РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Камалова Татьяна Аркадьевна

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc454.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                          «Согласовано»                                                     «Утверждено»

Руководитель         предметной                                             Заместитель  директора по УР                               приказом №  263 от  «27» августа 2012г.

кафедры                                                                      МБОУ «Гимназия №3»                                             Директор МОУ «Гимназия №3»

________/Назарова М.А./                                             ________/Мухаметшина И.А. /                                     _________/Абзянова М.Н./

                       ФИО                                                                                                             ФИО                                                                        ФИО

Протокол № 1 от                                                       «____»_____________ 2011г.                                                                                                

« 21  » августа 2012г.                                                                                                                                                                                

                                                                                       .                                      

                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению для 5   класса

учителя первой  квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны

Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от

« 21 » августа 2012 г.

                                                                                                                       2012-2013  учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.  

Учебно-методический комплект

1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2005

2. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение, 5 класс»: метод. Пособие/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005

Нормативными документами для составления рабочей программы  являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  2. федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

                                                                                                                  Тематический план.

Название темы

Количество часов

Всего

Тема 1. Изучение природы

3

3

Тема 2. Вселенная                              

11/1 экскурсия

12

Тема 3. Земля

17/1 экскурсии

18

Тема 4. Жизнь на Земле

16/1 экскурсия

17

Тема 5. Человек на Земле

17

17

Итого

67 + 3 резерв

67 + 3

                                                       Планирование  учебного материала по курсу природоведение 5 класс  

(учебник : «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)

ТЕМА 1  «ИЗУЧЕНИЕ  ПРИРОДЫ»   (3 часа)

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1. Представления о предмете природоведении, его месте  среди других наук.

2. Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

      3. О связях мира живой и неживой природы;

     4. Представления  о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения.

Уметь:

1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, термометр)

2.Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.

3. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях

Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина,  1 часть «Изучение природы»

ТЕМА 2 «ВСЕЛЕННАЯ» (11 часов + 1 час экскурсии ).

В результате изучения темы учащиеся должны:

1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную,

2.Знать строение и состав Солнечной системы,

3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику,

4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы,

5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов,

6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре,

7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария,

8.Различать два типа галактик.

Уметь:

1.Наблюдать за звездным небом,

2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба,

3.Зарисовывать фазы Луны,

4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время.

Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина,  2 часть «Вселенная»

ТЕМА 3 «ЗЕМЛЯ» (17часов + 1 часа экскурсий).

 

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Основные гипотезы о происхождении Земли и Солнечной системы,

2.Внутреннее строение Земли

3.Внешние оболочки Земли,

4. О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях

5.Причины землетрясений и вулканической деятельности,

     6.Названия океанов, материков, крупных горных массивов на всех материках.

Уметь:

1.На контурной карте находить и подписывать крупнейшие вершины и реки материков,

2.Внутреннее строение Земли

3. Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.

     4.Составлять описания горных пород и минералов по плану.

Используемые условные обозначения:

Р.Т. – Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

 СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина,  3 часть «Земля»

ТЕМА 4 «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ» (16 часов + 1 час экскурсии).

 

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Основные этапы развития жизни на Земле.

2.Клеточное строение организмов, различать на иллюстрациях главные части клетки, процессы деления клетки деление клетки, разнообразие клеток растительного и животного организмов, называть 2 – 3 примера различных клеток

3.Название царств живой природы (перечислять, приводить примеры представителей)

4.Среды обитания организмов. Выделять признаки живых организмов, знать приспособленность организмов к среде обитания.

5.Названия 5 – 6 основных природных зон Земли и их основные характеристики.

6. Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

     7.Знать по 2 – 3 представителя животного и растительного мира различных материков.        

Уметь:

1.Определять образцы представителей живой природы представленных в гербариях, коллекциях и влажных препаратах.

2.Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания

3. Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды)

     4.Пользоваться микроскопом и рассматривать клетки на готовых препаратах.

Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина,  4 часть «Жизнь на Земле»

 

ТЕМА 5 . «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ». (17часов).

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1.Научные представления о происхождении человека.

2.Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

3.Основные географические открытия. (Открытие Америки, Австралии, Индии, Антарктиды). Великие путешественники (Х. Колумб, Афанасий Никитин, Ф. Магеллан, Р. Амундсен, В. Беренг, Н. Пржевальский, И.Ф. Крузенштерн).

4.Важнейшие экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, радиоактивные отходы, парниковый эффект.

