Родительское собрание Классный руководитель 11 класса - Соловьёва Валентина Александровна Тема: «Что значит эстетически воспитанный человек?»
методическая разработка (11 класс) по теме

Соловьёва Валентина Александровна

Цель: Ответить на вопрос вместе с аудиторией: «Что значит эстетически воспитанный человек?»  Доказать, что это человек,  который способен и умеет воспринимать красоту окружающего мира, который способен получать радость от общения с искусством, который восхищается благородными поступками людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_esteticheski_vospitannyy_chelovek.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Классный руководитель 11 класса - Соловьёва Валентина Александровна

Тема: «Что значит эстетически воспитанный человек?»

Цель: Ответить на вопрос поставленный темой мероприятия вместе с аудиторией: «Что значит эстетически воспитанный человек?»  Доказать, что это человек,  который способен и умеет воспринимать красоту окружающего мира, который способен получать радость от общения с искусством, который восхищается благородными поступками людей.

Эстетически воспитанный человек  - человек, способный на сопереживание, человек более чувствительный, более ценный и  полезный в любой профессиональной и общественной деятельности, которой занимается человеческое общество. Такой человек несравненно богаче, полнее и радостнее воспринимает жизнь, чем тот у которого с детства не развили чувство единства с природой и окружающим миром.

Эстетическое воспитание – понятие ёмкое и широкое. Оно включает воспитание эмоционально-образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека. Сказанное,  относится ко всем эстетическим способностям.

Методами эстетического воспитания являются: Показ учителем диска «Мировая художественная культура» ( демонстрация произведений на слайдах. Прослушивание музыкальных произведения Баха, Глинки, Прокофьева, разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискуссии и др.

Мышление углубляет эстетические переживания. Писатель К. Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знания. Известный французский физик Поль Дирак утверждал, что аксиомы могут быть и непростыми, но обязательно математически изящными и красивыми.

Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.

Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).

Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. А. С. Макаренко утверждал, эстетика         одежды, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Сказанное в полной мере относится к спортивным и ролевым играм. Однако эстетически-воспитательные возможности игр значительно богаче. В них ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Общение школьников в коллективе – это вид деятельности, отвечающий их самым глубинным духовным потребностям. Это хорошая школа эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. Недаром М. Горький говорил: «Этика будущего – эстетика».

Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты, практические действия. Они-то и являются источником эстетического восприятия школьника. Для этого, однако, средства общения должны отвечать требованиям эстетики.

Основным средством общения является речь учащихся. Многие достоинства речи объединены одним понятием – «красноречие». Содержательность и чистота речи – главные условия ее красоты. Здесь недопустим словесный мусор. Это не безобидный недостаток, так как речь оказывает обратное действие на внутренний мир человека. Культура речи включает в себя художественный вкус. Хорошее впечатление производит речь образная, лаконичная, согретая чувством, четко продуманная. Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Украшает речь ее образность. Хороший рассказчик приводит яркие сравнения, метафоры, свежие эпитеты. Оживляет речь и уместное применение крылатых выражений, афоризмов, пословиц, остроумных и добрых шуток. Культура речи – это ее плавность, мягкость, ритм, четкая дикция.

Мимика, жесты, поза, движения эстетически воспитанного человека мягки, уместны, гармоничны и скромны. Они вызывают у других людей аналогичное ответное чувство.

Природа – богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.

Природа – это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. К. Д. Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Первая обязанность родителей – создать благоприятные условия для эстетического развития детей. К этим условиям относятся: художественно оправданная обстановка в доме и вокруг него; подобранные со вкусом предметы  окружающие ребёнка, а не бесполезное их нагромождение.  А главное, отношения в семье, отвечающие требованиям эстетики и морали. Но условия оказывают развивающее влияние лишь при активном отношении к ним детей. В этом случае даже минимально необходимые условия успешно формируют эстетическую культуру учащихся.

Наиболее эффективными являются воспитательные воздействия родителей, осуществляемые в совместном с детьми труде и досуге. Коллективная уборка квартиры, посадка деревьев и цветов у дома и другой труд радуют и восхищают детей своим результатом.

Большое эстетически-воспитательное значение в семье имеют общие и семейные праздники. На всю жизнь остаются в памяти красиво сервированный стол, музыка, совместные прогулки, песни, стихи и др.

С приходом в каждый дом ИКТ заметно отступило на задний план семейное чтение художественной литературы. А между тем чтение как средство эстетического воспитания ничем заменить нельзя. Родители могут обратить внимание детей на красоту художественного слова и образа. Восхищение красотой передается детям, подросткам. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободные часы.

Телевизор объективно является действенным средством художественного образования и воспитания детей в семье. Но таковым он становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного просмотра передач, их детьми с помощью родителей, эстетического восприятия произведений искусства. культура

Музыка в современной семье – обычное дело. Но к сожалению, чаще всего она звучит лишь в записях. Всеми доступными средствами родители должны приобщать детей к музыке, исполняемой на музыкальных инструментах. Но и слушанием музыки, воспроизводимой в записи, надо руководить, учитывая три момента: помощь детям в отборе записей, регулирование частоты слушания и громкости воспроизведения музыки.

Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это красиво!» Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения художественных и краеведческих музеев и выставок, филармонии, театра и кинотеатра.

Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание детей на эстетически-положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств.

Одна из вечных проблем семьи – одежда, обувь, косметика подростков и старшеклассников. Наилучшего результата в воспитании высокохудожественного вкуса добиваются те родители, которые не навязывают своего мнения, но с учетом возраста, места, времени и современных требований помогают взрослеющим детям понять и соблюдать требования эстетики в одежде и личной жизни.

Непременным условием успеха родителей в эстетическом воспитании детей является постоянная связь со школой и сотрудничество с учителями.

В семье закладываются основы  взаимоотношений между людьми, формируют ориентации на всю социальную жизнь, жизнь в обществе.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей, или, как минимум дать им представления  о прекрасном, существующем в жизни. Это важно имеемо сейчас, когда появилось много ложных ценностей, разрушающих внутренний мир детей, заложенную природой гармонию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, зн...

Перспективный план самообразования Токарской Валентины Александровны

Перспективный план самообразования Токарской Валентины Александровны Цели деятельностиКурсовая подготовкаПрактическая деятельностьСроки...

Родительское собрание "Эстетическое воспитание подростков в семье"

Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.(Эпиктет)...

Тема: Формирование нравственно – эстетического воспитания учащихся с ОВЗ.

Эта тема  актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. А  дети коррекцио...

ПРОЕКТ «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕНТИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ОСЕЕВОЙ»

Проект направлен на развитие интереса учащихся - читателей к жизни и творчеству детской писательницы, оставившей яркий след в истории русской литературы. предназначен для учащихся 5 - 9 классов к...

сотрудничество классного руководителя с родителями по эстетическому воспитанию

Любой, увлеченный родитель, может вести кружок в классе. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а становится помощником....