Классный час «Иных уж нет, а те далече ...».
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Занятие поможет не только понять, но и почувствовать сердцем «все величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое – и они знали это – их ждали веревка палача и каторжная работа»; решать нравственные проблемы совести, достоинства, чести. Подтвердить мнение Л.Н. Толстого: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Иных уж нет, а те далече ...».

Цели: не только понять, но и почувствовать сердцем «все величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое – и они знали это – их ждали веревка палача и каторжная работа»; решать нравственные проблемы совести, достоинства, чести. Подтвердить мнение Л.Н. Толстого: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

Продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение.

На примере биографий и судеб декабристов и их жен воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру и убеждения.

Оборудование:

Карта-рисунок «Путь декабристов в Сибирь».

Портреты декабристов и их жен.

Экспозиция из книг о декабристах.

Записи на доске:

Чувство чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимы для жизни.

Н. Тургенев.

Обыкновенно судим мы о достоинствах дела по его успеху; но о таком деле, которое простирается на целый народ, надлежит судить уже по судьбе его. Судьба тем превосходит успех, что проводит дело через добро и зло.

Г.С. Батеньков.

Высказывания декабристов:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан,

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

К. Рылеев.

Мне в Сибирь не в тягость, знаю, за что я здесь, и совесть спокойна.

С.Г. Волконский.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Есть вехи в истории страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от события. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года – одна из таких незабываемых страниц. Многое удивительно своеобразно в движении декабристов. Молодые дворяне, принадлежащие к привилегированному сословию, поднялись на борьбу с крепостничеством; занимающие все руководящие места в царской администрации и в армии, желали уничтожить самодержавие и привилегии. А.И. Герцен прекрасно сказал о среде, из которой вышли декабристы: «... в ней была юность, отвага, ширь, поэзия, Пушкин, рубцы 1812 года, зеленые лавры и белые кресты. Между 1812 – 1825 годами развилась целая плеяда, блестящая талантами и независимым характером, с рыцарской доблестью».

Вот только несколько высказываний декабристов, лучше всего их характеризующее:

Кто для Отчизны алчет жить,

Тот выше бедствий в свете.

П. Колошин.

Ах! Лучше смерть, чем жить рабами, -

Вот клятва каждого из нас ...

П. Кавелин.

Эти прекрасные люди сознательно принесли себя в жертву ради будущего.

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но, где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

К. Рылеев.

На первых уроках о декабристах мы выясняли, почему и как растет это движение. Сегодня перед нами иная задача. Итак, вы определили, что восстание потерпело неудачу. Г.С. Батеньков отмечал: «Обыкновенно судили мы о достоинствах дела по его успеху; но о таком деле, которое простирается на целый народ, надлежит судить уже по судьбе его. Судьба тем превосходит успех, что проводит дело через добро и зло».

На нашем нетрадиционном уроке «Иных уж нет, а те далече ...», проследив судьбы декабристов после восстания, – я предлагаю рассмотреть нравственные проблемы этих блестящих людей, имевших и потерявших все. Говорят, что лучше всего человек проявляется в несчастье: от горя можно потерять голову, струсить, а можно с чистой совестью и достойно встречать удары судьбы.

Знакомство с целями урока:

  1. Узнать о том, как сложилась судьба декабристов после подавления восстания.
  2. Выяснить тот нравственный стержень, который определил поведение декабристов в тяжелое для них время. К концу урока доказать правомочность эпиграфа, главной мысли урока : «Чувство чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни».

Н. Тургенев

  1. Я хочу, чтобы вы не только поняли, но и почувствовали сердцем «все величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое – и они знали это – их ждали веревка палача и каторжная работа».

А. Герцен

  1. Мы продолжаем учиться анализировать, обобщать, делать выводы, решать проблемы, вести дискуссию.
  2. Знакомясь с биографией и судьбами декабристов, вы ощутите гордость за своих предков. «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства», – так говорил о них Л.Н. Толстой. Хочется, чтобы и у нас в ходе урока возникли серьезные мысли и чувства.

Методическая установка. Класс, разбившись по группам, работает над отдельными страницами летописи под названием: «Иных уж нет, а те далече ...» (история судеб декабристов после восстания).

Основная часть.