5. Экологические проблемы своей местности и пути их решения

6.Опустынивание и его причины

Уметь:

1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, микроскоп, термометр)

2. Использовать знания при оказании помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

3. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

Используемые условные обозначения:

Р.Т. – Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина,  5 часть «Человек на Земле»

Требования к уровню подготовки учащихся,  заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  9. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

                                   

Темы сообщений

  1. Представления древних людей о Вселенной.
  2. исторические справки о Н. Копернике, Дж. Бруно, Г. Галилее.
  3. Открытие спутников Марса.
  4. Исследования Луны.
  5. Характеристики планет.
  6. Стихи, легенды, сказания о кометах, метеорах, метеоритах.
  7. О звездах и созвездиях.
  8. Легенды о созвездиях.
  9. Божественное происхождение Земли (мифы, легенды, Библия).
  10. Краткая биография ученых, объяснивших происхождение Земли: Бюффона, Канта, Лапласа, Шмидта.
  11. О стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, вулканах, гейзерах.
  12. Ветры: бриз, муссон, ураган, смерч.
  13. Народные приметы, связанные с предсказанием погоды.
  14. Традиции у разных племен и народов о многовековых традициях.
  15. О великих путешественниках: Колумбе, Янсзоне, Куке, Лазареве, Беллинсгаузене.
  16. О великих географических открытиях.
  17. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.
  18. Глобальные экологические проблемы.

При разработке программы для пятых классов учитывались психолого- педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень предшествующей подготовки по биологии. Учащиеся пятых классов готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.

  При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань – 1999.

Предметные образовательные сайты

http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.

http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.
http://ts.edu.ru/ – сайт «Твоя школа».

 http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&lib_no=13669&tmpl=lib

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

   

Планирование  учебного материала по курсу природоведение 5Г  класс

(учебник: «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)

Тема «Изучение природы» ( 3 часа)

№ урока

Тема ,тип урока.

Кол-во

часов

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата проведения

Дата проведения по плану

1

Науки о природе,

Комбинированный урок.

1

Иметь представления  о науках изучающих природу

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

4.09

2

Методы изучения природы.

Практическая работа №1,№2 «Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование  различных единиц измерения»

1

Знать определения темы, уметь работать с лабораторным оборудованием

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

7.09

3

Великие естествоиспытатели

Комбинированный урок

Практическая работа №3


1


Иметь представления о вкладе великих ученых в развитие естественных наук.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

11.09

Тема Вселенная  ( 11часов )

4

Как древние люди представляли себе Вселенную. Комбинированный урок



1

Иметь представления о Вселенной знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

14.09

5

От Н. Коперника до

наших дней.

Комбинированный урок

1

Иметь представления о системе мира  Н Коперника, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме.

18.09

6

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника

1

Иметь представления о вкладе ученых в развитие учения Коперника, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

21.09

7

Соседи солнца

Комбинированный

Практическая работа №4


1


Иметь представления о составе Солнечной системы, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

25.09

8

Планеты – гиганты.

Плутон.

Комбинированный урок



1


Иметь представления о планетах гигантах, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

28.09

9

Урок закрепления

знаний по теме

«Планеты»

Спутники планет


1


Иметь представления о спутниках планет, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

2.10

10

Астероиды,  кометы.


Комбинированный урок

1

 Иметь представление о строении

 комет, наблюдение за кометами. Показать, что в состав Солнечной системы входят 2/7многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение

. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

5.10

11

Метеориты, метеоры.

 Урок лекция

1

Иметь представления о Солнечной системе , многочисленных мелких телах, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

9.10

12

Мир звезд.

Комбинированный урок


Практическая работа №6

1

 Иметь первоначальное представление о звездах. Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики.  Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

тест

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

12.10

13

Созвездия.

Интегрированный урок


1

Иметь представления о созвездиях. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

16.10

14

Что мы узнали о Вселенной Комбинированный урок

1

Повторить основные понятия темы «Вселенная». Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

19.10

3 «Земля» (17 часов +1 час экскурсия)

15

Как возникла Земля.

Первые гипотезы.


1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.  Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

23.10

16

Как возникла Земля.

 Гипотезы ХХ века.


1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.  Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

26.10

17

Ученые, объяснившие происхождение Земли.


1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.  Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

30.10

18

Внутреннее строение Земли


1

 Иметь представление о внутреннем строении Земли: ядро, мантия, земная кора,  теорией движения материков – литосферными плитами Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

2.11

19

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа № 8 «Описание горных пород».

1

 Иметь представления о горных породыах минералах, полезных ископаемых; их свойства и особенности. Отличие горных пород от минералов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

13.11

20

Вещества в окружающем мире


Практическая работа № 14 «Выявление смесей в веществах»

1

 Иметь представления О многообразии тел, веществ и их простейших классификациях Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.



Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

16.11

21

Многообразие явлений  природы


Практическая работа № 15

«Признаки химических реакций»

1

 Иметь представления О многообразии  явлений природы и их простейших классификациях Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

20.11

22

Землетрясения.

1

 Иметь представление о понятии землетрясение, его причины. Зоны распространения землетрясений на Земле. Предсказания землетрясений. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

23.11

23

Вулканы.


Урок лекция

1

 Иметь представления. Вулкан, его строение. Причины извержения. Разнообразие вулканов. Зоны активности вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.


