Классный час
классный час по теме

Лалетина Ольга Сергеевна

Класснай час "Как стать настоящим другом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Как стать настоящим другом»

Цель:

изучение и развитие межличностных отношений в классе, формирование дружного ученического коллектива.

Задачи:

1) создать условия для более глубокого усвоения учащимися  таких понятий, как «общительность», «товарищество», «дружба», через теоретическое изучение и обсуждение их значения;

2) способствовать учащимся в изучении своих психологических особенностей, влияющих  на межличностные отношения, через проведение диагностик,  через знакомство с мнением одноклассников по проблеме в ходе обсуждения, мнением специалистов и достоянием народной мудрости;

3) через организацию групповой работы скорректировать поведение отдельных подростков, способствовать решению проблем в межличностных отношениях в классном коллективе.

Подготовительный этап ( с привлечением учащихся):

1. Проведение анкет – диагностик:

а) Общительный ли ты человек?

б) Легко ли завоевать друзей? (см. приложение № 1)

2. Подбор пословиц, поговорок, высказываний великих людей о дружбе.

3. Написание сочинений «Портрет моего друга»

4. Поиск значения слов в словаре – общительность, товарищ, друг.

5. Оформительская работа:

а) рисунки с рожицами - по количеству учащихся в классе;

б) сердечки – по количеству учащихся;

в) оформление доски с использованием цветного мела.

г) на столах – таблички с названиями команд : «Верность», «Искренность», «Находчивость».

6. Формирование команд, определение названий для них.

Оформление доски:

Эпиграф (слева):

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов

                 В. Шекспир

Справа на доске -  вопросы для обсуждения:

1) Какого человека ты считаешь общительным?

2) Чем вызвана необщительность некоторых людей?

3) С какими людьми ты хотел бы общаться?

     4) Как стать хорошим товарищем?

5)Что такое друг?

6) Как стать настоящим другом?

Рисунок – в центре классной доски.  Окна – место для листочков с ответами учащихся:

Стань настоящим

другом!

дружба

товарищество

общение

На задней доске (или стенде)  – пословицы и высказывания о дружбе (см. приложение № 2).

Ход классного часа.

Оргмомент. Мотивация.

На прошлом классном часе вам были предложены достоинства, которые было бы приятно видеть у ваших друзей. Вы отметили два из них, которые вы цените выше других. Вот по тому, как вы выбирали, и получились три команды: «Верность», «Искренность», «Находчивость».

Ребята садятся за столы.

В каждой команде возьмитесь за руки, давайте скажем друг другу комплимент (слева направо): «Сегодня ты веселый, умный, внимательный, аккуратный, интересный, чуткий, вежливый и т.д.»

У каждого из вас есть полоска настроения. Обведите кружком № той рожицы, которая соответствует вашему настроению.

                                                              1                             2                        3

Целеполагание.

В пятом классе мы с вами выбрали девиз: «Один за всех – все за одного». Нам очень хотелось стать друзьями. Что-то за прошедшее время изменилось в наших отношениях, мы стали интересны друг другу, нам весело вместе, мы любим быть вместе: ходить в походы, играть, учиться, трудиться. И все же наши отношения не назовешь дружбой. Давайте на классном часе разберемся, что такое дружба, и что мы можем сделать, чтобы она была.

Основной этап.

I. У каждого человека есть потребность быть уважаемым и любимым. Большое счастье жить среди людей и приносить им радость. Недаром Антуан де Сент Экзюпери считал, что единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Но в жизни есть общительные, а есть необщительные люди. Последние тяжело переживают свое одиночество. Девочки, мальчики жалуются, что у них нет друзей, что они не умеют заводить знакомства.

Что же такое общительность? Послушаем, что нам об этом говорит словарь.

- Общительность – это умение легко входить в контакт с людьми, чтобы стать нужным и приятным им

В основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие. Эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека.

Вот итоги анкеты, проведенной на прошлом уроке. Мы написали их вам на листочках (раздаются листочки с результатами диагностик) . У нас несколько человек замкнуты и необщительны (5), 4 человека имеют высокий уровень общительности, у остальных – средний уровень.