Задание: Пролистывая страницы истории декабристов после окончания восстания, по ходу работы в тетради запищите те нравственные качества, которые помогли им достойно встречать удары судьбы.

Страница первая: Арест и допросы.

Сразу же после восстания на Сенатской площади, в ночь на 15 декабря, в Петербурге начались аресты. Декабристов возили на допрос непосредственно к самому Николаю I в Зимний дворец, из которого, по меткому выражению декабриста Захара Чернышева, в эти дни «устроили съезжую». Командовал этой «съезжей» сам царь, новый император всея Руси Николай I. Сразу же после кровавых событий первого дня своего царствования он приступил к расправе со своими арестованными. Декабристы вели себя мужественно. Так, добровольно явившийся на гауптвахту писатель А. Бестужев (Марлинский), когда за ним пришли, чтобы вести к царю, сам, по старой привычке скомандовал: «Марш! – и пошел с конвоем в ногу на допрос.

Первый допрос арестованных проводился во внутренних царских покоях. Время от времени дверь из соседней комнаты открывалась, и на пороге появлялся Николай I. Многих арестованных генералов и офицеров император знал лично, других изучал на допросе. И с каждым разговаривал по-разному. В зависимости от поведения арестованного он действовал то лаской, то угрозой.

О мрачном Алексеевском равелине Петропавловской крепости и расположенном на его территории страшном «Секретном доме» в городе ходили темные слухи. О тех, кто здесь сидел, говорили как о «забытых», заживо погребенных людях. Это было мрачное царство тьмы и нечеловеческих страданий. Сами тюремщики, вынужденные обслуживать одиночные камеры Алексеевского равелина, чувствовали себя в их стенах живыми мертвецами. Отсюда заключенных отправляли только на смертную казнь или в ссылку.

В «Секретном доме» царило вечное безмолвие. За стены этого мрачного дома не проходили голоса жизни.

Многих декабристов содержали в темных камерах, куда не проникал ни один луч света, на руках и ногах у них были кандалы, временами им уменьшали рацион пищи и питья до голодной нормы.

Многие декабристы вели себя благородно, согласно законам чистой совести и кодексу офицерской чести. Так, декабристу Пущину его лицейский товарищ, князь Горчаков, принес на другой день после восстания заграничный паспорт и предложил бежать. Пущин отказался.

Мог спастись и находившийся в то время в Варшаве подполковник Михаил Лунин. Его начальник, великий князь Константин, узнав, что Лунин был причастен к делам тайного общества, вызвал его и, вручая заранее приготовленный заграничный паспорт, предложил бежать и тем избежать суда и казни. Лунин отказался.

  • Бежать за границу, избегая той участи, которой подвергнутся товарищи, было бы малодушием, – сказал он. – Я разделял с товарищами их убеждения, разделю и наказание.

Как человек чести проявил себя в заключении декабрист Фонвизин. В одну из прогулок Фонвизина на тюремном дворе охрану в крепости несли солдаты полка, которыми он когда-то командовал. Видя своего бывшего командира полка в столь бедственном положении, солдаты предложили ему бежать. Генерал дружески поблагодарил их: нет, бежать он не хочет, не желает подвергать опасности солдат, которые так самоотверженно хотят спасти его, и затем – он не считает себя вправе оставить находящихся в крепости товарищей по восстанию.

Отказались покинуть товарищей и другие декабристы, имевшие полную возможность скрыться ...

Суду был предан 121 человек. Среди них было много бесстрашных героев, закаленных в боях с Наполеоном. Поведение декабристов на следствии было различно ...

Многие держались стойко, независимо, другие же – не проявили стойкости, каялись, выдавали товарищей.

– Почему?

Попытаемся узнать подробнее о тех и о других и объяснить подобное поведение.

В своем поединке с декабристами Николай I был и тюремщиком, и следователем, и судьей.

Нужно сказать, что Николай I прекрасно владел искусством перевоплощения. Как Наполеон – у знаменитого французского актера Пальма, он учился тому, как носить горностаевую мантию, подниматься на трон, придавать себе гордую осанку, устрашающий неприступный вид; надеть на лицо маску торжественности, благожелательности, приветливости, ласковости, даже искренности.