27.11

24

Суша планеты Земля


Практическая работа № 9 с контурной картой

1

 Иметь представления о Материках и островах, части света и их основные характеристики. Особенности климата, крупные реки, озера и горы. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

30.11

25

Воздушный океан земли

1

 Иметь представления о том, что атмосфера – воздушная оболочка Земли. Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Облака и их типы. Ветер, направление и сила ветра. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

4.12

26

Климат на Земле

Практическая работа №10,№11


1

Иметь представления о погоде и ее признаках. Изменение погоды и ее причины. Прогноз погоды. Климат и его характер, разнообразие климатов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

7.12

27

Ураганы и смерчи

 


1

 Иметь представления об ураганах и смерчах, их причины и характеристики.

Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

11.12

28

Гидросфера Земли


Практическая работа № 13 с контурной картой

1

Иметь представления  оПонятии Гидросфера, ее составные части, их взаимодействие. Крупнейшие моря и океаны планеты. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.


Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

14.12

29






30

Вода на Земле

Комбинированный урок

Неповторимая планета

2

Иметь представления о том, что основные источники пресной воды (ледники, айсберги, подземные воды), их роль в круговороте воды Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Иметь представления  оЗначении Солнца для жизни на Земле, уникальность Земли – существование на ней живых организмов Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.




Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

18.12







21.12

31

Что мы узнали о Земле.

Итоговый урок по теме «Земля».


1

Иметь представления о строении Земли, знать определения темы.

Контрольная работа или тест по теме «Земля» Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Отвечают на контрольные вопросы.


25.12

32

Виртуальная экскурсия по теме.

28.12

Устный фронтальный опрос

4.Жизнь на Земле 17 часов


33

Развитие жизни на Земле

Урок лекция


1

Иметь представления о современныех взглядах на развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные периоды нашей планеты. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

11.01

34

Животные прошлого

Комбинированный урок.


1

Иметь представления о Древних животных, их ископаемые остатки. Длительность и постепенность развития растений и животных на Земле. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

15.01

35

Живые клетки организмов.

Комбинированный урок


1

Иметь представление о клеточном строение организмов. Клетка - структурная единица живого. Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

18.01

36

Строение клетки

Практическая работа № 16 «Изучение строения клетки с помощью микроскопа».




1

Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

22.01

37

 Царства живой природы. Одноклеточные организмы.



1

Иметь представление о разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

25.01

38

Многоклеточные организмы (грибы и растения).

Комбинированный урок.






1

Иметь представление о многоклеточных организмах: Растения, их многообразие и роль в круговороте грибы, растения, животные. Грибы – особое царство живой природы, их многообразие. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

29.01

39

Разнообразие животных.



1

Животные, их разнообразие, роль в природе, связь с растениями и другими живыми организмами. Беспозвоночные животные, их многообразие. Позвоночные животные, их многообразие. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

1.02

40

Разнообразие сред обитания. наземно-воздушная среда, приспособление организмов к ней.



1

Среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно – воздушной среды. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

5.02

41

Водная среда обитания, приспособление организмов к ней.



1

Особенности водной среды, водные жители и особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в воде. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

8.02

42

Почвенная среда обитания, приспособление организмов к ней. 

Практическая работа №17 «Изучение животных, обитающих в почве».






1

Особенности почвенной среды, жители почвы, особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в почвенной среде. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

12.02

43

Жизнь на разных континентах.

1

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

15.02

44

Жизнь на разных  материках

1

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

19/02

45

Природные зоны Земли.

Урок лекция


1

Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

22.02

46-47

Жизнь в морях и океанах

2

Разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространение. Взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос, работа по карточкам

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

26.02

48

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».


1

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками. обитания, о природных зонах Земли.

Контрольная работа, или итоговый тест.

Контрольная работа, или итоговый тест

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

1.03

49

Виртуальная экскурсия

1

5.03

                                                                                                                             Тема №5 « Человек на Земле». ( 17 часов).

№ урока

Тема и тип  урока

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся

Дата прове

дения

по плану

50


Как человек появился на Земле

Комбинированный урок


1

Человекообразные обезьяны, их сходство и различие с человеком в строении и поведении. Древесные обезьяны, австралопитеки (южные обезьяны), особенности их строения, поведения.

Первые люди. Человек умелый, человек прямоходящий, особенности его строения, поведения, образа жизни. Человек разумный. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

12.03

51

Как человек открывал Землю.

1

Первые и современные географические карты, их отличия. Путешествие Колумба и открытие Америка. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

15.03

52

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель

Комбинированный урок

Практическая работа № 19 на контурной карте.

1

Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. Васко да Гама, Афанасий Никитин, Марко Поло, Ф. Магеллан и их заслуги перед географической наукой. Открытие полюсов Земли Р. Пири и Р. Амундсеном. Русские путешественники: В. Беренг, Н. Пржевальский, И. Ф. Крузенштерн, их открытия. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

19.03

53

Как человек изменил Землю.

