Методическая разработка классного часа "Познай себя"
методическая разработка (6 класс) по теме

Пашкова Татьяна Александровна

Основным воспитательным моментом первого года  обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы,  познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.  Пробудить  все силы, присущие человеку: физические, умственные, этиче­ские, эмоциональные, эстетические, что бы  в дальнейшем он мог стать не только успешным учеником, но и личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

Актуальностью данного мероприятия является то, что ребёнок, приходя в среднюю  школу, испытывает большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

На начало учебного года в   классе 27 учащихся, из которых 6 человек пришли в 5 класс, 21 – выпускники одного класса начальной школы.

Учитывая специфику перехода учащихся из начальной школы в среднее звено, значительное пополнение классного коллектива новыми учащимися была разработана воспитательная программа, основывающаяся на  положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (социализации ребенка).  В воспитательной программе  в целях  обеспечения  способности воспитанников  к саморазвитию и самосовершенствованию использовался  системно - деятельностный подход. Реализация системно-деятельностного подхода  просматривается на всех этапах воспитательной программы и направлена на развитие приемов самопознания, адекватной оценки себя и одноклассников, адаптации вновь прибывших учащихся.  Предусмотрена не только серия классных часов, минут психологической разгрузки, индивидуальная и групповая работа с психологом,  но и родительские собрания, которые должны способствовать реализации поставленных целей.

Одним  из элементов воспитательной  программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет  получен воспитательный эффект -  сознательное и активное присвоение  нового социального опыта, включающего в себя:  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа  осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_poznay_sebya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Познай себя»

Пашкова Татьяна Александровна

Учитель истории, обществознания и права высшей квалификационной категории

Классное руководство: 6 «В»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия»

Пояснительная записка

Классный руководитель: Пашкова Татьяна Александровна

Название внеклассного мероприятия: «Познай себя»

Форма проведения: классный час

Актуальность: Основным воспитательным моментом первого года  обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы,  познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.  Пробудить  все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические, что бы  в дальнейшем он мог стать не только успешным учеником, но и личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

Актуальностью данного мероприятия является то, что ребёнок, приходя в среднюю  школу, испытывает большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

На начало учебного года в   классе 27 учащихся, из которых 6 человек пришли в 5 класс, 21 – выпускники одного класса начальной школы.

Учитывая специфику перехода учащихся из начальной школы в среднее звено, значительное пополнение классного коллектива новыми учащимися была разработана воспитательная программа, основывающаяся на  положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (социализации ребенка).  В воспитательной программе  в целях  обеспечения  способности воспитанников  к саморазвитию и самосовершенствованию использовался  системно - деятельностный подход. Реализация системно-деятельностного подхода  просматривается на всех этапах воспитательной программы и направлена на развитие приемов самопознания, адекватной оценки себя и одноклассников, адаптации вновь прибывших учащихся.  Предусмотрена не только серия классных часов, минут психологической разгрузки, индивидуальная и групповая работа с психологом,  но и родительские собрания, которые должны способствовать реализации поставленных целей.

Одним  из элементов воспитательной  программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет  получен воспитательный эффект -  сознательное и активное присвоение  нового социального опыта, включающего в себя:  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа  осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности. 

Цель мероприятия: формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Задачи:    

  • создать условий для правильной оценки собственной личности, а также одноклассников.
  • сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.
  • способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию
  • развивать коммуникативную компетенцию  учащихся;

Целевая  аудитория: учащиеся 5-ых классов, родители и гости  классного часа

Оборудование: презентационное оборудование, мультимедиа  оборудование, анкеты, альбом, цветные маркеры, разноцветные листы

Используемые технологии: КТД, игровые технологии, анкетирование

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, индуктивный и дедуктивный, метод мозгового штурма.

На подготовительном этапе, совместно с медицинским работником школы учащимися  измерены биометрические показатели, проведено анкетирование психологом, подготовлены цветные листья деревьев, взяв, который ребенок пройдет за стол с соответствующим листком (так будут сформированы группы для совместной работы), формируется группа экспертов из числа учащихся  класса, которые будут консультантами классного руководителя на классном часе.

Предполагаемым результатом данного классного часа  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство  детей с некоторыми приёмами самопознания, формирование представление о том, как находить в себе главные черты,  определять свои личные особенности; развитие умение правильно оценивать себя и других; продолжение формирование коллектива.

Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Ход классного часа.

В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие  одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Классный руководитель: Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?  
  • Что лучше: переоценить или недооценить себя?
  • Как вы понимаете слова «самонаблюдение»,  «самоанализ».
  • Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Возможные ответы:

  • Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки.
  • Ему будет легче общаться с окружающими людьми,  потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека.
  • Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

         Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка.

          Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я, которое  многогранное. Оно включает: 

  • Ролевое
  • Внешнее, внутреннее
  • Сознательное, несознательное
  • Поведенческое
  • Прошлое, настоящее, будущее
  • Фантастическое 

С некоторыми элементами Я познакомимся сегодня на классном часе. С некоторыми нам предстоит познакомиться в будущем.

Но для начала слова нашим экспертам, которые совместно с медицинским работником,  проделали большую подготовительную работу. Мы узнаем результаты нашего внешнего Я.

(эксперты сообщают биометрические параметры   класса в общих цифрах: вес - 1223 кг и рост - 33 м 15 см)

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

 Включается тихая музыка.  Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

(Возможные ответы:

  • Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
  • Отличается от других людей.
  • Это необычный, странный человек, чудак.
  • Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.)

Классный руководитель: Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать портрет своей группы на альбомном листе  (на заранее подготовленных листах изображены контуры лица, на котором надо дорисовать черты, соответствующие состоянию группы)

 У вас получились уникальные портреты. А теперь мы подпишем портреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Условия игры:  Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

  Включается тихая музыка.  Дети работают 3-5 минут. Затем  представитель от группы рассказывает о своих результатах.

Мини – лекция «Что такое самооценка?

Классный руководитель: Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

            Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

              И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

                Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой. Вы помните, что психолог школы провел тестирование и вы, наверное, с нетерпением ждете результатов. Настало время с ними познакомиться. Результаты теста предназначены персонально для каждого и поэтому вы можете не сообщать о ваших результатах друзьям и одноклассникам.

Результаты теста «Самооценка» (раздаются индивидуально, после обработки психологом)

Возможный тест определения самооценки: нарисовать на листе  8 кружочков в один ряд,  написать букву «я» в  любом кружочке. Чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

             Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости,  мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Подведение итогов.

       Подведём итоги нашего классного часа:

  • Была ли интересна тема познания себя?
  • Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
  • Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
  • Что нового вы узнали о себе?
  • Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?
  • Понравился ли вам классный час?

Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (на экране две мордашки: одна улыбается, одна - печальная)

 

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы. Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!

В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме

Приложение №1.

Памятка №1.  Как повысить уверенность в себе

  1. Ищите в себе положительные качества.
  2. Ставьте перед собой задачи.
  3. Учитесь держаться уверенно.
  4. Если есть необходимость, то поменяйте свое окружение.
  5. Найдите себя в хобби.


Приложение  №3

Памятка №2.  Как повысит самооценку

1.      Не оглядывайся на других, не бойся того, что о тебе подумают

2.      Сдерживая свои эмоции

3.      Умей радоваться тому, что ты имеешь

4.      Умей уступать, не спорь.

5.      Умей понять другого человека, не торопись осуждать.

6.      Помогай другим бескорыстно, не ожидая благодарности.

Приложение  №3

Тест Диагностика самооценки личности

(Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчета Омск 1992, с 19)

По каждому из суждений теста надо дать ответ «очень», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

 

1.      Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

2.      Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3.      Я беспокоюсь о своем будущем

4.      Многие меня ненавидят

5.      Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

6.      Я беспокоюсь за свое психическое состояние

7.      Я боюсь выглядеть глупым

8.      Внешний вид других куда лучше, чем мой

9.      Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

10. Я часто допускаю ошибки

11. Я не умею говорить с людьми как следует

12. Мне не хватает уверенности в себе

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен

15. Моя жизнь бесполезна

16. Многие неправильного мнения обо мне

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями

20. Я слегка смущаюсь

21. Многие люди не понимают меня

22. Я не чувствую себя в безопасности

23. Я часто волнуюсь понапрасну

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди

25. Я чувствую себя скованным

26. Мне кажется, что люди говорят обо мне за моей спиной

27. Я уверен, что люди все принимают легче, чем я

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне

30.  я не общителен

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники

 

 

Ключ к тестовому заданию

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Редко – 2 балла

Никогда – 0 баллов

0 - 25 баллов – высокий уровень самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий

26 - 45 баллов – средний уровень самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других

46 - 128 баллов – уровень самооценки низкий, человек часто болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа "Познай и сотвори себя".

Классный час по теме: "Познай и сотвори себя" в 9 классе.Цель: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его памяти, развитию интересов и способностей, самовоспитанию и саморазв...

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного час "Уверенность в себе".

Цеью   этого классногго часа является актуализировать знания о признаках уверенного, неуверенного, поведения; формировать представление о способах приобретения уверенности в себе снизить уровень ...

Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»

Материал может быть использован для формирования классного коллектива в любом классе...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...