  • Все в моих руках, – сказал Николай I  Н.А. Бестужеву. – Я могу простить Вас и если бы мог увериться в том, что впредь буду иметь в Вас верного слугу, то готов простить ...
  • Ваше Величество! – смело ответил Николай Бестужев царю. В том и несчастье, что Вы все можете сделать, что Вы – выше закона. Желаю, чтобы впредь жребий Ваших подданных зависел от закона, а не от Вашей угодности ... Ваших капризов или минутных настроений.

Очень смело вел себя на допросе Якушкин.

  • Если Вы не хотите губить Ваше семейство и чтобы с Вами не обращались, как со свиньей, Вы должны во всем признаться.
  • Я дал слово не называть никого, все же, что я знал про себя, я уже сказал.

Допытываясь во время допросов, почему некоторые декабристы, не принимавшие активного участия в восстании 14 декабря, не донесли правительству о существовании тайного общества, Николай I давал своеобразное толкование о чести.

Достойный ответ царю дал А. Раевский.

– Государь! Честь дороже присяги; нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще ...

Итак, несмотря на весь артистизм, проявленный царем, декабристы в целом не доверяли Николаю I, но у некоторых из них сложилось после беседы с царем неверное представление о личности, взглядах императора. Они не сразу разглядели в нем сухого, холодного актера, беспощадного деспота, жестокого самодержца, жандарма. Возвращаясь в камеры после допросов, они готовы были увидеть в нем человека, способного понять их мечты и увлечения и – простить, а самое главное – воплотить в жизнь их проекты. «Говоря с царем, я заметил слезы на глазах его, и они сильнее меня тронули, чем лестные обещания и угрозы». Поэтому не все декабристы проявили во время следствия стойкость.

 Николай I действовал на заключенных то угрозою, то ласкою и обнадеживающими обещаниями, то напоминанием о судьбе их семей. Нашлись среди дворянских революционеров люди, которые после поражения восстания потеряли почву, называли имена товарищей и написали царю письма с искренними и откровенными признаниями. Так поступили глубоко убежденные, революционно настроенные, деятельные декабристы Никита Муравьев, Оболенский, Якубович, Трубецкой, Каховский.

Вопросы обобщения:

  • Как вели себя декабристы после поражения восстания?
  • Почему не все вели себя стойко?
  • Какие нравственные качества проявили декабристы во время ареста и допросов?

  Достоинство

Записи в тетрадях            Благородство

Честь

Страница вторая. Тюремное заключение.

В ночь на 15 декабря казематы «Секретного дома» Алексеевского равелина заполнились участниками восстания. Это было страшное место: тюрьма в тюрьме. Камеры были так тесны, что в них едва можно было поместить кровать, столик, чугунную печь. Когда печь топилась, клетка наполнялась удушливым смрадом, а пар, охлаждаясь, стекал со стен, и в течение дня уже из каждого каземата выносили ведрами воду. Естественно, декабристы часто болели. Обвиняемые содержались в строгом заточении, в крепостных казематах и беспрестанном ожидании и страхе быть подвергнутым пытке.

Но даже в таких условиях рождались следующие строфы:

Тюрьма мне в честь – не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдится сих цепей,

Когда ношу их за отчизну?

К. Рылеев.

Как ни тяжела была жизнь декабристов в казематах Петропавловской крепости, они, разъединенные каменными стенами и железными решетками, но находясь рядом, стали как-то еще ближе друг другу.

У Басаргина была возможность бежать. Велико было искушение воспользоваться ею и уехать. Но долг чести и совести не позволил ему отделить свою судьбу от судьбы товарищей. Он изорвал и сжег документ, который давал ему возможность скрыться и избежать каторги.

В крепости немногие получали продукты из дома. М.Ф. Митьков получил из дома большой узел с вещами. Он болел чахоткой. А когда узнал, что лишь немногие получают передачи, снова завязал узел и просил возвратить, так как не может разделить его с товарищами.

Вопросы обобщения:

  • В каких условиях содержались декабристы?
  • Какие нравственные качества проявили осужденные?

Записи в тетрадях:

совесть;

мужество;

чувство локтя;

гордость.

Страница третья. Приговор.

30 июня состоялся суд. На утреннем заседании обсуждались пятеро «вне разрядов»: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский – к смертной казни четвертованием.

I разряд – декабристы, давшие личное согласие на цареубийство, а также совершение убийства на Сенатской площади – 31 человек – смертная казнь – отсечение головы.

