Методическая разработка урока "Иных уж нет .а те далече..." 8 кл.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Вострякова Татьяна Васильевна


Урок решения нравственных проблем.На примере биографий и судеб декабристов и их жен призван воспитывать у учащихся чувство гордости и любви к родине, нравственную культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_otkr._urok_o_dekabristakh_i_ikh_zhenakh.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 8 классе на

тему: «Иных уже нет, а те далече…»

  (урок решения нравственных проблем).

Цели:

Обучающая:

  • расширить знания учащегося по истории декабристского движения, раскрыть гражданский подвиг женщин-декабристок и причины побудившие их поехать за остальными мужьями в Сибирь;
  • Подтвердить мнение Л.Н. Толстого: «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли  чувства».

Развивающая:

  • Продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать;
  • Развитие умений публичного выступления.

Воспитывающая:

  • На примере биографий и судеб декабристов и их жен воспитывать у учащегося чувство гордости к родине, нравственную культуру, убеждения.

Оборудование:

Карта - рисунок «Путь декабристов в Сибирь». Портреты декабристов и их жен. Экспозиция из книг о декабристах. Видеоролики.

Записи на доске:

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

                                                                                                  Л.Н. Толстой

«Чувство чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства  необходимы для жизни.»

                                                                                                       И.С.Тургенев

« С какою дивною судьбой

  Какое чудо боже мой!

 Что жили вы на этой  горестной земле»   К. Фролов

«Мне в Сибирь не в тягость, знаю, за что я здесь, и совесть спокойна»

                                                                                           С.Г. Волконский

                                         Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Есть вехи в истории страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от события.

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. – одна из таких незабываемых страниц.

Многое удивительно своеобразно в движении декабристов. Молодые дворяне. Принадлежавшие к привилегированному сословию поднялось на борьбу с крепостничеством; занимающие все руководящие места царской администрации и в армии, желали уничтожить самодержавие и привилегии. А.И. Герцен прекрасно сказал о среде, из которой вышли декабристы: «… в ней была юность, отвага, ширь. поэзия, Пушкин, рубцы 1812 года, зеленые лавры и белые кресты. Между 1812-1825 годами развивалась целая плеяда, блестящая талантами и независимым характером, с рыцарской доблестью».

На первых уроках о декабристах мы выяснили, почему и как растет это движение. Сегодня перед нами иная задача.

На нашем уроке «иных уже нет, а те далече…» проследив судьбы декабристов и их жен после восстания,- я предлагаю рассмотреть нравственные проблемы этих блестящих людей, имевших и потерявших все. Говорят, что лучше всего человеческие качества проявляются в несчастье: от горя можно потерять голову, струсить, а можно с чистой совестью и достойно встречать удар судьбы.

2.Знакомство с целями урока:

1.Узнать о том, как сложилась судьба декабристов после подавления восстания.

2.Выяснить тот нравственный стержень, который определил поведение декабристов и их жен в тяжелое для них время. К концу урока доказать правомочность эпиграфа, главной мысли урока

«Чувство чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни».

                                                                                                           Н. Тургенев.

3.Мы продолжаем учиться анализировать, обобщать, делать выводы. Решать проблемы, вести дискуссию и монолог.

4.Знакомясь с биографией и судьбами декабристов, вы ощутите гордость за своих предков. «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства», так говорил о них Л.Н. Толстой. Хочется, чтобы и у нас в ходе урока возникли серьезные мысли и чувства.

                           

                           Основная часть.

Задание: пролистывая страницы истории декабристов после окончания восстания, по ходу работы в тетради запишите те нравственные качества, которые помогли декабристам и их женам достойно встретить удары судьбы.

На доске: какие нравственные качества продемонстрировали декабристы после восстания?

Страница первая: Арест и допросы, тюремное заключение.

