Конкурс Учитель года 2014 Беседа с родителями
план-конспект занятия по теме

Гуримская Наталья Валерьевна

Отношения родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami.docx25.54 КБ
Файл pamyatka.docx1.85 МБ
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема беседы: «Взаимоотношения родителей и детей»

Цели:

 дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  2. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
  3. Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
  4. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Ход беседы.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме воспитания.

Но сначала давайте познакомимся. Участники садятся полукругом и называют своё имя и свою значимую роль:  Я, Наталья Валерьевна  - я учитель.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Одно из главных условий  взаимопонимания между родителями и детьми  - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, хорошо он себя ведет или плохо, что родители его просто любят таким, какой он есть.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности.  Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети, есть одна общая проблема:  отношения взрослых и детей.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится  к  ребёнку  лучше, не любит его так и не заботится столько о  нём.  И  вместе  с  тем,  никакой другой социальный институт не может потенциально  нанести  столько  вреда  в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семейное воспитание  –  сложная  система.  Оно  должно  основываться  на определённых принципах и иметь определённое содержание,  которое  направлено на развитие  всех  сторон  личности  ребёнка.

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как желательно относится к своему ребёнку:

(советы берут по одному и зачитывают родители)

1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.

 2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.

3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.

 4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

5. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

 6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.

7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам. Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Работа с картиной   «Опять двойка»

- Что здесь изображено?

Наказание и поощрение – это два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Что такое поощрение?

 Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Что такое наказание?

 Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

- Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания? Почему? (ответы родителей)

- Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами. Скажите, пожалуйста, какие средства поощрения вы знаете и используете в воспитании? (ответы родителей)

Учитель подводит итог.

Одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребенка? (ответы родителей) Похвала способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребенка? (ответы родителей) Доверие - это проявление уважения к детям

Вывод: Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а зато, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

- А как вы относитесь к материальным поощрениям?

- Какими подарками можно поощрять?

- Какие средства наказания можно использовать? (ответы родителей)

Виды наказания:

-замечание;

-лишения удовольствия и развлечений;

- лишение доверия.

- Нужны ли физические наказания?

Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций:  (Ситуации у родителей)

 1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция.

2. Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?

3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света. - Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! - Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном: - Молодец. - Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила. - Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай. - Света бросается к матери. - Мам! А у меня сегодня пятерка! - Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь. Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

4. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора. Мать: Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов. Отец: Сейчас придет. Мать: Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал. Надо позвонить Жене. - Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать? Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.

Вопросы:

Как бы вы поступили в этом случае?

Какие черты характера в этой истории проявились?

Обсуждение. Выводы.

Анкета для родителей

1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы:

а) оставите дела и займетесь им;

б) попросите подождать;

в) «Не лезь с пустяками, некогда».

2. Вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:

а) вы признаете это и извинитесь,

б) скажете, что ошиблись,

в) сделаете вид, что вы правы.

3. Считаете ли вы, что с детьми надо советоваться по разным вопросам?

а) да,

б) иногда,

в) нет.

4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя.

а) вы сохраните самообладание,

б) покажете свое недовольство,

в) накричите и накажете.

5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция:

а) поставите себя на его место,

б) разберетесь и накажете,

в) накажете без разговоров.

6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка.

а) всегда,

б) иногда,

в) нет, скажу что думаю.

7. Выделяете ли вы день, когда он делает что хочет?

а) да, это необходимо,

б) не думали над этим,

в) нет, это разбалует ребенка.

8. Можете ли вы устоять против просьб, слез, если видите, что это каприз?

Тест «Искусство жить с детьми»

Ответы: да, нет, иногда, отчасти.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
  2. Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли  дети с вами в хозяйственных вопросах?
  7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?
  8. Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание?
  9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  10. А в «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?
  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  12. А телепередачи и фильмы?
  13. Бываете ли вместе на концертах, в музеях, на выставках?
  14. Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?
  15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Ответы:  «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0

Более 20 баллов – отношение с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов – удовлетворительные, но недостаточно, нужно дополнить, улучшить.

Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо нужно принимать срочные меры к улушению.

Итог собрания.