II разряд – 17 декабристов – политическая смерть и вечная каторга. Их вина – согласие с умыслом цареубийства.

III разряд – 2 декабриста – вечная каторга.

IV разряд – 16 человек – 15 лет каторги, после чего – вечное поселение в Сибирь.

V разряд – 5 человек – 10 лет каторги и вечное поселение.

VI разряд – 2 человека – 6 лет каторги и поселение.

VII разряд – 15 человек – 4 года каторги и поселение.

VIII разряд – 15 человек –лишение чинов и дворянства, ссылка на поселение.

IX разряд – 3 человека, лишение чинов и дворянства и сдача в солдаты с правом на выслугу.

X разряд – 1 человек – лишение чинов и разжалование в солдаты с правом на выслугу.

XI разряд – 8 человек – лишение чинов и разжалование в солдаты с правом на выслугу.

Николай I заявил: «Я удивлю Европу своим милосердием». Он действительно смягчил приговор. Но смягчение никого не удивило: это было не милосердие, а продиктованная ненавистью злобная расправа царя с людьми, осмелившимися восстать против абсолютизма, против ужасов крепостного права и двадцати пяти лет солдатчины.

Осужденные выслушали приговор спокойно, среди глубочайшей тишины. Лишь Сухинов громко сказал: «И в Сибири есть солнце!»

Декабристы сохраняли спокойствие и держали себя с большим достоинством. Лейтенант Бодиско, приговоренный к лишению чинов и дворянства и ссылке на поселение, заплакал, услышав приговор.

  • Что это значит? – спросили его товарищи, державшиеся сурово, стойко, непреклонно.
  • Неужели вы думаете, что я по малодушию плачу о своем приговоре? – Напротив, я плачу оттого, что мне стыдно и досадно, что приговор мне такой ничтожный и я лишен буду чести разделить с вами заточение и ссылку.

Звучит песня А. Розенбаума «Сон декабриста».

Вопросы обобщения:

  • Как ведут себя декабристы во время зачтения приговора?
  • Какие качества проявили?

Записи в тетрадях: стойкость;

честь;

оптимизм.

Страница четвертая. Казнь.

Свои последние часы 5 декабристов провели в камерах. Рылеев – в одной, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин – в другой, Пестель и Каховский – в третьей. От начала до конца сохранял исключительное самообладание Пестель. Он до последней минуты проявлял бодрость духа, никого ни о чем не просил и спокойно смотрел как его заковывали в кандалы. В беседе с Каховским высказывал равнодушие к смерти.

Спокоен был и Рылеев. Сергей Муравьев-Апостол держался хладнокровно. Это был человек твердой воли и мужества. Он успокаивал М. Бестужева, которому было всего 23 года, и, может быть, труднее других было расставаться с жизнью. Он просил его не предаваться отчаянию, а встретить смерть твердо и спокойно, не унижая себя перед толпою. Убеждал его помнить в последнюю минуту, что потомство всем им произнесет свой справедливый приговор.

Утром все пятеро простились друг с другом. Они были спокойны и сохраняли необычайную твердость духа.

– Положите мне руку на сердце, – сказал Рылеев сопровождавшему его священнику Мысловскому, - и посмотрите, бьется ли оно сильнее.

Сердце билось ровно ... Пестель, глядя на виселицу, сказал:

– Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно было бы нас и расстрелять! ... Осужденных возвели на помост, подвели к виселице, накинули и затянули петли. Когда из-под ног повешенных выбили скамейки, Пестель, Бестужев-Рюмин остались висеть, а Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский сорвались.

– Бедная Россия! И повесить то порядочно не умеют! – воскликнул окровавленный Муравьев-Апостол. В старину существовало поверье, что люди из народа, сочувствуя приговоренным к повешению, нарочно делали петли из гнилых веревок, т.к. сорвавшихся во время казни с петель обычно миловали. Но не таков был Николай I и его ретивые исполнители.

Генерал-адъютант Чернышев приказал поднять их и снова повесить. Эти трое осужденных умирали вторично. Весь окровавленный, разбив при падении голову и потеряв много крови, Рылеев имел еще силы подняться и крикнул петербургскому губернатору: «Вы, генерал, вероятно, приехали посмотреть, как мы умираем. Обрадуйте вашего государя, скажите ему, что его желание исполняется: вы видите – мы умираем в страшных мучениях.»