1

Последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

22.03

54

Экологические катастрофы планеты.

1

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

2.04

55

Меры сохранения жизни на Земле.

Комбинированный урок

1

Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

5.04

56

Красная книга Республики Татарстан

 Практическая работа №20


1

Основные меры сохранения биологического разнообразия в Татарстане. Красная книга. Заповедники Татарстана их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

9.04

57

Экологические проблемы Татарстана и пути их решения

Комбинированный урок

Практическая работа №21, №22

1

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект в Татарстане. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

12.04

58

Защита Земли от опустынивания

1

Понятие «Опустынивание», причины опустынивания, меры его остановки, защита от этого процесса. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

16.04

59

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» Практическая работа №23

1

Обобщить знания учащихся по данной теме. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

19.04

60

Здоровье человека

Практическая работа № 24 « Измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными особенностями»

1

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

23.04

61

Безопасность жизни и первая помощь

Практическая работа № 25 «Правила оказания первой помощи.

1

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, грозы, граде), Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

26.04

62

Безопасность жизни. Ядовитые животные

1

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых животных. Правила безопасного поведения с ядовитыми животными. Правила оказания первой помощи при укусе ядовитых животных Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения,выполняют задания по рисункам учебника.

30.04

63

Безопасность жизни. Ядовитые растения

Комбинированный урок

1

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений. Правила безопасного поведения с ядовитыми растениями. животных Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

3.05

64

Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность»

1

Знать определения темы, иметь представления о мерах сохранения здоровья человека.


Контрольная работа, или тест по материалу данной темы

Отвечают на вопросы контрольной работы.

7.05

65

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

10.05

66

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

14.05

67

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

17.05

68

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

21.05

69

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопаросы   дом. задания,записывают определения, составляют вопросы по теме

24.05

70

Резервное время

1

Летнее задание

28.05

Требования к уровню подготовки учащихся,  заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  2. строение живой клетки (главные части);
  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  6. изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
  9. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  2. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  3. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  4. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  5. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  6. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  7. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  8. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  9. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  10. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  11. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  12. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  13. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  2. измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  3. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  4. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  5. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

                                   

Практические работы природоведение 5 класс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 (вариант №1)

« Знакомство с оборудованием для научных исследований»

ЦЕЛЬ:  1. Знакомство с лабораторным оборудованием и физическими приборами для научных исследований.

  1. Научиться пользоваться штативом.
  2. Научиться определять цену деления измерительного прибора.

ОБОРУДОВАНИЕ:   штатив, спиртовка, колбы, мензурка,   пробирки с водой, линейка 25 см, карточки с изображением измерительных приборов.

1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования.

1. Штатив                   2. Колба                            3. Пробирка

4. Спиртовка                 5. Лабораторный стакан

2. Установи лапку штатива на высоте 25 см от поверхности стола. В лапке укрепи пробирку с водой.

3. Экспериментальные методы получения научных знаний - метод измерений.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.  Измерительными  приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите   какую   физическую   величину   они измеряют:

1. Весь век идёт Ерёмушка,

Ни сна ему, ни дрёмушки

Шагам он точный счет ведет,

А с места все же не сойдет.


2. Я под мышкой посижу

И что делать укажу

Или уложу в кровать

Или разрешу гулять.

Отгадки можно также зарисовать.


1.               прибор, который измеряет

2.               прибор, который измеряет

4. Внимательно рассмотри шкалу измерительного прибора.   Найди   и   запиши   верхний   предел измерения этого прибора.

предел измерения измерительного прибора

  1. Найди и запиши цену деления этого прибора, для этого:

•   найди два ближайших штриха с цифрами

•   из большего числа вычитай меньшее

•   подели на количество делений между ними

•   вычисления и результат запишите.


цена деления -

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1        2 вариант

«Знакомство с оборудованием для научных исследований»

ЦЕЛЬ:  1. Знакомство с лабораторным оборудованием и физическими приборами для научных исследований.

             2. Научиться пользоваться штативом.

             3. Научиться определять цену деления измерительного прибора.

ОБОРУДОВАНИЕ:   штатив, спиртовка, колбы, мензурка,   пробирки с водой, линейка 25 см, карточки с изображением измерительных приборов.

1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования.

1. Штатив             2. Колба         3. Пробирка



4.Ступка с пестиком            5. Мензурка

2. Установи лапку штатива на высоте 25 см от поверхности стола. В лапке укрепи пробирку с водой.

3. Экспериментальные методы получения научных знаний - метод измерений.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Измерительными приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите   какую   физическую   величину   они измеряют:

 1. Две сестры качались

     Правды добивались

     А когда добились,

     То остановились.

 2. На стене висит тарелка

     По тарелке ходит стрелка

     Эта стрелка наперед

     Нам погоду узнает


Отгадки можно также зарисовать.








