Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»
методическая разработка по музыке по теме

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, знаток музыкального творчества и истории музыкального искусства, сферы знаний, которые нужны хормейстеру, столь многообразны, что все их даже трудно перечислить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.odt8.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Хоровое пение является одной из эффективных форм музыкального воспитания, а так же важнейшей частью общественного воспитания при формировании личности.

Я руковожу детским хором гимназии г. Белореченска 20 лет и очень хорошо представляю себе многогранность и важность задач, направленных  на воспитание грамотных, пытливых, понимающих и любящих свое дело учеников. Основные направления в моей работе:

- привить любовь к хоровой музыке, научить ребят сознательно ее исполнять;

- всемерно расширять их музыкальный и общий кругозор;

- воспитывать чувство коллективного творчества, патриотизма, любви к народной песне, к произведениям классиков и современных композиторов;

- расширять голосовой диапазон у ребят, научить пользоваться своим голосом и беречь его;

- воспитывать навыки певца-ансамблиста, максимально развивать музыкальный слух и память;

- разбудить чувство творческой радости от успешного выступления, чувство гордости за свой коллектив и за дело, которым он занимается;

- воспитывать чувство ответственности за работу свою и всего коллектива, полезности хорового искусства;

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, знаток музыкального творчества и истории музыкального искусства, сферы знаний, которые нужны хормейстеру, столь многообразны, что все их даже трудно перечислить. Великий русский композитор Н. Римский-Корсаков писал: «Для понимания художественного произведения необходима возвышенная любовь и оценка гармонии, мелодии, ритма, голосоведения, тембров и оттенков». Эти слова лишь до некоторой степени раскрывают качества, без которых немыслим настоящий руководитель хора. Он должен слышать все хоровые голоса вместе (гармонический строй) и каждый в отдельности (мелодический строй), а для этого необходимо постоянно совершенствовать свой слух. Руководителю хора необходимы так же педагогические способности, артистический дар. Он должен высокообразованным, разносторонним музыкантом.

Одно из первых и важнейших свойств искусства хорового пения- чистота интонации. Чистая интонация – результат не только непосредственной работы над произведением, но и воспитания в коллективе вокально-слуховых навыков. Все компоненты хоровой звучности-ансамбль, дикция, звуковая выразительность формируются и совершенствуются в постоянном сочетании их с работой и интонацией.

Специфические особенности хормейстера заключаются в том, что стоящие перед ним задачи он осуществляет не непосредственно, а при помощи жестов. Ими он указывает темп, регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступления голосовых партий. Постоянная работа руководителя хора формирует его отношение к произведению, помогает созданию исполнительских представлений, обеспечивает высокий творческий уровень работы хора над произведением.

Великим даром каждого большого художника является его способность отдавать в произведении искусства тепло своего сердца другому человеку. В творениях великого мастера нас манит и греет его живая душа, жизнь человека высокого чувства и тонких духовных ощущений, в которой всякий находит для себя близкое и желанное.

В детском хоре использование одноголосия и унисона не упрощают, а усложняют исполнительские задачи певцов. Большим и длительным трудом приобретаются в хоре прочные навыки пения в унисон, умение голосов сливаться в монолитную, стройную, единую звуковую линию. Наиболее труден, конечно, унисон без сопровождения. Вдумчивый исполнитель должен проникнуть во внутренний мир композитора, открыть его слушателю, осветив огнем артистического вдохновения. Атмосфера влюбленности в произведение во время работы над ним руководителя и хора – вернейшее условие, важнейший стимул достижения лучшего исполнения.

Руководствуясь предварительным представлением руководитель и хор идут к воплощению произведения неуклонно и последовательно, внося в первоначальный замысел большие или меньшие коллективы, диктуемые практикой, реальными возможностями и условиями. Если же руководитель не имеет вначале работы живого, ясного, основанного на совершенном знании произведения представления о том, каким должно быть его окончательное исполнение, заранее можно сказать, что успеха не будет. Работа хормейстера на угад никогда не принесет творческой удачи.  Идя от простого к сложному, не следует перегружать важнейшую работу над простыми первоначальными заданиями, увеличивать их число. На начальном этапе работы можно ставить и раскрывать дальнейшие исполнительские задачи, но лишь постольку, поскольку они могут служить разрешению очередных задач, не мешая им или совмещаясь с ними. Важно последовательно и методично создавать у учащихся цельный образ произведения, его исполнительское ощущение. Чем совершеннее, тщательнее будет выполняться каждый этап этой работы, тем с большим творческим удовлетворением сможет наблюдать руководитель, как под его руками совершенствуется будущее исполнение. В работе руководителя хора должны присутствовать художественный вкус, наклонности. дарование, знания и культура, исполнительский опыт. И чем искренние и горячее руководитель хора сможет высказать, тем больше поверят исполнителю слушатели.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обмен опытом живой практики в труде, науке и искусстве всегда был и остается лучшим средством передать свои знания другому и научиться самому. Кроме того, сохранения в памяти опыта пройденного и уяснения перспективы дальнейшего дают возможность руководителю хора неразрывно обогащать свой труд различными фактами и обобщениями, способствующими совершенствованию его профессиональных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока хорового пения "Здравствуй, новая песня!"

Данный урок - урок изучения нового учебного материала.Тема: « Здравствуй, новая песня!»(Разучивание песни «Что мы Родиной зовем?»)Цель занятия: Знакомство с новой песней, краткой биографией комп...

Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и,  сравнивая их с обычными учениками общео...

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"

Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...

Методическая разработка урока хорового пения "Здравствуй, новая песня!"

Данный урок - урок изучения нового учебного материала.Тема: « Здравствуй, новая песня!»(Разучивание песни «Что мы Родиной зовем?»)Цель занятия:Знакомство с новой песней, к...