей,1998

         В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам  биологии -  «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как  программ , обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  1. Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 кл. – М.:Просвещение, 2005 (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

10 – 11 класс

Общая биология

Базовый уровень

Тематическое планирование


Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы


Экскурсии

1.

Вид. Эволюционное учение.

12

+++

2.

Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека.

11

+

3.

Основы экологии.

11

++++

+

4.

Заключение

1

Итого

35

7

2

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

  1. Эволюционное учение (12 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

2.Происхождение жизни на Земле (11 часов)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

3.Основы экологии ( 11 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Экскурсии

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

4.Заключение (1 час)

  При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999. Этнонациональный компонент реализован в объёме 5 часов при выполнении практических , лабораторных работ и  в содержании учебного материала.Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени среднего (полного) образования

Характеристика учащихся 11А класса

   Успеваемость в классе по предмету за прошлый учебный год 77%. Уровень учащихся класса, в основном, средний. Наиболее способными учащимися в классе являются Ганин Ж.,Рахимов, Галимуллина А., Загидуллина М., Макарычев, Бариева А. которые обладают способностью успешно организовывать свою деятельность, активны на уроке. У учащихся прослеживается интерес к процессу учения и к предмету, но у многих низкий уровень потенциальных возможностей восприятия нового материала, недостаточно развиты интеллектуальные способности. Учащиеся затрудняются давать краткие ответы на вопросы, применять полученные знания, акцентировать внимание на главном. При работе в 11А классе необходимо целенаправленно формировать теоретические знания и практические умения, применять объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы обучения.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  1. знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
  2. умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
  3. наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
  4. знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;

        Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  1. умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  2. умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  3. умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  4. умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
  5. владение навыками самообразования и саморазвития;
  6. использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
  7. представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
  8. владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
  9. отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  1. соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
  2. проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Список рекомендуемой литературы 10-11 класс

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  10. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  12. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  13. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  15. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

Учебно-тематическое планирование по биологии 11  класс

Тема урока

Кол час

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата


План

Дата


Факт

I Учение об эволюции органического мира (23 часа)

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений

1

Формирования новых знаний

Самостоятельн.  работа с текстом учебника

Знать сущность взглядов о развитии жизни на Земле

§ 1.1.1, 1.1.2

4.09

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Комбинированный

Записи лекции в тетради

Фронтальный опрос

Знать  полож. и отриц. стороны первой эволюц. теории

§ 1.1.3

11.09

3

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов

1

Комбинированный

Записи лекции в тетради

Индивидуальный опрос

Знать предпосылки возникновения теории, основные идеи положений теории Дарвина

§ 1.2.1

18.09

4

Доказательства эволюции

1

Комбинированный

Записи лекции в тетради

Индивидуальный опрос

Знать и приводить примеры доказательств эволюции

Записи лекции

25.09

5

Вид. Критерии вида. Популяция.

Л.р № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

Комбинированный

Лабораторные исследования с натуральными объектами

Фронтальный опрос

Уметь сравнивать  особи одного вида по морфологическому критерию, делать выводы

§ 1.4.1

2.10

6

Роль изменчивости в эволюционном процессе

Л.р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1

Комбинированный

Лабораторные исследования с натуральными объектами

Фронтальный опрос

Уметь проводить лабораторные исследования, делать выводы. Знать значение изменчивости в эволюции

Повторит

§§ 1.2.1., 1.4.1

9.10

7

Естественный отбор – направляющий фактор  эволюции

1

Комбинированный

Записи в тетради

Фронтальный опрос

Знать определение естест отбора, приводить примеры

§ 1.3.2

16.10

8

Формы естественного отбора в популяциях

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать разные формы отбора и условия проявления этих форм

§1.4.5

23.10

9

Дрейф генов, волны жизни, изоляция как эволюционные факторы

1

Комбинированный

Записи  в тетради

Индивидуальный опрос

Знать определения, уметь приводить примеры

§1.4.4

30.10

10

Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Индивидуальный опрос

Уметь объяснять механизм возникновения приспособленности, приводить примеры

§ 1.4.6

13.11

11

Л.р № 3 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

1

Обучения умениям и навыкам

Проведение лабораторного исследования

Фронтальный опрос

Уметь проводить лабораторные исследования

Повторить § 1.4.6

20.11

12

Видообразование

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Тестовый контроль

Знать способы видообразования

§ 1.4.7

27.11

13

Основные направления эволюции

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Фронтальный опрос

Знать направления эволюции, уметь конкретизировать примерами.