1.               прибор, который измеряет




2.               прибор, который измеряет

4. Внимательно рассмотри шкалу измерительного прибора.   Найди   и   запиши   верхний   предел измерения этого прибора.

предел измерения измерительного прибора

  1. Найди и запиши цену деления этого прибора, для этого:

 •   найди два ближайших штриха с цифрами

•   из большего числа вычитай меньшее

 •   подели на количество делений между ними

 •   вычисления и результат запишите.

-


цена деления -



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений». Вариант №1

ЦЕЛЬ: 1. конкретизация знаний о методах изучения природы

            2. развитие навыков практической деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнит, спички, кнопки, скрепки, ключи из латуни, ластик, колба, мензурка, пробирки с водой, линейка, болт и гирька на нити.

1.   Запишите, какие физические явления мы наблюдаем:

1 .Летом, во время грозы.

1.

2.Осенью, при резком понижении температуры

2.

воздуха.

3.

3. Зимой, на поверхности водоемов.

4.

4. Весной, когда солнце « пригревает» крыши домов.

2.    Проведите опыты с магнитом: определите какие тела он притягивает, а какие нет.

притягиваются к магниту:

1.

не притягиваются к магниту:

Результаты запишите в таблицу.

2.

1.

3.

2.


3.

3. Укажите единицы измерения перечисленных физических величин:

1. Длина



1.

2. Масса

2.

3. Температура

3.


4. Проведите измерения линейных размеров этих тел:             тетрадь

                   спичечный коробок

найдите площадь поверхности тетради

длина         см,     ширина       см.

длина         см,     ширина       см,       высота      см


S =

и объем спичечного коробка.

V =


5. Напишите известные вам меры длины.

1.

(Вспомните и запишите известные пословицы и

2.

поговорки, в которых упоминаются старинные

3.

меры).

4.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений». Вариант №2

ЦЕЛЬ:1. Конкретизация знаний об экспериментальных методах исследований.

           2. Развитие навыков практической деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнит, спички, кнопки, скрепки, ключи из латуни, ластик, колба, мензурка, пробирки с водой, линейка, болт и гирька на нити.

1.  Запишите,  какие  физические  явления  мы наблюдаем:

1 .Летом, во время дождя.

2.Осенним утром на поверхности луж.

3. Зимой, при резком понижении температуры воздуха. 4. Весной на реке или озере.



1.

2.

3.

4.

  1. Проведите опыты с магнитом: определите какие тела он притягивает, а какие нет.

      Результаты запишите в таблицу.

притягиваются к магниту:

1.

2.

3.

не притягиваются к магниту:

1.

2.

3.

3. Укажите единицы измерения перечисленных физических величин:

1. Площадь

2. Время

3. Скорость



1.

2.

3.

  1. Налейте в мензурку 50 мл воды.

Опустите в мензурку тело - гирьку на нити. Изменилось ли количество воды в мензурке после погружения?

Что изменилось после погружения тела: объем воды или положение уровня воды?

На сколько повысился уровень воды?

Повторите   опыт   со   вторым   телом.   Запишите результаты.

Сделайте вывод, можно ли с помощью мензурки определить объем какого из этих тел больше?

гирька

болт




Гирька имеет объем ,              ___________чем болт.

Болт    имеет    объем , ___________чем гирька.

. Напишите известные вам меры длины и веса.

 ( Вспомните   и запишите   известные пословицы и поговорки в которых упоминаются старинные меры).

1.

2.

3.

4.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

«Великие естествоиспытатели»

ЦЕЛЬ: 1.получить знание о великих естествоиспытателях их заслугах.

            2. учиться выделять главное из текста учебника.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Природоведение», издательство ООО «Дрофа», 2006, стр. 21-22.

Задание

  1. Прочесть текст.
  2. Перечертить таблицу в тетрадь.
  3. Заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника.

Великие естествоиспытатели,

годы жизни

Главные заслуги

Карл Линей (1707-1778 г.)

Чарльз Дарвин (1809-1882 г.)

Владимир Вернадский  (1863-1945г.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»

(на местности)

ЦЕЛЬ: 1. научиться одному из методов изучения природы - наблюдению.

             2. учиться умения анализировать и делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, авторучка, линейка, карандаш, ластик, бинокль.

Задание:

1. Вести наблюдение за Солнцем и звездами в течение четырех дней.

2. Занести данные наблюдений в таблицу.

3. Проанализировать данные таблица и сделать вывод.

Дата

Состояние

Время восхода Солнца

Время захода Солнца

Состояние

Время появления

небосвода

небосвода

первых звезд

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Наблюдение за луной. (Домашняя)

Узнайте у учителя в какое время суток лучше наблюдать Луну в ближайшие дни.

Зарисуйте Луну такой, какой вы ее видели сегодня.

Повторите свой рисунок через 5 – 7 дней.

Сравните свои зарисовки с рисунками своих одноклассников, которые они сделали в другие дни.

Зарисовки внеси в таблицу.