– Вешайте их скорее снова! – крикнул в ответ на это палачу губернатор.

– Подлый опричник тирана! – бросил ему в лицо неукротимый Рылеев.– Дай же палачу свои аксельбанты, чтобы нам не умирать в третий раз!

 На рассвете тела казненных положили в гробы и тайком увезли на остров Голодай, где и похоронили.

Вопросы обобщения:

  • Чем, с вашей точки зрения, вызвано подобное поведение декабристов во время казни?
  • Какие нравственные качества они продемонстрировали?

Записи в тетради: воля;

твердость духа;

чувство локтя.

Страница пятая. Сибирь.

В те далекие времена начала прошлого века Сибирь с ее бескрайними степными просторами являла собой мрачную и суровую окраину царской России. Это был край изгнания и бесправия. «Дно мешка, конец света» – такой представлялась в то время Сибирь государственному канцлеру Нессельроде. Вот на этот конец света и были отправлены Николаем I декабристы.

Осужденных отправляли по ночам, маленькими партиями. «Цвет благородного, истинно благородного в России отправились в цепях на каторгу, в почти необитаемую часть Сибири», – писал А. Герцен.

На фоне карт: тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда ...

а) Условия работы.

«Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». А.С. Пушкин. В Благодатном руднике декабристов поместили в клетки, шириною в 2 и длиною в 3 аршина. Из них осужденных выпускали на работу, на обед и ужин, а затем опять запирали. Они были поставлены в худшие условия, чем остальные обитатели каторги. Те пользовались после работы полной свободой, декабристы же вынуждены были оставаться в душной, переполненной насекомыми клетке. Работали в кандалах, в шахте на большой глубине. Работы была тяжелая. «Не все могли выполнить урок, – писал Оболенский, – те, которые были посильнее, заменяли товарищей, и таким образом исполнялся ...»

Работа начиналась в 5 утра и в одиннадцать часов дня заканчивалась. С каторжниками у декабристов наладились простые человеческие отношения. Те очень уважали их и нередко помогали выполнять дневную норму.

– Почему?

Возможно, эти простые люди поняли, что «они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что пережили их осужденные мужи, они благословили нас в новый путь». (М.Ф. Достоевский).

Вопросы обобщения:

  • В каких условиях и где приходилось работать на каторге?
  • Как проявили себя декабристы?

Запись в тетради: самопожертвование;

благородство;

стойкость.

б) Отношения между декабристами.

В таких нечеловеческих условиях легко было опуститься, рассориться ... На деле произошло иначе ...

«Всего превосходнее было то, что между нами не произносилось никаких упреков, никаких даже друг другу намеков относительно нашего дела. Никто не позволял себе даже замечаний другому, как вел он себя при следствии, хотя многие обязаны были своей участью неосторожными показаниями или недостатку твердости кого-либо из товарищей. Казалось, что все недоброжелательные помыслы были оставлены в покинутых нами казематах и что сохранилось одно только взаимное друг к другу расположение», – писал Н. Басаргин.

«Несмотря на расстояние наше по всей Сибири и на отправление некоторых на Кавказ, мы все составляли как будто одно семейство; переписывались друг с другом, знали, где и в каком положении каждый из нас находится, и, сколько возможно, помогали один другому». Отдельные декабристы были достаточно обеспечены и могли обставить свою жизнь на каторге удобствами. Но большинство декабристов ничего не получало и могло располагать только своим казенным тюремным пайком, от правительства они получали всего 1 рубль 98 копеек. На эти деньги невозможно было питаться и одеваться, тогда недовольные обратились к коменданту с просьбой выхлопотать для них от правительства дополнительное пособие. Это обращение группы товарищей за помощь к «палачам» вызвало настолько резкий протест со стороны остальных декабристов, что обращение было взято обратно. Решено было организовать в тюрьме «артель взаимопомощи». Это помогло многим. «В нашей тюрьме всегда и все были заняты чем-нибудь полезным, так что эта ссылка наша целым обществом, в среде которого были образованнейшие люди своего времени, была чудесною умственной школой как в нравственном, умственном и философическом отношениях. Если бы мне теперь предложили вместо этой ссылки какое-нибудь блестящее положение, то я бы предпочел эту ссылку» ( А. Беляев). В Читинском остроге зародилась и окрепла так называемая «каторжная академия», в которой декабристы из армейских офицеров, получившие в прошлом недостаточное образование, значительно пополнили его. Большое внимание уделялось изучению иностранных языков. Преподавались английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, польский , древне-латинский и греческий.