  • Обсуждаем и пишем на листочках, приготовленный на столах ответы на следующие вопросы:

1) Какого человека ты считаешь общительным?

2) Чем вызвана необщительность некоторых людей?

3) С какими людьми ты хотел бы общаться?

Ребята обсуждают вопросы, пишут на листочках, которые затем помещаются на изображении дома на доске – в окнах.

II. Больше всего общительность проявляется в  чувстве товарищества. Что такое товарищ? Обратимся к словарю.

Товарищ – это человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, расположенный дружески к тебе.

Товарищеские отношения основаны на общности интересов и проявляются во взаимной помощи, солидарности, уважении и доверии.  Эти отношения укрепляют коллектив и делают его жизнь интересной. Чтобы стать хорошим товарищем, надо проникнуться уважением к каждому мальчику и к каждой девочке в классе, погасить отдельные антипатии к некоторым ребятам.  У всех есть что-то хорошее. Хорошего всегда больше плохого.

Настоящий товарищ всегда окажет помощь. Товарищество – это равноправие. В классе вы все равны. Ни внешность, ни положение родителей, ни национальность еще не дают тебе права считать себя лучше других и относиться к другим с пренебрежением. Высокомерие, зазанайство несовместимо с товариществом. Если ты умнее товарища – не гордись, а помоги ему понять то, что понимаешь сам. Если другой в чем-то преуспел – радуйся за него и учись у него. Это единственный путь добиться в жизни многого и всегда оставаться нужным и уважаемым человеком.

  • Предлагаю обсудить в группах и написать на листочке-окне ответ на вопрос: «Как стать хорошим товарищем?»

Ребята обсуждают, пишут, затем помещают листочки на доске.

III. Более высокий уровень общения – дружба.

Что такое друг? Обращаемся к словарю.

Друг – это тот, кто близок тебе по взглядам, интересам. тот, кто симпатичен тебе как человек.

Друг – это тот, кого нам вечно не хватает. Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого. Друг остается с тобой, даже если все покинут тебя. Друг – это тот, кто хочет, чтобы ты был лучше его.

А вот что вы пишете о друге в своих сочинениях:

«Я могу ему рассказать всё».

«У нас нет разногласий»

«Никогда не бросит в трудной ситуации, поддерживает»

«Мы быстро миримся, не обращая внимание на пустяки»

«Разделяет мои чувства и понимает в любое трудное или радостное время»

«Моя подруга самая верная.  Она никогда не раскроет тайны, которой я с ней поделилась, выручит в трудную минуту»

«Она мне так нравится, что и ссорится с ней не хочется»

Иметь верных, преданных друзей – истинное счастье.

Как найти друга? И надо ли его искать? эти вопросы волнуют многих, но дружба, дружеские отношения приходят, складываются естественно.

Однако найти настоящего друга – не главное. Важнее самому стать настоящим другом.

Мы провели анкету «Легко ли вам найти друзей?» Ее результаты написаны на ваших листочках. У некоторых написано: «Друзья достаются вам с трудом». У других: «Вы умеете завоевать дружбу» Ни один не получил запись : «Друзья для вас не проблема.  У вас их так много, что не сосчитать. Вам удается их без труда находить.  Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете»

  • Обсуждаем вопросы:  «Что такое друг?  «Как стать настоящим другом?»

Ответы-окна помещаются на доске

Трудность в том, чтобы оставаться принципиальным в главном, уметь простить друг другу мелкие недостатки ошибки. Очень трудно требовательным и честным в дружбе.

Подведение итогов.

Итак, как же стать настоящим другом?

(Ребята с места отвечают)

Чтобы стать им, ты должен:

1) Знать степень своей общительности, и если ты необщителен, замкнут – стремись больше знакомится с людьми, иди в незнакомые компании, чаще выступай на уроках и классных часах.

2) Ответить на вопрос, а какими качествами должен обладать ты, чтобы стать настоящим товарищем.

3) Определить, что ты должен изменить в себе, чтобы стать хорошим другом.

Итог: Мы узнали степень своей общительности. Провели анкету своего отношения к товарищам по классу. Постарались овладеть такими качествами, как непринужденность, внимательность, умение выполнять коллективные задания.