Сразу же после восстания на Сенатской площади в Петербурге начались аресты Декабристов. Их возили на допрос к самому Николаю I в Зимний дворец. Многих арестованных генералов и офицеров император знал лично. С каждым разговаривал по-разному: действовал то лаской, то угрозой. Декабристов содержали в темных камерах Петропаловской крепости, куда не проникал ни один луч света, на руках и ногах у них были кандалы. Временами им уменьшали рацион пищи до голодной нормы. Многие декабристы вели себя благородно, согласно законам чистой совести и кодексу офицерской чести. Так, декабристу Пущину его товарищ, князь Горчаков, принес на другой день после восстания заграничный паспорт и предложил бежать. Пущин отказался. Декабристу Фонвизину в одну из прогулок на тюремном дворе солдаты, которыми он когда-то командовал, предложили бежать. Генерал дружески поблагодарил их: нет, бежать он не хочет. Не желает подвергать опасности солдат , не считает себя в праве оставить находящихся в крепости товарищей по восстанию. Суду был предан 121 человек.

- Все в моих руках, - сказал Николай I Н.А. Бестужеву.

- Ваше Величество! – смело ответил Николай Бестужев царю. В том и несчастье, что Вы все можете сделать, что вы- выше закона. Желаю, чтобы впредь жребий Ваших подданных зависел от закона, а не от Вашей угодности.

Камеры «Секретного дома» были тесны, в них едва можно было поместить кровать, столик, чугунную печь. Когда печь топилась, клетка наполнялась удушливым смрадом, а пар, охлаждаясь, стекал со стен, и  в течение дня уже из каждого каземата выносили ведрами воду.  Декабристы болели. Немногие получали продукты из дома. Митьков М.Ф. получил из дома большой узел с вещами. А когда узнал, что лишь немногие получают передачи, снова завязал узел и просил возвратить, так как не мог разделить его с товарищами.

Вопросы обобщения:

-Как вели себя декабристы после восстания?

-В каких условиях содержались декабристы?

-Какие нравственные качества проявили осужденные декабристы?

Записи в тетради:

  • Достоинство
  • Благородство
  • Честь
  • Совесть
  • Мужество
  • Гордость

Страница вторая:  Приговор. Казнь. По делу декабристов были привлечены 579 человек. 5-ых император Николай 1распорядился повесить ( Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев – Апостол, Михаил Бестужев – Рюмин, Петр Каховский), 25 человек сосланы на вечную каторгу; десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ. Осужденные выслушали приговор спокойно, среди глубочайшей тишины. Лишь Сухинов громко сказал: « И в Сибири есть солнце!»  Свои последние часы 5 декабристов провели в камерах, сохраняя исключительное самообладание, бодрость духа, спокойствие. Труднее других было расставаться с жизнью М.Бестужеву, которому было всего 23 года. Но его просили не предаваться отчаянию, а встретить смерть твердо, не унижая себя перед толпою.

Стихотворение Ю.Друниной «13 июля» 

Видеоролик «Казнь декабристов»

Запись в тетрадь: 1) Какие нравственные качества продемонстрировали декабристы?

честь, оптимизм, твердость духа

Страница третья Сибирь.

В те далекие времена Сибирь с ее бескрайними степными просторами являла собой мрачную  и суровую окраину царской России. Это был край изгнания и бесправия. «Дно мешка, конец света» - такой представлялась в то время Сибирь государственному канцлеру Нессельроде. Вот на этот конец света и были отправлены Николаем 1 декабристы. «Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна» А.С.Пушкин.

 В Благодатном руднике декабристов поместили в клетки шириною в 2 и длиною в 3 аршина. Из них осужденных выпускали на работу, а затем опять запирали. Работали в кандалах с 5 утра до 11 вечера. В таких условиях легко опуститься, рассориться. На деле произошло иначе.

« Между нами не произносилось никаких упреков, никто не позволял себе даже замечании другому. Не смотря на расстояние наше по всей Сибири, мы составляли как будто одно семейство переписывались друг с другом и сколько возможно, помогали один другому» ,-писал Н.Басаргин.  Все были заняты чем- нибудь полезным. Много времени посвящали ученым трудам, собирали коллекции насекомых, растений, местных минералов. Писали стихи и рассказы. Многое делалось для улучшения быта. Душою этого был Н. Бестужев.

И все же следует помнить, что жизнь их была тяжела, и необычная духовная насыщенность этой жизни была великой победой над судьбой, а отнюдь не подарком её».

Вопросы: 1. Какие отношения сложились в Сибири между декабристами?  Почему победило благородство, а не зло?

 2. Какие качества проявили декабристы?