Много времени посвящали ученым трудам. Оказавшись вместе, они сделали попытку восстановить ход событий восстания 14 декабря 1825 года. Были организованы лекции. Преподавались: военные науки, стратегия и тактика, высшая и прикладная математика, астрономия, физика, химия, анатомия, история России, философия, русский язык и словесность.

Собирали коллекции насекомых и растений, местных минералов. Большое внимание уделялось литературным занятиям. Декабристы писали рассказы и стихи, занимались изысканиями, относившимися к русской старине. Написано много статей по политическим, экономическим и юридическим вопросам.

Многое делалось для улучшения быта. Душою этого был Н. Бестужев. Многие научились хорошо шить платье, головные уборы, обувь, стали отличными поварами и кондитерами, обучились прекрасно закаливать сталь, столярному делу и другим ремеслам. В клубе устраивались вечера и концерты. Шумно отмечали «светлые годовщины» 14 декабря. Так проходили годы ...

Вопросы обобщения:

  • Какие отношения сложились в Сибири между декабристами? Почему победило благородство, а не зло?
  • Какие нравственные качества проявили декабристы?

Записи в тетради: умение прощать;

человеколюбие;

взаимопомощь и взаимовыручка;

милосердие;

достоинство.

И все же следует помнить, что жизнь их была тяжела, и необычная духовная насыщенность этой жизни была великой победой над судьбой, а отнюдь не подарком ее.

в) Протест и борьба декабристов.

Изменили ли декабристы свои взгляды после неудачи 14 декабря? Дело обстояло сложнее. Первое время мечтали о победе, но убедившись в бесплодности попыток, оставили эти мысли, но не все примирились со своим положением.

Сухинов, поручик – член Общества соединенных славян, участник восстания Черниговского полка на юге России. В невероятно тяжелых и мучительных условиях, закованный в кандалы, в ветхой одежде, без денег, голодный и холодный, прошел он 7 тысяч верст с юга России до Нерчинских рудников. Смрадные и тесные тюрьмы. «Наше правительство, – говорил он, – не наказывает нас, но мстит нам ... Это личное мщение робкой души ...» В то время ему было 33 года. Он мог скрыться за границу после подавления восстания, но ... «Я стыдился намерения спасти себя, упрекал себя за то, что хочу быть свободным ... возвратившись назад». Оказавшись в тяжких условиях Нерчинских рудников, Сухинов не смирился. До последнего часа не угасли в нем ненависть к палачам и любовь к Отечеству. У него родилась смелая и отчаянная мысль: «Я подниму Сибирь!» План был раскрыт. Началось следствие, он ни в чем не признался и никого не выдал. Поручик сумел избежать казни, покончив жизнь самоубийством в каземате.

М. Лунин. Особенно выделялся и пользовался большим авторитетом среди декабристов Михаил Сергеевич Лунин, человек очень образованный, обладавший большим запасом душевных сил и железной волей. Еще задолго до восстания, когда Лунин вернулся из похода во Францию, насыщенный вольными и свободолюбивыми мыслями, он решил подать в отставку. Александр I знал его и сказал: «Это самое лучшее, что он может сделать». Ожидая ареста, Лунин попросил Константина отпустить его на несколько дней, чтобы в последний раз поохотиться на медведей.

– Но ты поедешь и не вернешься! – ответил Константин.

– Даю честное слово, что вернусь! – произнес Лунин.

Начальник штаба, ожидая гонца из Петербурга с приказом об аресте Лунина, отказался выдать увольнительную, но цесаревич Константин настоял.

 – Я не могу спать в одной комнате с Луниным, потому что он меня непременно зарежет, – сказал он, – но, если Лунин дает честное слово, он его непременно исполнит. Лунин отправился на охоту и в условленный срок вернулся.

Это был один их тех последовательных и несгибаемых борцов за свободу, которые, находясь в самых тяжких условиях, не складывали оружие и до конца своих дней продолжали свою непримиримую борьбу с самодержавием. Все любили его. «Способности его были блестящи и разносторонни. Он был поэт и музыкант, и в то же время реформатор, политико-эконом, государственный человек: «Это был человек твердой воли, замечательного ума, всегда веселый и бесконечно добрый», – писала Е. Волконская.