В заключение предлагаю спеть нашу песню «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается.

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –    

Вот что значит настоящий, верный друг

}  2 раза

Мы поссоримся и помиримся

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг

}  2 раза

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится  вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий, верный друг

}  2 раза

Рефлексия

Напишем доброе пожелание другу (на сердечке) и поставим знак ٱ под той рожицей, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

                                          

Приложения

Приложение №1 Диагностики к классному часу.

Диагностика №1

Определение уровня общительности.

На предложенные вопросы отвечайте «да» или «нет»

  1. Много ли у вас друзей?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной кем-то из одноклассников?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  4. Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас?
  6. Трудно ли вам войти в новые коллективы?
  7. Легко ли вы вступаете в разговор с новыми людьми?
  8. Легко  ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться, поговорить с новым человеком?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы чувство затруднения, стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13.  Любите ли вы коллективные игры?
  14.  Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
  15. Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17.  Чувствуете ли вы себя непринужденным в незнакомой компании?
  18. Правда ли,  что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится выступать, говорить перед большой группой людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20.  Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

 

Результаты:

 если меньше 10 баллов –

вы замкнуты и необщительны, с трудом сходитесь с людьми и не стремитесь к этому, вам не нравятся шумные компании, вы предпочитаете одиночество;

если 10-13 баллов –

средний уровень общительности, вы легко знакомитесь с людьми, не устаете от общения, но все же много читаете, не любите многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимаете участие в групповых играх и делах;

если 14 и больше –

высокий уровень общительности; общение – одна из радостей жизни. Вы легко сходитесь с людьми, часто общаетесь, имеете много друзей. Не боитесь большой аудитории. Вы не устаете от общения.

Диагностика № 2

Умеете ли вы выбирать друзей?

Легко ли вам это удается?

На все вопросы отвечайте быстро и искренне.

Из перечисленных достоинств выберите два, которые вы цените выше других:

1) искренность; 25

2) верность; 20

3) находчивость; 10

4) красота; 6

5) скромность; 15

6) занимательность; 5

7) ум. 8

На данные вопросы ответьте да или нет:

да

нет

  1. Подводил ли вас когда-нибудь друг?
  2. Считаешься ли ты хорошим знатоком людей?
  3. Охотно ли путешествуешь?
  4. Любишь ли ты общество?
  5. Знаешь ли ты всех жильцов своего дома?
  6. Животные – лучшие друзья людей.
  7. В беде покинет тебя и друг
  8. Дружба не прибыльна
  9. Не следует от друзей требовать многое.
  10. Чем больше друзей – тем лучше.

5

20

4

15

12

5

3

1

20

5

15

2

12

8

6

15

12

20

6

10

Результат:

Менее 140 –

 Друзья достаются вам с большим трудом, и совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем. Просто вы не верите, что можете встретить хорошего друга. Больше доверяй людям.

141 – 180 –

Вы умеете завоевать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, вы и сами не подведете друзей. И пусть вам не всегда везет, вы никогда не унываете - ведь у вас отличные друзья.

Более 180

Друзья для вас не проблема, у вас их так много, что и не сосчитать. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.

Приложение № 2

Пословицы и поговорки о дружбе.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Все за одного, и один за всех.

Артель дружбой крепка.

Мир крикнет – камень треснет.

Семеро одного не ждут.

Один в поле – не воин.

Двое одному – рать.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашел – береги.

Без беды друга не узнаешь.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Для друга и семь верст не околица.

…        Друг всегда уступить готов

Место в шлюпке и круг.

Его не надо просить ни о чем,

Ему не страшна беда,

Друг – это третье мое плечо,

будет со мною всегда,

Ну, а случится, что он влюблен,

а я на его пути,

Уйду с дороги – таков закон,

Третий должен уйти

Понятия к классному часу

  • Общительность -  это умение легко входить в контакт с людьми, чтобы стать нужным и приятным.
  • Общительный – легко входящий в контакт с людьми.
  • Товарищ – человек, близкий по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а так же человек, расположенный дружески к тебе.
  • Друг тот, кто близок тебе по взглядам, интересам, симпатичен тебе как человек.

Литература : Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. В помощь классному руководителю. Издание 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...