Классный час "Меценаты"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Вера Викторовна Самойлова

Тематика классного часа очень актуальна и нацелена на  изучение истории своего края,  привитие чувство гордости за людей живших в нашей местности, формирование этических норм поведения и общения друг с другом. Данное мероприятие способствует  развитию эмоционально – ценностной сферы учащихся;  формированию этических представлений, знаний о категориях добра,  организует процесс самопознания через создание условий для самовыражения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект классного часа "Меценаты"764.46 КБ

Предварительный просмотр:


Классный час

« Меценаты земли Владимирской»

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок

 Наш классный час сегодня посвящается   краеведению, и начнем мы его с обсуждения такого понятия, как меценатство.

           Благотворительность – это ответственность за свой народ. В первом веке до нашей эры жил в Риме богач по имени Меценат. Он служил при дворе императора Августа (1), был умелым и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства, оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры.… И именно этим обессмертил своё имя.

           А как сегодня называют таких людей, которые оказывают покровительство и помощь нуждающимся людям?

         Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих нуждающимся. В России меценатство имеет давнюю традицию, уходящую корнями вглубь истории. Русские цари, князья и вельможи издавна покровительствовали строителям храмов и дворцов, живописцам – богомазам, составителям летописей и хроник, книгопечатанникам и учёным.

       Большое значение в истории русского меценатства имели преобразования Петра I. Богатые сподвижники царя – реформатора не только поддерживали русские таланты, но и знакомили соотечественников с достижениями западноевропейского искусства, науки, общественной мысли.

Расцвет меценатства приходится на «век Екатерины». Дворяне тогда были самым богатым сословием. Были среди них братья

1.   Орловы, чьи богатства впервые годы царствования Екатерины  

      возросли неимоверно. В 1770 году Екатерина пожаловала Григорию

      Орлову Гатчину. На устройство имения были потрачены громадные      

      средства, и вскоре весь Петербург заговорил о Гатчине как о чём-то  

      невиданном, а приезжавшие в Россию иностранцы спешили

      взглянуть на чудо комфорта и роскоши.

 2.  Ещё один «покровитель муз» екатерининского времени - князь  

     Александр Андреевич Безбородко, на чьи средства был основан    

     музей в Нежине, большая часть картин из его коллекции находится  

      сейчас в Государственном Эрмитаже.

3. Меценатством и благотворительностью была известна и фамилия    

    Прокофия  Акинфиевича Демидова, который с неслыханной      

    щедростью   отдал на благо Отечества 1,5 миллиона рублей на  

    обустройство  Петербургского коммерческого училища, 1 миллион        

    рублей на народные училища и 100 000 рублей на строительство  

    Московского Государственного Университета.

 Я думаю вам уже известна фамилия Третьяков.

4. Павел и Сергей Третьяковы  происходили из купеческого рода, благодаря своему труду и усвоенными от отца наставлениями и правилам, братья умножили свое благосостояние. Вскоре они стали одними из самых крупных меценатов города Москвы. В 1850- х годах Павел  Третьяков начал собирать свою русскую коллекцию, которая в  последствии стала одной из самых знаменитых коллекций  не только России, но и мира.  В 1892 г П.М Третьяков передал коллекцию  вместе с  пристройкой к своему дому в дар Москвы. И   сегодня у благодарных потомков ( у нас с вами ) есть возможность посещая художественную галерею Третьяковых, созерцать работы великих русских и европейских художников.  А приобретены они были за огромные деньги.        

           Деятельность на благо Отечества воспитывала и формировала клан русских предпринимателей как людей мыслящих, просвещённых, осознающих свою личную ответственность за судьбу страны.

 А сейчас я предлагаю поговорить о меценатах – земляках. О людях, которые на свои сбережения благоустраивали города и села нашего края.

Рахмановы.

Потомки старинного рода владимирских дворян оставили о себе память на века. До сих пор старожилы г. Владимира помнят Рахманов перевоз, а некоторые даже богадельню для бедных дворянок, что была открыта в начале 20 века на Студеной горе в доме Зинаиды Дмитриевны Рахмановой. Это здание и поныне стоит и служит городу.

Нечаев – Мальцов Юрий Степанович.

звание Почетного гражданина города Владимира получил 25 января 1901 г. « за участие в деле устройства земского ремесленного училища». Почетный член Владимирской  ученой архивной комиссии.  Богатый и независимый, с большим художественным вкусом, Юрий Степанович всерьез интересовался искусством. На его средства построили по проекту Л.Н. Бенуа храм в Гусь-Хрустальном. Сейчас в этом здании располагается музей Хрусталя, который мы с вами недавно посетили. Славу щедрого мецената Нечаеву -  Мальцову принесла его деятельность по сооружению Музея изящных искусств имени А.С. Пушкина.