Запись в тетрадь: человеколюбие, милосердие, взаимопомощь, достоинство

Страница 4 Жены декабристов

Женам декабристов Николай 1 предложил коварный выбор: «Тем, кто не пожелает связать своё имя с именем государственного преступника, разрешен быстрый развод.» И некоторые из жен порвали с осужденными. К счастью таковых было мало. Волконская, Трубецкая, Муравьева… 11 жен. Эти не покорились. Первой в Сибирь отправилась Екатерина Трубецкая. Её муж был осужден по 1 разряду- вечная каторга.

Екатерина Ивановна Трубецкая  (читает строки из письма мужу)

Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя. Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать, тебя видеть, делить твое горе. И все минуты жизни своей тебе посвящать… Мне же, друг мой, все будет легко переносить с тобою вместе, и чувствую, что как бы худо нам не было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобой. Но для этогого небходимо было специальное разрешение царя.

Николай 1  «Учтите, как только вы пересечете  Урал то сразу же потеряете все дворянские привилегии.  Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями. И дети ваши, как родятся в Сибири – тоже не будут дворянами, они поступят в казенные заводские крестьяне. А главное – вы навсегда лишитесь права вернуться в Россию. Навсегда, мадам! Вас сие устраивает?

Трубецкая  Ваше Величество, я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть с мужем, помочь ему.

 Мои родители сопротивлялись, просили не совершать этого безумия. Мое решение разделило общество на сочувствующих откровенно, на благословляющих тайно, на тайно завидующих и открыто ненавидящих. Мужа я застала в Нерчинском заводе. Начальник завода Бурнашев не давал видеться с мужьями. Я стояла невдалеке от своего мужа, смотрела на него, как он работает, по моим щекам текли слезы от безысходности. Муж мой срывал цветы на пути своем, делал букет и оставлял его на земле, а я подходила и поднимала букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть.

Видеоролик «Е. Трубецкая.  Любить иных тяжелый крест»

Мария Волконская Но самым ужасным для женщин был запрет взять с собой детей. До отъезда в Сибирь детей не было лишь у Трубецкой и Нарышкиной. Остальные должны были расстаться со своими детьми, возможно навсегда.Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича достойнейшего и благороднейшего из людей. Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую будущность. До свадьбы я его почти не знала. Он был старше меня на 20 лет. 10 июня стал известен приговор верховного суда: генерал Волконский должен быть казнен. Но через месяц царь смягчился. Сергея Григорьевича лишили титула, состояния, приговорили к 20 годам каторжных работ и пожизненной ссылке. Мой отец- генерал Раевский умолял меня остаться, подумать о моем сыне.

Батюшка, я не могу остаться, мое место рядом с мужем.. . А своего мальчика, я больше никогда не увижу, он умрет.  Я прибыв на место, в Благодатный рудник, я сразу пошла к мужу. Меня проводили в тюрьму, открыли двери, Сергей Григорьевич бросился ко мне, а я упала на колени и поцеловала его цепи.

А через несколько лет умирающий генерал Раевский скажет про свою дочь: « Вот самая удивительная женщина, которую я знал…»

Поэты сочиняли для них стихи, воспевая их подвиг, сами же они себя героинями не считали. Мы просто ехали за своими мужьями. Но это были жены. А Полина Гебль не была таковой. Она даже не была подданной Его Императорского Величевства. А выбрала Сибирь.

История Ивана Анненкова и Полины Гебль могла превратиться на первой странице. Он носитель знатной фамилии, граф, наследник несусветного состояния, офицер самого престижного Кавалергардского полка. Она – красавица, парижанка, сама зарабатывающая себе на хлеб продавщицей и швеей на Кузнечном мосту. Когда Иван понял, что все серьезно, повез Полину венчаться тайно без материнского благословления. Она видела, что его благородство и любовь к ней борются с чувством сыновнего долга. Нет. Лучше оставаться Полиной Гебль.   Полина была единственной из декабристок, которая знала о готовящемся выступлении. Анненков не скрывал свое будущее. Их свадьба состоялась 4.04.1828 г. Церемония продолжалась недолго. Жениху разрешили поцеловать невесту и вновь надели оковы и увели в острог.