«Человек замечательного нрава и чрезвычайной независимости», – так отзывался Анненков. Чтобы составить представление о Лунине, интересно познакомиться с его записной книжкой: «Я люблю справедливость и ненавидел несправедливость и потому нахожусь в изгнании»; «В России два проводника: язык до Киева, а перо до Шлиссельбурга»; «Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует ... Всюду я нахожу Истину и всюду счастье».

Он год содержался в Свеаборгской крепости, затем перевели в Выборгскую. Здесь было тесно и сыро, крыша протекла и прогнила. Однажды, проходя казематы и видя, в каких условиях находился Лунин, генерал-губернатор задал ему наивный вопрос:

– Есть ли у вас все необходимое?

Лунин посмотрел на него в упор и саркастически ответил: «Я вполне доволен всем, мне недостает только зонтика ...»

Письма Лунина с каторги, содержащие беспощадную критику и едкую иронию в адрес царского правительства, очень раздражали царя и его III отделение. Лунина заключают в Акатуевский тюремный замок, одно из самых гибельных мест каторги. Он прожил там 4 года. Это было медленное умирание ... 3 декабря 1845 года М. Лунин скончался ... Но до сих пор звучат его слова: «От людей можно отделаться, но от их идей нельзя».

Вопросы обобщения:

  • Проследив судьбу двух декабристов, выскажите свое мнение: стоило ли им протестовать и бороться в тех условиях? Свою позицию аргументируйте.
  • Какие нравственные качества помогли им?

Записи в тетради: принципиальность;

твердость;

смелость;

честность.

г) Добрые дела.

Вернемся к эпиграфу нашего урока, словам Г.С. Батенькова: «Обыкновенно судим мы о достоинствах дела по его успеху; но о таком деле, которое простирается на целый народ, надлежит судить уже по судьбе его. Судьба тем превосходит успех, что проводит дело через добро и зло». Другими словами говоря, с пользой или нет прожили декабристы? Существует пословица: «Зерно определяется урожайностью, а человек – делами». Давайте исследуем то, что оставили после себя эти удивительные люди.

I. Несмотря на тяжелые условия существования, декабристы «столько сделали для Сибири, сколько сама она не сделала бы и в сто лет». Якушкин, Муравьев-Апостол, Оболенский, Пущин много сделали для просвещения местного населения.

Пример декабристов, не пренебрегавших никаким трудом, действовал на окружающих облагораживающе. Они подавали населению пример рациональной хозяйственно-практической деятельности, были лучшими наблюдателями и знатоками края, обучали чиновников и крестьян математике, химии, физике, механике, иностранным языкам. Обучали местное население ремеслам.

Они поддерживали нуждающихся добрым советом, оказывали материальную помощь, защищали от злоупотреблений местных властей. Самые закоренелые чиновники боялись декабристов.

Николай Басаргин писал: «Я уверен, что добрая слава о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

II. Говорят, человек лучше проявляется в своих детях. Кого, каких людей сумели они воспитать? Ольга Анненкова, дочь декабриста писала: «Известно многим уже, какие люди были декабристы, с каким достоинством переносили свое положение, какую примерную, безупречную жизнь вели они сначала в каторжной работе, а потом на поселении, разбросанные по всей Сибири, и как они были любимы и уважаемы всеми, куда их бросила судьба ... Понятно, что у детей, все это видевших, составлялось такое понятие, что все между собой родные, близкие и что весь мир такой. Но если декабристы не научили нас житейской мудрости, зато они вернули нам такие чувства и упования, такую любовь к ближнему и такую веру в возможность всего доброго, хорошего, что никакие столкновения, никакие разочарования не могли потом истребить тех идеалов, которые они нам создали».

Вопросы обобщения:

  • Какие добрые дела оставили после себя декабристы?
  • Какие нравственные чувства внушили они детям?

Записи в тетради:

 любовь к ближнему;

вера в добро.

Заключение: Так шли годы ... Декабристы вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь совсем молодыми людьми, освобождение последовало лишь осенью 1856 года. Большинство из них, пройдя через каторги, тюрьмы и ссылки, не выдержали и погибли. Из 121 в живых осталось 55 человек. «Иных уж нет, а те далече ...», – горько напишет А.С. Пушкин.