C:\Users\1\Pictures\Новая папка\071120122966.jpg

                  C:\Users\1\Pictures\Новая папка\071120122964.jpg

Были меценаты и в нашем сельском округе.

Комиссаров Михаил Герасимович

Komissarov M G.tif
Член Государственной Думы, 1906

Дата рождения:

1867 год

Михаил Герасимович Комиссаров,  родился в с Дубасово. Предприниматель, юрист, меценат, депутат I Государственной Думы от Владимирской губернии.    

               Русский, православного вероисповедания. Происходил из купеческой семьи, имевшей крестьянские корни. Отец, Герасим Филиппович Комиссаров, - владелец стекольного завода в селе Дубасов . Михаил окончил 3-ю Московскую гимназию, а затем юридический факультет Московского университета].

 Благотворительность

Личный дворянин, надворный советник, публицист, землевладелец, предприниматель, известный меценат. Долгое время М. Г. Комиссаров состоял бессменным председателем общества для пособия, нуждающимся студентам московского университета В Судогодском уезде Владимирской губернии на свои средства содержал при Дубасовском стекольном заводе школу с бесплатным интернатом для учащихся из отдалённых деревень и прекрасно оборудованную больницу для рабочих Кроме Дубасовской двухклассной школы в том же уезде Комиссаров содержал Артёмовское и Старо-Опокинское (бывшее Ларинское) одноклассные училища М. Г. Комиссаров был одним из основных пайщиков-вкладчиков Московского Художественного театра и членом его правления.

Общественная деятельность

С 1892 года Комиссаров служил почётным мировым судьёй в Судогодском уезде, потом избирался уездным и губернским гласным во Владимирской губерни Гласный Московской городской думы. Член «Союза земцев-конституционалистов», затем Конституционно-демократической партии. 4 июня 1906 года кооптирован в состав ее Центрального комитета. Председатель Владимирского губернского комитета конституционных-демократов, казначей Московского отделения ЦК конституционных-демократов. Издатель газеты «Народное дело» (Москва, 1906), глава книгоиздательства «Народное право».

 Политическая деятельность

Он активно участвовал в политической деятельности, был одним из организаторов кадетской партии. 26 марта 1906 года избран в Первую Государственную Думу от общего состава выборщиков Владимирского губернского избирательного собрания. Входил в Конституционно-демократическую фракцию. Секретарь 8-го отдела Думы. Член Комиссии для разбора корреспонденции. Докладчик 8-го отдела по проверке прав членов Государственной Думы. Подписал законопроекты «42-х» «О неприкосновенности членов ГД», «О собраниях»

После разгона Думы

После разгона Думы 10 июля 1906 года в Выборге подписал "Выборгское воззвание". После возвращения в Петербург члены кадетской фракции три дня подряд ездили на фракционные собрания, проводившиеся на даче Комиссарова в Териоках М. Г. Комиссаров был осужден за "Выборгское воззвание" по ст. 129, ч. 1, п. п. 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав Срок заключения отбывал в Таганской тюрьме

После отбытия наказания вернулся к партийной и общественной деятельности. С 1910 председатель отдела земского самоуправления Русского технического общества. На 9-м съезде конституционно-демократической партии (23-28.7.1917) избран кандидатом в депутаты Учредительного собрания. Но избран депутатом Учредительного собрания Комиссаров не был. Участник Государственного совещания (Москва, 12-15.8.1917) После разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года Михаил Герасимович уходит из политики.

В советское время

В 1918 году, лишившись всего состояния, Комиссаров поступил на работу в МХТ управляющим делами, позже помощником бухгалтера, а потом стал секретарем правления

В советское время Комиссарова дважды арестовывала ЧК, причём один раз - за общение с Николаем Александровичем Бердяевым. Для освобождения после второго ареста потребовалась помощь мхатовцев. В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, И. М. Москвин обратились в президиум московской ЧК от 18 мая 1920 года с просьбой: «взять на поруки арестованного помощника бухгалтера театра М. Г. Комиссарова… Необходимо заключить отчётность за истекший сезон и немедленно приступить к составлению сметы на предстоящий сезон… М. Г. Комиссаров является единственным помощником бухгалтера - крайне необходимым работником»

Умер М. Г. Комиссаров 1929 году. Его похоронили на Дорогомиловском кладбище, но позднее его прах перенесли на Новодевичье].

Память

  • 29 апреля 2006 года по инициативе депутата Законодательного собрания Владмирской области С. В. Сахарова и с разрешения Департамента образования в селе Дубасово Гусь-Хрустального района на здании бывшего двухклассного училища была установлена мемориальная доска в память о М. Г. Комиссарове,    депутате Первой Государственной Думы и меценате.