  Общей любимицей была жена Никиты Муравьева – Александра Григорьевна. Ни одна из декабристок, пожалуй, не удостоилась столь восторженных похвал в воспоминаниях сибирских изгнанников. Она была олицетворением женского идеала: нежная возлюбленная, преданная жена, заботливая и любящая мать. Муравьева стала первой жертвой . умерла в 1832 году в возрасте 28 лет. Никита Муравьев стал седым в 36 лет – в день смерти жены.  Это была удивительная женщина. Всегда веселая и спокойная с виду, она разрывала свое сердце между чувствами любви к присутствующему мужу и к тем, оставленным в Москве, детям.   А печалиться было о чем: через год после отъезда умер их сын, а обе дочери тяжело заболевают. Одна умерла совсем юной, а другая сошла с ума. Но никогда ни единым словом не проговорилась Александра Григорьевна мужу о горе.

  Их было всего 11 жен-мироносиц. Опрятные, красивые – кто бы знал, что стоило этим аристократкам ухаживать за собой без прислуги, учиться готовить. Они ходили за больными, писали письма их родственникам, дарили веру мужьям и их собратьям. Женщины умели поддержать павших духом, утешить расстроенных. Немногие декабристки дожили до амнистии пришедшей в 1856 году. Три остались здесь навечно: Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла  в 1895 году 93 летняя Александра Ив. Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

Видеоролик « Посвящение женам декабристов»

  Учитель:

Заключение.  В 1856 году. Когда последовало освобождение из 121 декабриста в живых осталось55. «Иных уж нет, а те далече», - горько напишет А. С.  Пушкин - Жалели ли они о пережитых страданиях? Построили бы свою жизнь иначе, если бы предложили им начать ее снова.

 - Нет! Мне Сибирь  не в тягость, знаю, за что здесь, и совесть спокойна – отвечал Волконский.  Пройдя тяжкий тридцатилетний путь, уцелевшие декабристы остались верны своим идеалам добра, совести, чести!

  Итак, мы пролистали страницы судеб декабристов после восстания

 - Какие испытания им пришлось перенести?

 - Как проявили себя в тяжелые минуты?

 - Какие нравственные качества определяли поведение декабристов?

 Проверка записей в тетради

 Т.о. определяющими были такие нравственные понятия, как честь, чистая совесть, достоинство, человеколюбие, умение дружить, милосердие, благородство, долг и т. д.

   В.А. Жуковский написал короткую притчу: «кусок золотой руды летал в горниле на сильном огне. Голик смотрел на него из угла и рассуждал сам с собою: «Бедное золото, жаль мне тебя, как тебя жгут и мучат.» Между тем огонь погас, и золото вышло чистым из горна. Из него сделали крест и люди стали в нем обожать символ спасения. Глупый голик, тебе ли судить о золоте. Положи тебя в огонь – затрещишь, разлетишься дымком, и после тебя останется горка пепла. А золото? И в самом пылу огня не роптало оно на судьбу свою. Оно верило тому, кто положил его в горн; знало, что без огня не быть ему чистым, и даже радовалось жгучему пламени, возвышающему его достоинство.  Это то же, что сказал один мудрец: чистой совести довольно, чтобы умереть  ,но жить нельзя без достоинства. Так и декабристов можно сравнить с благородным металлом, выдержавшим испытание огнем.

   Я верю, что на сегодняшнем уроке вы не только поняли, но и почувствовали сердцем «все величие, всю силу этих блестящих юношей, девушек, этих баловней знатности и богатства, оставляющие свои гостиные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое- и они знали это – их ждали веревка палача и каторга.

  (Знакомство с выставкой книг)

 И это неудивительно, ведь «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства» . Хочется, чтобы вы, выйдя после этого урока, никогда не забывали о внутреннем, нравственном достоинстве этих людей, сумевших в самые тяжелые минуты, годы, десятилетия оставаться людьми; задумались о вечных нравственных проблемах: борьбе добра и зла, чести, совести, долге, достоинстве. Николай I хотел растоптать, унизить их, они, руководствуясь иными ценностями, сделали его попытки тщетными.  Помните, что «чувство чистой совести достаточно для смерти, но чувство нравственного достоинства необходимо для жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...