Главные вкладки

    Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Раиса Смирнова

    Материал может быть использован для формирования классного коллектива в любом классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kazhdyy_sam_za_sebya_ili_druzhnaya_semya.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка классного часа

    «Каждый сам за себя или дружная семья»-30.04.10

    Подготовила Смирнова Р.В.- классный руководитель 6 в класса

    Цели:

    • Сформировать представление об индивидуальных и коллективных  ценностях, присущих классу
    • Определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом

    Предварительная подготовка:

    • Заранее распечатать и повесить в классе на «Информационный стенд» «Характеристику различных уровней развития коллектива».
    • Составить вопросы анкетирования.
    • Учитель. Ребята, вы заранее ознакомились с характеристикой различных коллективов. Конечно, в них отражены не все варианты групповых взаимоотношений. Смысл этой классификации состоит в том, что каждый коллектив имеет «своё лицо» - стиль поведения и определенные ступени развития. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями и высказали мнение по этому поводу, а заодно и подумали, какие черты присущи нашему классу?
    • Но прежде чем приступить к устному обсуждению данного вопроса, давайте проанализируем наш коллектив с помощью простой анкеты.

    Анкета  «Какой наш класс»

    Отвечайте «да» или «нет».

    Постарайтесь оценить ситуацию по пятибалльной системе. Внесите свои замечания или пояснения к вопросам, которые вас особенно затронули.

    1. Сплочен и дружен ли наш класс?
    2. Активно ли участвует наш класс в общих делах школы?
    3. Помогут ли вам в учебе одноклассники, если вы попросите?
    4. Что у нас в классе легче сделать:

    а)        попросить списать;

    б)        объяснить непонятный материал и позаниматься.

    5.        Если вы отстали в учебе по болезни, предложат ли вам
    ребята помощь?

    6.        Если у вас случилась неприятность:

    а)        вас в классе поймут и помогут;

    б)        останутся равнодушными

    1.  Заметят ли ваше плохое настроение или самочувствие ваши одноклассники?

    8.   Вы бы хотели учиться в другом классе?

    9.   Ваш лучший друг — одноклассник?

    1. У вас много приятелей в классе?
    2. Вы довольны своим положением в классе?
    3. Какую характеристику классу вы выберите из предложенной «классификации»?

    а)        «Песчаная россыпь»

    б)        «Мягкая глина»

    в)        «Мерцающий маяк»

    г)        «Алый парус»

    д)        «Горящий факел»

    Учащиеся  обсуждают:

    • на каком этапе развития находится класс
    • что мешает классу подняться на более высокий уровень  развития
    • что поможет классу подняться на более высокий уровень развития

    Проведенное анкетирование и дальнейшее обсуждение поможет получить учителю полную и развернутую информацию о: состоянии взаимоотношений в классе; степени удовлетворенности детей своим положением в коллективе; видении школьниками перспектив развития своего коллектива.

    Приложение к разработке классного часа

    «Каждый сам за себя или дружная семья»

    Характеристика уровней развития коллектива по А. Н. Лутошкину

    Песчаная россыпь

    Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них - сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.

    Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе и в то же время каждый - отдельно. Нет того, что сцепляет, соединяет людей. В таких группах люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Такая группа существует формально, не принося радости тем, кто в нее входит.

    Мягкая глина

    Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, - а таким в группе организатор - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

    В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки и не все получается: у организаторов нет достаточного опыта совместной работы.

    Скрепляющим звеном здесь еще являются дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, члены которых мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера -хорошего организатора - пока нет, или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

    Мерцающий маяк

    В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

    Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание -это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть люди, на которых

    можно опереться. Авторитетны  «смотрители» маяка, -те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

    Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако членам группы бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей; некоторым членам группы не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который группа, как часть, входит. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.

    Алый парус

    Алый парус - это символ устремленности вперед,  неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один -за всех и все -за одного» . Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда кого-то постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. 

    Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение дел может быть исправлено.

    Горящий факел

    Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом

    для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

    Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя нехоженые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя -коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив -тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка классного часа "Познай и сотвори себя".

    Классный час по теме: "Познай и сотвори себя" в 9 классе.Цель: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его памяти, развитию интересов и способностей, самовоспитанию и саморазв...

    Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

    Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

    "Каждый сам за себя или дружная семья"

    Показаны этапы  формирования классного коллектива...

    Методическая разработка классного час "Уверенность в себе".

    Цеью   этого классногго часа является актуализировать знания о признаках уверенного, неуверенного, поведения; формировать представление о способах приобретения уверенности в себе снизить уровень ...

    Методическая разработка классного часа "Познай себя"

    Основным воспитательным моментом первого года  обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы,  познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих....

    Классный час "Я, ты, он,она - вместе дружная семья".

    Классный час, имеющий целью сплочение коллектива ребят, открытие и узнавание друг друга....

    Классный час "Я, ты, он,она - вместе дружная семья".

    Классный час, имеющий целью сплочение коллектива ребят, открытие и узнавание друг друга....