Учитель: Ребята вы послушали  интересную информацию о меценатах, назовите качества которыми обладали эти люди.

Ожидаемые ответы ( образованность, щедрость,  богатство, доброта).

Все они занимались благотворительностью. Творили благо, а как известно добро -это благо для другого.

Учитель: Сейчас я предлагаю проверить ваши знания пословиц о добре.

     ( Учащимся раздаются листы с пословицами,  им надо правильно соединить 2 части в одно предложение)

Добряк творит добро, быть может, и не зная

а зло забывай.

Ласковое слово,

добру и учит.

Добрый человек скорее дело делает,

то и пожнёшь.

Чем сердиться,

чтобы сердце пело.

Доброму

чем хорошо говорить.

Хорошее слово -

что от того болит душа у негодяя.

Злой не верит,

а злое калечит.

Сделай доброе дело,

половина счастья.

Не одежда красит человека,

что есть добрый.

Добрый человек

лучше помириться.

Доброе слово лечит,

все друзья.

Добра желаешь -

добра не делает никому.

Лучше хорошо поступать,

добро и делай.

Добро помни,

добром плати.

Что посеешь,

чем сердитый.

За добро

что весенний день.

Худо тому, кто

а его добрые дела.

                                       

 Релаксационная пауза.

         Учитель:             Вы славно потрудились, а теперь можно и отдохнуть.

      Положите руки  перед собой на парту, расслабьтесь. Представьте, что у вас в руках находится «Чудесный цветок добра». Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть его, какой он, какого он цвета. Может быть, он имеет запах? А, может, от него исходит какая – то приятная музыка? И вам хочется её послушать? Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как цветок согревает вам душу, наполняет её радостью. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. А теперь посмотрите друг другу в  глаза и поделитесь друг с другом добрыми чувствами.

        Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.

        Чем сердиться, лучше помириться.

        Доброму – все друзья.

        Хорошее слово – половина счастья.

         Злой не верит, что есть добрый.

        Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.

        Не одежда красит человека, а его добрые дела.

        Добрый человек добру и учит.

        Доброе слово лечит, а злое калечит.

        Добра желаешь, добро и делай.

        Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

        Добро помни, а зло забывай.

        Что посеешь, то и пожнёшь.

        За добро добром плати.

        Худо тому, кто добра не делает никому.

        Доброго чту, а злого не жалую.

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_57/29/d-28095/img13.jpg

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_57/29/d-28095/img14.jpg

                          Самоанализ внеклассного мероприятия  

     

       

 Цели:     - способствовать формированию у учащихся таких качеств личности как доброта, щедрость, видеть положительные качества людей;

                   -прививать чувство гордости за свою страну;

                  - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, активизация познавательного интереса.                                  

.Форма проведения: педагогическая мастерская  

 Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе игровые и коммуникативно – исследовательские технологии (деловые, ролевые и дидактические игры; работа в группах, диалог, дискуссия).

 Методы:  словесный, практический, проблемно – поисковый.

Моё педагогическое кредо – научить детей быть человечными.

               При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного уровня учащихся.  

            При планировании данного мероприятия я старалась учесть образовательные, воспитательные и развивающие задачи, для реализации которых был и подобран весь материал. При подборе материала я учитывала поставленные цели и задачи ( изучение истории своего края,  привитие чувство гордости за людей живших в нашей местности.формирование этических норм поведения и общения друг с другом; развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся;  формирование у учащихся этические представления, знания о категориях добра,  способствовавшие процессу самопознания через создание условий для самовыражения).            

        Тематика классного часа очень актуальна и соответствует возрасту и интересам детей. Объём информации доступен в соответствии с возрастом.

            « Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Эти слова Льва Толстого являются для меня эпиграфом этого классного часа. Мною были использованы такие формы работы как рассказ, поиск необходимой информации, дискуссия, обмен мнениями, компьютерная презентация.

                Использованные методы  способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.

          В ходе внеклассного мероприятия мною была проведена релаксационная пауза. Этот момент носит терапевтический, корригирующий характер. Он помогает ребёнку в стабилизации внутреннего состояния, усилению позитивности, самоощущению.

            Я считаю, что учащиеся были активны, проявили интерес к проблеме, умение общаться по проблеме.  Этому способствовала благоприятная психологическая атмосфера, где осуществлялся принцип положительного фона и познавательной активности. Эмоции учащихся я старалась развить включением в содержание мероприятия интересных заданий, фактов, презентации.  

          Благодаря выше указанному цели данного мероприятия были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...