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребёнка. Какой стиль взаимоотношений выбрать?

Может быть родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что – общим?

«Если бы меня спросили, какое воспитание хуже – авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но ещё хуже – непоследовательное воспитание». (А. Петровский, академик, доктор психологических наук.)

В заключении нашей беседы я попрошу вас отметить смайликами

 подходящую для вас колонку.

Советы родителям

  1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.

  1. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.

  1. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.

  1. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

  1. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

  1. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.

7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам. Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Ситуация

Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция.

Вопросы: Как бы вы поступили в этом случае? Какие черты характера в этой истории проявились? Обсуждение. Выводы.

Ситуация

Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?

Вопросы: Как бы вы поступили в этом случае? Какие черты характера в этой истории проявились? Обсуждение. Выводы.

Ситуация

У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света. - Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! - Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном: - Молодец. - Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила. - Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай. - Света бросается к матери. - Мам! А у меня сегодня пятерка! - Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь. Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

Вопросы: Как бы вы поступили в этом случае? Какие черты характера в этой истории проявились? Обсуждение. Выводы.

Ситуация

Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора. Мать: Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов. Отец: Сейчас придет. Мать: Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал. Надо позвонить Жене. - Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать? Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.

Вопросы: Как бы вы поступили в этом случае? Какие черты характера в этой истории проявились? Обсуждение. Выводы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



   
Общие советы для родителей.

1. Если хотите, чтобы ребенок уважал вас, уважайте его сами. Признавайте в каждом ребенке личность.

2. Критикуя поступки ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. 

3. Не требуйте от ребенка того, что не соответствует его возрастным или индивидуальным возможностям.

4. Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанный с назиданиями и упреками, помните, что они действенны только в течение 2 – 3 минут.

5. Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение ты заставил его пережить публично.

6. Увидев, как ваш ребенок вздрагивает при внезапном громком звуке или при движении вашей руки – родитель, испугайся и задумайся!

     

7. Ваша тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку, ваша взрывоопасность заразительна.

8. Умейте слушать детей. Не  торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

9. Учите ребенка делать бескорыстные подарки, если хотите сами получать от него их в старости.

       

               

 

         Чем заменить наказание

1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

2. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

3. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

4. Наградами. Они более эффективны, чем наказание.        

Ребенок — Человек! И этот Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает.
     

Как можно и нельзя наказывать     ребенка

             

Вот каковы правила, которым желательно следовать при наказании ребенка:

1) наказание не должно вредить здоровью ребенка;


2) если есть сомнение - наказывать или не наказывать - НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ!


3) лучше не наказывать, если наказание запоздало;


4) наказан - прощен, после наказания следует прощение;


5) наказывать необходимо без унижения.
       

   Родителям о наказании

1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

 

3. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

5. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

6. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

7. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

8. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на конкурс "Учитель года-2014"

Данный материал содержит задания для заочного участия в конкурсе "Учитель года"...

Визитка для конкурса "Учитель года - 2014 года"

О себе- лишь объективно,Перед судьями не врут:Не конфликтна, позитивна,По работе креативна,И люблю свой нужный труд.(2)Мне хвалиться не пристало,Да и дело не в хвальбе.Просто есть удобный случайРасска...

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание смешанных чисел" (в рамках конкурса "Учитель года - 2014")

Тип урока: урок-обобщения и закрепления знанийОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: Компьютер, мультимедийная приставка, презентация, раздаточный материал, доска, мел.МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: репродуктивный.МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕН...

Конкурс Учитель года 2014 Беседа с учениками

Беседа под названием "Дорогою добра...."...

Визитка на конкурс "Учитель года-2014 Ельниковского района"

Визитка на конкурс "Учитель года-2014 Ельниковского района"...

Участие в конкурсе Учитель года -2014

1. Самопрезентация.2. Открытый урок по теме "Подготовка  к написанию сочинения-рассуждения"3. Презентация к уроку4. Моя педагогическая идея (презентация)...

Презентация портфолио на конкурс "Учитель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Калаис

Презентация портфолио на конкурс "Учтель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала "МБОУ Уваровщинская СОШ" в с. Калаис...