 

Дата

Вид Луны

11.10.99

 

 

 

Сделайте вывод из своих наблюдений.

Найдите в литературе сведения, которые помогут Вам объяснить почему изменяется вид Луны в течении месяца.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

«Работа с подвижной картой звездного неба»

ЦЕЛЬ:  1. научиться работать с картой звездного неба.

             2.научиться работать с дополнительной литературой по теме урока, отбирать материал и готовить сообщения.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта звездного неба, рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка, ластик.

Задание:1. Подготовить сообщение о созвездии, под которым родился.

              2. Показать созвездие на карте, а также назвать и показать самую яркую звезду этого созвездия.

              3. По возможности проиллюстрировать рассказ изображением созвездия древних греков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

№ 2 Наблюдение за Полярной звездой. (Домашняя)

Приготовьте трубочку длиной 15-20 см. и диаметром – 2-3см.

Установите ее на прочной подставке или прикрепите к столбу так, чтобы в нее была видна Полярная звезда.

Загляните в трубочку через несколько минут, через час – полтора и на следующий вечер.

Сделайте вывод о видимом движении полярной звезды.

Как Вы можете объяснить наблюдаемое явление?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

 «Описание горных пород»

 

Проведите исследование свойств образца минерала.

Узнайте у учителя название выданного вам минерала.

Определите цвет минерала.

Есть ли у выданного вам минерала блеск?

Определите, посмотрев на свет сквозь образец, прозрачен, непрозрачен или полупрозрачен выданный вам минерал.

Определите твердость минерала с помощью коллекции «Шкала твердости».

Для определения твердости используется «Шкала твердости». Твердость талька – самого мягкого минерала – принята за единицу. Твердость каждого последующего минерала на единицу больше, чем у предыдущего: тальк 1, гипс –2, кальцит –3, флюорит – 4, апатит – 5, ортоклаз – 6, кварц –7, топаз – 8, корунд – 9, алмаз – 10. В шкале твердости каждый последующий минерал оставляет царапину на предыдущем. Например, гипс оставляет царапину на тальке, кальцит – на гипсе .Чтобы определить твердость минерала, нужно поочередно брать образцы минералов из шкалы твердости и их острым краем царапать исследуемый минерал. Например, если на исследуемом минерале кальцит не оставляет царапины, а флюорит оставляет, значит твердость минерала меньше 4.

Для определения твердости минералов можно использовать ноготь пальца (твердость около 2,5), стекло (твердость 5), стальной перочинный нож (твердость 6).

Результаты исследования запишите в таблицу.

 

Название

Минерала

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

 

Определение по карте положения и высоты гор и равнин

/РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ/.

Задание №1 .Найдите на физической карте полушарий перечисленные в таблице равнины.

    Определите, на каком материке они находятся. По шкале высот определите их среднюю высоту. Полученные данные занесите в таблицу.

 

Название объекта

На каком материке находится

Средняя высота

1

Прикаспийская низменность

 

 

2

Среднесибирское плоскогорье

 

 

3

Амазонская низменность

 

 

4

Бразильское плоскогорье

 

 

5. Обозначьте указанные равнины на контурной карте, используя карандаши соответствующего цвета. Подпишите их названия.

 

Задание № 2.

Найдите на физической карте полушарий перечисленные в таблице горы,

Определите, на каком материке они находятся,

По шкале высот определите их среднюю высоту,

Полученные данные занесите в таблицу.

№/№

Название объекта

На каком материке находится

Средняя высота

1

Гималаи

 

 

2

Анды

 

 

3

Кордильеры

 

 

4

Уральские горы

 

 

5. Обозначьте указанные горы на контурной карте, используя карандаши соответствующего цвета. Подпишите их названия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

«Измерение температуры воздуха, направления, скорости ветра».

ЦЕЛЬ: закрепить умение пользоваться приборами для наблюдения за погодой. ОБОРУДОВАНИЕ: термометры, флюгер, записи хода экскурсии на метеоплощадку.

  1. Рассмотрите шкалу термометра.


Определите верхний и нижний предел измерения,   который возможен при использовании   данного термометра.

Определите цену деления данного измерительного прибора.

Запишите показания термометра.

цена деления =

температура воздуха =

2. Какими приборами измеряют направление и скорость ветра?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

«Наблюдение погоды»

ЦЕЛЬ:   1. закрепить умение наблюдать за погодой.

ОБОРУДОВАНИЕ: записи хода экскурсии на метеоплощадку, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ластик.

Задание:1. Заполни таблицу результатов наблюдений за погодой.

Число, месяц, год

Температура

Облачность

Осадки

Ветер

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Цель: выяснить, как влияет погода и погодные явления на самочувствие, и здоровье людей.

Оборудование: атласы географических карт для 5 класса.

Задания

Ответы

1.

Почему люди, приехавшие  работать и жить на север из средней полосы России, вынуждены иногда вернуться обратно?

2.