– Жалели ли они о пережитых страданиях? Построили бы свою жизнь иначе, если бы предложили им начать ее снова?

– Нет! Мне Сибирь не в тягость, знаю, за что здесь, и совесть спокойна, – отвечал Волконский. Пройдя тяжкий тридцатилетний путь, уцелевшие декабристы остались верны своим идеалам добра, совести, чести!

В. Кюхельбекер:

Оставить я хочу друзьям воспоминанье,

Залог того, что тот же я,

Что вас достоин я, друзья.

Итак, мы пролистали страницы судеб декабристов после подавления восстания.

  • Какие испытания им пришлось перенести?
  • Как проявили себя в тяжелые минуты? Приведите примеры?
  • Какие нравственные качества определяли поведение декабристов?

(Проверка записей в тетради.)

Таким образом, определяющими были такие нравственные понятия, как честь, чистая совесть, достоинство, человеколюбие, умение дружить, милосердие, умение прощать, благородство, долг и т.д.

В.А. Жуковский написал короткую притчу: «Кусок золотой руды лежал в горниле на сильном огне. Голик смотрел на него из угла и рассуждал сам с собою: «Бедное золото, жаль мне тебя, как тебя жгут и мучат». Между тем огонь погас, и золото вышло чистым из горна. Из него сделал крест, и люди стали в нем обожать символ спасения. Глупый Голик, тебе ли судить о золоте. Положи тебя в огонь – затрещишь, разлетишься дымком, и после тебя останется горсточка пепла. А золото? И  в самом пылу огня не роптало оно на судьбу свою. Оно верило тому, кто положил его в горн; знало, что без огня не быть ему чистым, и даже радовалось жгучему пламени, возвышающему его достоинство ... Это то же, что сказал один мудрец: чистой совести довольно, чтобы умереть, но жить нельзя без достоинства».

Так и декабристов можно сравнить с благородным металлом, выдержавшим испытание огнем.

Я верю, что на сегодняшнем уроке вы не только поняли, но и прочувствовали сердцем «все величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющие свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое – и они знали это – их ждали веревка палача и каторжная работа».

Священные могилы декабристов стали в наше время «памятниками дела великого». Не страницы, а сотни книг написаны о декабристах и их женах.

(Знакомство с выставкой книг.)

И это неудивительно, ведь «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства». Хочется, чтобы вы, выйдя после этого урока, никогда не забывали о внутреннем нравственном достоинстве этих людей, сумевших в самые тяжелые минуты, годы, десятилетия оставаться людьми; задумались о вечных нравственных проблемах: борьбе добра и зла, чести, совести, долге, достоинстве. Николай I хотел растоптать, унизить их, они, руководствуясь иными ценностями, сделали его попытки тщетными ...

Помните, что «чувство чистой совести достаточно для смерти, но чувство нравственного достоинства необходимо для жизни». Судьбы декабристов подтверждают эту мысль.

  • Актуальна ли эта мысль сегодня?
  • Могут ли помочь нам декабристы в наши, порой жестокие времена?
  • Чему они вас научили?

Подведение итогов урока, выставление оценок, объяснение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Гегель (Урок внеклассного чтения в 5 классе

 Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в...

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИ­ЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИ­ЧИНЫ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ТРУДНОСТЕЙ I. Особенности познавательной сферыПроблемы:Низкий уровень произвольности познавательных процессовНизкий уровень развития мышленияНесформ...

Вариант ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА выполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТвыполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)...

Методическая разработка урока "Иных уж нет .а те далече..." 8 кл.

Урок решения нравственных проблем.На примере биографий и судеб декабристов и их жен призван воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру...

Классный час: Истории и реликвии моей семьи - свидетели иных времён.

У каждого человека есть свой дом, своя семья. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди...

Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху». «Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший».

Исторический урок на адыгском языке «Адыгэ мэмлюкхэр. Пщышхуэ Инал Нэху». «Черкесские мамлюки. Князь Инал Светлейший». ...

Презентация по теме: "Не кто иной, как. Не что иное, как"

В данной презентации представлена информация о правописании и употреблении НЕ и НИ в выражениях: не что иное, как/  не кто иной, как...