§ 2.1

4.12

14

Основные закономерности биологической эволюции

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Фронтальный опрос

Знать формы эволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм.

§ 2.2

11.12

15

Контрольная работа № 1 по теме: «Микро- и макроэволюция»

1

Проверки и учета знаний и умений

Выполнение теста

Тестовый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять  полученные знания

Стр 95-97

18.12

16

Развитие представлений о происхождении жизни  

Л.р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»                                                                                                                                                                                                                                          

1

Формирования новых знаний и умений

Проведение лабораторного исследования

Индивидуальный контроль

Знать представления  о развитии жизни в античную эпоху, средние века и в настоящее время. Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы.

Знать записи в тетради

25.12

17

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, геохронологической таблицей

Фронтальный опрос

Знать главные ароморфозы. Иметь представление о «ленте времени»

§ 3.1, 3.2

15.01

18

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, геохронологической таблицей

Индивидуальный опрос

Знать главные ароморфозы, анализировать геохронологическую таблицу

§ 3.3, 3.4

22.01

19

Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле»

1

Повторения и обобщения знаний

Выполнение теста

Тестовый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять  полученные знания

Стр

126-128

29.01

20

Доказательства животного происхождения человека

1

Формирования новых знаний и умений

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать сходства и различия человека и животных

Записи лекции,

§ 4.1

5.02

21

Движущие силы антропосоциогененза. Стадии эволюции человека.

1

Комбинированный

Записи в тетради

работа с текстом и рисунками  учебника

Индивидуальный опрос

Знать биологические и социальные факторы эволюции человека

§ 4.3, знать записи лекции

12.02

22

Современный этап эволюции человека

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать особенности рас человека, единство их происхождения

§ 4.4,

19.02

23

Контрольная работа № 2 по теме: «Происхождение человека»

1

Проверки и учета знаний и умений

Выполнение теста

Тестовый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять  полученные знания

Стр.

145-147

26.02

II Взаимоотношения организма и среды (11 часов)

24

Предмет, задачи и методы экологии. Экологические факторы среды.

Абиотические факторы среды

1

Формирования новых знаний и умений

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Уметь характеризовать воздействия факторов среды на организм; приводить примеры и их  влияние на организмы.

Записи в тетради

§ 6.3.2, 6.3.3

5.03

25

Биотические факторы среды.

Л.р № 5 «Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов»

1

Комбинированный

Проведение лабораторного исследования

Фронтальный опрос

Умение проводить лабораторные исследования. Знать виды взаимоотношений между организмами.

§ 6.3.4,

Стр. 199-201

12.03

26

Поток энергии и цепи питания.

Л.р № 6 «Составление цепей питания в экосистеме»

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике, настенной таблицей

Фронтальный опрос

Уметь составлять цепи питания в различных биоценозах

§ 6.3.4

19.03

27

Биоценозы и агроценозы.

Л.р № 7 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

Комбинированный

Проведение лабораторного исследования

Фронтальный опрос

Уметь находить черты сходства и различий между биоценозами и агроценозами

§ 6.3.1

2.04

2229

Взаимоотношения между организмами.

2

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Индивидуальный опрос

Знать разнообразные взаимосвязи живых существ в сообществах

§ 6.4

9.04

30

Состав и функции биосферы

1

Комбинированный

Работа с настенной таблицей

Индивидуальный контроль

Знать границы и функции биосферы, учение В.И.Вернадского

§ 5.1

16.04

31

Круговорот веществ в природе.

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Индивидуальный опрос

Знать круговороты воды, углерода, азота, серы, фосфора.

§ 5.2

23.04

32

Бионика.

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Индивидуальный опрос

Знать применение биолог знаний для развития техники, архитектуры

Нарисовать биоробота

30.04

33

Биосфера и человек

1

Формирования новых знаний и умений

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать отрицательное влияние человека на биосферу

§ 7.1-7.3

7.05

34

Охрана природы и рациональное природопользование

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, иллюстрациями

Фронтальный опрос

Знать принципы рационального природопользования

§ 7.4

14.05.

35

Итоговая контрольная работа № 3 за год

1

Проверки и учета знаний и умений

Выполнение теста

Тестовый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять  полученные знания

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...