С какой целью метеослужба предупреждает население: предупреждает население: «Осторожно, гололёд!»?

3.

Чем опасны сильные ветра?

4.

Как вы понимаете выражение: «У природы нет плохой погоды, есть неправильно выбранная одежда».?

5.

Что бы вы посоветовали метеозависимому человеку?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

 Выявление изменений глубин океана.

/РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ/.

Задание №1

Совершите по карте путешествие по Индийскому океану вдоль экватора от берегов Африки до островов Малайского архипелага

Установите по шкале глубин изменение глубины Индийского океана.

Данные занесите в таблицу

Зона

Цвет окраски на

физической карте полушарий

Средняя глубина

1

Светлое

 

2

Светло-голубой

 

3

Голубой

 

4

Светло-голубой

 

5

Голубой

 

6

Светло-голубой

 

7

Голубой

 

8

Светло-голубой

 

9

Светлый

 

Задание №2

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ.

Докажите единство вод Мирового океана, совершив по карте воображаемое путешествие вокруг света из порта Москва.

Запишите названия каналов, заливов, проливов, морей, океанов, по которым вы «проплыли».

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 (вариант №1)

«Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»

ЦЕЛЬ:  1 .Научиться описывать и сравнивать свойства веществ. ОБОРУДОВАНИЕ: железо, сера, 2 стакана с водой, стеклянная палочка, магнит.

Признаки

Название вещества № 1

Название вещества № 2

Что общего и чем отличаются предложенные вещества

1. В каком агрегатном состоянии - газообразном, жидком или твердом находится предложенное вещество.

2. Какого цвета вещество?

3. Имеет ли оно блеск?

4. Имеет ли вещество запах?

5. Растворяется ли вещество в воде?

6. Притягивается вещество магнитом или нет?

 Практическая работа № 14.(вариант №2)

«Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»

ЦЕЛЬ: научиться описывать и сравнивать свойства разных веществ.

ОБОРУДОВАНИЕ: поваренная соль, железо, мел, 3 стакана с водой, стеклянная палочка, магнит.

  1. Заполните таблицу:

Вещество

Свойства


Агрегатное состояние

Цвет

Блеск

Запах

Растворяется ли в воде

Притягивается ли магнитом

Поваренная соль

Железо

Мел

2) Запишите, что общего в свойствах предложенных веществ:

3)3апишите, чем отличаются свойства предложенных веществ:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

«Наблюдение признаков химических реакций»

ЦЕЛЬ:  1 .Закрепить на практике знания признаков химических реакций.

2.Учиться наблюдать и описывать проведенные химические реакции.

ОБОРУДОВАНИЕ: спиртовка, медная проволочка, держатель, стакан с пищевой содой, стакан с

водой, пробирка с уксусной кислотой, спички, пробирка с раствором поваренной соли, пробирка с раствором нитрата серебра.

Действия

Наблюдения

1. Прокалите медную  проволоку в пламени спиртовки.

При прокаливании медная проволока

Возьмите стакан с водой. Растворите в нем хчайной ложки пищевой соды. В полученный раствор добавьте несколько капель уксусной кислоты( осторожно!)

Наблюдаем

2. Зажгите спичку.

Наблюдаем

3.  Смешайте      между      собой      раствор поваренной соли и нитрата серебра.

После смешивания двух растворов наблюдаем

5. Приведите пример химической реакции, при которой мы замечаем появление запаха.

6. Приведите пример химической реакции при которой изменяется вкус.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

 

 «Изучение строения клетки с помощью микроскопа»

 

Задание №1. Познакомьтесь с устройством микроскопа.

I. Рассмотрите на рисунке устройство микроскопа. Найдите на выданном вам приборе его части: окуляр (1), зрительная трубка (тубус) (2), объектив (3), диафрагма (4), предметный столик (5), зеркало (6), регулировочный винт (7), зажимы (8), основание (9).

 

 

Задание №2. Исследование готового микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

1.Закройте препарат покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа 56х. Найдите вытянутые клетки с ядрами.

3.Рассмотрите микропрепарат. Какие части клетки видны под микроскопом?

4.Зарисуйте в тетради клетку и подпишите ее части.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17

 

«Наблюдение животных, обитающих в почве».

1.По указанию учителя возьмите пробы почвы.

 2.Рассмотрите при помощи лупы пробу почвы.

3.Зарисуйте тех обитателей почвы, которых вам удалось обнаружить.

4.Используя иллюстрации в учебнике, попробуйте определить, к какой группе живых организмов они относятся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18

 «Наблюдение за ростом корней и листьев лука»

1.За две недели до урока посадите в банку с водой лук – репку. Ежедневно утром и вечером отмечайте увеличение корневой системы и роста лука-стрелки с помощью линейки. По возможности считайте количество корешков, появляющихся у лука. Данные записывайте в таблицу.

 

№/№

Дата

Время

Длина

Количество

корешков

 

Утро 8 00

 

 

 

 

Вечер 20 00

 

 

 

2.По полученным данным построить график роста корней и стрелки лука.

3.Составить отчет о проделанной работе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19

 

Путешествие по карте

Покажите на карте маршрут кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806) по следующим опорным пунктам:

Кронштадт (Санкт – Петербург) - пролив Дрейка – о. Пасхи – Гавайские острова – Петропавловск – Камчатский – о. Сахалин – пролив между о. Ява и о. Суматра – Кейптаун – Кронштадт.

Запишите океаны и моря, по которым плыли путешественники.

Какой факт доказывает, что это кругосветное путешествие?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20

 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации».

Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Ярославской области.

Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные

                     - ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

  - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

  - как называется этот жук?

  - какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21

Самостоятельная работа по теме: « Экологические катастрофы»

Вариант 1

Информация:

Во многих городах мира на площадях и в парках стоят мраморные или бронзовые скульптуры.

Объясните, почему в последнее время ряд этих скульптур заменили копиями, а подлинники перенесли в здания музеев.

 

Вариант 2.

Информация:

В настоящее время в мире насчитывается более 400 млн. автомобилей.

Объясните высказывание: «Автомобиль соткан из противоречий. С одной стороны, он облегчает нашу жизнь, с другой – отравляет».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными  путями их решения.

Цель: выяснить основные экологические проблемы Ярославской области и доступные пути их решения на данном этапе.

Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.

Задание: Заполни таблицу.

№ п/п

Экологическая проблема

Пути решения

1.

Тепловое загрязнение.

2.

Вырубка лесов.

3.

Загрязнение вод.

4.

Охота.

5.

Парниковый эффект (потепление климата)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23

 Система ценностей человека. /Вопросы для обсуждения/.

 

1. Что в каждой фотографии представляется важным?

2. Что, по-вашему, представляет проблему?

3. Как, по-вашему, можно решить проблемы, которые вы видите на фотографии?

4. Что на каждой фотографии заставляет вас чувствовать себя хорошо быть счастливым?

5. Что на каждой фотографии заставляет вас чувствовать себя плохо, неуютно? Что сердит? Что печалит?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24

«Измерение роста и массы тела»

ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

ОБОРУДОВАНИЕ:   Ростомер, медицинские весы, (работа проводится на базе школьного

медицинского кабинета)

Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
  2. Определите цену деления.



Цена деления =   ____________г.

  1. Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.

      Если равновесие нет, то сдвинь

      большую гирю вправо - в сторону     больших, значений.

  1. Продолжай такие же действия, пока

      не  получишь равновесие.

           Запиши полученный результат:

1. Большая гиря показывает __________кг

2. Малая показывает _________г


    Значит мой вес _______кг ____г

     5.  Встань спиной к ростомеру.

          Плотно прижми пятки к линейке,

          распрями плечи.

         Опусти планку до касания головы.

         Зафиксируй результат в тетрадь.



Мой рост

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25

«Овладеть простейшими способами оказания до врачебной помощи»

ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.

1. Определите тип ранения по виду раны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.


2. Укажите, с какой целью используют данные повязки:

Укрепляющие

Давящие

Фиксирующие

3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если:

      вид раны - колотая область

      ранения - кисть

4. Наложите повязку на область предплечья.

Дополнительная литература:

  1. Рекорды космоса / Пер. с англ. Т.А. Майсака; - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.
  2. Дубкова С.И., Засов А.В.

Атлас звездного неба: Науч.-пол. Изд. Для детей / макет и оформл. Л.Д. Андреева. – М.: ООО«Издательство «РОСМЭН - Пресс», 2001.

  1. Робин Скейгел. Космос: открытия и находтки. – М.: «Махаон», 1999.
  2. Давид Х. Леви. Энциклопедия окружающего мира: звезды и планеты. – М.: Издательство «Белый город», 1998.
  3. человек и Вселенная. – М., 1994.
  4. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: «Карвет», 1992.
  5. С. Афонькин, Н. Андреев. Во мгле времен. – Санкт-Петербург. «Северо-запад», 1994.
  6. Детская краткая энциклопедия: Природа. – издательство «Слово», 1994.
  7. Мир природы. / Перевод с франц., - Смоленск, Русич, 1998.
  8. наглядный словарь. Земля., - М.: издательство «Слово», 2001.
  9. Иллюстрированный атлас школьника: Планета Земля. – М.: Аванта, 2004.
  10. Детская энциклопедия. Происхождение жизни. – М.: Апрель АСТ, 2002.
  11. Энциклопедия окружающего мира: Погода и климат. – М.: «Росмэн», 1997.
  12. Сохраним наш мир: учеб. Пособие по экологии для шк. / Под ред. А.А. Агеева. – Волгоград: кооператив «Книга», 1994.
  13. Аркадий Кленов. Малышам о минералах. – М.: «Педагогика - Пресс», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье»  в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая  программа курса биологии для 11 класса составлена на основе•          Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны

Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...